Проблема межгосударственного усыновления детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:19, статья

Описание работы

Приоритетность данного направления государственной политики была отмечена и в Ежегодном Послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ, который указал на то, что «российское государство, если хочет быть справедливым, обязано помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам - инвалидам, пенсионерам, сиротам. С тем, чтобы жизнь таких людей была достойной, а основные блага были бы для них доступными».

Работа содержит 1 файл

Усыновление детей.docx

— 27.45 Кб (Скачать)

     Анализ  изученной практики свидетельствует, что не осуществляется надлежащий контроль за деятельностью представительств, имеются нарушения в действиях  агентств и представительств иностранных  организаций по усыновлению российских детей. В обобщенном виде нарушения сводятся к следующему: несвоевременно представляется информация о постановке детей на консульский учет; имеется задолженность по отчетам о детях; нет сведений об усыновленных детях; на консульский учет ставится меньшее число детей по сравнению с фактически усыновленными. Имеют место различные нарушения рассмотренного порядка усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также попытки противоправного взаимодействия с посредническими иностранными и российскими организациями, адвокатами, частными лицами, не наделенными соответствующими компетентными органами принимающего государства правом помещения детей в семьи и последующего контроля за условиями жизни и воспитания детей. Допускаются и нарушения законодательства при оформлении документов кандидатов в усыновители.

     Подобные  действия в РФ в зависимости от степени общественной опасности  наказуемы в административном (ст. 5.37 КоАП) или уголовном (ст. 154 УК) порядке. Вместе с тем принятие соответствующих  мер реагирования по фактам незаконного  усыновления детей, являющихся российскими  гражданами, иностранными гражданами на практике является крайне затруднительным  из-за отсутствия двусторонних договоров  РФ с большинством иностранных государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам.

     В этой связи первоначально п. 3 Постановления  Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19 сентября 1997 г. N 1728-II ГД «О неотложных мерах по повышению  государственного контроля за усыновлением», а затем и ст. 4 Федерального закона от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» Правительству РФ рекомендовано  выступить с инициативой заключения двусторонних международных договоров  между РФ и иностранными государствами  о сотрудничестве в области межгосударственного  усыновления в целях максимального  обеспечения прав и законных интересов  усыновленных детей — граждан  РФ, включая обеспечение при этом контроля за условиями их жизни и  воспитания за пределами территории РФ. В Апреле и марте 2010 года в СМИ было отмечено, что только заключение двустороннего соглашения позволит избежать замораживания процесса усыновления российских детей гражданами США.  Также ИТАР-ТАСС сообщалось: что Россия "неоднократно и обоснованно ставила перед американской стороной вопрос о заключении двустороннего договора по вопросам международного усыновления", на Смоленской площади констатировали: "К сожалению, США пока не проявляют заинтересованности в достижении такой договоренности". В российском МИД добавили при этом, что США занимают первостепенное место среди стран, с которыми Россия ведет работу по заключению двусторонних международных договоров с государствами, граждане которых наиболее активно усыновляют российских детей.( www.vesti.ru, www.rg.ru)

Присоединение Российской Федерации к многосторонним международным соглашениям, несомненно, содействует вхождению нашей  страны в международное правовое пространство и способствует унификации и приведению отечественного законодательства в соответствие с международными стандартами. Учитывая важность и актуальность заключения международных договоров  о сотрудничестве в области международного усыновления, этот процесс должен быть направлен на обеспечение максимальной защиты прав и охраняемых законом  интересов несовершеннолетних детей.

В связи  с этим, в целях более детального урегулирования на межгосударственном уровне вопросов защиты прав детей, передаваемых в семьи иностранных граждан, 6 ноября 2008 г. в г. Москве был подписан Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о  сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (далее - Договор), ратификация  которого в Российской Федерации  завершилась 9 ноября 2009 г. Это первый подобный документ, разработанный Российской Федерацией совместно с иностранным  государством, ратификация которого на межгосударственном уровне обеспечит  защиту прав и законных интересов  усыновляемых детей. Его применение позволит накопить опыт правового регулирования  международного усыновления детей  на двустороннем уровне для его последующего распространения на отношения Российской Федерации с другими странами, особенно со странами ЕС, такими как  Королевство Испания и Французская  Республика и другими.

     10.02.2011 Орлов Александр Константинович Посол РФ во Франции: соглашение по усыновлению детей почти готово. Одним из направлений партнерства является социальная сфера. И основной вопрос, который стоит на повестке дня - заключение двустороннего соглашения России с Францией по усыновлению детей. Как уточнил Александр Орлов, работа идет активно, и это соглашение практически на выходе. "Текст его уже согласован. Сейчас идет сравнение двух текстов, и я думаю, что это соглашение будет подписано в первой половине текущего года", - заявил российский дипломат. Александр Орлов подчеркнул, что это соглашение исключительно важное, поскольку на сегодняшний день во Франции насчитывается уже более 2000 российских детей, усыновленных французскими семьями. Вместе с тем дипломат заметил, что до сих пор во Франции не было ни одного случая плохого обращения с детьми из России.( www.vesti.ru, www.vz.ru)

     Как видим, в организации защиты прав детей, усыновленных иностранными гражданами, существует множество проблем, в  разрешение которых согласно нашим  исследованиям целесообразно:

1) на  законодательном уровне включить  вопросы усыновления детей, лишенных  родительского попечения, иностранными  гражданами в сферу федеральной  компетенции. Реализовать такую  поправку возможно посредством  создания федерального органа  государственной власти по вопросам  международного усыновления. Возложением  на этот орган функций контроля  и обмена информацией о зарубежной  жизни усыновленных детей также  создаются предпосылки для исполнения  требований Конвенции ООН о  защите детей и сотрудничестве  в отношении иностранного усыновления  от 29 мая 1993 г., подписанной Президентом  РФ в 2000 г., подготовка к ратификации  которой проводится в настоящее  время;

2) нормативно  конкретизировать формы участия  и обязательства прокурора в  судебном рассмотрении дел об  усыновлении детей иностранными  гражданами;

3) возложить  на консульские учреждения обязанность  обследовать условия жизни детей,  усыновленных иностранными гражданами  и зарегистрированных на территории  консульского округа. Законодательно  предусмотреть необходимость правового  урегулирования порядка исполнения  этой обязанности. 


Информация о работе Проблема межгосударственного усыновления детей