Правовой статус Всемирной торговой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 09:45, доклад

Описание работы

Присоединение России к ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.
Присоединяясь к ВТО, России предстоит взять на себя ряд обязательств, содержащихся в договоренностях ВТО. Вместе с обязательствами Россия получит, конечно, и права, которые позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
ГАТТ – 1947 как квазимеждународная организация……………………4
Учреждение ВТО………………………………………………………….5
Членство в ВТО……………………………………………………………7
Функции ВТО……………………………………………………………..10
Основные направления деятельности ВТО…………………………….12
Принципы ВТО…………………………………………………………...14
Структура ВТО…………………………………………………………...17
Заключение ………………………………………………………………25
Список литературы………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

VTO.docx

— 58.76 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Уральская Государственная  Юридическая Академия»

Институт государственного и международного права

Кафедра иностранного государственного международного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад СНО по международному праву:

«Правовой статус Всемирной  торговой организации»

 

 

 

 

 

Выполнила:

                                                 Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2010г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

ГАТТ – 1947 как квазимеждународная организация……………………4

Учреждение ВТО………………………………………………………….5

Членство в ВТО……………………………………………………………7

Функции ВТО……………………………………………………………..10

Основные направления  деятельности ВТО…………………………….12

Принципы ВТО…………………………………………………………...14

Структура ВТО…………………………………………………………...17

Заключение ………………………………………………………………25

Список литературы………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Поскольку экономика России все сильнее интегрируется в  мировую торговлю, для нашей страны назрела необходимость включиться в работу международных экономических  организаций.

Вступив в ВТО, Россия получит  возможность использовать для защиты своих внешнеторговых интересов  весь этот механизм. Нужда в нем  для российских предпринимателей ощутимо  выросла, когда в ответ на серьезное  повышение открытости своего внутреннего  рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого  она, напротив, столкнулась с торговыми  барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной  торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке  России.

Присоединение России к ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового  режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров  Российской Федерации, но и экспортеров  и импортеров в самой России.

Присоединяясь к ВТО, России предстоит  взять на себя ряд обязательств, содержащихся в договоренностях  ВТО. Вместе с обязательствами Россия получит, конечно, и права, которые  позволят ей лучше защищать свои внешнеторговые интересы и ускорят ее интеграцию в мировое хозяйство.

 

 

 

 

 

 

ГАТТ – 1947 как квазимеждународная организация.

 

В феврале 1946 года Экономический  и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) на своей первой сессии принимает резолюцию  о созыве Конференции Объединенных Наций по торговле и занятости. Создается  Подготовительный комитет, который  в 1946 – 1947 годах на сессиях и в  рамках созданных им органов вырабатывает Устав Международной торговой организации (МТО).

Так и не вступивший в  силу Устав МТО нашел отражение  в Гаванской хартии. Когда невозможность  создания МТО стала очевидной, части  Гаванской хартии была придана договорная автономия, и она превратилась в  Генеральное соглашение по тарифам  и торговле 1947 года (ГАТТ - 1947). Соглашение (вместе с Протоколом о его временном  применении) было приложено к Заключительному  акту второй сессии Подготовительного  комитета Конференции ООН по торговле и занятости, принято 30 октября 1947 г. 23 государствами и вступило в  силу с 1 января 1948г.

Изначально ГАТТ не предполагало образования международной организации. В тексте использовался термин «Договаривающиеся  государства», что характерно для  обычного международного договора.

Вместе с тем для  обеспечения торговых переговоров  в рамках ГАТТ 1947 года, а также  для контроля за его выполнением  был создан постоянно действующий  орган – Секретариат ГАТТ. Процесс  институционализации углублялся, поэтому  ГАТТ постепенно оказалось за рамками  обычного международного договора. Заключается  договор со Швейцарией о местопребывании  ГАТТ. Накануне раунда международных  переговоров, получившего название «Раунд Кеннеди» (продолжается с 1964 по 1967г.), в составе ГАТТ – 1947 были образованы совет, комитеты и рабочие группы. Так постепенно сформировалась квазимеждународная организация. В отличие от международной  организации она не имела Устава. Вместе с тем предмет ее деятельности был достаточно четко очерчен  положениями Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года, а в ее рамках постепенно возникла структура органов, близкая к обычной международной межгосударственной организации.

В 1994 году, в конце своего существования, в ГАТТ участвовало 128 государств1.

 

Учреждение ВТО

 

Всемирная торговая организация (ВТО) учреждена Соглашением об учреждении ВТО (известным также как Марракешское соглашение), приложенным в качестве неотъемлемой части к подписанному 15 апреля 1994г. в Марракеше «Заключительному акту, содержащему результаты Уругвайского раунда многосторонних переговоров»2. Марракешское соглашение об учреждении ВТО вступило в силу 1 января 1995г.3

Характерной чертой «Уругвайского  раунда» является то, что многосторонние торговые переговоры впервые приобрели  комплексный характер и имели  конкретные практические результаты. По итогам переговоров 15 декабря 1993 г. был принят Заключительный акт переговоров  и Соглашение о создании Всемирной  торговой организации. Новые соглашения и договоренности, достигнутые в ходе «Уругвайского раунда», призваны гарантировать стабильность договорно-правовой основы международной торговли. Они создают новый механизм международной торговой системы.

Одобрение Заключительного  акта странами-участницами означает, что проходившие на протяжении 7 лет переговоры (1986 - 1993гг.) в рамках ГАТТ были успешно завершены. Подписание и ратификация Заключительного акта состоялись 15 апреля 1994 г. в Марракеше (Марокко). Его подписали представители 120 стран - участников многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ.

Заключительный акт по результатам «Уругвайского раунда»  многосторонних торговых переговоров (15 апреля 1994) содержит следующие положения.

1. Соглашение о создании  Всемирной торговой организации  -  министерские декларации, решения,  договоренности по финансовым  услугам (прилагаемые к нему), содержащие результаты переговоров  и составляющие неотъемлемую  часть Заключительного акта.

2. Подписанием Заключительного  акта участники согласились: 

а) поддерживать Соглашение о ВТО перед своими компетентными  органами с целью его одобрения  в соответствии с установленной  процедурой;

б) одобрить министерские декларации и решения.

3. Представители стран-участниц  обязались принять меры, чтобы  Соглашение о создании ВТО  и приложенные к нему многосторонние  торговые  соглашения были ратифицированы  всеми участниками «Уругвайского  раунда» и вступили в силу  с 1 января 1995 г. Они остаются  открытыми для принятия в течение  двух лет после этой даты.

4. Соглашение о создании  ВТО открыто для подписания  всеми участниками, согласными  с его ХIV статьей. Одобрение  и вступление в силу торговых  соглашений с добровольным участием, включенных в приложение 4 Соглашения  о ВТО, регулируются положениями  этих соглашений.

5. До принятия Соглашения  о создании ВТО его участники,  которые ранее не были договаривающимися  сторонами по ГАТТ, должны провести  переговоры о присоединении к  ГАТТ и стать Договаривающимися  сторонами последнего. Для стран,  не являющихся членами ГАТТ  на дату принятия Заключительного  акта, порядок не был определен  и должен быть установлен для целей их присоединения к ГАТТ и принятия Соглашения о ВТО.

 Заключительный акт  и тексты, приложенные к нему, депонированы у Генерального  директора ГАТТ. Соглашение о  создании ВТО является одним  из самых важных результатов  многосторонних переговоров. Оно  образует основу, на которой базируются  другие многосторонние соглашения, разработанные в ходе «Уругвайского  раунда». Эти соглашения входят  в список приложений к Соглашению  о создании ВТО. 

ВТО создает правовую основу для дальнейших переговоров в  сфере международной торговли товарами и услугами. ВТО не имеет устава, содержащего правовые нормы и  положения. Правовой основой ВТО  являются: ГАТТ в редакции 1994 г. (ГАТТ-1994), включающее ряд новых соглашений, договоренностей и решений, а  также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)4.

 

Членство в  ВТО

 

ВТО является международной  межгосударственной организацией. Вместе с тем она имеет особенность, касающуюся членства. Членами ВТО могут быть не только государства, но и таможенные территории с полной автономией в ведении своих внешнеторговых отношений (например, Гонконг, Тайвань, Палестина, ЕС). Это последнее положение требует анализа.

Тем самым деликатно обходится  проблема участия в международной  межгосударственной организации образований, не достигших всеобщего признания  в качестве государств. Если одно государство  не признает другое, они могут воспользоваться  положениями статьи XIII Соглашения об учреждении ВТО о неприменении правил ВТО между отдельными ее членами. Данное положение позволяет одному члену организации не применять весь массив правил ВТО против другого ее члена.

ЕС с учреждением ВТО  с 1 января 1995г. становится ее членом именно как таможенная территория, обладающая автономией в ведении своих внешнеторговых отношений.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает два вида членства: первоначальное и путем  присоединения. Первоначальными членами (членами-учредителями) являются Договаривающиеся стороны ГАТТ – 1947, а также ЕС. Любое государство или таможенная территория, не являющиеся членами-учредителями, могут присоединиться к ВТО на условиях, которые необходимо согласовать  с организацией5.

В настоящее время в  ВТО 153 членов. Более 30 государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Алжир, Казахстан, остальные государства СНГ  находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Помимо этого, свыше 60 международных  организаций имеют статус наблюдателя  в различных структурах ВТО, в том числе ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные организации, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере мировой торговли.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп  происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы (РГ) по присоединению России к ВТО (в РГ по присоединению России на сентябрь 2008 г. значилось 60 стран, при этом ЕС считается как одна страна).

Прежде всего, переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены  ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена  организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в  Орган по разрешению споров (ОРС), решения  которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной  процедурой результаты всех проведенных  переговоров по либерализации доступа  на рынки и условия присоединения  оформляются следующими официальными документами:

  • Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;
  • Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;
  • Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);
  • Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий  присоединения новых стран к  ВТО является приведение их национального  законодательства и практики регулирования  внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями  пакета соглашений Уругвайского раунда.

Информация о работе Правовой статус Всемирной торговой организации