Предпосылки использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 09:42, методичка

Описание работы

Использование механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры является, на сегодняшний день, одним из актуальных вопросов.
В первую очередь его актуальность вызвана повышенным интересом органов государственной власти к развитию культуры через механизмы государственно-частного партнерства, о чем свидетельствуют выступления Президента России и Председателя Правительства РФ по данной тематике1.
Актуальность данной темы обусловлена текущей экономической ситуацией в отрасли культуры, необходимостью изыскания дополнительных источников финансирования, помимо бюджетных. Это связано с общей тенденцией снижения федеральных расходов на культуру (в 2005 году 2,5% от общего объема расходной части федерального бюджета, в 2011 году - 0,75%)2.

Работа содержит 1 файл

ГЧП в сфере культуры.doc

— 432.00 Кб (Скачать)

4.2. Зарубежный  опыт взаимодействия государства и бизнеса

Государственные органы разных стран все чаще обращаются к государственно-частному партнерству как эффективному инструменту для реализации проектов по созданию, реконструкции инфраструктуры приоритетных отраслей экономики. Для эффективной реализации проектов государственно-частного партнерства необходимо создание понятных «правил игры», то есть законодательного регулирования государственно-частного партнерства и создание системы взаимодействия между государством и бизнесом, в большинстве стран подобное взаимодействие обеспечивают государственные органы федерального значения совместно с специализированными органами. Как показывает международный опыт, большинство неудач в реализации проектов государственно-частного партнерства связано с ошибками в структурировании проекта78. Создание четкой структуры взаимодействия между государственными органами и частными структурами, консультативная помощь специализированного органа по государственно-частному партнерству может решить эту проблему79. Специализированный орган по государственно-частному партнерству является связующим звеном между государством и бизнесом, своеобразным посредником в проектах государственно-частного партнерства. Задачи данного органа в разных государствах, конечно же имеют свою специфику, однако, можно вывести наиболее общие функциональные обязанности специального органа по поддержке и развитию государственно-частного партнерства80:

    • координация действий государственных органов, участвующих в подготовке проектов и принятие решений по вопросам их реализации;
    • участие в финансировании подготовки проекта;
    • методологическая поддержка участников проектов государственно-частного партнерства по вопросам управления, финансирования, эффективности, окупаемости;
    • экспертное участие в разработке законодательства по государственно-частному партнерству;
    • экспертный анализ планируемых проектов государственно-частного партнерства.

Ниже приводятся конкретные примеры функционала специальных органов в разных странах.

 

 

 

Функции специальных  органов по государственно-частному партнерству81

Страна и название органа по государственно-частному партнерству

Информация и рекомендации

Консалтинговая  поддержка и финансирование

Утверждение

Ресурсный центр

Рекомендации по государственно-частному партнерству

Консультации по конкретным проектам

Финансирование подготовки проекта

Роль разработчика проекта

Контроль за выполнением контракта

Де-юре

или де-факто утверждение проекта

Великобритания:

Partnerships UK (с 1996 г.), сейчас Infrastructure UK

V

V

V

V

V

V

V

Австралия.

штат Виктория:

Partnerships

Victoria

(с 1999 г.)

V

V

V

-

-

V

-

Канала.

провинция

Британская

Колумбия:

Partnerships ВС

V

V

V

-

V

V

-

Южная Африка: орган  внутри Министерства    финансов (с 2000 г.)

V

V

V

V

-

-

V


 

При всем разнообразии и многообразии функций, которыми наделяют специальный  орган по государственно-частному партнерству  в разных государствах, практика показывает, что эффективная реализация указанным органом возложенных на него функций возможна только при серьезной поддержке высших органов власти, их стремлении развивать экономику страны, улучшать социальные условия жизни людей с помощью государственно-частного партнерства82.

Определение системы  взаимодействия между государственными органами и бизнесом, рассмотрение практики создания специализированных органов по государственно-частному партнерству позволит определить является ли создание специального органа предпосылкой развития механизмов государственно-частного партнерства, способствует ли указанный фактор совершенствованию государственно-частного партнерства. Рассмотрим указанные задачи на примере наиболее развитых в сфере государственно-частного партнерства государств.

В США государственно-частное  партнерство особенно широко распространено на муниципальном уровне. По данным Национального совета, в США из 65 базовых видов деятельности муниципальных властей (водопровод, канализация, уборка мусора, школьное образование, эксплуатация парковок и т.д.) средний город использует коммерческие организации при исполнении 23 видов деятельности. Основные вопросы взаимодействия государственных органов и бизнеса в США касаются подготовки и реализации конкретных проектов государственно-частного партнерства и находятся в ведении местных органов власти. В стране образован Национальный совет по государственно-частному партнерству, который выполняет функции выработки общей стратегии и координации в сфере государственно-частного партнерства83.

В Великобритании основной предпосылкой использования механизмов государственно-частного партнерства  является необходимость расширения участия частного бизнеса в оказании общественных услуг. В Великобритании отсутствует федеральное законодательство в области государственно-частного партнерства, государственно-частное партнерство реализуется на основании частной финансовой инициативы (http://multitran.ru/c/m.exe?a=110&t=3616416_2_1&sc=0Private Finance Initiative)84. Механизм частной финансовой инициативы действует на основании внутренних директив Правительства Великобритании, гибкость данной системе регулирования механизмов государственно-частного партнерства придает Постановление Правительства, согласно которому проекты частной финансовой инициативы основываются на договорных процедурах. Основными государственными органами, обеспечивающими взаимодействие в сфере государственно-частного партнерства являются Министерство финансов и Агентство развития инфраструктуры Великобритании (Infrastructure UK).

Основными принципами бюджетного законодательства в Германии являются окупаемость и экономичность, соответственно, органы государственной и муниципальной власти обязаны выбирать только те модели реализации проектов, которые являются максимально эффективными. Подобный подход к регулированию бюджета является предпосылкой для развития механизмов государственно-частного партнерства. В Германии система взаимодействия между государственными органами и частными структурами четко выстроена85:

    • на федеральном уровне Министерство финансов Partnerschaften Deutschland вырабатывает стратегию развития и поддержки государственно-частного партнерства;
    • на региональном уровне проекты государственно-частного партнерства курируют региональные Министерства финансов земель;
    • на муниципальном уровне проблемами государственно-частного партнерства занимаются органы управления муниципалитета;
    • отдельно действуют советы по поддержке развития институтов государственно-частного партнерства86 и специализированное акционерное общество, в которое была преобразована группа по государственно-частному партнерству (PPP Task Force at the NRW Finance Ministry).

Одной из предпосылок  использования механизмов государственно-частного партнерства в Израиле является основная цель Правительства Израиля - обеспечение населения общественными услугами в наиболее эффективной и экономичной форме при рациональном использовании возможных ресурсов. Государственно-частное партнерство в Израиле базируется на гражданском законодательстве. При этом отдельного закона, регулирующего государственно-частное партнерство, в Израиле не существует. Израильским Правительством был принят ряд законов, регулирующих экономические, финансовые, юридические отношения государства, общества и хозяйствующих субъектов в области производства и потребления газа, водоснабжения, производства и потребления электроэнергии, строительства и т.д. Приняты законы о поощрении капитальных вложений и научно-изыскательской деятельности, проведены налоговые реформы, Правительство Израиля активно продвигает идеи приватизации. Главную роль во взаимодействии в сфере государственно-частного партнерства в Израиле играют Канцелярия Главного Казначея Министерства финансов Израиля, отраслевые министерства, Межведомственный тендерный комитет, компания INBAL, которая осуществляет страхование, консультирование участников проектов государственно-частного партнерства, оказывает финансовые услуги Правительству Израиля87.

Из вышеописанного зарубежного  опыта следует вывод, что создание специального органа в области государственно-частного партнерства, наделение его полномочиями, поддержка данного органа со стороны государственных органов, создание эффективной системы взаимодействия между всеми участниками государственно-частного партнерства является важной предпосылкой дальнейшего развития и совершенствования механизмов государственно-частного партнерства.

4.3. Иностранный опыт реализации проектов в сфере культуры

Государственно-частное  партнерство может эффективно применяться  в разных отраслях экономики и  общественной жизни, однако, сферу культуры ни одно из государств не ставит в качестве приоритетной отрасли при развитии государственно-частного партнерства. Несмотря на этот факт, среди проектов государственно-частного партнерства, реализованных и реализуемых в различных государствах, имеются отдельные проекты в сфере культуры. При этом применяются различные формы государственно-частного партнерства (договор управления, аренда, концессия, аутсорсинг).

 

Управление  объектом культуры

Усыпальница Тадж-Махал  в Индии является памятником истории, культуры и архитектуры, в 1983 году Тадж-Махал стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире»88. Тадж-Махал находится в управлении частных инвесторов — «Индиан Хотелз Компани» (The Indian Hotels Company). Владельцем этого памятника культуры остается государство, но поддержание его в надлежащем состоянии, текущий и капитальный ремонт возложено на частный бизнес.

Памятником истории и архитектуры - Колонной победы в Берлине управляет частная компания Monumentals. В задачи частной компании входят текущий ремонт, приспособление памятника для различных целей использования, при этом Колонна победы находится в собственности государства89.

Префектура и городские власти г. Нагасаки, которые являются учредителями Нагасакского культурно-исторического музея, заключили с частной компанией контракт об управлении музеем сроком на пять лет, согласно которому обязанности в сфере управления будут разделены между муниципальной властью и частным бизнесом. В соответствии с данным контрактом расходная часть бюджета музея делится на две части в соответствии со сферами ответственности сторон. Муниципальные власти берут на себя выплату заработной платы сотрудникам музея, покрытие общеуправленческих расходов, а также расходов на научные исследования, в то время как частная компания должна обеспечить покрытие расходов на содержание постоянной и временной экспозиций, работу музейного магазина, рекламу и т.д. Источником оплаты музейных расходов, компенсируемых муниципальными органами, являются муниципальные бюджетные средства, а часть управленческой ответственности, закрепленная за частным бизнесом, обеспечивается исключительно за счет стоимости входных билетов, при этом увеличение выручки составляет доход частной компании90.

 

Аренда 

Дворцом Бельведер в  Пфинстберге (Потсдам) владеет фонд «Прусские дворцы и парки Берлин — Бранденбург» (SPSG), здание находится в аренде у некоммерческой организации «Фердерфарайн Пфинстберг» (FVP), в обязанности которой входят капитальный и текущий ремонт, эксплуатация. Основную прибыль арендатор получает за счет туристов, сдачи в аренду зданий садово-паркового архитектурного ансамбля для проведения торжеств, предоставления платных услуг для бракосочетания во дворце и т.д.91

 

Концессия

Старый концертный зал  Монреальского Симфонического Оркестра (Квебек, Канада) был построен в 60-х годах, поэтому не отвечал всем текущим требованиям Монреальского Симфонического Оркестра как по качеству звучания, так и по возможному сервису и удобству посетителей. Был произведен анализ возможных проектов по реконструкции старого здания, строительству нового здания, использованию другого здания. В соответствии с экспертными мнениями и экспертизой проектов было принято решение строить новое здание Монреальского Симфонического Оркестра с использованием механизмов государственно-частного партнерства, так как применение государственно-частного партнерства позволило сэкономить 48 миллионов долларов на строительстве.

При отборе претендентов на строительство нового здания победила заявка Groupe Immobilier Ovation, возглавляемая канадским девелопером SNC-Lavalin. В итоге было заключено концессионное соглашение, согласно которому Groupe Immobilier Ovation обязалось построить концертный зал для Монреальского Симфонического Оркестра, стоимостью 105 миллионов долларов, и взять его под свое управление на 27 лет.

Во время действия концессии Министерство Культуры и  Коммуникации обязано выплачивать Groupe Immobilier Ovation ежегодные платежи за эксплуатационную готовность объекта. Более того, Groupe Immobilier Ovation отдали право использования концертного зала, выручку концессионера должны составить следующие доходы: плата за билеты, плата за использование раздевалок, продажа закусок и напитков, то есть Groupe Immobilier Ovation будет иметь все доходы от баров и гардеробных в течение 27 лет. Также возможно получение дополнительного дохода за специальные мероприятия, проводимые в концертном зале Монреальского Симфонического Оркестра, например, за корпоративные мероприятия92.

 

Аутсорсинг

Пример использования  такой формы государственно-частного партнерства как аутсорсинг можно рассмотреть на примере музея префектуры Симанэ (Япония).

Между властями префектуры и частной компанией, специализирующейся на рекламно-маркетинговых услугах, был заключен контракт сроком на три года. Согласно указанному контракту частная компания за счет средств муниципального бюджета обеспечивает делопроизводство, рекламу, а также осуществляет финансовый менеджмент музея.

Информация о работе Предпосылки использования механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры