Предпосылки использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 09:42, методичка

Описание работы

Использование механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры является, на сегодняшний день, одним из актуальных вопросов.
В первую очередь его актуальность вызвана повышенным интересом органов государственной власти к развитию культуры через механизмы государственно-частного партнерства, о чем свидетельствуют выступления Президента России и Председателя Правительства РФ по данной тематике1.
Актуальность данной темы обусловлена текущей экономической ситуацией в отрасли культуры, необходимостью изыскания дополнительных источников финансирования, помимо бюджетных. Это связано с общей тенденцией снижения федеральных расходов на культуру (в 2005 году 2,5% от общего объема расходной части федерального бюджета, в 2011 году - 0,75%)2.

Работа содержит 1 файл

ГЧП в сфере культуры.doc

— 432.00 Кб (Скачать)

Кроме того, «Стратегия национальной безопасности»22 к числу национальных интересов России и стратегических национальных приоритетов относит развитие культуры, путем совершенствования государственно-частного партнерства.

Предложения, предусматривающие возможность  создания специальных культурно-познавательных комплексов с использованием механизмов государственно-частного партнерства нашли свое отражение в Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)».23

Активное участие граждан, гражданского общества в развитии культуры, сохранении объектов культурного наследия, проявляется в виде пожертвований, участия в благотворительной деятельности, создания некоммерческих организаций, общественных объединений, ставящих целью своей деятельности поддержку российской культуры, участие в разработке и реализации вопросов, связных с улучшением состояния российской культуры24.

В последние десятилетия во всем мире, в том числе и России, меняется представление о том какова роль культуры в региональном развитии, заметно изменение отношения к культуре, стремление превратить ее в доходную отрасль современной экономики, использовать экономический потенциал накопленного и вновь создаваемого богатства, активно включить его в экономический оборот.25 Изменение отношения к культуре приводит к тому, что бизнес осознает тот факт, что культурные бренды становятся ресурсами устойчивого развития территорий, что делает отрасль культуры репутационно привлекательной для бизнеса. Это подтверждается данными исследования Ассоциации Менеджеров, проведенного в 2006 г путем опроса представителей бизнеса. Тогда 10,8% респондентов выделили сферу культуры как приоритетную для развития государственно-частного партнерства.26

Общественно-политические предпосылки участия бизнеса в развитии культуры в форме ГЧП проектов проявляются через социальную функцию бизнеса, подвигающую его к участию в культурных проектах, в развитии культуры и искусства, в поддержании традиционных искусств и ремесел.

Рассматривая экономические предпосылки  использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры отметим, что по мнению российского бизнеса возможность привлечения бюджетных средств и доступ к ранее закрытым сферам экономики – основные преимущества государственно-частного партнерства. Результаты проведенного Ассоциацией Менеджеров исследования показали, что большинство компаний (42,3%) основным преимуществом государственно-частного партнерства видят возможность привлечения бюджетных средств для осуществления проекта27.

В условиях обостряющейся конкуренции  для бизнеса становится не менее  важным получение доступа к новым сферам экономики, какой для бизнеса и предстает культура во всем многообразии ее форм. Это преимущество указали 40,9% респондентов28.

Партнерство и гарантии государства  открывают не только новые сферы  для бизнеса, но и расширяют возможности  для получения кредитов от российских и зарубежных финансовых организаций.

Имеющиеся положительные примеры  участия бизнеса в проектах государственно-частного партнерства в сфере культуры являются подтверждением того, что экономическая предпосылка для участия бизнеса в сфере культуры объективно присутствует29.

Экономические предпосылки по использованию  механизмов государственно-частного партнерства в культуре проявляются и со стороны  государства.

Эксперты считают, что механизмы государственно-частного партнерства являются базовой конструкцией привлечения внебюджетных инвестиций в развитие культуры30. Посредством применения государственно-частного партнерства в культуре возможно решение таких задач, стоящих перед государством, как активное привлечение внебюджетных средств, а посредством него снятие нагрузки с бюджетов регионального и муниципального уровней, а также перенос финансовых рисков с публичного сектора на частный.31

В  «Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года»32 указана необходимость частичного переноса бремени финансирования культуры за счет использования форм государственно-частного партнерства с бюджета на частных инвесторов.

«Стратегия национальной безопасности»33 призывает укреплять материально-техническую базу учреждений культуры, совершенствуя используемые механизмы государственно-частного партнерства.

Публичный сектор в лице руководителей многих государственных  учреждений культуры осознает необходимость привлечения частных партнеров для решения задач развития, стоящих перед учреждениями культуры, и призывает бизнес откликнуться и начать совместные проекты.34

Региональные власти проводят работу по подготовке инвестиционных предложений, привлекательных для  частных партнеров, касающиеся в первую очередь тех объектов культуры, на которые у регионального бюджета не хватает финансовых ресурсов35.

Таким образом, и государство и частный бизнес признают возможность совместного участия в культурных проектах с использованием механизмов государственно-частного партнерства целесообразным и экономически выгодным.

Правовыми предпосылками использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры являются действующие нормативные правовые акты, регулирующие формы применения государственно-частного партнерства в сфере культуры.

В России правовые предпосылки  для использования различных форм  государственно-частного партнерства существуют, как на федеральном36, так и на региональном уроне37 и представлены широким кругом  нормативных правовых актов.

Эксперты сходятся во мнении, что правовые предпосылки для использования в Российской Федерации различных форм государственно частного партнерства в сфере культуры полностью сформулированы.38 Однако, поскольку современный правовой мир, сфера культуры и искусства, а также бизнес-инструменты достаточно подвижны, нельзя отрицать необходимость подготовки новых нормативных правовых актов, являющихся предпосылками для развития существующих механизмов использования государственно-частного партнерства в сфере культуры.

Далее схематично представлена предлагаемая классификация предпосылок  для использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры.

 

 

 

 

 

 

Классификация предпосылок использования ГЧП  в сфере культуры

Субъекты ГЧП в культуре

Виды предпосылок

Общественно-политические (сформированная воля сторон ГЧП реализовывать совместные проекты в сфере культуры)

Экономические

Правовые

Государство

Наличие нормативных правовых актов, призывающих применять механизмы ГЧП в сфере культуры

ГЧП - базовая конструкция для привлечения внебюджетных средств в сферу культуры;

укрепление материальной базы учреждений культуры;

частичный перенос финансовых рисков с публичного сектора на частный

Правовые предпосылки представлены широким кругом нормативных правовых актов, позволяющих применять различные формы ГЧП в культуре, как на федеральном, так и на региональном уровне.

Личность/

общество

Участие в благотворительной деятельности;

создании некоммерческих организаций;

создании общественных объединений для поддержки российской культуры

 

Бизнес

Культура – репутационно - привлекательна для бизнеса;

усиление социальной ответственности бизнеса

Возможность привлечения бюджетных средств;

доступ к новым сферам экономики, какой для бизнеса является культура

ВЫВОД

Общественно-политические предпосылки для развития ГЧП в сфере культуры объективно присутствуют

Государство и бизнес признают возможность совместного  участия в культурных проектах экономически выгодным

Правовые предпосылки сформированы, но нельзя отрицать необходимость в модернизации законодательства в данной области


 

Глава 3. Формы государственно-частного партнерства

 

Государство предлагая, как бизнесу, так и соответствующим  государственным органам и организациям, активно реализовывать государственно-частное партнерство в сфере культуры, на законодательном уровне не классифицирует формы и не ограничивает возможности партнеров по использованию форм государственно-частного партнерства.

Анализируя действующее законодательство можно выделить следующие формы государственно-частного партнерства, применимые в Российской Федерации.

    • Концессионные соглашения;
    • Договоры аренды, в том числе с инвестиционными обязательствами;
    • Договоры о совместной деятельности;
    • Доверительное управление государственным имуществом;
    • Соглашение о разделе продукции;
    • Инвестирование в уставные капиталы хозяйственных обществ;
    • Создание совместных предприятий;
    • Инвестирование в венчурные фонды;
    • Особые экономические зоны;
    • Создание и деятельность государственных корпораций;
    • Аутсорсинг.

Перечень форм государственно-частного партнерства не должен являться исчерпывающим, поскольку новые экономические отношения, возникающие в ходе преобразований в нашей стране, неизбежно повлекут за собой необходимость осуществления государственно-частного партнерства в новых правовых формах.

Сфера культуры имеет  свои особенности, в ее рамках существуют различные виды деятельности  и  организации – библиотеки, музеи, театры, концертные залы, цирки, клубы, парки39. Отсюда вариативность применения форм государственно-частного партнерства в данной сфере.

Выбор формы зависит от разновидностей культурной деятельности, определяемой «Основами законодательства Российской Федерации о культуре»40 и видами объектов культуры, отраженными в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»41, Федеральными законами «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»42, «О библиотечном деле»43 и других нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность отдельных объектов культуры.

Кроме того, выбор конкретной применимой формы государственно-частного партнерства объективно зависит от задач, которые стоят перед государственными органами, учреждениями культуры и их возможностями решать эти задачи.

Выделяют следующие формы государственно-частного партнерства, применение которых возможно в сфере культуры в Российской Федерации (см. Схему, стр. 19)44:

    • Приватизация недвижимых объектов культурного наследия;
    • Аренда и безвозмездное пользование объектом культуры;
    • Безвозмездная передача в собственность объектов культурного наследия;
    • Доверительное управление объектами культуры;
    • Концессия;
    • Аутсорсинг (выполнение работ и оказание услуг);
    • Инвестиционные соглашения.

 

 

 

 

Возможные формы  применения ГЧП в культуре

Виды объектов культуры/ виды деятельности в области культуры

Формы ГЧП

Приватизация недвижимых объектов культурного наследия

Аренда и безвозмездное  пользование объектом культуры

Безвозмездная передача в собственность объектов культурного  наследия

Доверительное управление объектами культуры

Концессия

Аутсорсинг (выполнение работ и оказание услуг)

Инвестиционные соглашения

Музеи

 

Возможна

Возможно совместное использование объектов культуры совместно с религиозными организациями

Может использоваться если имущество принадлежит организации на праве собственности

Может использоваться как для строительства новых объектов, так и для ремонта действующих

Может быть использована

Может быть использована

Библиотеки

 

Возможна

Возможно совместное использование объектов культуры совместно с религиозными организациями

Может использоваться если имущество принадлежит организации на праве собственности

Может использоваться как для строительства новых объектов, так и для ремонта действующих

Может быть использована

Может быть использована

Театры

 

Возможна

Возможно совместное использование объектов культуры совместно с религиозными организациями

Может использоваться если имущество принадлежит организации на праве собственности

Может использоваться как для строительства новых объектов, так и для ремонта действующих

Может быть использована

Может быть использована

Объекты культурного  наследия

Возможна с обременениями (обязательствами по сохранению объекта культурного наследия)

Возможна с указанием в договоре требований по сохранению объекта культурного наследия

Возможна при передаче специальным субъектам - религиозным организациям

Может использоваться если имущество принадлежит организации на праве собственности

Может использоваться как для строительства новых объектов, так и для реставрации  действующих

Может быть использована

Может быть использована

Иные объекты культуры

 

Возможна.

В отношении специальных субъектов возможно также использование договора безвозмездного пользования

 

Может использоваться если имущество принадлежит организации на праве собственности

Может использоваться

Может быть использована

Может быть использована

Информация о работе Предпосылки использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры