Права человека: понятие, сущность, источники

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:59, лекция

Описание работы

Предметом изучения дисциплины «Права человека» как учебной дисциплины выступает система знаний о природе и содержании прав, свобод и обязанностей человека, гражданина и социальных общностей.
Права и свободы не дарованы человеку, они принадлежат ему уже в силу того, что он человек, поэтому их называют естественными правами. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Право на жизнь, свободу, собственность, равенство является отражением законов природы, разума и справедливости.

Содержание

Принятые сокращения
4
Введение
5
Права человека: понятие, сущность, источники
6
1. Предмет, задачи курса «Права человека» Источники прав и свобод человека. Понятие прав человека: два подхода – естественно-правовой и позитивистский.
6
2. Основные принципы философии прав человека – гуманизм, свобода, достоинство, равенство и равноправие.
9
3. Конституционные обязанности человека и гражданина. Права и обязанности, их взаимосвязь.
10
Становление и развитие прав человека от древнего мира до великой французской революции
13
Понятие прав граждан в Древней Греции.
13
Понимание прав человека в эпоху средневековья.
24
Права человека в Новое время.
30
Права человека в истории отечественной общественно-политической мысли
33
Всеобщность и универсальность прав человека
35
Политические права и свободы.
35
Личные (гражданские) права.
37
Экономические, социальные и культурные права.
45
Диалектика прав человека и социальных общностей
50
Права национальных и иных меньшинств.
50
Права женщин.
52
Права ребенка.
55
Механизмы защиты прав человека
59
1. Национальная система защиты прав человека в Республике Беларусь.
59
2. Институт уполномоченных по правам человека
66
3. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
68
4. Региональное сотрудничество государств в области прав человека.
79
Становление гражданского общества и правового государства
86
1. Правовое государство, его признаки.
86
2. Понятие гражданского общества, проблемы становления.
89
Литература

Работа содержит 1 файл

Kurs_lektsy_Prava_chel.docx

— 271.14 Кб (Скачать)

Принципы свободы предполагает и согласно нормам права означает, что человек в первую очередь ограждается от любого произвольного вмешательства в его личное пространство, личную жизнь, в том числе и со стороны общества и государства.

Реализация принципа свободы обеспечивает превращение подданного в гражданина, определяя характер взаимоотношений человека и государства

Принцип свободы выражается в: свободе от дискриминации, свободе от нищеты, свободе развития, свободе от страха, пыток, произвольных арестов и насилия, свободе от несправедливости и нарушений законности, свободе мысли, слова, участия в процессе принятия решений, свободе от эксплуатации.

Принцип свободы проявляется в праве на неприкосновенность личности, защите чести, достоинства и репутации, неприкосновенности жилища и в некоторых других сферах, обеспечивающих свободу как личную безопасность.

С другой стороны, свобода определяет рамки дозволенного поведения человека, его активности в той или иной сфере жизнедеятельности, к примеру, в реализации некоторых политических прав и свобод (свобода митингов, уличных шествий, демонстраций).

Социально-экономические права  обеспечивают свободу от унижающего человеческое достоинство существования, безработицы, экологического неблагополучия, других негативных явлений, с одной стороны, и свободу распоряжаться основными факторами производственной и иной экономической деятельности, с другой стороны. Однако такое проявление свободы даже отдельного человека возможно, если она ограничена и существует наряду со свободой других людей.

Принцип равенства и равноправия означает равный правовой статус личности независимо от социального, политического, расового, полового, религиозного, национального или иного положения. Одновременно субъекты с равным правовым статусом должны обладать равными правами и свободами, то есть быть равноправными в своем правовом положении.

Конституции всех государств, целью  которых является развитие институтов гражданского общества и построение правового, демократического государства, рассматривают принцип равенства как основополагающий в системе прав человека и гражданина и правовой системе.

Содержание принципа равноправия  определяет равные возможности гарантированного государством уровня правовой и социальной защищенности для всех членов общества.

Выраженные в правах человека свобода, равенство и равноправие служат утверждению принципа достоинства личности и обеспечивают в конечном итоге для каждого человека достойные условия для существования. Достоинство человека – источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами является той предпосылкой, которая дает человеку возможность самореализоваться как личности. Гуманизм прав человека заключается в утверждении, что все люди – члены, одной человеческой семьи, наделенные разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, уважения прав и свобод другого человека. В ст. 1 Всеобщей декларации прав человека отмечается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. В ст. 25. Конституции РБ закрепляются гарантии защиты человека государством от деяний, унижающих достоинство личности

3. Конституционные обязанности человека и гражданина. Права и обязанности, их взаимосвязь

Права и свободы неотделимы и  неразрывно связаны с выполняемыми людьми обязанностями. Единство прав и  обязанностей составляет основу правового статуса человека и гражданина. Обязанности человека и гражданина – требования, предъявляемые к нему обществом и государством для того, чтобы не нарушались права других людей, социальных групп, общества и государства в целом и их нормального функционирования. Права и свободы отдельного человека ограничиваются его собственными обязанностями и заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого.

Конституционные (основные) обязанности  являются наиболее значимыми с в общей системе обязанностей, так как они наряду с другими элементами формируют основы конституционного строя государства, гражданского общества, их невыполнение приводит к столкновению интересов личности, общества, государства.

Конституционные (основные) обязанности носят общий характер, не ограничены, как правило, во времени (постоянны, бессрочны) и пространстве (действуют на всей территории Республики Беларусь в пределах ее естественных границ, а также на территории дипломатических, консульских учреждений, торговых государственных представительств и иных пространственных пределах, признаваемых государственной территорией Республики Беларусь), распространяются на всех.

Конституционные (основные) обязанности  имеют постоянно действующий характер, обладают верховенством, все другие обязанности должны соответствовать основным; государственные органы, должностные лица должны принимать правовые акты или решения, соответствующие конституционным обязанностям, конституционные обязанности служат правовой основой для всех других обязанностей, устанавливаемых законодательством, только конституционные обязанности действуют на всей территории Республики Беларусь в отношении всех граждан государства, иностранцев, лиц без гражданства и иных субъектов правоотношений, для каждого гражданина существует одинаковый круг обязанностей, в этом проявляется принцип равноправия в правовом положении граждан.

В зависимости от периода времени  обладания определенными обязанностями можно выделить постоянные (бессрочные, не ограниченные во времени) и временные обязанности. Например, нормами Конституции не оговариваются какие-либо сроки реализации основных (конституционных) обязанностей граждан Республики Беларусь, например, защищать ее, или принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов.

Временный характер носит обязанность иностранного гражданина или лица без гражданства соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции Республики Беларусь в период нахождения данного лица на ее территории.

В зависимости от характера субъектов  – носителей обязанностей выделяют коллективные и индивидуальные обязанности. Коллегиальная (коллективная) обязанность возлагается на группу лиц, объединенных государственными, организационно-правовыми, идеологическими, политическими, национальными, религиозными, культурными и иными целями, задачами, принципами и представляет собой меру должного поведения, обусловленную притязаниями государства и общества. Субъектами должного поведения (обязанной стороной) в этом случае выступают коллегиальные государственные органы, национальные общности, политические партии, религиозные организации, иные общественные организации. Например, к коллективным следует отнести обязанность народа (нации) уважать национальные интересы, культуру и традиции, право на самоопределение других народов (наций) или обязанность политических партий и других общественных объединений воздерживаться от деятельности, имеющей целью или сопряженной с пропагандой войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды (ст. 5 Конституции Республики Беларусь), или обязанность религиозных организаций, их органов и представителей осуществлять деятельность, направленную против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряженную с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствующую исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносящую вред их здоровью и нравственности (ст. 16 Конституции Республики Беларусь).

Применительно к конституционному праву коллективная (коллегиальная) обязанность возлагается, например, на Национальное собрание – разрабатывать и принимать законы, Правительство обязано сложить полномочия перед вновь избранным Президентом, суды обязаны рассматривать дела по особо тяжким преступлениям и в отношении несовершеннолетних коллегиально.

Выделяют также обязанности государства, государственных органов. Конституционные (основные) обязанности государства и государственных органов могут быть прямо оговорены, в статье 34 Конституции: государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Некоторые обязанности вытекают из содержания нормы, отдельного положения. Так, статьи Конституции, в соответствии с которыми государство и его органы гарантируют обеспечение, реализацию, защиту определенных прав и свобод (ст.ст. 10, 13, 21, 33, 34, 41, 42, 44, 45, 47, 49, 50, 60, и др.) или провозглашающие ответственность государства за создание условий по их реализации и соблюдению (ст.ст. 2, 15, 59), одновременно предполагают не только права государства в этой области, но и ряд обязанностей.

Основные (конституционные) обязанности, носящие индивидуальный характер, закреплены в положениях Конституции, регулирующих правовой статус граждан Республики Беларусь и иных категорий физических лиц, например, в статьях 2, 10, 13, 15, 21, 33 и др. Так, к конституционным (основным) обязанностям человека и гражданина Республики Беларусь относятся: обязанность соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и уважать национальные традиции (ст. 52), обязанность уважать достоинство, права и свободы, законные интересы других лиц (ст. 53), обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54), обязанность принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (только граждане) (ст. 56), обязанность родителей и лиц, их заменяющих, воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии, обучении и обязанность детей заботиться о родителях, а также лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь (ст. 32).

В отличие от осуществления гражданами своих прав, зависящих от их воли (они могут воспользоваться предоставленными им правами по своему усмотрению в конкретных обстоятельствах и в определенном объеме или не воспользоваться), обязанности должны выполняться независимо от воли лица. За невыполнение или ненадлежащее выполнение гражданами или иными субъектами правоотношения возложенных правовых обязанностей устанавливается юридическая ответственность. Невыполнение или несоблюдение основных (конституционных) обязанностей влечет к взаимной ответственности государства, общества и граждан, иностранных граждан, других субъектов правоотношений.

Устойчивое развитие общества зависит  не только от максимальной реализации прав человека, но и от соблюдения возложенных на каждого члена этого общества обязанностей.

 

Становление и развитие прав человека от древнего мира до великой французской революции

  1. Понятие прав граждан в Древней Греции.
  2. Понимание прав человека в эпоху средневековья.
  3. Права человека в Новое время.
  4. Права человека в истории отечественной общественно-политической мысли

1. Понятие прав граждан в Древней  Греции.

Истоки  политико-правовой мысли древних  греков, в том числе и некоторых важнейших принципов в области прав и свобод человека, восходят к мифам. Существенным моментом древнегреческих мифов является борьба богов за власть над миром, в том числе над людьми. Смена верховных языческих богов (Хаос, Уран, Крон, Зевс) означала также смену принципов их власти, что отражалось как на взаимоотношениях самих богов, так и на их отношениях к людям, на всем строе общественной жизни. Утверждение власти богов-олимпийцев во главе с Зевсом представляется как утверждение принципов справедливости, законности и полисной (благоустроенной) жизни.

Уже в гомеровский период древнегреческого общества происходит разграничение двух уровней правосознания уровень вечных принципов всеобщей справедливости и уровень конкретных норм и установлений, регулирующих правоотношения в обществе.

Вместе  с тем Гомеровское общество еще  не знает идеи равенства прав и  свобод, идеи права как уравнивающего  принципа и мерила равенства. Более того, право состояло в притязании на неравенство, но такое неравенство, которое соответствует принципу справедливости и обычаю, обычному праву. Таким образом, справедливое – выступало в качестве основания и критерия правового. И только то, что соответствовало тогдашним взглядам на справедливость, воспринималось как право.

В древнегреческом  обществе разум человека постепенно освобождался от верховенства власти богов, и в повседневной жизнедеятельности  человек стал в основном руководствоваться  разумом. Человек стал жить не только согласно природе, но и согласно установленному порядку (согласно разуму). Важнейшим  открытием человеческого разума был закон (nomos) разумные установления, порядок, принятый всеми гражданами полиса (города-государства) и обязательные для всех. Согласно этим представлениям человеческая жизнь должна соответствовать существующей в космосе гармонии. Космическая же гармония отождествлялась со справедливостью, естественным законом, космическим (божественным) законом. Поэтому первоначальные представления древних греков о правах человека исходят из убеждения, что полис и полисные законы имеют божественное происхождение и опираются на божественную справедливость.

Источник  права вообще, а также права  отдельных граждан полиса восходят к божественному порядку (закону) справедливости, только то, что соответствовало справедливости, воспринималось древними греками как право.

Рационализация  мифических представлений, предпринятая Гомером и Гесиодом, получает развитие в творчестве Семи мудрецов Древней  Греции, к которым обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон (VII – VI вв. до н. э.). Все они интересовались политическими процессами своего времени, а некоторые из них были законодателями. В их кратких изречениях (гномах) содержится формулировка ряда важнейших идей и положений, ставших впоследствии не только исходными принципами, но и целевыми установками для многих политико-правовых учений и целых направлений как античной, так и последующих эпох. Стержневой же для всех мудрецов была идея о необходимости соблюдения меры и середины во всем.

Знаменитый  афинский политический деятель и  законодатель, один из Семи мудрецов, Солон (640 560 гг. до н. э.), избранный в 594 г. верховным архонтом, в своей законодательной деятельности попытался на практике осуществить принцип меры и справедливости. С целью установления социального мира он ликвидировал долговое рабство, стремился установить компромисс между аристократией и демосом, богатыми и бедными, формальное равенство всех граждан перед законом. Все граждане были разделены по имущественному цензу на четыре группы. При этом права и обязанности граждан он распределил таким образом, что богатые граждане, наделенные большими политическими правами, были обязаны нести и большую ответственность. Представители последней низшей группы граждан обладали лишь правом участия в народном собрании и народном суде. С целью обеспечения принципа соразмерности прав и обязанностей граждан в общественную жизнь внедрялся принцип всеобщего равенства. В противовес аристократическому ареопагу Солон создал Совет четырехсот. Он упразднил большинство привилегий родовой аристократии, способствовав дальнейшему развитию рабовладельческой демократии. Величайший философ античности Аристотель полагает, что именно с реформ Солона началась демократия.

Информация о работе Права человека: понятие, сущность, источники