Принципы международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:53, реферат

Описание работы

Цель работы - изучить основные принципы международного права. Исходя из цели можно поставить перед собой задачи:
- Проанализировать историю развития основных принципов международного права;
- Дать понятие и определить классификацию основных принципов международного права;
- Проанализировать правовое содержание и характеристику принципов международного права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА... 6
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА... 15
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА... 24
3.1. Принцип мирного сосуществования государств независимо от их экономических, социальных и политических систем.. 24
3.2. Принципы, непосредственно относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности.. 25
3.3. Общие принципы международного сотрудничества.. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК... 66

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 79.21 Кб (Скачать)

Обязанность всех государств действовать в соответствии с  принципами ООН со всей очевидностью предполагает их обязанность сотрудничать в решении различных международных  проблем, "поскольку это может  оказаться необходимым для поддержания  международного мира и безопасности"[36].

Обязанность государств сотрудничать друг с другом, естественно, предполагает добросовестное соблюдение государствами  норм международного права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.

Принцип уважения прав человека.

Он получил воплощение и развитие также в ряде специальных  конвенций, принятых в рамках ООН  или ее специализированных учреждений.

Становление принципа всеобщего  уважения прав человека и основных свобод для всех в качестве одного из основных международно-правовых принципов  относится к послевоенному времени  и связано непосредственно с  принятием Устава ООН, хотя само понятие  прав человека появилось в политико-правовой терминологии с конца XVIII века и связано  с эпохой буржуазных революций.

В Декларации о принципах  международного права 1970 года нет принципа уважения прав человека, но, как уже  указывалось, перечень принципов, содержащихся в ней, не является исчерпывающим. В  настоящее время практически  никто не оспаривает существование  данного принципа в общем, международном  праве[37].

В Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 года название этого принципа сформулировано так: "Уважение прав человека и основных свобод, включая  свободу мысли, совести, религии  и убеждений".

В Парижской хартии для  новой Европы от 21 ноября 1990 г. подчеркивается, что уважение основных прав и свобод человека – "первейшая обязанность  правительства" и что "их соблюдение и полное осуществление – основа свободы, справедливости и мира"[38].

В преамбуле Устава члены  ООН подтвердили "веру в основные права человека... в равноправие  мужчин и женщин...". В ст. 1 и  качестве цели членов Организации говорится  о сотрудничестве между ними "в  поощрении и развитии уважения к  правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии". Важнейшее  значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой "Организация Объединенных Наций содействует: а) повышению  уровня жизни, полной занятости населения  и условиям экономического и социального  прогресса и развития;... с) всеобщему  уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех..." В ст. 56 предусматривается, что "все  Члены Организации обязуются  предпринимать совместные и самостоятельные  действии в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных  в ст. 55".

Нетрудно заметить, что  обязательства государств изложены здесь в самой общей форме, поэтому с момента принятия Устава и до настоящего времени государства  стремятся конкретизировать нормативное  содержание принципа всеобщего уважения прав человека. С наибольшей полнотой и универсальностью это сделано  во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и двух пактах, принятых в 1966 году: Международном пакте о гражданских  и политических правах и Международном  пакте об экономических, социальных и культурных правах.

 

Анализ многочисленных международных  документов, по нравам человека показывает, что в современном международном  праве имеется универсальная  норма, в соответствии с которой  государства обязаны уважать  и соблюдать права человека и  основные свободы для всех, без  различия расы, пола, языка и религии[39].

Отмеченная обязанность  носит всеобщий характер. Это значит, что права, и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью международного сотрудничества в этой области является не унификация национальных законодательств, а разработка стандартов (моделей), которые служат для государств своеобразной отправной  точкой для выработки собственного национального законодательства.

Таким образом, непосредственная регламентация и защита прав и  свобод человека по-прежнему остаются внутренним делом каждого государства. Международные нормы в области  прав человека в подавляющем большинстве  не могут применяться непосредственно  на территории государства и требуют  от него определенных шагов по своей  имплементации. Положения, например, Пактов о правах человека прямо требуют  от государства принятия мер, в том  числе законодательных, по обеспечению  индивидам прав, предусмотренных  Пактами.

Как правило, международные  документы не определяют, каким образом  государство будет выполнять  принятие на себя обязательства. Вместе с тем стандарты поведения, содержащиеся в международных документах, в  определенной мере связывают свободу  поведения государств в сфере  национального законодательства. Более  того, анализ развития нормативного содержания принципа всеобщего уважения прав человека показывает, что индивид постепенно становится непосредственным субъектом  международного права.

Речь прежде всего идет о грубых и массовых нарушениях прав человека, когда сложившаяся в  конкретной стране внутриполитическая ситуация позволяет говорить о "систематических, достоверно подтвержденных грубых нарушениях прав человека и основных свобод" (рез. ЭКОСОС 1503 от 27 мая 1970 г.). Такие  явления, как геноцид, апартеид, расовая  дискриминация и т. п., уже квалифицированы  международным сообществом как  международные преступления и в  силу этого не могут рассматриваться  в качестве дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства.

Содержание принципа уважения прав человека в общем, международном  праве сводится к следующему:

а)      все государства  обязаны уважать основные права  и свободы всех лиц, находящихся  на их территориях;

б)      государства  обязаны не допускать дискриминации  по признакам пола, расы, языка и  религии;

в)      государства  обязаны содействовать всеобщему  уважению прав человека и основных свобод и сотрудничать друг с другом в достижении этой цели.

Современное международное  право поощряет индивида все более  активно участвовать в борьбе за соблюдение международных стандартов в области прав человека. Например, Итоговый документ встречи государств -участников СБСЕ в Вене предписывает государствам «уважать право своих  граждан, самостоятельно или совместно  с другими вносить активный вклад  в развитие и защиту прав человека и основных свобод», предусматривает  «право лиц наблюдать за осуществлением и способствовать выполнению положений  документов СБСЕ и присоединяться к  другим с этой целью».

Документ Копенгагенского  совещания СБСЕ обязывает государство "обеспечивать, чтобы отдельным  лицам было разрешено осуществлять право на ассоциацию, включая право  создавать, присоединяться и эффективно участвовать в деятельности неправительственных  организаций, которые стремятся  поощрять и защищать права человека и основные свободы, включая профсоюзы  и группы по наблюдению за соблюдением

прав человека".

 

Принцип добросовестного  выполнения международных обязательств.

Он относится к числу  наиболее старых основных принципов  международного права.

Этот принцип закреплен  в Уставе ООН. В его преамбуле  подчеркивается решимость членов ООН "создать условия, при которых  могут соблюдаться... уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права". Устав обязывает всех членов ООН  добросовестно выполнять принятые по Уставу международные обязательства (п. 2 ст. 2). Согласно п. 2 ст. 2 Устава, "все  Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют  принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности нрава и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу  Членов Организации".

Рассматриваемый принцип  закреплен также в Венских  конвенциях о праве международных  договоров 1969 и 1986 годов, в Декларации о принципах международного права 1970 года, в Заключительном акте Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе 1975 года и во многих других международно-правовых документах.

Развитие международного права со всей очевидностью подтверждает универсальный характер рассматриваемого принципа. Согласно Венской конвенции  о праве международных договоров, "каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими  добросовестно выполняться". Более  того, "участник не может ссылаться  на положения своего внутреннего  права в качестве оправдания для  невыполнения им договора".[40]

Названный принцип распространяется на все международные обязательства, вытекающие и из международных договоров, и из обычных норм, а также из обязательных решений международных  органов "и организаций (международных  судов, арбитражей и др.).

Сфера действия рассматриваемого принципа заметно расширилась в  последние годы, что получило отражение  в формулировках соответствующих  международно-правовых документов. Так, согласно Декларации о принципах  международного права 1970 года, каждое государство обязано добросовестно  выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, обязательства, вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного права, а также обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права.

Авторы декларации стремились подчеркнуть необходимость добросовестного  соблюдения, прежде всего тех обязательств, которые охватываются понятием "общепризнанные принципы и нормы международного права" или вытекают из них.

В Декларации принципов Заключительного  акта СБСЕ 1975 года государства-участники  согласились "добросовестно выполнять  свои обязательства по международному праву, как те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются"[41].

Обязательства "по международному праву" безусловно, шире обязательств, "вытекающих из общепризнанных принципов  и норм международного права". Кроме  того, в последние годы государства  принимают, в частности, на региональном уровне важные документы, которые, строго говоря, не являются их обязательствами "по международному праву", но которые  они, тем не менее, намерены строго выполнять.

Для Европы – это документы, принимаемые в рамках хельсинкского  процесса. В Итоговом документе Венской  встречи представителей государств – участников СБСЕ сказано, что они "вновь подтвердили свою решимость  полностью выполнять в одностороннем, двустороннем и многостороннем порядке  нее положения Заключительного  акта и других документов СБСЕ".

В различных правовых и  социально культурных системах существует свое понимание добросовестности, что  непосредственным образом отражается на соблюдении государствами принятых обязательств. Концепция добросовестности получила закрепление в большом  числе международных договоров, резолюциях Генеральной Ассамблеи  ООН, в декларациях государств и  т. д. Однако следует признать, что  определение точного юридического содержания понятия добросовестности и реальных ситуациях может вызвать  трудности.

Представляется, что юридическое  содержание добросовестности следует  выводить из текста Венской конвенции  о праве международных договоров, главным образом разделов "Применение договоров" (ст. 28-30) и "Толкование договоров" (ст. 31–33). Применение положений  договора во многом определяется его  толкованием. С этой точки зрения логично предположить, что добросовестным будет применение договора, который  и истолкован добросовестно (в соответствии с обычным значением, которое  следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете  объекта и целей договора).

Принцип добросовестного  выполнения международных обязательств распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый  принцип применяется только к  международным договорам, заключенным  добровольно и на основе равноправия.

Любой неравноправный международный  договор, прежде всего, нарушает суверенитет  государства и как таковой  нарушает Устав ООН, поскольку Организация  Объединенных Наций "основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов", которые, в свою очередь, приняли  на себя обязательство "развивать  дружественные отношения между  нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения  народов".

Следует считать общепризнанным, что любой договор, противоречащий Уставу ООН, является недействительным, и ни одно государство не может  ссылаться на такой договор или  пользоваться его преимуществами. Такое  положение соответствует ст. 103 Устава. Кроме того, любой договор не может  противоречить императивной норме  международного права, как она определяется в ст. 53 Венской конвенции о  праве международных договоров.

В правовых и политико-правовых документах последнего времени все  чаще указывается на связь между  обязанностью добросовестного соблюдения международных договоров и внутренним нормотворчеством государств. В частности, участники Венской встречи в  Итоговом документе 1989 года согласились "обеспечивать, чтобы их законы, административные правила, практика и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву и были гармонизированы с положениями Декларации принципов и другими обязательствами по СБСЕ".

Подобного рода формулы свидетельствуют  о расширении сферы применения принципа добросовестного соблюдения международных  обязательств.

Из этой главы можно  сделать вывод, что  основные принципы международного права делятся на  принципы мирного сосуществования  государств не зависимо от их экономических, социальных и политических систем; принципов относящихся к поддержанию  мира и общих принципов международного сотрудничества.

Информация о работе Принципы международного права