Проблема межгосударственного усыновления детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:19, статья

Описание работы

Приоритетность данного направления государственной политики была отмечена и в Ежегодном Послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ, который указал на то, что «российское государство, если хочет быть справедливым, обязано помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам - инвалидам, пенсионерам, сиротам. С тем, чтобы жизнь таких людей была достойной, а основные блага были бы для них доступными».

Работа содержит 1 файл

Усыновление детей.docx

— 27.45 Кб (Скачать)

Проблема  межгосударственного усыновления  детей. 
 

     Согласно  ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью государства, а, следовательно, находятся под особой государственной защитой и имеют приоритетное государственное значение.

     Приоритетность  данного направления государственной  политики была отмечена и в Ежегодном  Послании Президента РФ Дмитрия Медведева  Федеральному Собранию РФ, который  указал на то, что «российское государство, если хочет быть справедливым, обязано  помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам - инвалидам, пенсионерам, сиротам. С тем, чтобы жизнь таких людей  была достойной, а основные блага  были бы для них доступными».

     Число детей, оставшихся без попечения  родителей, каждый год неуклонно  растет. Так, только за первые три месяца 2008 года в Оренбургской области был  выявлен 41 ребенок, который остался  без попечения родителей, 19 младенцев  оставлены в родильных домах. Для сравнения, в 2002 году выявлено 85 «отказных» детей, в 2003 - 110, 2004 - 128, 2005 - 95, 2007 - 91. Цифры далеко не утешительные. Аналогичная ситуация наблюдается  и в целом по стране: если в 1997г. было выявлено 105 534 несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения  родителей, то в 2005г. уже 133 034.

     Все это свидетельствует о степени  важности усыновления (удочерения) как  приоритетной формы устройства российских детей, оставшихся без попечения  родителей.По официальным данным, за последние 20 лет на усыновление в Америку было вывезено около 60 тысяч детей. На самом деле эта цифра может быть в два раза больше. В конце 80-х - начале 90-х годов такой учет не велся. Сегодня о судьбе большинства наших детей, вывезенных в тот период, мы ничего не знаем. Более того, у нас нет никакой информации более чем о 400 детях, официально вывезенных из России по программе независимого усыновления.( www.izvestia.ru)

     По  данным Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, при усыновлении  детей допускаются многочисленные нарушения закона, не обеспечивается приоритет в устройстве детей  в российские семьи. Органы опеки  и попечительства, которые по закону обязаны заниматься устройством  детей в российские семьи, работают плохо, в их деятельности много формализма, необоснованных отказов российским гражданам, желающимусыновить ребенка, не налажено их информирование о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью.

     Поставленные  вопросы являются составной частью громадной и насущной проблемы, представляющей несомненную важность для государства, общества, для всего народа, а  потому требующей не только правового, но и социального, организационного ее решения и постоянного внимания.

     В области международного усыновления  всегда существовала сложность в  решении вопроса о том, право  какой страны подлежит применению при  установлении усыновления. В данной ситуации применяются специальные  коллизионные нормы, содержащиеся в  различных источниках, прежде всего  в национальном законодательстве РФ.

     Важно отметить, что согласно п. 4 ст. 15 Конституции  РФ наша страна признает приоритет  общепризнанных принципов и норм международного права, международных  договоров перед нормами национального  права. Нормы конвенций и международных  договоров составляют часть российского  гражданского процессуального права, семейного права. В теории международного частного права нормы международных  соглашений рассматриваются как  автономная часть национального  права.

     В ст. 6 СК РФ определены условия применения правил международных договоров  Российской Федерации. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила  международного договора.

     Очевидно, что нормы международных правовых актов, касающиеся вопросов межгосударственного  усыновления, имеют большое значение в правоприменительной практике. Они содержат основополагающие принципы регулирования данного вопроса, позволяют государствам разрешать  возникающие коллизии.

     15 сентября 1990 г. для СССР вступила  в силу Конвенция ООН о правах  ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. В ст. 21 Конвенции предусмотрено, что государства-участники обеспечивают, чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законами и процедурами и на основе всей относящейся к делу достоверной информации, что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка. Конвенция о правах ребенка принята и открыта для присоединения Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.

     К числу международных правовых актов  по вопросам охраны детства можно  отнести Женевскую декларацию прав ребенка 1924 г., Декларацию прав ребенка, провозглашенную Резолюцией Генеральной  Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., Гаагскую конвенцию о защите детей и  сотрудничестве в области международного усыновления от 29 мая 1993 г.

     Специфика регулирования отношений с иностранным элементом в сфере установления факта усыновления и его отмены совершенно очевидна.В ст. 165 СК РФ решены коллизионные вопросы усыновления, включая и отмену усыновления. В последнее время усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации, стало довольно распространенным явлением. Так, если в 1994 — 1995 гг. зарегистрировано 3693 подобных факта, что составило около 2, 5% от общего количества случаев передачи детей на усыновление и под опеку или попечительство (148390), то в 1997 — 1999 гг. в семьи иностранных граждан передано на усыновление уже 17605 российских детей, или более 6% от общего количества случаев передачи детей на усыновление и под опеку или попечительство (287694), в целом по Российской Федерации. В 2000 г. каждый четвертый усыновленный российский ребенок усыновлен иностранными гражданами — 6, 29 тыс. из 24, 16 тыс. Вместе с тем в некоторых субъектах РФ удельный вес усыновления детей иностранными гражданами от общего количества усыновленных значительно выше среднестатистического общероссийского показателя.

     В соответствии со ст. 165 СК РФ усыновление (его отмена) на территории РФ детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства, производится на основе законодательства государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об установлении усыновления (при усыновлении ребенка лицом  без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства).

     При усыновлении ребенка супругами, имеющими различное гражданство, должны быть соблюдены требования законодательства обоих государств при условии, что  Российская Федерация связана с  ними соответствующими международными договорами.

     Практика  показывает, что нередко закрепленные правила усыновления российских детей иностранцами нарушаются. В  частности, установлено, что не выполнялись  требования Министерства образования  и науки РФ, изложенные в письме от 14 июня 2001 г. N 736/28-5 «Об организации  выезда несовершеннолетних граждан  Российской Федерации на отдых, обучение или лечение», иностранные организации  не представляли в соответствующий  орган исполнительной власти субъекта РФ заявление иностранных граждан  на имя директора учреждения для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с просьбой о временном помещении несовершеннолетнего  гражданина РФ в их семью; отсутствовало  заключение компетентного органа государства  по месту проживания иностранных  граждан об условиях их жизни для  возможного временного помещения несовершеннолетнего  гражданина РФ в эту семью; не соблюдалось  обязательство принимающей семьи  о своевременном возвращении  ребенка в Российскую Федерацию  и социальной страховке на ребенка.

     Так, организациЕЙ «Кросроудс Эдопшн Сервисиз» (США) и занимающимися организацией отдыха детей в Приморском крае, не были представлены требуемые документы. Однако договоры с этой организацией были подписаны, на основании которых воспитанники интернатных учреждений были отправлены в США с условием проживания в американских семьях.

     В результате выявлен целый комплекс взаимосвязанных, систематических  и грубых нарушений действующего законодательства, регламентирующего  порядок передачи детей на усыновление  иностранным гражданам. Не соблюдаются  правила о приоритете российских граждан при усыновлении детей.

     Применение норм иностранного права возможно только при соблюдении требований ст. 124 — 133 СК РФ с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей, а именно: ст. 124 — 126, 127 СК (за исключением абзаца 8 п. 1, т.е. нормы о запрете усыновлять детей лицам, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель)), ст. 128 и 129 СК, ст. 130 СК (за исключением абзаца 5, т.е. нормы об отсутствии необходимости получения согласия родителей ребенка на его усыновление, если по причинам, признанным судом неуважительными, родители более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания), ст. 131 — 133 СК РФ. Таким образом, дети, в отношении которых допускается усыновление, порядок учета таких детей и лиц, желающих быть усыновителями, условия усыновления, порядок усыновления определяются по российскому законодательству.

     Кроме того, усыновление российских детей  иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися  родственниками детей, допускается  только: а) по истечении трех месяцев  со дня поступления сведений о  детях, нуждающихся в устройстве в семью, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения  родителей; б) если не представилось  возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, или на усыновление родственникам  детей, независимо от места их жительства и гражданства (ст. 124 СК РФ). Поэтому, как отмечалось выше, если требования, обеспечивающие интересы ребенка, соответствующего иностранного государства или указанное требование российского законодательства не соблюдены, то усыновление не допускается.

     В случае если один супруг является гражданином  иностранного государства, а другой — гражданином Российской Федерации  и оба постоянно проживают  на территории РФ, при усыновлении  российского ребенка применяются  правила, установленные для граждан  РФ, если иное не предусмотрено международным  договором. При усыновлении на территории России детей, являющихся гражданами иностранных  государств, исходя из общего правила  применяется российское законодательство, но необходимо получить согласие законного  представителя ребенка и компетентного  органа государства, гражданином которого является усыновляемый.

     Необходимо  отметить, что согласно ст. 26 Федерального закона РФ от 31 мая 2002 г. N 62 «О гражданстве  Российской Федерации» (в ред. от 2 ноября 2004 г.), ребенок — гражданин РФ при усыновлении его иностранным (и) гражданином (ами) сохраняет гражданство  Российской Федерации. Но гражданство  усыновленного ребенка может  быть прекращено в общем порядке  по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя  при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. Данный Закон  устанавливает упрощенный порядок  приобретения гражданства Российской Федерации, если ребенок усыновляется супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство. В этом случае предусматривается  необходимость подачи совместного  заявления обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка. Однако представляет определенный интерес  ч. 4 ст. 26 Закона о гражданстве 2002 г. об автоматическом приобретении гражданства  РФ усыновленным ребенком со дня усыновления при наличии совокупности трех юридических фактов: 1) если один из усыновителей является гражданином РФ; 2) при отсутствии в течение одного года со дня усыновления заявления обоих усыновителей; 3) если ребенок и его усыновители проживают на территории РФ.

     Согласно  п. 3 ст. 165 СК РФ защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами  территории РФ, если иное не предусмотрено  международным договором РФ, осуществляется в пределах, допускаемых нормами  международного права, консульским  учреждением РФ, в котором указанные  дети состоят на учете.

     В марте 2000 г. образована Межведомственная комиссия по вопросам усыновления иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации, которая является координационным органом в деле охраны прав и интересов усыновляемых.

В соответствии с Постановлением Правительства от 4 ноября 2006 г. N 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением», которым утверждено одноименное Положение, вопросы аккредитации (продления срока аккредитации, отказа в аккредитации) представительств вышеуказанных организаций возложены на Министерство образования и науки Российской Федерации.

В ходе проверки Генеральной прокуратурой установлено, что срок аккредитации у большинства представительств, подавших документы на продление  срока аккредитации, истек в 2004 г. Приказами Министра образования  и науки РФ от 17 мая 2005 г. N 140 и от 9 июня 2005 г. N 174 продлен срок аккредитации представительств 52 иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации. По данным проверки законности продления срока аккредитации, установлено, что из 52 аккредитованных представительств иностранных организаций 31 получило такое разрешение в нарушение  действующего законодательства. Так, при  рассмотрении в мае 2005 г. вопроса  о продлении срока аккредитации представительств Минобразования и науки РФ по большинству из них не запрашивало новые заключения из МИДа РФ, МВД РФ, Минюста РФ, а использовало заключения, датированные апрелем, маем, сентябрем 2004 г., т.е. Минобрнауки РФ не проверило наличие либо отсутствие в указанных министерствах негативной информации о представительстве за истекший период.Установлено, что на момент решения вопроса о продлении срока аккредитации многие представительства имели задолженность по представлению отчетов и сведений о постановке усыновленных детей на консульский учет, а также имелась негативная информация об их деятельности.Несмотря на это, в нарушение нормативных требований Минобрнауки РФ 17 мая 2005 г. приняло решение об их аккредитации. Так, Управление образования Новосибирской области 28 апреля 2005 г. информирует Минобрнауки РФ, что у агентства Christian World Adoption ( «Кристиан Уорлд Эдопшн») (США) имеются нарушения в представлении отчетов и на 10 марта 2005 г. не представлено 3 отчета.()

Информация о работе Проблема межгосударственного усыновления детей