Базовое понятие курса

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:10, лекция

Описание работы

Стоимость – это эквивалент объекта продукта или услуги, используемое для обмена и анализа. При обмене стоимость выступает как цена. Стоимость имеет денежное выражение.
Активы – это любая собственность, которая имеет стоимость. Могут сузществовать в трёх форма – ресурсы, инвестиции, капитал.
Ресурсы – это постоянно или временно(в течении планового периода) не используемые активы.

Работа содержит 1 файл

Конспект 3го курса Инновационный менеджмент Гусаков Борис Иванович.docx

— 102.40 Кб (Скачать)

Для Беларуси актуальными  являются инновационная трансформация  предприятия. Она предполагает разработку последовательности, инновационных  мероприятий, исходя из существующего  состояния предприятия и наличия  финансовых ресурсов и возможности  их привлечения.

Методы инновационного менеджмента

Управление инновациями  осуществляется косвенно и при этом используется методы управления персоналом.

  1. Административный
  2. Экономический
  3. Социально-психологический

Тема: ценности и эффект новых средств труда

  1. Сущность формирования новых средств труда
  2. Логическая модель формирования верхних пределов цены новых средств труда
  3. Аналитический расчёт верхнего предела
  4. Анализ верхнего предела цены НСТ
  5. Определение нижней цены НСТ
  6. Определение ценности эффекта НСТ

Технические инновации –  новые средства труда, обеспечивающие при их использовании экономию материалов, энергии и овеществлённого труда. Эффект НСТ определяется как разница  между стоимостью средства труда, определяемого  его полезностью и стоимостью НСТ, выставленного в прейскуранте. При наличии эффекта, новая техника  становится конкурентоспособной, что  проявляется на рынке.

Конкурентоспособность –  способность продукта занять и удерживать рыночную нишу. Определяется соотношением цены и качества. Конкурентоспособность  возможна, если цена новой техники  будет устраивать покупателя. В процессе торга продавец – производитель  новой техники должен доказать, что  покупатель получит дополнительную прибыль.

Рассмотрим на примере  логическую модель торга.

Машиностроительный завод планирует  к производству агрегат А-500, заменяющий базовый агрегат А-400. Новая модель имеет одинаковую производительность с базовой, и одинаковый срок службы 5 лет. Она экономит топливо на 4млрд.рублей в год. Цена новой модели – 22млрд.рублей, базовой – 10млрд.рублей. Итого дополнительная стоимость 12млрд.рублей. Покупатель, директор предприятия, знает степень надёжности рекламной информации. Он привлёк  эксперта, который установил, что  экономия на топливе 4млрд.рублей даёт заводу дополнительную чистую прибыль  примерно 0,7млрд.рублей. Всё остальное  поглотят дополнительная амортизация  и прирост налоговых выплат.

Дополнительный НДС – 0,8млрд.

4-0,8 = 3,2млрд.рублей.

Чем больше экономия топлива, тем выше выходной НДС.

… проанализировав расчёты экспертов, директор решил что выгодно держать  свободные деньги в банке. Производителю  нужно сбывать, поэтому он предложил  покупателю назвать свою цену; Цену покупатель назвать не мог, но поставил условие: каждый вложенный рубль  должен давать не менее 15% прибыли, как  деньги, направляемые в кредит. Тогда  будет безразлично, покупать новый  или старый станок. Покупатель сформулировал  принцип формирования верхнего предела  цены.

Верхний предел цены НСТ определяется из экономических интересов пользователя – это цена, обеспечивающая нулевую  дополнительную прибыль при использовании  новых средств труда, поскольку  в качестве критерия эффективности  принята барьерная ставка – НСТ  обеспечить погашение и обслуживание кредита, полученного на приобретение.

При формировании верхнего предела  цены должны формироваться требования: в качестве базы для сравнительной  оценки эффективности НСТ должны использоваться действующие и предлагаемые на рынке средства труда, обеспечивающие экономическую эффективность при  их использовании.

Аналитическая модель

При построении аналитической  модели используется тезис: «стоимость любого актива», например машины –  накопленная за период её использования  величина доходов приведённых на начало периода посредством дисконтирования.

Функционально аналитическая  модель имеет вид: цена верхнего предела = цена базовая * коэффициент срока  службы * коэффициент производительности + (экономия на текущем изделии + дополнительная выручка НСТ + экономия на дополнительные капитальные вложения – прирост  налога на добавленную стоимость)\коэффициент  приводящий годовую экономию на срок службы новых средств труда

Покупатель потребовал снижения цены чтобы получать дополнительную прибыль. Проблема производителя – насколько  можно снизить цену. Было сформулировано правило – нижний предел цены новых  средств труда устанавливается  исходя из интересов производителей – цена обеспечивающая прибыль на каждый рубль себестоимости не ниже рентабельности ранее выпускаемых  агрегатов. Для соблюдения Паретто-эффективности эта цена распределяется между производителем и покупателем.

Эффект покупателя = цена верхнего предела – цена договорная

Эффект производителя = эффект полезного * 0,3 * количество выпускаемых за год  агрегатов А-500.

Если цена верхнего предела  окажется цены нижнего предела, то такой  агрегат не даст дополнительной прибыли  и не сможет рассматриваться как  инновационный. Его производство нецелесообразно. Это метод Паретто-эффективности при разработке, производстве НСТ.

Тема: оценка инновационного развития действующего предприятия

  1. Специфика инновационной программы действующего предприяти
  2. Сущность инновационной оценки деятельности предприятия
  3. Оценка уровня технологий
  4. Оценка уровня предприятий
  5. Оценка уровня организаций(менеджмент)

Для инновационного развития предприятия менеджменту необходимо показать что они могут реализовывать  программу развития. Это можно  показать, когда убыточное хозяйство  становится рентабельным. Иначе на развитие невозможно получить кредит. Для того чтобы показать уровень  менеджмента, в первую очередь нужно  избавиться от продукции, поглощающей  прибыль(не путать с убыточной продукцией).

Показатели

Вариант начальный

Вариант новый

 

Столы

Стулья

стулья

Объём производства в млн.у.е

10

10

10

Проценты в объёме

50

50

100

Себестоимость в млн.у.е

12

7

11

В том числе: а) переменные затрат

8

3

3

Б) постоянные затраты

4

4

8

Прибыль от реализации

-2

+3

-1

Прибыль предприятия

                 +1

-1


Отказались от убыточного производства, следовательно, только стулья.

Показатели

Вариант начальный

Вариант новый

 

Столы

Стулья

стулья

Объём производства в млн.у.е

10

10

10

Проценты в объёме

50

50

100

Себестоимость в млн.у.е

12

7

8

В том числе: а) переменные затрат

11

3

3

Б) постоянные затраты

1

4

5

Прибыль от реализации

-2

+3

+2

Прибыль предприятия

                 +1

+2


Пояснение: убыточное производство ликвидировать нецелесообразно, если убытки меньше чем условно-постоянные затраты, относимые на это производство. При ликвидации производства прибыль  снижается на величину: затраты постоянные минус убытки производства.

Убыточное производство целесообразно  ликвидировать, если убытки больше условно-постоянных затрат, относимых на данное производство. В этом случае прибыль увеличивается  на разницу между убытками и условно-постоянными  затратами. В дальнейшем стратегия  развития применяется как для  нового предприятия. При том доходы от действующего производства рассматриваются  как доходы от первого проекта. Как  правило вторым проектом является организация  производства продуктов, пользующихся спросом на мощностях, высвободившихся  в результате ликвидации убыточного производства. На следующем этапе  необходимо внедрять высокотехнологичное  производство.

Для получения потенциального ГУДВИЛЛА, необходимо привлечь квалифицированных  проектировщиков. Степень их квалификации определяется оценкой технического уровня проверки. Для оценки технического уровня используется система бальной  оценки, утверждаемой министерством  экономики. Разрабатывается государственным  комитетом по науке и технологии. Система предлагает оценку уровня технологии, технического уровня продукции и  уровня организации производства. По каждому уровню предложены группы показателей  и их оценки в баллах. Максимальный балл – 100. Если производство набирает 70 баллов, то оно заносится в реестр к высокотехнологичным. Это даёт льготу по налогу на прибыль от 3 до 5 лет от 40 до 100% в зависимости  от набранных баллов. Льгота на прибыль  обеспечивает ускоренный период окупаемости  и возможности развития предприятия.

Уровень технологий оценивается  по трём показателям: 1 – срок появления  технологии; 2 – превышение важнейших  качественных параметров: основных параметров и второстепенных параметров; 3 –  снижение удельной материалоёмкости(задаётся процент снижения); 4 – снижение удельной трудоёмкости; 5 – в соответствии технологий перечня приоритетных, одобренных СовМином – максимальная оценка 34 балла.

Оценка управления продукции  производится по 5 показателям:

  1. Превышение важнейших качественных показателей продукции: а) превышение одного или нескольких первостепенных показателей, б) превышение одного или нескольких второстепенных показателей. Превышение параметров даёт полезный эффект у потребителя.
  2. Патентная защищённость продукции(всё изделие разделить на основные части)
  3. Сертификация продукции(наличие сертификата, программы и возможности сертификации. Сертификация по международным сертификатам в стране позволяет продавать продукцию другим странам без сертификации
  4. Объём экспертных поставок в натуральном или стоимостном выражении – в баллах в пределах от 25 до 100%.
  5. Снижение экспортных поставок в РБ(чтобы не тратить валюту)

Оценка менеджмента по 8 показателям:

  1. Значимость тех.процессов в производственном тех.процессе. Выделяется уникальная технология и технология, определяющая основные параметры
  2. Удельный вес высокотехнологичной продукции в общем объёме продукции(нормальным считается от 50%, оптимальным – от 25%)
  3. Удельные внебюджетные инвестиции на 1 рабочее место.
  4. Срок окупаемости оценивается до 7 лет
  5. Количество вновь созданных рабочих мест – этот показатель важен для государства
  6. Удельная добавляемая стоимость в цене продукции(характеризует то, что создано живым трудом и предпринимательскими способностями)
  7. Удельный вес затрат на приобретение нематериальных активов(характеризует косвенно способность менеджмента к инновациям)
  8. Соответствие стандартов(ИСО9000, наличие программы сертификации по экологии)

Далее по всем трём уровням  определяются баллы. Сумма баллов и  процентной льготной прибыли. Оценка готовится  на предприятии и рассматривается  в государственном комитете по науке  и технологиям. Льготу даёт Мин.Фин.

Тема: стратегия инновационного развития

  1. Сущность стратегии
  2. Правила инновационной стратегии
  3. Финансовой коэффициент стратегии
  4. Определение рыночной цены объекта

Высокий темп роста богатства  в бизнесе возможен если первоначальный капитал постоянно воспроизводится(не проедается), а получаемые доходы реинвестируются(вкладываются в дело). Это происходит при реализации инновационных программ развития бизнеса. В простейшем случае обеспечивается постоянный рост массы годовой прибыли. В реальной жизни простые варианта практически не встречаются и  прибыль по годам колеблется вокруг тренда.

Стратегия развития предполагает ускоренное развитие предприятие или  комплекса предприятий при ограниченных начальных ресурсах.

Правила стратегического  развития – поэтапное формирование комплексного объекта бизнеса –  они подарузумевают что имеются финансовые средства – собственные или заёмные – для создания начального объекта. Объект запускается и приносит доход. За счёт амортизации и чистой прибыли осуществляется погашение кредита и накапливаются ресурсы для дальнейшего развития. они хранятся на депозитном счёте и реализуются в тот момент, когда их величина станет достаточной для начала строительства очередного проекта. Всегда существует проблема очерёдности объекта.

Число рассматриваемых вариантов  резко сокращается путём группировки  их по приоритетам. Обычно выделяется три приоритета. Первый – технологический. В него включаются объекты, которые  оказывают технологически первоочередные базовые услуги. Второй приоритет  – обеспечивают объекты, которые  имеют быстрый возврат инвестиций и позволяют после их пуска быстро накопить деньги для следующих объектов. Третий приоритет – объекты с длительным сроком окупаемости.

Проблема заключается  в том, что невозможно найти объекты, которые одновременно имеют высокую  прибыль, высокую амортизацию и  пр.

Возникает задача нахождения обобщающего показателя внутри группы и в целом по инновационной  программе. К таким показателем  в любой практике является коэффициент  стратегического менеджмента.

Коэффициент стратегического менеджмента

Он характеризует темп роста активов в инновационной программе. Коэффициент финансового менеджмента сродни реинвестиционной внутренней норме рентабельности.

…при этом мы считали что  у нас накапливаются деньги. Коэффициент  характеризует темп роста активов  в конкретном варианта формирования инновационной программе. К концу расчётного периода у нас должно быть полностью реализованная инновационная программа. В зависимости от выбранной стратегии, период реализации инновационной программы различен. А коэффициент стратегии рассчитывается исходя из нескольких предположений: 1) за расчётный период созданы все объекты программы; 2) стоимость объектов бизнеса на конец расчётного периода определяется по рыночной цене с учётом их износа.

Информация о работе Базовое понятие курса