Оценка практики дивидендных выплат в российских компаниях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Разнообразные теоретические подходы к формированию дивидендной политики рассматривают этот процесс с позиций воздействия на рыночную стоимость предприятия и благосостояние акционеров. Они определяют важность ее формирования в целом, однако не дают четкого ответа, какова оптимальная дивидендная политика для российских акционерных обществ, что подчеркивает актуальность темы исследования.

Содержание

Введение 3
Дивидендная политика компании 5
Дивидендная политика как часть финансовой стратегии 5
Процесс формирования дивидендной политики 7

Теория и практика дивидендных выплат 10
Основные методики дивидендных выплат 10
Сравнительный анализ дивидендных выплат в Российской федерации на примере нефтегазовой отрасли 16


Заключение 22

Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Курсовая Оценка практики дивидендных выплат.docx

— 86.90 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  дисциплине «Финансовая политика компании»

На  тему

«Оценка практики дивидендных выплат в российских компаниях»

 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2012 

     Оглавление

                           Стр.

        Введение 3 

  1. Дивидендная политика компании 5
    1. Дивидендная политика как часть финансовой стратегии  5
    2. Процесс формирования дивидендной политики 7
 
  1. Теория  и практика дивидендных выплат 10
    1. Основные методики дивидендных выплат 10
    2. Сравнительный анализ дивидендных выплат в Российской федерации на примере нефтегазовой отрасли 16
 

      Заключение 22

      Список  литературы 24

      Приложения 25 

 

     Введение 

     Любое коммерческое акционерное общество стремится к получению прибыли и ее увеличению за планируемый период, отсюда следует, что прибыль характеризует финансовый результат хозяйственной деятельности акционерного общества. Однако показатели эффективности и перспективы дальнейшего функционирования и развития акционерного общества зависят не только от размера прибыли в текущем году, но и от ее эффективного распределения по направлениям его деятельности. Дивидендные выплаты акционерам, т.е. собственникам акционерного общества, являются одним из таких направлений распределения чистой прибыли. Следственно, возникает необходимость формирования и оптимизации дивидендной политики, которая в результате выступает как одна из форм нормирования распределения чистой прибыли общества.

     Не  существует единого мнения, насколько  важна дивидендная политика в  деятельности акционерного общества, следует ли выплачивать дивиденды, влияет ли выплата дивидендов на его  рыночную стоимость и, следовательно, на благосостояние акционеров. По убеждению  одной группы зарубежных ученых (М.Миллер, Ф.Модильяни и др.), решение о  величине выплачиваемых дивидендов не влияет на рыночную цену акций компании и, следовательно, на благосостояние ее акционеров, поэтому дивиденды платить  необязательно. Однако М.Гордон, Дж.Линтнер и др. склонны считать, что акционеры заинтересованы в выплате высоких дивидендов, что, в свою очередь, способствует повышению спроса на акции, увеличению их курсовой стоимости и, в конечном итоге, росту благосостояния акционеров. Третья группа зарубежных ученых (Р.Литценбергер, К.Рамасвами и др.) выявляет взаимосвязь дивидендной политики и уровня налогообложения. При большем налогообложении дивидендов по сравнению с налогообложением доходов от прироста капитала, предприятию следует минимизировать дивиденды, а чистую прибыль направлять в перспективные инвестиционные проекты. 1

     Разнообразные теоретические подходы к формированию дивидендной политики рассматривают  этот процесс с позиций воздействия  на рыночную стоимость предприятия  и благосостояние акционеров. Они  определяют важность ее формирования в целом, однако не дают четкого ответа, какова оптимальная дивидендная  политика для российских акционерных  обществ, что подчеркивает актуальность темы исследования.

 

     

     Дивидендная политика компании

     Дивидендная политика как часть  финансовой стратегии  

     Дивиденд - это форма текущего дохода акционеров, который возникает в процессе распределения чистой прибыли акционерного общества и зависит от доли собственности  акционеров, их предпочтений, а также  от факторов, влияющих на деятельность предприятия.

     Дивидендная политика АО - это часть его финансовой политики, направленная на максимальную капитализацию прибыли от основной деятельности при условии сохранения дивидендов на таком уровне, который бы обеспечивал по возможности место на биржевом рынке, поддерживал интерес инвесторов к нему, служил гарантией у кредиторов.

     Из  определения следует, что реализация дивидендной политики направлена на решение различных задач:

     - установление определенного соотношения  между текущим потреблением прибыли  собственниками и будущим ее  ростом;

     - максимизация собственности акционеров;

     - повышение курсовой стоимости  акций;

     - стабильность дивидендных выплат;

     - сигнализирование о стабильности финансового состояния предприятия;

     - определение наиболее выгодной  для всех участников формы  выплаты (наличными деньгами, акциями,  имуществом акционерного общества), а также периодов и сроков  выплаты дивидендов.

     Исходя  из задач, основную цель разработки дивидендной политики можно определить как установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

     Ключевой  вопрос при выборе дивидендной политики - это нахождение точки обеспечивающей как максимизацию совокупного богатства  акционеров, так и достаточное  финансирование деятельности предприятия. Нахождение оптимальной дивидендной  политики - исключительно трудная  задача: необходимо найти баланс между  текущими дивидендами и будущим  ростом, который максимизировал бы цену акций предприятия. Сложность  заключается еще в том, что  оптимальная дивидендная политика - это субъективная политика каждого  отдельного предприятия, выбираемая исходя из особенностей предприятия, его владельцев, инвестиционных возможностей и других факторов, влияющих на дивидендную  политику. В числе таких факторов в научной литературе называются: темп роста компании, стабильность доходов, удержание контроля над  деятельностью компании, возможность  финансирования из внешних источников, стадия жизненного цикла и масштабы компании, налоговые ставки на дивиденды  и доходы с прироста капитала, предпочтения акционеров, ограничения правового  характера и др.

     Дивидендная политика оказывает влияние на положение  компании на рынке капитала (поскольку  акции обращаются именно там), на средневзвешенную стоимость капитала акционерного общества (поскольку дивиденды есть стоимость  акционерного капитала), на благосостояние акционеров и долю реинвестируемой  прибыли (поскольку выплачивая дивиденды, предприятие отказывается от нераспределенной прибыли).2

 

     

     Процесс формирования дивидендной  политики 

     На  практике процесс формирования дивидендной  политики многосложен и включает в себя несколько основных этапов, которые акционерному обществу необходимо структурировать следующим образом.3

       На первом этапе нужно провести  оценку факторов, определяющих дивидендную  политику, в частности, определить  инвестиционные возможности предприятия  (выявить необходимость расширения  инвестиционных программ, готовность  проектов с высокой степенью  эффективности), выявить возможности  формирования финансовых ресурсов  из альтернативных источников (оценить  доступность кредитов на финансовом  рынке, рассчитать стоимость капитала, определить уровень кредитоспособности  предприятия). Необходимо также принимать  во внимание факторы, связанные  с объективными ограничениями  (правовые ограничения, ограничения  по структуре капитала, уровень  генерируемой прибыли) и прочие  факторы (уровень платежеспособности  предприятия, конъюнктурный цикл  товарного рынка, уровень дивидендных  выплат компаниями конкурентами).

     На  втором этапе формирования дивидендной  политики акционерного общества, с  учетом оценки вышеперечисленных факторов и в соответствии со стратегией предприятия, необходимо выбрать тип дивидендной  политики (консервативная, умеренная, агрессивная) и подтип дивидендной  политики (дивиденды по остаточному  принципу, фиксированные дивиденды, фиксированные и экстра дивиденды, постоянные дивиденды к прибыли  или постоянно растущие дивиденды).

     На  третьем этапе следует разработать  механизм распределения прибыли  в соответствии с избранным типом  и подтипом дивидендной политики, который предусматривает определенную последовательность действий. В первую очередь, из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный фонд и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом предприятия. Очищенная таким образом сумма чистой прибыли представляет собой, так называемый, дивидендный коридор, в рамках которого реализуется соответствующий тип и подтип дивидендной политики. Во вторую очередь, оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается консервативного типа дивидендной политики, то в процессе данного этапа приоритетной задачей является формирование фонда производственного развития. Если же предприятие придерживается агрессивного типа дивидендной политики, то приоритетной задачей является формирование фонда потребления. Наконец, в третью очередь, сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества. Последний фонд предусматривает дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд согласно коллективному договору предприятия с работниками.

     На  четвертом этапе формирования дивидендной  политики необходимо определить уровень  дивидендных выплат и размер дивиденда  на акцию. Если акционерный капитал  предприятия состоит из обыкновенных и привилегированных акций, общий  фонд дивидендных выплат складывается из фонда выплат по привилегированным  акциям и фонда по обыкновенным акциям. При этом фонд дивидендных выплат по обыкновенным акциям и дивиденд на акцию устанавливаются после  формирования фонда выплат по привилегированным  акциям, поскольку, согласно национальному  законодательству, владельцы привилегированных  акций имеют право на первоочередное получение дивидендов по сравнению  с владельцами обыкновенных акций. Если же акционерный капитал предприятия  состоит только из обыкновенных акций, общий фонд дивидендных выплат эквивалентен фонду выплат по обыкновенным акциям, и очередность его формирования не устанавливается. Размер дивиденда на акцию рассчитывается в зависимости от количества размещенных акций. На пятом этапе предприятию следует определиться с формой дивидендных выплат (денежные дивиденды, дивиденды акциями и другим имуществом, выкуп собственных акций). Наконец, на заключительном шестом этапе, необходимо проанализировать и оценить эффективность сформированной дивидендной политики. Анализ дивидендной политики проводится на основе показателей рыночной активности предприятия, таких, как чистая прибыль на акцию, коэффициент выплаты дивидендов, коэффициент цена-прибыль, дивидендная доходность акций, совокупность которых позволяет судить о степени ее эффективности.

     В процессе формирования дивидендной  политики определяющим моментом является выбор методики выплаты дивидендов, поэтому необходимо проведение анализа  существующих в мировой практике методик с точки зрения их соответствия современным экономическим условиям в России. 

 

     

     Теория  и практика дивидендных  выплат

     Основные  методики дивидендных выплат 

     С теоретической позиции выбор  дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов:

  • влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров?
  • если да, то какова должна быть оптимальная их величина?

     Наиболее  распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной  политики, являются следующие теории.

     1. Теория независимости дивидендов. Ее авторы — Ф. Модильяни  и М. Миллер утверждают, что  избранная дивидендная политика  не оказывает никакого влияния  ни на рыночную стоимость предприятия  (цену акций), ни на благосостояние  собственников в текущем или  перспективном периоде, так как  эти показатели зависят от  суммы формируемой, а не распределяемой прибыли.

     В соответствии с этой теорией дивидендной  политике отводится пассивная роль в механизме управления прибылью. При этом свою теорию они сопроводили  значительным количеством ограничений, которые в реальной практике управления прибылью обеспечить невозможно. Несмотря на свою уязвимость в плане практического использования, данная теория стала отправным пунктом поиска более оптимальных решений механизма формирования дивидендной политики.4

     2. Теория предпочтительности дивидендов (или «синица в руках»). Ее авторы  — М. Гордон и Д. Линтнер утверждают, что каждая единица текущего дохода (выплаченного в форме дивидендов) в силу того, что она «очищена от риска» стоит всегда больше, чем доход отложенный на будущее, в связи с присущим ему риском. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли.

     Однако  противники этой теории утверждают, что  в большинстве случаев полученный в форме дивидендов доход все  равно реинвестируется затем  в акции своей или аналогичной  акционерной компании, что не позволяет  использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной  политики.

     3. Теория минимизации дивидендов (или  «теория налоговых предпочтений»). В соответствии с этой теорией  эффективность дивидендной политики  определяется критерием минимизации  налоговых выплат по текущим  и предстоящим доходам собственников.

     Однако  такой подход к дивидендной политике не устраивает многочисленных мелких акционеров с низким уровнем доходов, постоянно нуждающихся в текущих  их поступлениях в форме дивидендных  выплат (что снижает объем спроса на акции таких компаний, а соответственно и котируемую рыночную цену этих акций).

     4. Сигнальная теория дивидендов (или  «теория сигнализирования»). Эта теория построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций в качестве базисного элемента используют размер выплачиваемых по ней дивидендов.

Информация о работе Оценка практики дивидендных выплат в российских компаниях