Экономическая эффективность реализации инвестиционной программы на примере ОАО "Воропаевский ДОК"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является инвестиционная программа Республики Беларусь на примере следующей инвестиционной программы «Реконструкция котельной и реконструкции тепловой сети с применением ПИ-труб на ОАО «Воропаевский ДОК».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 4
1. ГОСУДАРСТВЕНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУ-МЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ……………………………………
6
1.1. Сущность и значение программирования………………………….. 6
1.2. Классификация государственных программ……………………….. 9
1.3. Осуществление государственного программирования на территории Республики Беларусь……………………………………………….
11
1.4. Оценка эффективности программы 13
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
17
2.1. Государственная инвестиционная программа на 2011 год 17
2.2. Актуальность инвестиционной программы по реконструкции котельной и теплосетей на ОАО «Воропаевский ДОК»
19
2.3. Эффективность реализации инвестиционной программы по реконструкции котельной и теплосетей на ОАО «Воропаевский ДОК»
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 33

Работа содержит 1 файл

Курсовой.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

       Таблица 1.1 - Классификация государственных программ

Критерии  классификации Вид государственной  программы
Временной период программы Краткосрочная программа

Среднесрочная программа

Долгосрочная  программа

Объект  программирования Общегосударственные программы

Региональные  программы

Целевые программы

Отраслевые  программы

Чрезвычайные  программы

 

       Краткосрочные программы разрабатываются обычно на срок от 1 года до 3 лет. Среднесрочные  программы охватывают период в 3—5 лет. Долгосрочные  программы  составляются на  срок от  пяти и более лет. Такие программы разрабатываются во многих странах. 

       Общегосударственная программа фиксирует основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития.

 

        Общегосударственные программы направлены на деятельность государственного сектора, а также на регулирование деятельности частных фирм.

       Региональные  программы  охватывают  деятельность  отдельных частей  экономики. В ряде стран социально-экономическое развитие регионов осуществляется посредством регионального планирования.

       Целевые  программы  предусматривают  развитие  конкретных направлений (научных  исследований),  поддержку  отдельных  групп населения (пенсионеров, военнослужащих).

       Объектами целевых комплексных программ могут  быть наиболее значимые экономические и социальные проблемы,  отрасли, сферы, различные направления научных исследований и другие проблемы, весьма значимые для национальной экономики. Целевые комплексные программы государственного уровня разрабатываются, прежде всего, как программы, имеющие важное значение для решения проблем развития национальной экономики.

       Примерами целевых комплексных программ в  Республике Беларусь могут служить  научно-технические программы в  области экологии, здравоохранения, ресурсо – и энергосбережения, создания новых технологий, материалов, приборов и оборудования, элементной базы и новейших средств электронной вычислительной техники и связи.

       Чрезвычайная  программа разрабатывается в  тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии (последствия климатических, экологических катастроф, ведения военных действий, экономических кризисов) [2].

       Для реализации чрезвычайных программ широко используются средства административного регулирования. Примерами чрезвычайных программ могут быть Программа по восстановлению экономики Южной Кореи, Программа по структурной перестройке и приватизации новых земель в Германии (после присоединения ГДР к ФРГ). В Республике Беларусь примером чрезвычайной

 

программы может служить Программа неотложных мер по выходу экономики республики из кризиса (1994 — 1995 гг.).

       Как уже отмечалось ранее государственное  программирование - это своего рода инвестиционные  программы, рекомендуемые  и поддерживаемые экономическими и  социальными  ресурсами  всего  государства, гарантирующие  развитие общества в заданном направлении.

       Инвестиционная  программа  - совокупность инвестиционных проектов в виде перечня объектов инвестиций, их основных характеристик  и объемов финансирования, составляемая на определенный временной период, формируемая на основании нормативных документов [7].

       Примером  инвестиционного программирования может служить Государственная  инвестиционная программа на 2011 год, утвержденная Указом президента Республики Беларусь от 20.12.2010 № 660

       Практика  показала, что в современных условиях инвестиционное программирование стало важнейшим инструментом решения стратегических, масштабных, а также тактических ключевых проблем социально-экономического развития страны. 

1.3. Осуществление государственного программирования на территории Республики Беларусь 

       В Республике Беларусь, входящей в состав бывшего СССР, в прошлые годы использование  программирования, как инструмента  регулирования экономического и социального развития, во многом дискредитировало себя. Это объясняется бессистемностью разработки и принятия программ, попыткой реализации большого их количества без учета ресурсного потенциала народного хозяйства и возможностей достижения целей, параллельной разработкой директивных планов, нередко противоречащих целям программ, отсутствием действенного механизма их реализации, бесконтрольностью со стороны   органов   управления.   В  результате   множество   программ не было

 

исполнено. Например, «Продовольственная программа», программа «Жилье» и др.

       В рамках директивного планирования так  и осталась нерешенной проблема взаимоувязки и согласования планов и программ, не был получен ответ на вопросы: какая из двух категорий «план» или  «программа» первична, вытекают ли задания плана из обобщения программ, либо наоборот?

       В рамках рыночных отношений программирование как форма регулирования экономики  занимает более определенное место.

       В нашей республике в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» программирование выступает как основная форма государственного регулирования экономики и реализуется через Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу.

       Программы разрабатываются на срок, как правило, соответствующий сроку выполнения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет.

       Разделы программы должны соответствовать  требованиям по их содержанию, установленным настоящими Методическими рекомендациями по порядку формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ, разработанных в соответствии с Положением о порядке формирования, финансирования и контроля за выполнением государственных, региональных и отраслевых программ, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 404.

       Выполнение  программ обеспечивает эффективное  решение важнейших проблем в  области экономического, экологического, социального и культурного развития страны и является механизмом реализации государственных приоритетов социально-экономического развития [8].

 

        Программа социально-экономического развития Республики Беларусь - это комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Республики Беларусь и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

       Программирование  используется также для решения  отдельных проблем, имеющих государственное и межгосударственное значение, и реализуется в целевых программах Республики Беларусь и межгосударственных программах (например, Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., Программа повышения эффективности АПК на 2000-2005гг., Национальная программа развития экспорта на 200-2005 гг., Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства и др.)

       Кроме того, разрабатываются программы  социально-экономического развития по административно-территориальным единицам. Эти программы разрабатываются на основе сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации в регионе и с учетом целевых показателей социально-экономического развития республики. Эти программы разрабатывают местные исполнительные и распорядительные органы и представляют их проекты на утверждение Советам депутатов.

       В 1997 году в республике  для повышения значимости и статуса программ как формы государственного регулирования Указом Президента Республики Беларусь был введен институт президентских программ («Жилье», «Бытовая техника», «Информатизация», «Дети Беларуси» и др.). 

1.4. Оценка эффективности программы 

       Основанием  для разработки программы является реализация целей, задач и приоритетов развития Республики Беларусь.

       Срок  реализации программы, как правило, должен соответствовать сроку выполнения программы [9].

 

        Оценка эффективности программы, в зависимости от стадии ее подготовки и реализации, подразделяется на:

       1. Предварительную – оценка программы до момента начала ее реализации. Целями ее проведения являются анализ качества проекта программы, оценка целесообразности реализации программы;

       2. Текущую – оценка программы на стадии ее реализации. Целью проведения текущей оценки является корректировка программы в случае возникновения критических отклонений полученных фактических значений показателей от плановых;

       3. Последующую (итоговую) – оценка на стадии завершения реализации программы [9].

       Эффективность инвестиций оценивается при помощи системы показателей, отражающих соотношение затрат и результатов в зависимости от условий реализации программы (источников финансирования, распределения по форме собственности и т.п.).

       Определение эффективности инвестиционных программ предусматривает оценку различных  аспектов вариантов указанной программы:

       - экономической эффективности;

       - бюджетной эффективности;

       - коммерческой эффективности;

       - социальной эффективности.

       Оценка  инвестиционных программ производится на основании интегральных показателей, отражающих экономическую эффективность, которую намечается достигнуть в  результате ее реализации.

       Сравнение различных вариантов реализации программ осуществляется с помощью интегральных показателей, рассчитанных с учетом дисконтирования.

       Оценка  бюджетной эффективности осуществляется с целью обоснования бюджетных  средств, направляемых на реализацию социально-экономических  задач в соответствии с утвержденной программой правительства.

 

       

       Социальные, экологические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассчитываются как дополнительные показатели эффективности и учитываются  при принятии решения о реализации инвестиционной программы или ее поддержке за счет дополнительного финансирования.

       Оценка  коммерческой эффективности осуществляется с целью обоснования финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности.

       Для обеспечения сравнимости результатов  расчета при оценке коммерческой эффективности инвестиционной программы следует:

       - определять интегральные показатели  эффективности в расчетных ценах;

       - выполнять расчеты при разных  вариантах исходных данных с  учетом изменяемых значений этих  данных;

       - учитывать рыночные цены при реализации продукции;

       - учитывать издержки производства, в том числе совокупные общие  инвестиционные затраты;

       - учитывать нормы запасов и  задолжностей;

       - учитывать проценты за кредит;

       - определять долю участия в  общем объеме инвестиций основных субъектов инвестиционного процесса.

       Оценка  социальной эффективности в ряде случаев поддается стоимостному измерению и обычно включается в  состав общих результатов расчета  в рамках определения его экономической  эффективности.

       При оценке социальных результатов программы следует исходить из соблюдения социальных норм и стандартов и в этом смысле не требуются специальные расчеты.

Информация о работе Экономическая эффективность реализации инвестиционной программы на примере ОАО "Воропаевский ДОК"