Тематические проверки юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является, раскрыть сущность налогового контроля, его принципы и пути совершенствования, на примере деятельности Налогового управления по Cарыаркинскому району города Астана.
Исходя из поставленной цели определены следующие задачи:
– дать понятие налоговой проверки;
– дать более подробное понятие видам налоговых проверок, а именно: документальная проверка, порядок осуществления тематической проверки;
– на конкретном примере проанализировать исполнение тематических проверок Налогового управления по Cарыаркинскому району города Астана
– изучить документы по проведению налоговых проверок;

Содержание

Введение
1. Сущность и теоретические основы налогового контроля
1.1 Понятие налогового контроля, его признаки и формы
1.2 Виды и периодичность налоговых проверок
1.3 Налоговый контроль в странах ЕврАзЭС
2. Анализ проведения тематических проверок с учетом применения информационных систем (на базе Сарыаркинского налогового управления города Астана)
2.1. Особенности проведения налоговых проверок в ФРГ и Франции
2.2 Анализ информационной системы электронный контроль налогового аудита
2.3 Анализ поступлений налогов по Налоговому управлению района Сарыарка за период с 2006 по 2007 годы 2.4 Анализ деятельности Налогового управления по району Сарыарка при осуществление тематических проверок юридических лиц 3. Пути совершенствования проведения тематических проверок 3.1 Проблемы осуществления Налогового Контроля в Республики Казахстан
3.2 Пути совершенствования тематических проверок с применением информационных систем
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Министерство Образования и науки Республики Казахстан.docx

— 170.72 Кб (Скачать)

Если, по мнению инспектора, документальная информация, полученная в ходе проверки, неубедительна, он вправе самостоятельно собрать дополнительные сведения, опросив третьих лиц. Порядок  проведения такого опроса регулируется законом.

В течение всего периода  проверки инспектор должен поддерживать регулярные контакты с руководителем  своей группы, который несет ответственность  за качество работы инспектора и соблюдение им всех соответствующих процедур. При необходимости руководитель дает инспектору рекомендации и направляет его действия.

В ходе проверки инспектор  ведет перечень вызывающих сомнение или нуждающихся в уточнении  пунктов налоговой декларации. Те вопросы, которым не найдено убедительного  объяснения, обсуждаются с руководителем  группы. Последний совместно с  инспектором решает, по каким из них надо потребовать от налогоплательщика  объяснений или обоснований. Письмо за подписью руководителя группы со списком  вопросов направляется налогоплательщику.

У налогоплательщика есть два месяца, чтобы подготовить  письменный ответ на запрос инспектора. Если ответ не поступил или содержащиеся в нем сведения недостаточны, налоговый  орган может в судебном порядке  обязать налогоплательщика предоставить полную информацию по существенным вопросам. Срок для исполнения судебного запроса  – 30 дней. Если же налогоплательщик не отвечает и по истечении этого  срока, инспектор вправе дать самостоятельную  оценку по соответствующим пунктам  декларации.

По завершении проверки инспектор  решает, какие поправки или доначисления надо внести в декларацию. Такие  решения принимаются при обязательном участии руководителя группы.

Затем налогоплательщику  направляется письменное уведомление  о результатах проверки, в котором  сообщается, будут ли внесены в  декларацию корректировки. Если будут, то в уведомлении указывают характер, объем и основания для корректировок, а также сумму налоговых платежей с учетом корректировки (включая  штрафы).

Если налогоплательщик не согласен с выводами налогового инспектора, он имеет право подать дело на рассмотрение специальной комиссии.

Такие комиссии по налоговым  спорам существуют в каждом налоговом  департаменте. Кроме того, в случае несогласия с результатами проверки налогоплательщик также может обратиться к вышестоящему руководителю того налогового органа, который проводил проверку. Если же и это не принесет желаемого  результата, ему остается подать в  суд иск об апелляции.

Анализ опыта налоговых  органов ФРГ и Франции убедительно  свидетельствует о том, что наличие  эффективной процедуры отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым  для рациональной организации системы  налогового контроля. Только применение данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов  максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных  по их результатам доначислений в  бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия  на налогоплательщиков.

2.2 Анализ информационной  системы электронный контроль  налогового аудита

Одной из приоритетных задач  Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан, предусмотренных  в Программе Правительства Республики Казахстан на 2006–2010 годы, является процесс автоматизации налогового и таможенного администрирования, а именно внедрение всех информационных систем, разработанных на базе налогового комитета МФ РК.

Целью налоговой политики Республики Казахстан является увеличение доходной части государственного бюджета  путем расширения налогооблагаемой базы и повышения качества налогового администрирования с использованием новых технологий, а также совершенствование  налогового законодательства для стимулирования развития производства и роста инвестиций.

Достижение данных целей  позволит решить масштабные задачи и  достигнуть приоритетного развития Республики Казахстан в 2002–2004 годах  – это рост уровня жизни населения  на основе общественно-политической стабильности общества, устойчивого социально-экономического развития страны, повышения уровня сбалансированности экономики, активизации движения капитала, укрепления экономической безопасности, снижения системных рисков, развития международного сотрудничества и готовности противостоять вызовам стабильности на глобальном и региональном уровне.

Кардинальным шагом в  достижении данной цели является совершенствование  налогового администрирования посредством  внедрения информационной системы  «Электронный контроль налогового аудита».

Основной целью разработки данной информационной системы является регламентация процедур взаимоотношений  налогоплательщиков с государством по вопросу добросовестного исполнении налоговых обязательств.

Функционирование информационной системы «Электронный контроль налогового аудита» ориентировано на пополнение единой базы данных проведенных налоговых  проверок, снижения доли обжалованных результатов налоговых проверок, исключения необоснованного уменьшения сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, ранее доначисленных  в ходе проверок.

Она направлена на устранение бюрократических проволочек и пресечение коррупционных правонарушений со стороны  налоговых органов, стандартизацию документооборота, связанного с проведением  налоговых проверок и ее результатов, отслеживанием процедур обжалования  доначисленных сумм и позволяет  осуществлять масштабный контроль НК МФ РК за соблюдением регламента проведения налоговых проверок и оформления их результатов.

Автоматизация процесса планирования контрольной работы в системе  ЭКНА позволит сделать более эффективной  деятельность обыкновенных рядовых  налоговых специалистов при проведении контрольных мероприятий, посредством  формирования рейтинга работников налогового аудита с целью выработки рекомендаций по обновлению и укреплению кадрового  состава, что соответственно повлечет за собой повышение качества проведения налоговых проверок и снижения доли обжалования результатов проверок.

Функциональные возможности  данной информационной системы направлены на:

-  создание технологической среды и автоматизированного банка данных на основе информационных ресурсов различных ведомств;

-  для повышения достоверности оценки налоговой базы, выявление несоответствий и использование этой информации для пресечения налоговых нарушений;

-  выявление вертикально интегрированных и взаимосвязанных структур налогоплательщиков, создаваемых с целью ухода от уплаты налогов и сборов;

-  разработку методов, алгоритмов и программ автоматизированной системы выявления основных схем ухода от налогообложения и сокрытия налогов и сборов и разработка предложений по внесению изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах»;

-  разработку автоматизированной системы экономического моделирования на основе среднестатистических финансовых данных, методического и программного обеспечения по применению косвенных методов определения доходов;

-  совершенствование системы планирования, организации и проведения налоговых проверок, синхронизированных по все звеньям налоговой системы.

В четвертом квартале 2002 года начата пилотная эксплуатация информационной системы «Электронный контроль налогового аудита» в территориальных налоговых  комитетах.

Налоговый комитет Министерства Финансов Республики Казахстан сопровождает пилотную эксплуатацию данной информационной системы путем своевременной  выработки рекомендаций территориальным  налоговым комитетам по работе с  ИС ЭКНА на базе анализа предложений  и замечаний по эксплуатации. Данный механизм сотрудничества позволяет  постоянно совершенствовать программное  обеспечение ЭКНА и дает толчок для  развития методологической базы налогового законодательства. [17]

Дальнейшее развитие программного обеспечения ИС ЭКНА будет направлено на повышение качества налогового аудита и контроля эффективности работы налоговых органов, в частности  путем совершенствования механизма  проведения камерального контроля по отбору налогоплательщиков для включения  в План проверок за счет формирования рейтинга налогоплательщиков, сформированного  по результатам многомерного анализа  аналитических данных хранилища OLAP. Причем предполагается, что такой  анализ в рамках OLAP будет позволять  не только эффективно отбирать налогоплательщиков, но производить расчет предварительных  результатов эффекта от проведения проверки по конкретному налогоплательщику.

Кроме того, посредством реализации OLAP планируется реализовать формирование электронного дела налогоплательщика, в котором будет аккумулироваться вся информация по исчисленным и  уплаченным налоговым обязательствам данного налогоплательщика, акты проверок, сведения об административных правонарушениях  в области налогообложения.

Также, предполагается произвести разработку и реализацию программного обеспечения на государственном  языке.

В соответствии с организационной  структурой налоговой системы Республики Казахстан, система ЭКНА имеет трехуровневую  иерархическую организацию.

На первом, верхнем уровне системы находится НК МФ РК.

На втором уровне находятся  НК областного уровня, подчиненные  организации республиканского уровня.

Третий уровень составляют НК районного уровня, каждый из которых  подчинен своей областной организации.

Рисунок 1. Организационная  структура системы ЭКНА

Система ЭКНА функционирует  на всех трех уровнях, используя для  обмена данными каналы связи.

На республиканском уровне выполняется регистрация жалоб  налогоплательщиков, мониторинг дела, формирование отчетности, в отдельных  случаях может производиться  исполнение дела.

На областном уровне может  выполняться регистрация жалоб  на уведомления, прием отчетов по результатам рассмотрения жалоб  по уведомлениям, мониторинг дела, формирование отчетности, исполнение дела.

На районном уровне выполняется: создание акта налоговой проверки, формируются уведомления, ведется  текущий счет налогоплательщика, выполняется  репликация на областной и республиканский  уровни. Перечисленные уровни системы  имеют одинаковые структуры хранения дел, но различные функции для  работы с ними. В процессе эксплуатации система ЭКНА использует как общие  справочники системы ИНИС так  и специализированные справочники  самой системы, которые ведутся  централизованно (на уровне НК МФ), и  обновляются одновременно на республиканском  и областном уровнях.

Дела, созданные в нижестоящих  по иерархии организациях, доступны для  просмотра на вышестоящих уровнях  сразу после создания. Акты налоговых  проверок доступны для просмотра  в вышестоящих организациях только после того как над ними произведена  операция «Отправить в НК МФ». В областной  организации становятся видны акты всех подчиненных районных организаций. На республиканском уровне доступны акты со всех НК республики.

Особенностью исполнения дел, на республиканском уровне, является то, что дело открывается на республиканском  уровне, здесь же ему назначаются  исполнители. Исполняется же дело на республиканском, областном или  районном уровнях. Дело создается и  подготавливается в системе ИНИС РК, после выдачи предписания на исполнения дела ему присваивается  статус «Исполняется». Данный статус присваивается  делу с момента выдачи предписания  налогоплательщику. Исполнители могут  приступить к непосредственному  исполнению дела. В процессе исполнения специалистом НК в дело вносится информация о прохождении дела, формируется  документы, сопровождающие дело: акт  налоговой проверки, уведомление. При  этом возможно дополнительное назначение исполнителей из числа сотрудников того налогового комитета, где исполняется дело. Все действия, производимые с таким делом, передаются на республиканский уровень.

На республиканском уровне может производиться:

·  ведение реестра электронных актов налоговых проверок;

·  ведение реестра проверяющих специалистов НК;

·  мониторинг и анализ электронных актов;

·  регистрация жалобы налогоплательщика на решение вышестоящего налогового органа в уполномоченном налоговом органе;

·  регистрация отчета по результатам рассмотрения жалобы, который реплицируется на нижележащие уровни, где зарегистрировано дело;

·  формирование стандартных и нестандартных форм отчетности;

·  отслеживание контрольных сроков и ведение мониторинга за исполнением дела на нижележащих уровнях;

·  ведение единых справочников и классификаторов

Для контроля за ходом выполнения налоговой проверки, на областном  уровне обеспечивается мониторинг за ходом исполнения дела, что позволяет  реализовать просмотр дела на областном  уровне и сортировку по различным  атрибутам, например, по дате исполнения, типу, месту исполнения дела, статусу  и т.п.

Функции автоматизированного  контроля за ходом исполнения дела, позволяет определить документы, по которым возможно превышение «критических»  сроков рассмотрения, с целью своевременного предупреждения ответственных исполнителей из числа проверяющих, и специально назначенных для этой функции  лиц, о наступлении «критических»  сроков.

В программе реализован режим  для просмотра дел и связанных  с ними документов. При этом с  помощью фильтра можно просмотреть  все документы или выборочно  загрузить только документы с  определенным статусом.

При внесении очередного изменения  в дело на районном уровне, все данные пересылаются на областной уровень  и заносятся в соответствующее  дело. К таким изменениям относят:

·  изменение статуса дела;

·  создание акта и формирование уведомления налогоплательщику;

·  процедура открытия и изменения текущего расчетного счета налогоплательщика, изменение статуса счета;

·  регистрация жалобы налогоплательщика о несогласии с результатами проверки и их модификация, изменение статуса жалобы;

·  регистрация и изменение данных отчета о результатах рассмотрения жалобы, изменение статуса отчета.

Отправляемые на исполнение дела с областного уровня автоматически  передаются в указанный районный налоговый комитет и сохраняются  в локальной БД. Процедура доступа  к информации, связанной с делом  заключается в наличии специальных  прав, регламентирующих полномочия служащего НК для просмотра или корректировки этой информации. Список работников имеющих доступ к делу, определяется в предписании на выполнение налоговой проверки.

Каждый работник, получивший доступ к делу, должен быть работником того налогового комитета, который  производит налоговую проверку. Ответственный  исполнитель является лицом, ведущим  дело и специальные операции с  делом доступны только ему. Кроме  того, здесь может быть определен  дополнительный круг лиц не из числа  служащих налогового комитета, имеющих  права на просмотр дела. Это могут  быть специалисты ДФП, эксперты и  другие лица, совместно с которыми производится проверка. Данные лица также  должны быть отражены в предписании  на выполнение налоговой проверки.

Информация о работе Тематические проверки юридических лиц