Перспектива развития свободных экономических зон

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение свободных экономических зон как одного из способов привлечения прямых иностранных инвестиций.
В ходе написания курсовой работы были поставлены задачи:
рассмотреть теоретические аспекты организации иностранного инвестирования в свободных экономических зонах;
провести анализ иностранных инвестиций в свободных экономических зонах РФ;
определить перспективы развития иностранного инвестирования

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 68.98 Кб (Скачать)

Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж в 2007 году, составил 58,5 млрд. долл. США или на 29,4% больше, чем в 2006 году. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж в I квартале 2009 года равен 16,2 млрд. долл. США, что в 2,6 раза больше, чем в I квартале 2008 года. Примерами иностранных инвестиций в Россию могут служить построенные заводы известных фирм «Gillette», «Wrigley». Самым ярким примером, пожалуй, являются закусочные McDonalds, которые вот уже на протяжении десяти лет пользуются большой популярностью в России.

Общий объем инвестиций России в экономику стран СНГ в 2007 году составил 2696 млн. дол. США, что на 34,7% меньше, чем в 2006 году. Наибольший объем российских инвестиций поступил в такие страны-члены Содружества, как Беларусь - 48,7% от общего объема российских инвестиций, что почти на 35% больше, чем в 2006 году, Казахстан - 16,5% (в 2006 году 4,6%), Киргизия - 7,7% (2,7%), Украина - 19%. Причем на Украину поток российских инвестиций существенно снизился - на 53,7% по сравнению с 2006 годом. Общий объем инвестиций стран-членов Содружества в экономику России в 2007 году составил более 4,5 млн. долл. США, что на 1,6 млн. долл. США больше, чем в 2006 году. Основными странами-инвесторами является Беларусь - 9,6 тыс. долл. США, Казахстан - 1,5 млн. долл. США, что соответственно на 34,7% и на 24% больше по сравнению с 2006 годом, а также Украина - 31,4% и Киргизия - 11,4% от общего объема инвестиций, поступивших в российскую экономику из стран СНГ. Причем по сравнению с 2006 годом Украина увеличила поток капитала в нашу страну на 8,5%. [16]

Иными словами, картина иностранных  инвестиций в России выглядит следующим  образом: иностранные инвесторы  пока не проявляют особой активности. Их деятельность осложняют несовершенство федеральной законодательной базы, отсутствие четкой налоговой, валютной политики, нерешенность инфраструктурных вопросов. Именно неопределенность перспективы  при наблюдаемом крушении текущей  конъюнктуры и лукавое поведение  правительства в области создания и гарантий инвестиционного климата  сделали иностранные инвестиции малосущественным фактором государственной  динамики.

    1. Проблемы и пути повышения инвестиционной привлекательности

В настоящее время можно  выделить несколько причин, сдерживающих приток инвестиций в Россию. Первой и наиболее важной причиной является внутренняя нестабильность. Иностранных  инвесторов отпугивает сегодня дезорганизованность и коррумпированность государственного механизма, превратившегося в конгломерат групп и отдельных лиц, преследующих свои корыстные цели. Кроме того, существует местный произвол в налогообложении, бюрократический диктат чиновников в экономике, усложненность и продолжительность процедур согласования при принятии важных решений или реализации каких-либо коммерческих проектов. Нестабильность проявляется в частых изменениях в законах и других нормативных актах, регулирующих инвестиционную деятельность в стране. Не существует меткой и унифицированной нормативной базы, отработанных контрактных процедур.

Еще одной не менее важной проблемой общенационального масштаба является криминализация общества и  экономики. Это проявляется, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, в реализации крупных государственных  программ и инвестиционных проектов, в проникновении криминальных структур в ключевые отрасли экономики. За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены  отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентоспособность производства в России; сложные способы оформления и регистрации инвестиций в российские предприятия; неготовность руководителей  российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с  иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.

Крайне острой проблемой  стало регулирование таможенного  режима в России. В настоящее время  ряд иностранных компаний, реализующих  импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным.

Наиболее важной составляющей инвестиционного климата является правовая база, которая на сегодняшний  день недостаточно стабильная и противоречивая, запутанная, что осложняется еще  и тем, что нет согласованности  между процедурой применения законов  на федеральном и местном уровнях.

Наконец, риски вложения иностранных инвестиций в Россию по-прежнему высоки, в связи с  этим для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять  таким условиям, немного. Положение  помимо всего прочего осложняется  в целом неразвитостью российского  фондового рынка, что также препятствует притоку портфельных инвестиций. Отсюда можно сделать вывод, что  существенного притока портфельного капитала в экономику России в  ближайшее время ждать не стоит. Над решением этих проблем сегодня  активно работает федеральная и  региональная власть.

Для создания более привлекательного инвестиционного климата необходимо систематизировать не только законодательную  базу страны, но и создать комплекс мер, улучшающих деятельность иностранных  инвесторов. Совершенствование законодательной  и нормативной базы в области  регулирования иностранных инвестиций должно быть направлено на усиление правовых гарантий и проработку механизма  их реализации, стимулирование притока  иностранного капитала и повышение  эффективности использования инструментов экономической политики государства  в этой сфере. Целесообразно также  обеспечить дифференцированный режим  иностранных инвестиций с учетом значимости экономической области, в которой производятся инвестиции. С этой целью в качестве инструмента  государственного регулирования потоков  иностранного капитала в экономику  России следует предусмотреть применение перечня приоритетных отраслей, видов деятельности, регионов, а также отдельных инвестиционных проектов с иностранными инвестициями, имеющих федеральное значение, в отношении которых вводятся более льготные условия привлечения прямых иностранных инвестиций.

Регулирование иностранных  инвестиций должно быть нацелено также  на стимулирование притока иностранных  инвестиций в материальное производство, реинвестирование валютной прибыли, введение различных форм страхования рисков иностранных инвесторов, используя  существующий мировой опыт, некоторую  компенсацию за риск капиталовложений на первые годы деятельности указанных  хозяйствующих субъектов при  усилении мер контроля за использованием льгот.

Для стабилизации экономики  и улучшения инвестиционного  климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на решение  задач привлечения иностранных  инвестиций: радикализация борьбы с преступностью; пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; предоставление налоговых льгот банкам, иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков.

Безусловным приоритетом  государственной инвестиционной политики должно быть:

  • усиление роли государства как гаранта осуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности для зарубежных инвесторов; публичность проводимой государственной инвестиционной политики;
  • создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию;
  • осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов; обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций;
  • либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий; повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями.

Все это позволит России закрепить позитивные тенденции, наблюдавшиеся  в последнее время, и выйти  на траекторию устойчивого экономического роста.

Итак, России обладает богатым  инструментарием для регулирования  инвестиционной деятельности с целью  достижения главной задачи инвестиционной политики - создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной  направленности инвестиций.

    1. Перспективы развития иностранного инвестирования в свободных экономических зонах РФ

В современных условиях требуется  пересмотреть политику зонирования  на основе экономической целесообразности, необходимого профессионализма и более  конструктивного использования  мирового опыта. После принятия ряда федеральных законов о свободных  экономических зонах возлагаются  большие надежды на нормальное становление и развитие СЭЗ на территории России. Соответствующие федеральные законы будут регламентировать основные положения деятельности СЭЗ, в частности порядок финансирования объектов инфраструктуры, механизм деятельности, включающий гарантии и льготы для иностранных инвесторов, функции управления, деятельность федерального ведомства по координации деятельности СЭЗ.

Предполагается что, принятые законы будут конкурентоспособными по сравнению с аналогичными документами  других государств, стремящихся к  организации СЭЗ на своей территории. Такого же рода активность проявляется  в последнее время со стороны  государств как ближнего так и дальнего зарубежья.

В первую половину текущего десятилетия была создана законодательная  база для деятельности СЭЗ, что устранит большие трудности на пути организации  и функционирования этих территориально-хозяйственных  образований.

Важную роль сыграет также  укрепление законодательной базы, регулирующей деятельность иностранного капитала в  РФ. 

Очевидно, что только часть  ранее созданных СЭЗ может  сохраниться в новых, более жестких  условиях рыночных отношений. При благоприятно складывающихся обстоятельствах наибольшие шансы стать эффективно работающими  зонами имеются у ОЭЗ в Калининградской  области и у СЭЗ «Находка. Однако им, чтобы привлечь инвесторов, как  иностранных, так и российских, надо отказаться от территориальной аморфности и более четко следовать определенной модели развития СЭЗ.

Что касается перспектив развития у других СЭЗ, то ситуация плачевная. Многие из них, как правило, имеют  неоправданно крупные размеры, не располагают  выходами к международным морским  портам и аэропортам, в них отсутствует  развитая инфраструктура. Другими словами, у них нет «козыря», который  обладал бы особой привлекательностью для иностранных инвесторов и позволил бы российским СЭЗ конкурировать с сотнями разбросанных по всему миру уже действующих и создающихся зон.

Вместе с тем  это не означает, что у российских СЭЗ совсем нет будущего. Некоторые из них имеют право на существование при проведении корректировки своей политики и функциональной направленности. Перспективными являются СЭЗ Санкт-Петербурга и Выборга, особенно первая, если создать на ее основе несколько небольших припортовых и технологических зон.

Перспективной формой СЭЗ  могут стать технопарки, что в  значительной степени объясняется  особенностями взаимоотношений  науки и производства в нашей  стране. Отечественная наука занимает приоритетные позиции в ряде высокотехнологичных  отраслей, в особенности в фундаментальных  исследованиях. Однако до сих пор  остается неразрешимой проблема интеграции науки и производства.

Другое стратегически  оправданное направление – реализация транспортно-географического положения  России и потенциала ее припортовых  территорий. Создание широкой сети свободных таможенных зон не только ускорило бы интеграцию России в мировую  экономику, но и притянуло бы к  ней крупные потоки товаров и  капиталов, которые ныне направляются в аналогичные зоны зарубежных стран  Черноморья и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Также богатые природными ресурсами, но не имеющие особого  выигрышного положения зоны (Кемеровская  и Читинская области, Алтайский  край) могут быть преобразованы в  ряд крупных концессионных участков. Основное внимание здесь следует  уделять долгосрочным инвестиционным контрактам на разработку минеральных  ресурсов с гибкой шкалой раздела  продукции.

В особой экономической зоне Грязинского района Липецкой области площадью 10,3 кв. км предполагается создать производство бытовой техники и комплектующих для неё. Основными резидентами ОЭЗ станут известные западноевропейские компании. Общие затраты па создание инфраструктуры составят около 1,8 млрд.  руб., в том числе из средств федерального бюджета — около 42%. Ожидается общин объем инвестиций около 25 млрд. руб., в том числе до 200Х г. — 8,7 млрд. Объем производства промышленной продукции до 2009 г. составил 13,5 млрд., через пять лет он увеличится до 39 млрд. руб. в год. К 2012 г. ожидалось поступление 12,8 млрд. руб. в бюджеты всех уровней. Всего за период функционирования ОЭЗ отдаст в казну около 41 млрд. К 2012 г. будет создано около 5800 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ планируется создание 9100 рабочих мест.

В Елабуге па площади чуть менее 20 кв. км предполагается организация выпуска автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а также высокотехнологичного химического производства. Здесь кроме европейских фирм резидентами хотят стать фирмы из Азии и Америки. Общие затраты на создание инфраструктуры ОЭЗ составят 1,6 млрд. руб., в том числе из средств федерального бюджета — 49%. Общий ожидаемый объем инвестиций составит около 25 млрд руб., в том числе до 2009 г. — 13,6 млрд. Производство промышленной продукции до 2009 г. составит 27 млрд. руб., а через 5 лет ожидается его увеличение до 43 млрд. в год. К 2012 г. ожидается поступление 12,8 млрд. руб. в бюджеты всех уровней, а всего за период функционирования ОЭЗ — около 41 млрд. К 2012 г. будет создано около 4500 новых рабочих мест, а всего за период функционирования ОЭЗ — 9800.

Информация о работе Перспектива развития свободных экономических зон