Участие России в международных договорах по усыновлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы. Усыновление является древнейшим институтом семейного права, известным со времен Римской империи. В различные периоды его назначение было неодинаковым. В России со времен Октябрьской революции усыновление служит защите прав и интересов детей. Наличие такого института в семейном праве необходимо. Стоит вспомнить к чему привела отмена усыновления в 1918 году. В этот период были зафиксированы случаи принятия детей в семьи без надлежащего оформления, а в суды поступали заявления с просьбой об усыновлении.

Содержание

Введение 3
Гл 1. Усыновление как приоритетная форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 5
Гл 2. Порядок и условия усыновления в международных договорах ………………………………………………………
2.1. Условия усыновления детей…………………………….
2.2. Порядок усыновления детей…………………………….
2.3. Правовые последствия межгосударственного усыновления. Отмена усыновления..............………………
3.
Заключение 24
Список использованных источников 25

Работа содержит 1 файл

Cемейное право курсовая.doc

— 367.24 Кб (Скачать)

    В отношении ребенка, достигшего совершеннолетия, отмена усыновления не допускается. Это связано с тем, что после достижения совершеннолетия родительские права и обязанности прекращаются, и, следовательно, отпадает необходимость в отмене усыновления. Но бывают случаи, когда даже формальное существование родственных отношений между усыновленным и усыновителем в ряде случаев становится нежелательным для сторон. Необходимость в такой отмене может возникнуть, например, для восстановления правовой связи между усыновленным и его биологическими родителями, либо для вступления в брак усыновленного, достигшего совершеннолетия, и усыновителя. Закон не содержит запрет на брак между усыновителем и усыновленным после отмены усыновления, что является еще одним подтверждением нашего мнения о несоответствии правоотношений, порождаемых усыновлением, родительским правоотношениям. Для отмены усыновления в вышеперечисленных случаях необходимо взаимное согласие усыновителя и усыновленного ребенка, а также родителей усыновленного ребенка, если они живы, не лишены родительских прав и не признаны судом недееспособными (ст. 144 СК РФ). Согласие усыновителей необходимо потому, что в противном случае может произойти существенное нарушение их интересов. Эти лица, воспитавшие ребенка, окажутся не в состоянии получить от него содержание в случае нуждаемости и нетрудоспособности. Согласие родителей требуется потому, что при отмене усыновления может быть восстановлена правовая связь между ними и ребенком. 

    Как указано в ст. 275 ГПК РФ5 рассмотрение и разрешение дел об отмене усыновления осуществляется по правилам искового производства. Дело об отмене усыновления также как и при установлении усыновления ребенка рассматривается судом с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора[14].

    Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления ребенка.

    Суд должен направить в течение трех дней со дня вступления решения об отмене усыновления в законную силу выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации усыновления.

    Отмена усыновления ребенка влечет определенные правовые последствия, указанные в ст. 143 Семейного кодекса РФ Ребенок по решению суда передастся родителям, а при отсутствии родителей, а также, если передача родителям противоречит интересам ребенка, - на попечение органа опеки и попечительства.

    По испанскому законодательству, усыновленный несовершеннолетний ребенок, от которого отказалась семья усыновителей, передается под опеку соответствующего учреждения по вопросам опеки несовершеннолетних с возможность последующего усыновления. Испанским законодательством, согласно международному законодательству, не предусматривается возвращение усыновленного несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, в страну происхождения.

    В решении суда об отмене усыновления должен быть также решен вопрос, сохраняются ли за ребенком присвоенные ему в связи с усыновлением имя, отчество и фамилия. Изменение имени, отчества и фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.

    Следует также иметь в виду, что суду предоставлено право, исходя из интересов ребенка, обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка в размере, установленном статьями 81 и 83 Семейного кодекса РФ.

    Необходимо отметить, что согласно п. 1 ст. 361 ГПК РФ, суд кассационной инстанции может отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены па основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств. В этом случае новое решение об отмене усыновления будет считаться вступившим в законную силу с момента вынесения кассационного определения (ст. 367 ГПК РФ).

    Вступившие в законную силу судебные постановлении могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня вступления их в законную силу (ст. 376 ГПК РФ) лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным постановлением[15].

    В разделе VII Семейного кодекса «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства» (п. 2 ст. 165)[16] содержится еще одно основание к отмене усыновления, а именно то, что в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

    При этом возникает вопрос, поскольку усыновление (удочерение) детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства производится верховными судами республик краевыми, областными и приравненными к ним судами, то какой суд должен рассматривать гражданские дела об отмене усыновления (удочерения)? Ответ на этот вопрос содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ, который пояснил, что «по действующему законодательству для дел об отмене усыновления детей иностранными гражданами либо лицами без гражданства специальной подсудности законом не предусмотрено».

    Отмена усыновления является необратимым правовым актом, в то время, как родители, лишенные родительских прав и обязанностей, могут быть а них восстановлены.

    На основании вышеизложенного, нами сделан вывод, что поскольку в настоящее время в российском законодательстве не предусмотрена специальная подсудность дел об отмене усыновления детей-граждан России иностранными гражданами, данное обстоятельство является еще одним аргументов в пользу отмены тайны усыновления детей-граждан России иностранными гражданами[17].  
 
 
 

    [1] Королев Ю. А. Усыновление - проблемы решенные и нерешенные. // Адвокат, 2003. № 2. С. 31-38. 

    [2] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ. Новосибирск. 2007. 75 с. 

    [3] Пчелинцева, Л. М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации М., НОРМА, 2007. 475 с. 

    [4] Нечаева, А. М. Судебная защита прав ребенка: Учебно-практическое пособие М., Экзамен, 2005. 128 с. 

    [5] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс. 

    [6] Европейская конвенция об усыновлении детей. Утверждена Советом Европы 24 апреля 1967 г. // СПС Консультант Плюс. 

    [7] Марышева, Н. И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. М., 2007. 65 с. 

    [8] Летова, Н. В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. - М., 2006. 57 с. 

    [9] Ермаков, А. В. Защита прав детей, усыновленных иностранными гражданами: организационно- правовой аспект. // Российский следователь. 2006. № 7. С. 17-25. 

    [10] Дриль, Л. Основные правила усыновления детей иностранцами. // http://news.mediaport.info/world/2007/38975.shtml 

    [11] Завражнов, В. Усыновление иностранцами детей - граждан РФ. // Российская юстиция. 2004. № 7. С. 25-31. 

    [12] Пчелинцева, Л. М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации М., НОРМА, 2007. 475 с. 

    [13] Кебец, И. Рассмотрение дел об усыновлении детей иностранными гражданами. // Законность. 2006. № 5. С. 14-20. 

    [14] Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ М., НОРМА. 2007. 184 с. 

    [15] Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ М., НОРМА. 2007. 184 с. 

    [16] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ. Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во. 2007. 75 с. 

    [17] Паршуткин, В., Львова, Е. Всегда ли оправдано сохранение тайны усыновления // Российская юстиция. 1999. № 4. С. 24-29.

Заключение

 

     Таким образом, усилиями международного сообщества разработаны базовые правовые нормы, регламентирующие процедуру международного усыновления. Они содержатся в Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1986 г.; Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.; Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 29 мая 1993 г. Многие их положения отражены в СК РФ.

     Учитывая важность сотрудничества России с иностранными государствами, в том числе касающегося международного усыновления, предлагаю рассмотреть вопрос о подписании и ратификации Конвенции о заключении и признании действительности браков (Гаага, 14 марта 1978 г.), Конвенции о признании разводов и решений о раздельном жительстве супругов (Гаага, 1 июня 1970 г.), Конвенции о праве, применимом к режимам собственности супругов (Гаага, 14 октября 1978 г.), Европейской конвенции об усыновлении детей (Страсбург, 24 апреля 1967 г.), о ратификации уже подписанной Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 г.).

     По аналогии с Договором между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей от 6 ноября 2008 г. необходимо внести предложение о заключении подобных договоров и с иными государствами, такими как США, Франция, Германия, Испания, граждане которых активно реализуют свое право на усыновление детей-граждан Российской Федерации.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

    Проведенное нами исследование позволяет сделать ряд следующих выводов. 

    Во-первых, анализ ключевых терминов в рамках института усыновления позволяет определить его, в кратком изложении, как юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и лицом или лицами, принявшими его на воспитание, устанавливаются личные и имущественные отношения, существующие между родителями и детьми. Соответственно международное усыновление (удочерение) - это юридический акт, порождающий подобные правоотношения, осложненные иностранным элементом.  

    Во-вторых, социально обусловлено и юридически оправдано появление Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ, выполняющего роль комплекса стандартных правил в деле опеки и попечительства при сохранении тенденции к расширению полномочий органов местного самоуправления. Повышение статуса пакета правительственных документов о контроле в области усыновления на уровень Федерального закона позволит более жестко контролировать соответствующие органы и организации в связи с исполнением ими императива такого высокого уровня. 

    В-третьих, институт международного усыновления регулируется многочисленными международным и внутригосударственными нормативными правовыми актами, однако по прежнему не ликвидировано множество правовых пробелов в этой сфере, порождающих многочисленные злоупотребления должностных лиц органов опеки и попечительства. В связи с этим необходимо установить в императивном порядке личное участие усыновителей во всех процедурах, начиная с момента обращения с просьбой о постановке на учет. Посредническая деятельность должна быть сведена к минимуму и осуществляться на стадии внесудебных процедур.

    В-четвертых, для справедливого обеспечения прав биологических родителей усыновляемого ребенка и его родственников важно осуществление ряда требований: привлечение биологических родителей или их родственников к процессу усыновления (при условии, что они живы и дееспособны) должно быть обязательным, а не факультативным; необходимо обязать опекунские органы предоставлять суду выписку из анкеты ребенка о совершеннолетних родственниках и документ, подтверждающий их отказ от его усыновления.

    Помимо этого во избежание трагических случаев международного усыновления целесообразно утвердить прохождение усыновителем психологической проверки и тестов на психологическую совместимость с усыновляемым ребенком. Важно, чтобы усыновитель неоднократно лично общался с ребенком. Нужно указать, что после посещения ребенка иностранный усыновитель обязан проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении: об усыновлении, или об отказе в усыновлении.

    В-пятых, по причине большого количества смертельных случаев с детьми в новых семьях за последние 2-3 года, произошедших ранее, чем через шесть месяцев после их приезда в страну, необходимо увеличить количество отчетов о жизни детей в полной семье с приемными иностранными родителями, и сроки их предоставления, и установить обязанность Министерства образования и науки РФ каждые 3 месяца направлять консульским учреждениям РФ информацию об усыновленных детях.

Информация о работе Участие России в международных договорах по усыновлению