Правовые аспекты борьбы с нелегальной миграцией на международном и внутригосударственном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 00:16, дипломная работа

Описание работы

Международно-правовые проблемы, связанные с борьбой с нелегальной миграцией в современных условиях, с ее международно-правовым регулированием, а также определением дальнейших форм и методов международно-правового сотрудничества.

Содержание

Введение………………………………………………………………3


1 МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ В

РЕГУЛИРОВАНИИ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ………7


2 Внутригосударственные механизмы

регулирования миграционных процессов на

примере Республики Казахстан……………………….48

Заключение………………………………………………………...69

Библиография……………………………………………………...72

Работа содержит 1 файл

Дипломка.doc

— 1.37 Мб (Скачать)

    Основными международными договорами ЕврАзЭС, регулирующими сферу миграции, являются:

  • Соглашение   между   Республикой   Беларусь,   Республикой   Казахстан,Кыргызской Республикой, Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 год;
  • Договор  о   правовом   статусе  граждан  одного  государства,  постоянно проживающих на территории другого государства, от 28 апреля 1998 года;

    - Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики       Казахстан,       Правительством       Кыргызской       Республики, Правительством    Российской    Федерации    и    Правительством    Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 года.

    Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС приняты модельный закон «О миграции» и гиповой npoein «О внутренней миграции», на основе которых государства-члены ЕврАзЭС разработали и приняли соответствующие нормативные правовые акты на национальном уровне.

    В рамках формирования Центральноазиатского сообщества Казахстаном и государствами Центральной Азии 7 августа 1997 года было подписано Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Республикой Узбекистан о регулировании процессов миграции населения. В соответствии со статьей 1 данное Соглашение определяет основные направления сотрудничества в области регулирования процессов миграции. Его особенностью является то, что данным Соглашением устанавливается квота в отношении мигрантов, которая определяет предельное количество иммигрантов, материально-финансовые ресурсы, необходимые для их приема и обустройства, адаптации и трудоустройства, а также регионы, куда они должны переселяться.

    Учитывая, что произошло объединение Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Организации «Центрально-Азиатское Сотрудничество», а также юридическое оформление членства Республики Узбекистан, что включает переход договорно-правовой базы ЕврАзЭС и ЦАС, вышеупомянутое Соглашение признано основой для выработки новой региональной    концепции    по    вопросам    миграционной политики среди государств ЕврАзЭС и ЦАС, которая может послужить в дальнейшем для выработки многостороннего соглашения по вопросам регулирования миграционных процессов.

    Несомненным успехом в формировании согласованной договорно-правовой базы в рамках ЕврАзЭС является подписание Соглашения о взаимных поездках граждан, которое закрепило один из принципов международного права - право свободного передвижения лиц [51, С. 56].

    Настоящее Соглашение было подписано правительствами государств, как подчеркнуто в преамбуле, исходя из взаимной заинтересованности государств по упрочению интеграционных связей между своими государствами и руководствуясь желанием максимально облегчить условия взаимных поездок граждан по территории своих государств.

    В этой связи статьей 1 Соглашения предусматривается, что граждане независимо от места проживания имеют право въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на территориях пяти государств без виз по одному из действительных документов, указанных в 5 приложениях к Соглашению (в приложениях указаны документы каждого государства в отдельности, в частности: паспорт гражданина государства, дипломатический паспорт, служебный паспорт, свидетельство о рождении, удостоверение личности, военный билет, паспорт моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее), летное свидетельство члена экипажа воздушного судна (при наличии записи в полетном задании) и др.

    Согласно статьям 2, 3 Соглашения граждане государств-участников въезжают и выезжают с территории каждого из государств-участников через открытые для международного сообщения пункты пропуска при условии наличия действительных и оформленных в соответствии с законодательством своего государства документов на право пересечения границы.

    Вместе с тем, согласно статье 4 Соглашения правительства государств-участников Соглашения имеют право принимать специальные меры защиты своих границ и территории при чрезвычайных ситуациях, в частности угрожающих их безопасности. При этом такие меры носят временный характер и могут быть представлены в виде ограничений на въезд, выезд, пребывание, передвижение, транзитный проезд, и о них правительство, которое вводит такие ограничения, должно уведомлять за 72 часа правительства других государств-участников Соглашения.

    Правительства, согласно статье 5 Соглашения, постоянно информируют друг друга об изменениях в перечнях документов, представленных в приложениях к Соглашению, и обмениваются образцами документов за 30 дней до введения их в действие.

    24 марта 2005 года государствами-участниками ЕврАзЭС был подписан Протокол к Соглашению от 30 ноября 2000 года [52, С. 1], который установил единый Перечень документов, необходимых для перемещения граждан по территории Сообщества, исключив из данного Перечня свидетельство о рождении, удостоверение личности гражданина РК, военный билет и летное свидетельство члена экипажа воздушного судна. Следовательно, государства установили ограничение для граждан, введя конкретный перечень документов, при наличии которых возможно пересечение границ Сообщества.

    Между тем в двусторонних отношениях государства могут регламентировать порядок перемещения по другим документам, удостоверяющим личность, как было установлено в двустороннем Соглашении между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о порядке пересечения казахстанско-российской государственной границы жителями приграничных территорий Республики Казахстан и Российской Федерации от 3 октября 2006 года [53, С. 1].

    Развитие договорной базы СНГ и ЕврАзЭС претерпевают изменения на каждом этапе развития этих интеграционных объединений. При этом проводимая оптимизация институциональной и конвенционной базы СНГ позволяется сделать вывод о том, что в настоящее время формирование соответствующих отраслевых органов СНГ и ЕврАзЭС происходит параллельно. В частности, в настоящее время в СНГ и ЕврАзЭс действуют Советы руководителей миграционных органов СНГ и ЕврАзЭс, деятельность которых направлена на выработку соответствующих рекомендаций и договорных документов в сфере миграции. Два законодательных органа Межпарламентская ассамблея СНГ и Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС также осуществляют выработку соответствующих рекомендаций и модельных законопроектов в сфере регулирования миграционных процессов.ОДКБ. Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте (отсюда его второе неофициальное название -«Ташкентский договор») сроком на 5 лет с последующим продлением. Под этим документом поставили подпись и соответственно участниками ДКБ стали Армения, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Белоруссия присоединилась к ДКБ через полтора года- 31 декабря 1993 года.

    В соответствии с Ташкентским договором государства-участники брали на себя обязательства не вступать в военные союзы и не принимать участия в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства - участника ДКБ. При этом страны ДКБ обязались консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по ним позиции.

    Принятый государствами-участниками 7 октября 2002 года Устав заявил о формировании новой региональной Организации Договора о коллективной безопасности. Главными целями стали совместная борьба с терроризмом, экстремизмом, торговлей наркотическими и психотропными веществами, оружием, транснациональной организованной преступностью, нелегальной миграцией.

    Вместе с тем как свидетельствуют проводимые встречи экспертов и руководителей специальных служб, в повестку таких встреч включаются вопросы регулирования миграционных процессов, не только нелегальной миграции, торговли людьми, но и вопросы трудовой миграции, введения биометрических паспортов.

    В июне 2001 года в городе Шанхай была образована Шанхайская организация сотрудничества. Ключевыми целями и задачами вновь образованной региональной международной организации стало совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией. Они закреплены в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая была принята одновременно с Декларацией о создании ШОС на учредительном саммите в июне 2001 года [54, С. 5-7].

    Однако, по прошествии шести лет со дня создания ШОС, по мнению 
Исполнительного секретаря ШОС Чжан Дэгуан, «другой важной проблемой 
является разрешение вопроса с миграцией.

    По мере развития связей повышение уровня обмена населением - это естественное явление. Нужно создавать четкие юридические нормативы, а также пресекать незаконную миграцию» [55].

    Данную позицию потвердил и Президент Узбекистана Ислам Каримов, который предложил странам ШОС совместно решать вопросы миграции в регионе. Выступая на саммите лидеров ШОС (май 2006 года), И. Каримов подчеркнул, что вопрос миграции внутри этого региона "приобретает сегодня особую остроту". "Нерешенность этого вопроса несет большую опасность для наших стран и всего региона", подчеркнул он [56].

    ШОС объединяет как государства, принимающие миграцию, так и государства-экспортеры миграции. Обоюдное желание и тех и других должно послужить для юридического оформления высказанных проблем путем принятия соответствующего международного договора на основе имеющихся универсальных международных механизмов.

    Результатом поиска новых оптимальных путей и вариантов экономической интеграции на пространстве Содружества стало подписание 19 сентября 2003 года в Ялте президентами Беларуси, Казахстана, России и Украины Соглашения и Концепции о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) [57, С. 48]. Тем самым четыре наиболее развитые в экономическом отношении государства СНГ, на долю которых приходится около 90% ВВП стран СНГ, приняли решение о переходе к качественно новому, более высокому уровню интеграции.

    Подписанные документы были направлены на разработку механизмов и институтов, направленных на обеспечение свободы передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, гармонизацию национальных законодательств в различных сферах экономики. Заложенная в Соглашение и Концепцию ЕЭП интеграционная модель в полной мере отвечает современным реалиям мировой экономики, вписывается в контекст процесса глобализации мирохозяйственных связей.

    Одним из направлений в формировании нового интеграционного объединения является перемещение физических лиц, которое включает реализацию в три этапа.

    Первый этап раздел «Реализация мер, обеспечивающих свободу перемещения физических лиц, согласование изъятий в отношении отдельных категорий физических лиц» включает в себя проведение сравнительного анализа национальных законодательств государств-членов ЕЭП в сфере: перемещения физических лиц, рабочей силы, образовательных и туристических услуг и культурных связей и выработка предложений по гармонизации национальных законодательств Сторон в названных сферах. В этом же этапе государства планируют провести мониторинг разработки и использования классификаторов профессий и видов экономической деятельности. Предполагается выработка предложений и согласование с государствами -участниками ЕЭП, определение необходимых изъятий в отношении отдельных категорий физических лиц, осуществление постоянного взаимодействия органов в сфере занятости и трудовой миграции.

    Раздел «Обеспечение взаимного признания документов о подтверждении соответствия для категорий физических лиц, которым обеспечивается перемещение» включает в себя проведение анализа действующих международных договоров и соглашений в области: о взаимном признании документов государственного образца, взаимном признании документов о присвоении квалификации при поступлении на работу, взаимном признании документов об эквивалентности научных степеней и ученых званий, выработка предложений по внесению изменений в национальные законодательства Сторон и заключению международных договоров и соглашений. Данный этап включает в себя упрощение порядка пересечения границ государств-членов ЕЭП физическими лицами государств-членов ЕЭП. В частности, подготовка единого перечня документов, действительных для въезда, пребывания, выезда, транзитного проезда граждан государств-членов ЕЭП через территорию друг друга, проведение анализа порядка регистрации физических лиц - граждан государств-участников ЕЭП и внесение предложений по его упрощению, подготовка проекта соглашения о свободе перемещения физических лиц -граждан государств-участников ЕЭП.

    Второй этап «Снятие ограничений доступа на рынок труда, включая расширение категорий физических лиц, охваченных договоренностями государств-участников ЕЭП о взаимном признании документов о подтверждении соответствия» устанавливает: разработку механизма обмена информацией о наличии вакансий и свободных рабочих мест, условиях труда и проживания для граждан государств-участников ЕЭП, подготовка проектов соглашений о правовом статусе трудящихся - мигрантов и членов их семей государств-участников ЕЭП и о сотрудничестве государств-участников ЕЭП по защите национальных рынков труда от нелегальной трудовой миграции третьих стран, выработка предложений по созданию механизмов контроля за использованием труда физических лиц (трудящихся - мигрантов, осуществляющих свою трудовую деятельность на территории государств-участников ЕЭП, и соблюдением их прав в области социально-трудовых соглашений), разработка единых требований к образовательным стандартам и профессиональной подготовки и переподготовки работников на территориях государств-участников ЕЭП.

Информация о работе Правовые аспекты борьбы с нелегальной миграцией на международном и внутригосударственном уровне