Проектное финансирование как форма кредитования инвестиционных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:25, курсовая работа

Описание работы

Предметом изучения являются взаимоотношения инвесторов с финансовыми институтами при финансировании инвестиционных проектов.
Объектом работы являются проектное финансирование инвестиционных проектов.
Цель курсовой работы – определение особенностей, преимуществ проектного финансирования, анализ мирового опыта применения проектного финансирования как формы кредитования инвестиционных проектов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..

1 Понятие проектного финансирования как способа кредитования инвестиционных проектов ………………………………………………………

2 Современное состояние мирового рынка проектного финансирования инвестиционных проектов.. ..............................................................................

3 Особенности проектного финансирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь……………………………………………………………

Заключение ………….....…………………………………………………………...

Список использованных источников…………………………………………….

Работа содержит 1 файл

ПФ.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

     Поскольку долг по проекту и капитал, использованный для финансирования проекта, выплачивается  непосредственно из денежных потоков, генерируемых самим проектом, предстоит  принять ряд нормативных правовых актов по выпуску, обращению и погашению юридическими лицами облигаций без залога имущества (для активизации внутренних ресурсов предприятий).

                С целью управления рисками  в проектном финансировании и  страхования отдельных из этих рисков целесообразно развивать собственный рынок страховых услуг, формирование универсального (высокой степени диверсификации) страхового портфеля". Инвестиционная инфраструктура - одна из наиболее сложных проблем белорусской экономики, от решения которой зависит вероятность реализации, как отдельного инвестиционного проекта, так и инвестиционная привлекательность государства в целом. Инвестиционная инфраструктура должна быть понятной привычной как для инвестора, так и для соискателей инвестиций. В Республике Беларусь проектное финансирование предоставляет большие возможности, чем традиционное кредитование. Это обусловлено гибкостью и многообразием применяемых им схем и решений. Комбинирование схем в ряде случаев позволяет различными способами снижать риски кредиторов и инвесторов, избегая при этом прямых заимствований из государственного бюджета, что имеет огромное значение в условиях острой потребности в инвестициях и ограниченности бюджетных средств. 

     Проектное финансирование в Беларуси не имеет  таких перспектив развития, как в России, где банки участвуют в финансировании проектов по добыче нефти, газа, других полезных ископаемых. У нас аналогичных проектов мало, еще меньше частных инвесторов, готовых рисковать своими средствами в особо крупных размерах. Маломощными являются коммерческие банки республики, которые не в состоянии кредитовать крупномасштабные проекты. Поэтому проектное финансирование в Беларуси должно носить отчетливо выраженный интеграционный характер с привлечением зарубежных и в первую очередь российских финансовых ресурсов. 

     Самый распространенный вариант проектного финансирования в Республике Беларусь - выдача кредитов на строительство  объектов недвижимости. Ими могут  быть офисные здания, гостиницы, гипер- и супермаркеты, автозаправочные станции, крупные объекты жилищного строительства. Вместе с тем сферу проектного финансирования следует существенно расширить за счет интегрированного кредитования других крупных и вместе с тем высокодоходных проектов. Такими могут быть проектные решения апробированных новейших технологий. 

     Заманчивые  перспективы расширения области  применения проектного финансирования открываются на основе его симбиоза с венчурным финансированием, которое  формирует малозатратное инновационное  воспроизводство. Профинансированные инновационные решения, подтвердившие высокую эффективность, продвигаются затем на рынки новых технологий и продуктов, расширяется область и масштабы их применения. В то же время их внедрение не связано с инвестиционными рисками, которые элиминированы стадией венчурного финансирования. Все это делает указанные решения привлекательным компонентом проектного финансирования, которое в тесной связи с венчурным становится наиболее эффективной системой финансирования инновационного воспроизводства. Венчурно-проектное финансирование - это будущее в деле формирования инновационного облика экономики страны.

       Для начала, проведём анализ источников  финансирования инвестиций  в  основной капитал в Республике  Беларусь  с 2004 по  январь-май 2008 года, в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2 – Источники  финансирования инвестиций  в основной капитал  в Республике Беларусь  с 2004 по январь-май 2008 года

Финансирование 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Янв.-май 2008г.
млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд. руб. % млрд.

руб.

%
Всего 10783,4 100 15095,7 100 20374,1 100 25266,8 100 13088,7 100
 в том числе за счёт:

республиканского  бюджета,

местных бюджетов,

внебюджетных  фондов

2803,7 26,0 3924,9 26,0 5252,9 26,3 6619,9 26,2 2617,6 24,8
собственных средств 4874,1 45,2 6642,2 44,0 8400,5 41,2 19511,0 41,6 4595,6 43,5
заёмных средств

(организаций)

75,5 0,7 301,8 2,0 387,7 1,9 202,1 0,8 46,2 0,4
средств населения 895,0 8,3 1192,6 7,9 1469,0 7,2 1996,1 7,9 807,6 7,7
иностранных источников 291,2 2,7 241,5 1,6 181,2 0,9 176,9 0,7 100,5 1,0
кредитов  банков 1542,0 14,3 2264,4 15,0 3845,4 18,9 4952,3 19,6 4595,6 19,3
прочих  источников 301,9 2,8 528,3 3,5 736,4 3,6 808,5 3,2 325,6 3,1

Примечание  – Источник: собственная разработка

       В 2004 г. основным источником  финансирования являлись собственные средства( 45, 2 %), доля которых постепенно снижалась  в последующие годы и  в 2007 году составила 41,6 %. Несмотря на снижение, самофинансирование является основным источником финансирования инвестиционной деятельности и составило за 2007 г. 10511 млрд. руб. Бюджетное финансирование составило  в 2004 году 26% и его доля практически осталась неизменной  в последующие годы. Так  в 2005 г. оно составило 26,3 %, в 2007 г. – 26,2 %.

     Финансирование  предприятий  реального сектора  за счёт привлечения иностранных инвестиций  в настоящее время затруднено в связи с низкой прибыльностью ряда производств, высокими рисками, значительными сроками окупаемости инвестиций в основной капитал. Иностранное финансирование  составляет небольшую долю среди остальных источников, за рассматриваемый период оно снизилось как в абсолютной сумме ( с 291,2 до 176,9 млрд. руб.), так и в структуре инвестиций ( с 2,7% до 0,7%)

     Банковские  кредиты в структуре источников финансирования инвестиций  занимают третье место после собственных и бюджетных средств ( 4952,3 млрд. руб. за 2007 г., или 19,6 %). В рассматриваемом периоде наблюдается рост  данного источника финансирования (с 1542,0 млрд. руб. в 2004 .до 4595,6 млрд. руб. только за январь-май 2008 г.).  Выполнение Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 годы  в части увеличения объёмов кредитования реального сектора экономики напрямую связано  с дальнейшим повышением роли банков   в финансировании инвестиционной деятельности.

     Среди источников инвестиций в основной капитал в январе—мае 2008 года преобладали всё так же собственные средства организаций, средства консолидированного бюджета и кредиты банков. Эти источники составили соответственно 43,5, 24,8 и 19,3% от общего объема инвестиций.

     В январе—мае средств консолидированного бюджета использовано 2 трлн. 617,6 млрд. рублей, собственных средств организаций  — 4 трлн. 595,6 млрд. рублей. Кредитов банков инвестировано 2 трлн. 037,4 млрд. рублей, , заемных средств других организаций — 46,2 млрд. рублей (0,4%), из иностранных источников (без кредитов иностранных банков) — 100,5 млрд. рублей (1%). Собственных средств населения инвестировано 807,6 млрд. рублей (7,7%), прочих источников — 325,6 млрд. рублей (3,1%).

     Таким образом, анализируя сложившуюся ситуацию, можно сказать, что основными источниками финансирования инвестиций в Беларуси являются собственные средства предприятий и бюджетные ассигнования. Понятно, что рассчитывать на эти ресурсы может не всякое предприятие. В условиях нехватки внутренних ресурсов предприятия стремятся привлечь прямые иностранные инвестиции. Их удельный вес в Беларуси составляет всего 1,8% общего объема инвестиций, и из сотен проектов иностранные инвестиции достаются единицам. Инвестиционный климат в Беларуси не самый благоприятный, и иностранные инвесторы вкладывают средства неохотно, требуют серьезных гарантий. Доступ к иностранным средствам у белорусских предприятий весьма затруднен. Но и будь он более доступен, такой вид финансирования имеет не только преимущества, но и недостатки. Прямые инвестиции предполагают контроль инвестора над ходом реализации проекта. Инвестор берет на себя многие риски, и если проект окажется неудачным, в убытке окажется он, но в противоположном случае большая часть прибыли достается инвестору, а не предприятию[26].

     Второй  вариант финансирования – кредит. Это самый доступный, но одновременно самый дорогой инструмент, несмотря на то, что на протяжении последнего времени процедура кредитования упрощается, и снижаются ставки. Теоретически кроме банков источником кредита могут являться и небанковские кредитно-финансовые учреждения: пенсионные и инвестиционные фонды, страховые организации, но в Беларуси эти институты не развиты. Кроме дороговизны, кредитное финансирование имеет много недостатков. К ним можно отнести: непременное требование об обеспечении;  узкие рамки, в которые ставится предприятие:  получена прибыль или нет, кредит необходимо  возвращать и выплачивать проценты. Однако, прибыль за вычетом процентов по кредиту полностью поступает предприятию, оно не только несет все риски, но и сохраняет контроль над проектом и предприятием.

     Можно сказать, что именно этими двумя  возможностями - поиском прямого  инвестора или привлечением кредита  ограничен выбор белорусских  предприятий сегодня. За рубежом спектр инструментов финансирования шире в основном за счет эмиссионных инструментов. Выпуск акций или облигаций с учетом большого количества разновидностей этих ценных бумаг значительно расширяет возможности бизнеса в привлечении дополнительных средств.

     Лучше для финансирование инвестиционных проектов подойдут облигации. Перед  банковским кредитованием последние  имеют ряд преимуществ. Средства, привлеченные путем эмиссии облигаций, дешевле банковского кредита. Эмиссия  облигаций позволяет привлечь средства не только  крупных инвесторов, но и более мелких, в т.ч. населения. Законодательная база для осуществления выпуска облигаций в Беларуси достаточна, кроме того, проект закона "Об акционерных обществах" предусматривает возможность для ОАО выпускать облигации в размере, не превышающем уставный фонд или имеющееся обеспечение, а с третьего года успешной работы ОАО вправе выпускать облигации без обеспечения.

     Вопрос  в технической стороне - в том, кто готов стать их покупателями, как организовать продажу и последующий выкуп, как обеспечить покупателям возможность досрочной продажи облигаций. Опыт проведения корпоративных облигационных займов в Беларуси небольшой. Конечно, не все предприятия способны привлекать средства таким способом. Кроме наличия эффективного проекта и устойчивого финансового состояния, потенциальному эмитенту облигаций не обойтись без надежной репутации, вызывающей доверие у потенциальных инвесторов. Предприятий, удовлетворяющих этим требованиям, в стране достаточно. Совокупные ресурсы мелкого и среднего бизнеса и населения, на которых в первую очередь рассчитывают эмитенты облигаций, в Беларуси достаточно велики для финансирования довольно крупных проектов.

     Для совершенствования инвестиционной инфраструктуры  необходимо предпринять следующие шаги:

    1. Реформа банковской системы.

        Предполагается, что государство сохранит за собой контрольный пакет акций лишь в тех банках, которые будут задействованы в государственных программах и мероприятиях, а также в банках, являющихся системообразующими в функциях работы с населением и Правительством.

     Реализация  этих задач может быть обеспечена через увеличение их капитала путем  последовательного осуществления  инвестиций в уставные фонды со стороны  государства и организаций, основанных на государственной собственности.

     Увеличение  уставных фондов банков, в которых  государство участвовать не будет, должно происходить преимущественно  за счет средств иностранных инвесторов.

    1. Создание инвестиционных фондов.

      В стране практически отсутствуют  инвестиционные фонды, мобилизующие

ресурсы (в первую очередь мелких частных  инвесторов). Это - негосударственные  пенсионные фонды и страховые  компании, выступающие в странах  с развитой рыночной экономикой в  качестве крупнейших институциональных  инвесторов. В значительной мере их рост сдерживается из-за отсутствия адекватного законодательства (в части пенсионных и страховых сбережений) и достаточного количества профессиональных управляющих компаний.

    1. Формирование фондового рынка.

      В настоящее время в республике имеются необходимые атрибуты рынка ценных бумаг. Однако, практическое отсутствие вторичного рынка ценных бумаг, тесно связанного с вопросами приватизации и разгосударствления, а также механизмами определения реальных рыночных цен на ценные бумаги, находящиеся в обращении, негативным образом сказывается на активности фондового рынка.

     Дальнейшее  развитие возможностей рынка ценных бумаг позволит расширить источники  финансирования инвестиций, будет способствовать развитию инструментов банковского  инвестиционного кредитования (залоговые механизмы и ипотечное кредитование) [26, с. 19-23].

    1. Создание рынка производных ценных бумаг.

      Отсутствует рынок производных ценных бумаг. Необходимость создания биржевого  рынка производных ценных бумаг  обусловлена тем, что они позволяют:

Информация о работе Проектное финансирование как форма кредитования инвестиционных проектов