Перспектива развития свободных экономических зон

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение свободных экономических зон как одного из способов привлечения прямых иностранных инвестиций.
В ходе написания курсовой работы были поставлены задачи:
рассмотреть теоретические аспекты организации иностранного инвестирования в свободных экономических зонах;
провести анализ иностранных инвестиций в свободных экономических зонах РФ;
определить перспективы развития иностранного инвестирования

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 68.98 Кб (Скачать)

 

                                                         ВВЕДЕНИЕ

Иностранные инвестиции, как известно, являются фактором экономического роста, дополнительным источником капитальных  вложений в национальное производство товаров и услуг, сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента капитала. В условиях глобализации с увеличением масштабов международного перемещения капитала роль инвестиций, как важного фактора развития инвестиционной деятельности возрастает, что обусловливает актуальность исследования влияния иностранных инвестиций на экономику страны и обоснования инвестиционной политики России.

В современных условиях одним из ключевых вопросов государственной  политики России, направленной на достижение глобальной конкурентоспособности  на мировом рынке обращения капиталов  является развитие и совершенствование  уже существующих форм и методов  государственного регулирования инвестиционной политики. Рост экономики страны, соответствующий  международным пропорциям и способный  обеспечить ей значимые позиции на мировой арене, возможен только при  наличии благоприятного инвестиционного  климата. В связи с этим возникает  проблема оценки существующих позиций  России в области регулирования  иностранных инвестиций.

Существующие проблемы в области  инвестирования иностранного капитала в российскую экономику продолжают сохранять свою научную и практическую значимость до настоящего времени. Несмотря на активизацию деятельности инвесторов в экономике России, страна проигрывает  многим государствам по объемам привлекаемого  капитала.

В связи с этим рассмотрение вопроса  привлечения и регулирования  иностранных инвестиций в Россию является актуальным на сегодняшний  день, так как эффективная инвестиционная политика - залог экономического роста  страны и укрепление ее позиций в  мировом сообществе.        

Создание свободных экономических  зон может стимулировать экономический  рост России и обеспечить ее развитие – это  действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.

В мировой практике существует множество разновидностей свободных  экономических зон. В зависимости  от поставленных задач они могут  быть ориентированы на расширение экспортного  производства, стимулирование производства для внутреннего рынка, в том  числе импортозамещения, или же на внедрение и развитие каких-либо новых разработок. В соответствии с этими задачами укрупненно их можно подразделить на зоны торгового, производственного и технико-внедренческого типа, а также комплексные. 
         Осуществляющиеся в настоящее время экономические реформы направлены на долгосрочную перспективу. Что касается свободных экономических зон - создания благоприятных условий для работы частного капитала, то они могут привести к привлечению дополнительных инвестиций в экономику, прямому эффекту и хорошим результатам уже в краткосрочной перспективе. 

Цели создания свободных (особых) экономических зон многообразны: привлечение инвестиций для повышения  конкурентоспособности отдельных  производств, развитие экспорта, стимулирование инновационной активности национальных компаний. В последние годы пришло осознание того, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России (сохраняющаяся неопределенность прав собственности, недоступность или высокая цена долгосрочных финансовых средств для большинства компаний, диспропорционально высокое налоговое бремя в секторах, производящих не сырьевую продукцию) настолько неблагоприятен для инноваций и развития сложных видов услуг, что отдельными мерами их поддержки обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах, которые на сегодняшний день могут быть в полном объеме реализованы только в рамках зон с особым экономическим режимом.

Целью  курсовой  работы  является рассмотрение  свободных экономических  зон как одного из способов привлечения прямых иностранных  инвестиций. 
В  ходе  написания  курсовой  работы  были  поставлены  задачи:  

  • рассмотреть  теоретические  аспекты  организации  иностранного  инвестирования  в свободных экономических  зонах;  
  • провести анализ иностранных инвестиций в свободных экономических зонах  РФ; 
  • определить  перспективы развития иностранного  инвестирования  

 

 в  свободных экономических зонах РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ

    1. Понятие и виды иностранных инвестиций

В современном мире многообразных  и сложных экономических процессов, а также взаимоотношений между  гражданами, предприятиями, финансовыми  институтами, государствами на внутреннем и внешнем рынках острой проблемой  является эффективное вложение капитала с целью его приумножения, или  инвестирование. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества.

Федеральный закон «Об  иностранный инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 г. № 118-ФЗ.) определяет понятие иностранных инвестиций. Согласно данному закону под иностранными инвестициями в Российской Федерации понимаются вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции играют важную роль в интернационализации  экономики любой страны. Инвестиционной деятельностью - это деятельность, при которой происходит вложение инвестиций, и осуществление практических действий в целях получения прибыли и достижения иного полезного эффекта. Так же инвестиционная деятельность является взаимовыгодным процессом, как для получателя инвестиций, так и для инвестора.

Иностранные инвестиции могут  осуществляться в различных формах. По формам собственности на инвестиционные ресурсы иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными. Государственные инвестиции представляют собой средства государственных  бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или  межправительственных организаций. Эти  средства могут предоставляться  в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи. Частные (негосударственные) инвестиции - это средства частных  инвесторов, вложенные в объекты  инвестирования, размещенные вне  территориальных пределов данной страны. Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и  частными инвесторами.

Особо значение при анализе  иностранных инвестиций имеет выделение  прямых, портфельных и прочих инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции - это вложения иностранного капитала, сделанные юридическими или физическими  лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% его доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале, созданной или  вновь создаваемой на территории Российской Федерации коммерческой организации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством  Российской Федерации. В составе прямых инвестиций выделяются: взносы в уставный капитал, финансовый лизинг, кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятия, прочие прямые инвестиции.

Портфельные иностранные  инвестиции - это вложения иностранного капитала, сделанные иностранными инвесторами  в объеме менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями, не дающие право вкладчикам на управление предприятием, а также акции, облигации, векселя и другие ценные долговые бумаги собственного и заемного капитала.

В составе прочих инвестиций можно выделить такие виды инвестирования, как: торговые кредиты (предварительная  оплата и предоставление кредитов для  импортно-экспортных операций); прочие кредиты, полученные от международных  финансовых организаций: кредиты правительств иностранных государств под гарантии правительства Российской Федерации; банковские вклады и т.п.

Итак, к иностранным инвестициям  относятся все виды имущественных  и интеллектуальных ценностей, вкладываемых зарубежными инвесторами, а также  зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты  предпринимательской и других видов  деятельности с целью получения  прибыли. Иностранные инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических  отношений. Посредством привлечения  иностранного капитала в национальную экономику привносятся новые  технологии и формы организации  производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально  иной и более значительный экономический  эффект по сравнению с возможностями  отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения  об открытии национальных границ для  массового притока зарубежных капиталов.

    1. Свободные экономические зоны - как одна из форм привлечения иностранных инвестиций

Под свободной зоной (или  «зоной-франко») понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются  как объекты, находящиеся за пределами  национальной таможенной территории и  в связи с этим не подвергаются обычному таможенному контролю и  налогообложению. Иными словами, СЭЗ - это часть территории страны с  особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих  субъектов в СЭЗ, охватывает следующий  круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения; предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.

Создание СЭЗ - действенное  направление развития экономики  отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение  конкретных приоритетных экономических  задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом направленность СЭЗ в достаточной степени  индивидуальна и тесно связана  с реализуемыми на ее территории программами.

СЭЗ на территории России, в  зависимости от целей и задач, можно разделить на следующие  основные типы: комплексные зоны производственного  характера (СЭЗ в Находке, Калининградской  области, Санкт-Петербурге); внешнеторговые (зона свободной торговли около аэропорта  «Шереметьево», свободные таможенные зоны около аэропорта «Внуково», «Франко-Порт Терминал» на территории московского Западного речного  порта); функциональные, или отраслевые (СЭЗ в Зеленограде, зона экономического благоприятствования в Ингушетии, особая экономическая зона «Кавказские Минеральные Воды»).

Основной отличительной  чертой процесса создания СЭЗ в России является отсутствие надежной правовой базы по созданию и функционированию СЭЗ, а у правительства - четкой концепции  о роли СЗЗ в российской экономике  переходного периода не позволяет  вопросу о свободных зонах  находится в контексте важнейших направлений текущей политики.

Устройство и функционирование СЭЗ в режиме свободной таможенной зоны (а именно это привлекает большинство  регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, что территория зоны подпадает  под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальности принципиально  не ясна сегодня даже в отношении  небольших участков государственной  территории России площадью в несколько кв. км, не говоря уже о регионах размером с целую область, поскольку Конституция Российской Федерации запрещает образование таможенных границ внутри территории страны. Уже одно это обстоятельство ставит под вопрос правомерность принятия решений об образовании различных СЭЗ на территории России.

Вторая проблема состоит  в отсутствии четко сформулированных целей создания зон, не противоречащих как интересам регионов, так и  Федерации в целом. В-третьих, создание СЭЗ шло по принципу, чем больше территории, тем перспективнее развитие зоны. Однако на практике оказалось, что  чем больше территория СЭЗ, тем хуже для ее предпринимательского успеха.

В результате, сегодня из 18 формально учрежденных в России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, назвать «работающими» лишь две  зоны - в Калининградской области  и Находке.

Итак, свободная экономическая  зона, как одна из форм привлечения  капитала в страну, является малоэффективным  инструментом в нашей стране в  силу таких основных факторов, как  отсталость инфраструктуры зон, Неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствие четко сформулированных целей, недостаток (и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройство созданных зон.

Подводя итог, можно сделать  вывод, что при определенном многообразии форм и методов регулирования  иностранной инвестиционной деятельности в нашей стране последние либо малоэффективны, либо требуют серьезной  доработки в законодательном  аспекте. Развитие инструментов регулирования  иностранных инвестиций без активного  участия государства не представляется возможным.

    1. Основные    условия    привлечения   иностранных    инвестиций на территории свободных экономических зон

Информация о работе Перспектива развития свободных экономических зон