Принципы международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:53, реферат

Описание работы

Цель работы - изучить основные принципы международного права. Исходя из цели можно поставить перед собой задачи:
- Проанализировать историю развития основных принципов международного права;
- Дать понятие и определить классификацию основных принципов международного права;
- Проанализировать правовое содержание и характеристику принципов международного права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА... 6
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА... 15
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА... 24
3.1. Принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем.. 24
3.2. Принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности.. 25
3.3. Общие принципы международного сотрудничества.. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК... 66

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 79.21 Кб (Скачать)

Принцип невмешательства  зафиксирован в Уставе ООН (п. 7 ст. 2). Авторитетное толкование этого принципа дается в ряде резолюций Генеральной  Ассамблеи ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, в Декларации о принципах международного права 1970 года, в Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 года. Согласно Уставу ООН, запрещается вмешательство "в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства[29]".

Так, в соответствии с и. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права "на вмешательство  в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства". Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения, а не только на действия Организации Объединенных Наций. В противоположность этому  представители некоторых школ права  иногда утверждают, что Устав ООН  не устанавливает принципа невмешательства  как нормы взаимоотношений государств, поскольку текст п. 7 ст. 2 Устава относится  лишь к целям Организации, а не к действиям государств.

Подобные утверждения  не выдерживают критики с точки  зрения прежде всего самою Устава ООН. Поскольку на ООН возложена  обязанность невмешательства, а  государства – члены Организации  обязались строго соблюдать ее Устав, значит, аналогичная обязанность  лежит и на самих государствах.

Международное право в  принципе не регулирует вопросы внутриполитического  положения государств, поэтому вмешательством должны считаться любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние  попытаются препятствовать субъекту международного нрава решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию.

Из этого общего правила  есть одно исключение, касающееся применения принудительных мер на основании  главы VII Устава ООН, то есть действий, которые могут быть предприняты  в случаях угрозы миру, нарушения  мира или акта агрессии. Отсюда следует  сделать вывод, что понятие «дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» не относится к чисто территориальным проблемам.

Понятия "внутренние дела государства" или "дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию  любого государства", не являются территориальными понятиями. Не все, что происходит на территории данного государства, относится  к его внутренним делам, например, нападение на иностранное посольство, статус которого определяется международным  правом. В то же время многие отношения, выходящие за территориальные пределы  государства, в сущности, составляют его внутреннюю компетенцию. Так, договор, заключенный между двумя государствами, если он не затрагивает прав и интересов  третьих государств, относится к  внутренним делам договаривающихся сторон, в которые третье государство, в принципе, не имеет права вмешиваться.

Согласно Декларации 1970 года, принцип невмешательства означает запрещение прямого или косвенного вмешательства по любым причинам во внутренние или внешние дела любого государства. В соответствии с этой Декларацией данный принцип включает в себя следующее:

а) запрещение вооруженной  интервенции и других форм вмешательства  или угрозы вмешательства, направленных против правосубъектности государства  или против его политических, экономических  и культурных основ;

б) запрещение использования  экономических, политических и других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении  им своих суверенных прав и получения  от него каких-либо преимуществ;

в)      запрещение организации, поощрения, помощи или  допущения вооруженной, подрывной  или террористической деятельности,    направленной на изменение строя  другого государства путем насилия;

г)      запрещение  вмешательства  во  внутреннюю  борьбу в другом государстве;

д)      запрещение применения силы для лишения народов  свободно избирать формы их национального  существования;

е)      право  государства избирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства других государств[30].           Содержание понятия "дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию  любого государства" изменялось с  развитием международного права. В  процессе такого развития становится все больше дел, которые в определенной степени (и, как правило, не непосредственно, а через внутреннее право государств) подпадают под международно-правовое регулирование, следовательно, перестают  относиться исключительно к внутренней компетенции государств. Например, положение индивидов, которое до недавнего времени полностью  регулировалось внутригосударственным  правом, подпадает теперь под международно-правовое регулирование. Хотя оно в основном продолжает входить во внутреннюю компетенцию  государств.

Решение проблемы о делах, относящихся к внутренней компетенции  государств, на практике часто вызывает споры. Следует помнить, что с  развитием международного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые  государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Это, однако, не означает автоматического  изъятия всех таких вопросов из сферы  внутренней компетенции государств.

Концепция невмешательства  не означает, что государства могут  произвольно относить к своей  внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства  по Уставу ООН, являются критерием, который  позволяет правильно подходить  к решению того вопроса.

Принцип самоопределения  народов и наций.

При закреплении Пактов о  правах человека в ООН колониальные державы решительно сопротивлялись включению в них принципа самоопределения  наций и народов в более  развернутой формулировке, чем это  записано в Уставе ООН. Некоторые  представители западной доктрины международного права пытались доказать, что этот принцип вообще не является принципом  международного права. Так, американский ученый Иглтон старался представить  его только как моральный принцип. Француз Сибер назвал принцип  самоопределения наций "гипотетическим и ложным"[31] .

Однако в результате продолжавшегося  изменения ситуации в мире принцип  самоопределения народов получил  дальнейшее развитие. Это отразилось в ряде международных документов, из которых наиболее важны Декларация о предоставлении независимости  колониальным странам и народам 1960 года, ст.1 Пактов о правах человека и Декларация о принципах международного права 1970 года, в которых дается развернутое  определение содержания принципа равноправия  и самоопределения народов.

Без жесткого уважения и соблюдения принципа самоопределения народов  невозможно выполнить многие жизненно нижние задачи, стоящие перед ООН, например, задачу содействовать всеобщему  уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без  различия расы, пола, языка и религии. Без строгого соблюдения указанного принципа невозможно также поддержание  отношений мирного сосуществования  между государствами. Каждое государство  в соответствии с Декларацией 1970 года обязано воздерживаться от любых  насильственных действий, которые могли  бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Важным элементом  принципа является право народов  испрашивать и получать поддержку  в соответствии с целями и принципами Устава ООН в случае, если их лишают права на самоопределение насильственным путем.

Содержание рассматриваемого принципа в современном, международном  праве включает в основном следующее:

а)      все народы имеют право свободно определять без вмешательства нише свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие;

б)      все государства  обязаны уважать это право;

в)      все государства  обязаны содействовать путем  совместных и самостоятельных действий осуществлению народами права на самоопределение;

г)      все государства  обязаны воздерживаться от любых  насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу  и независимость;

д)      в своей  борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые  средства;

е)      запрещается  подчинение народа иностранному господству.

Принцип самоопределения  наций и народов не означает, что  нация (народ) обязана стремиться к  созданию самостоятельного государства  или государства, объединяющего  всю нацию. Право нации на самоопределение  есть ее право, а не обязанность[32].

Отсюда следует также, что рассматриваемый принцип  не предрешает международно-правового  статуса той или иной нации (народа). Нация (народ) имеет право свободно объединяться с другой или с другими  нациями (народами), и в этом случае в зависимости от характера объединения  соответствующее национальное образование  будет или не будет выступать  в международных отношениях в  качестве субъекта международного права.

Право народов и наций  на самоопределение теснейшим образом  связано со свободой политического  выбора. Самоопределившиеся народы свободно выбирают не только свой внутриполитический статус, но и свою внешнеполитическую ориентацию. Уважение свободы политического  выбора становится фундаментом сотрудничества, а не соперничества и противоборства. С этим, в частности, связано право  освободившихся государств на проведение политики неприсоединения, на участие  в решении как общемировых, так  и региональных проблем. Самоопределение  означает право народов выбирать такой путь развития, который в  наибольшей степени соответствует  их историческим, географическим, культурным, религиозным (и т. п.) традициям и  представлениям.

Таким образом, от свободного решения самой нации, самого народа должно зависеть создание государственного образования – субъекта международного права. Как указывается в Декларации о принципах международного права 1970 года, создание суверенного и  независимого государства, свободное  присоединение к независимому государству  или объединение с ним, или  установление иного политического  статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления  народом права на самоопределение[33].

В настоящее время, особенно в связи с распадом Советского Союза и Югославии, остро встал  вопрос о соотношении права народов  на самоопределение и принципа территориальной  целостности государств. В Декларации о принципах международного права 1970 года говорится: "Ничто... не должно толковаться как санкционирующее  или поощряющее любые действия, которые  вели бы к расчленению или к  частичному или полному нарушению  территориальной целостности или  политического единства суверенных и независимых государств"[34].

Несомненно, что каждый народ  имеет право на свободное решение  своей собственной судьбы. Но в  ряде случаев этот принцип используется экстремистами, националистами, рвущимися  к власти и жаждущими для этого  раздробления существующего государства. Выступая от имени народа, но, совсем не представляя его, разжигая оголтелый  национализм и вражду между народами, они разваливают многонациональное  государство. Это в большинстве  случаев противоречит истинным интересам  народов данного государства, так  как ведет к разрыву сложившихся  веками экономических, семейных, культурных, научно-технических и других связей и противоречит общей интеграционной тенденции мирового развития.

Принцип сотрудничества государств.

Он представляет собой  результат углубления международного разделения труда, широкого развития международных  экономических и других связей в  современную эпоху. Экономическая  и политическая необходимость сотрудничества государств для обеспечения международного мира и безопасности, развития производительных сил, культуры, охраны природы и т.д. породила этот юридический принцип.

После принятия Устава ООН  принцип сотрудничества был зафиксирован в уставах многих международных  организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Представители некоторых  школ международного права утверждают, что обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный  характер. Подобные утверждения уже  не соответствуют реальной действительности. Разумеется, было, время, когда сотрудничество представляло собой добровольный акт  государственной власти, однако впоследствии требования развивающихся международных  отношений привели к превращению  добровольного акта в правовую обязанность.

С принятием Устава принцип  сотрудничества занял свое место  в ряду других принципов, обязательных для соблюдения согласно современному международному праву. Так, в соответствии с Уставом государства обязаны "осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем  экономического, социального, культурного  и гуманитарного характера", а  также обязаны "поддерживать международный  мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные  коллективные меры".

Развивая положения Устава, Декларация о принципах международного права 1970 года следующим образом  определяет содержание принципа сотрудничества государств:

а) государства обязаны  сотрудничать друг с другом в различных  областях международных отношений  с целью поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и прогресса;

б)      сотрудничество между государствами должно осуществляться независимо от различий их политических, экономических и социальных систем;

в)      государства  должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Заключительный акт общеевропейского Совещания 1975 года конкретизирует содержание этого принципа применительно к  положению в Европе[35].

Разумеется, конкретные формы  сотрудничества и его объем зависят  от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего  законодательства и принятых на себя международных обязательств. Однако анализ политико-правовых документов, отражающих намерения государств (таких, как Декларация 1970 года и Декларация принципов Заключительного акта СБСЕ), показывает стремление государств придать принципу сотрудничества универсальный  характер.

Информация о работе Принципы международного права