Таможенное право Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

В ходе работы следует решить следующие задачи:
1. Необходимо рассмотреть Таможенное право ЕС, при этом обратить внимание на понятие таможенного права, его предмет и объект, а также источники и метод таможенного права РФ;
2. Более подробно остановится на правовых основах таможенного союза;
3. Необходимо наиболее подробно проанализировать такой основной правовой акт Европейского союза, как таможенный кодекс РФ. В частности обратить внимание на историю принятия данного кодекса, его общие положения, сферу применения, а также определить базовые понятия и термины таможенного права.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Таможенное право ЕС: понятие, предмет, объект, источники и метод 4
Глава 2. Правовые основы Таможенного союза 7
Глава 3. Таможенный кодекс ЕС 15
3.1. История принятия. Общие положения. 15
3.2. Сфера применения Кодекса. 16
3.3. Базовые понятия и термины таможенного права 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

таможенное право европсоюза.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

       Статья 2 Директивы содержала перечень мер, которые могут рассматриваться  как имеющие аналогичный количественным ограничениям эффект:

       • фиксирование минимальной или максимальной цепы на импортируемые продукты;

       • установление менее благоприятных  цен на импортные продукты;

       • снижение объема импорта продукта путем  снижения его потребительской ценности или увеличения его стоимости;

       • установление таких условий оплаты для импортных продуктов, которые  отличаются от условий оплаты, применяемых для продуктов внутреннего производства;

       • установление условий для упаковки, состава, маркировки, размера, веса и  т. п., которые применяются только к импортируемым продуктам либо предъявляют к ним более высокие требования по сравнению с продуктами внутреннего производства;

       • предоставление льгот при покупке  продуктов внутреннего производства либо создание каких-либо неудобств  при покупке импортных продуктов;

       • ограничение рекламно-информационной деятельности применительно к импортируемым  продуктам;

       • применение более сложных складских  условий для импортных продуктов,

       • применение условия об обязательном для импортера наличии представителя (агента) на территории страны, в которую импортируются продукты.

       Таким образом, все меры, которые ставят в неодинаковые условия внутренние и импортируемые товары, могут  быть запрещены на основании ст. 30—35 (н.н. ст. 28—29) Договора об учреждении ЕЭС.

       Более того, даже меры, не создающие разницы между внутренними и импортными продуктами, могут толковаться как аналогичные количественным ограничениям, если ограничивают свободное перемещение товаров внутри Сообщества. Позиция Суда состоит в том, что в соответствии со ст. 30 и 36 (н.н. ст. 28-и 30) "любые торговые правила, вводимые государствами-членами, наносящие прямо или косвенно, фактически или потенциально ущерб взаимной торговле стран ЕЭС, должны рассматриваться как меры, имеющие аналогичный количественным ограничениям эффект" (дело № 8/74 Дассонвиль).

       Договор об учреждении ЕЭС (ст. 36; н.н. ст. 30), а  также конкретизирующая его положения  практика Суда ЕС допускают ряд оснований для изъятия ограничивающих импорт государственных мер из-под запретительного действия ст. 30— 34 (н.н. ст. 28—29) Договора. Такими основаниями являются:

       а) общественная мораль;

       б) публичная политика;

       в) общественная безопасность;

       г) защита жизни и здоровья людей, животных или растений;

       д) защита национального художественного, исторического или археологического достояния;

       е) защита промышленной или коммерческой собственности.

       Как видно из рассмотрения практики ЕЭС, только строгое соблюдение и максимальная детализация положений Римского договора создают условия для создания и эффективной работы Таможенного союза. Рассмотренные выше меры создают предпосылки для реализации внутренних (устранение таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, гармонизация косвенного налогообложения) и внешних (принятие общего таможенного тарифа) аспектов Таможенного союза. Следующей задачей развития Таможенного союза становится создание системы общих правил применения таможенного тарифа для торговых отношений Сообщества с третьими странами.

 

Глава 3. Таможенный кодекс ЕС

3.1. История принятия. Общие положения.

 

       28 февраля 1990 г. Комиссия Европейских  сообществ представила проект  Таможенного кодекса Сообщества. Кодекс был принят 12 октября 1992 г. и вступил в силу с 1 января 1994 г, 2 июля 1993 г. был принят Регламент Комиссии № 2454/93 {так называемый Кодекс по имплементации), устанавливающий порядок вступления в действие Таможенного кодекса; затем он был дополнен Регламентом Комиссии от 21 декабря 1993 г. и некоторыми актами 1994

       Содержание  и общая характеристика Кодекса. В соответствии с целями своего создания Таможенный кодекс меняется только в сфере торговых отношения Сообщества с третьими странами. Оборот товаров внутри стран Сообщества поскольку учредительные документы и принципы "общего рынка" предполагают их освобождение от таможенного контроля, не входит в круг вопросов, регулируемых Кодексом.

       По  своей природе Кодекс не может  регулировать все таможенные и торговые меры, применяемые Сообществом в  отношении третьих стран. Поскольку  целью Кодекса является консолидация и систематизация общих правил и процедур таможенного контроля для всех товаров независимо от их природы, меры тарифной политики, предусматривающие различное регулирование для различных товаров, находятся вне сферы применения Кодекса, Объединяющий вопросы тарифного регулирования ЕЭС интегрированный таможенный тариф Сообщества вместе с Таможенным кодексом составляют два краеугольных камня таможенного права ЕЭС, действующего в отношении торговли с третьими странами,

       Кодекс  состоит из 9 частей, объединяющих 257 статей. Структура правовых норм, содержащихся в Таможенном кодексе, может быть представлена в виде трех основных групп:

       1) вводный раздел — содержит  положения о перемещении товаров  через границы Таможенного союза,  определение таможенной территории, определение таможенной пошлины и факторов, на основе которых она взимается: таможенный тариф Сообщества, происхождение товаров и таможенная стоимость;

       2) ядро Кодекса — положения части  IV Таможенные режимы, включающие  правила применения таможенных  процедур по отношению к различным экономическим целям оборота товаров, среди предусмотренных Кодексом процедур центральное место занимает регулирование процедуры выпуска товаров в свободное обращение, являющееся приоритетным с точки зрения Римского договора (ст. 10; н.н. ст. 24, Договора о ЕС);

       3) последняя часть Кодекса —  части V—IX — содержит, среди прочего,  правила взимания пошлин, возникновения  и оплаты (либо возврата) таможенного  долга; важнейшими с практической  точки зрения являются положения  о порядке подачи апелляций  на действия таможенных органов. Наконец, ст. 257 Кодекса содержит перечень актов Совета, заменяемых Кодексом.

       Цели  принятия Таможенного кодекса:

       1. Создание единого правового документа,  заменяющего множество актов,  принятых органами Сообщества  в области таможенного регулирования. В общей сложности более двух десятков только актов Совета, введенных в действие в течение 22 лет, было заменено Кодексом.

       2. Достижение цельности, ясности  и определенности содержания. Простое  воспроизведение норм "секторальных" (то есть регулирующих отдельные  узкие аспекты) актов по таможенному  праву в едином документе не  имело бы смысла без выработки  нового подхода к систематизации данных норм. Необходимо выделение наиболее значимых, фундаментальных положений, на базе которых возможно рассмотрение остальных, более узко специализированных правил.

       Еще на стадии разработки проекта Кодекса  Комиссия приняла точку зрения, что  Кодекс, закрепляя определенный обязательный перечень положений, в то же время не должен быть перегружен. Задача Кодекса — воспроизведение правовые норм в понятном, читаемом и логичном виде — не должна приводить к чрезмерному перенасыщению текста. Выполнению Данной задачи во многом способствовало разделение правовых норм на две части: собственно Таможенный кодекс и Регламент, устанавливающий порядок вступления Кодекса в действие (Кодекс по имплементации).

       3. Консолидация законодательства. Возможно, Комиссия. Могла бы подготовить проект Таможенного кодекса Сообщества ранее, однако было решено извлечь максимальную выгоду, составляя Кодекс на основе консолидации уже существующего и действующего права. За исключением раздела VII части IX (право на апелляцию), положения Кодекса повторяли нормы правовых актов, ранее принятых Советом.

3.2. Сфера применения Кодекса.

 

       Таможенный  кодекс вместе с условиями его  применения, принятыми как на уровне Сообщества, так и на национальном уровне, формируют таможенные правила  Союза. Таможенные правила ЕС применяются:

       а) на таможенной территории ЕС;

       б) в торговле между Сообществом  и третьими странами;

       в) к товарам, регулируемым Договором  о ЕЭС, Договором о ЕОУС и Договором  о Евратоме.

       Примечательно, что Кодекс не содержит определений  терминов "торговля" и "товары". Обобщая определения, данные в других актах институтов ЕС (в частности, в Шестой директиве по НДС), можно предложить следующие дефиниции: "торговля между Сообществом и третьими странами" — любое перемещение товаров из страны — члена ЕС в страну, не являющуюся членом ЕС, и наоборот; "товары" — все материальное движимое имущество, включая электрический ток, газ, тепло, охлаждение и т. п.

       Статья 3 Таможенного кодекса Сообщества дает определение таможенной территории Сообщества. Собственно, определения как такового в тексте статьи нет; Кодекс ограничивается простым перечислением территорий государств-членов, составляющих Таможенный союз ЕС.

       В качества дефиниции для понятия "таможенная территория ЕС" можно  предложить следующее: оговоренная законодательством ЕС совокупность территорий государств либо отдельных регионов, на которых действуют нормы и правила Таможенного союза ЕС. Оговорка относительно регионов обусловлена тем, что Таможенный кодекс исключает некоторые территории внутри государственных границ стран — членов ЕС из территории Таможенного, союза. Так, в состав таможенной территории ЕС не входят датские Фарерские острова и остров Гренландия, испанские территории Сеута и Мелилья, Гибралтар, германский анклав на швейцарской территории Бюсинген и др. Не являются территорией Таможенного союза французские заморские территории и территориальные коллективы с особым статусом, но в качестве части территории Франции в состав таможенной территории ЕС входит княжество Монако. Из таможенной территории Италия изымаются муниципалитеты Ливиньо и Кампионе д Италия и территориальные воды озера Лугано, но включается территория Республики Сан-Марино.

       Как правило, территории стран — членов ЕС, изъятые из состава таможенной территории союза, — географически обособленные регионы; при этом конституции соответствующих стран предоставляют им право самостоятельно (автономно) решать вопрос о вхождении в межгосударственные союзы. Что касается присоединенных к таможенной территории Союза территорий государств, не являющихся членами ЕС, то их статус, как правило, регулируется специальными международными договорами: Парижской конвенцией по таможенному регулированию 1963 г. в отношении Монако; Конвенцией 1939 г. в отношении Сан-Марино.

       Таким образом, таможенная территория Сообщества состоит из государственных территорий государств-членов, включая их территориальные и внутренние воды и воздушное пространство, с учетом изъятий и дополнений, указанных в пар. 1 и 2 рассматриваемой статьи.

       Необходимо  заметить, что таможенная территория Союза не совпадает с территорией, на котирую распространяются единые правила ЕС в отношении НДС. Единое регулирование НДС не соблюдается применительно к таким частям таможенной территории ЕС, как французские заморские департаменты (не путать с заморскими территориями), Монако, Сан-Марино, Гибралтар, британские Нормандские острова и остров Мэн, датские Фарерские острова.

3.3. Базовые понятия и термины таможенного права

 

       Статья 4 Кодекса содержит определения 24 терминов, регулярно используемых в статьях Кодекса. Данные термины являются базисными понятиями для таможенного права, поэтому представляется важным рассмотреть их определения подробнее:

       Лицо  — в понимании Кодекса к  лицам относятся:

       а) физические лица;

       6) юридические лица;

       в) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, объединение лиц, способное осуществлять юридические действия, но не имеющее статуса юридического лица.

       Лицо, домицилированное в Сообществе:

       а) для физических лиц — любое  лицо, постоянно проживающее на территории Сообщества;

       б) для юридических лиц и объединений  — любое лицо, имеющее на территории Сообщества зарегистрированный офис, центральную штаб-квартиру или постоянное деловое учреждение.

Информация о работе Таможенное право Европейского Союза