Проектное финансирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

В работе проанализированы тенденции развития проектного финансирования как способа мобилизации инвестиционных ресурсов; изучен международный опыт применения схем проектного финансирования; рассмотрены перспективы использования проектного финансирования в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………….…………………………………………………….3
1. Теоретические основы реализации проектного финансирования………….4
2. Мировой опыт реализации проектного финансирования…………………..13
3. Направления применения проектного финансирования в Беларуси………19
Заключение…………………………………………………………………...…..25
Список использованных источников………………………………………...…26

Работа содержит 1 файл

проектное финансирование.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

На начало 2011г. ЕБРР реализовал в Беларуси 33 проекта, бизнесу было предоставлено 550,7 млн. евро, а общая стоимость реализованных проектов составила 704,9 млн. евро. В настоящий момент портфель кредитов банка составляет 148,2 млн. евро [2].

В апреле 1994 г. было подписано кредитное соглашение с ЕБРР о финансировании автомагистрали Брест—Минск—российская граница.

В декабре 1997 г. решился вопрос о кредитовании ЕБРР Елизовского стекольного завода, белорусско-канадского совместного предприятия по производству стеклотары и т.п.

          Среди традиционных партнеров ЕБРР в банковском секторе можно выделить «Белгазпромбанк». В середине 2009г. финансирование банка было увеличено до $10 млн. С 2010 года в «Белгазпромбанке» активно осуществляется проектное финансирование инвестиционных проектов, направленных на создание нового бизнеса.

Аналогичная сумма пошла на кредитование Минского транзитного банка. Одним из основных партнеров ЕБРР является «Приорбанк», через который активно поддерживается развитие малого и среднего бизнеса [20].

Исходя из выше сказанного, банки в Республику Беларусь выступают основным финансовым посредником, а их участие в проектном финансировании является способом привлечения больших объёмов иностранных инвестиций. Деятельность банков осуществляется в двух направлениях: обслуживание государственных программ и кредитование инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса (Таблица 6).

 

Таблица 6 - Банки, предоставляющие кредиты под инвестиционные проекты:

 

Банки, обслуживающие преимущественно государственные инвестиционные программы

Белинвестбанк

Белпромстройбанк

Белаграпромбанк

Банки, осуществляющие кредитование инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса

Приорбанк

Белгазпромбанк

Источник: собственная разработка

 

  Анализируя опыт реализации финан­сирования инвестиционных проектов бан­ками, следует отметить, что доля активов банковской системы Республики Беларусь достаточна низка (Рисунок 2).

 

Рисунок 2

Источник : [29, с. 42].

Наращиванию ресурсной базы препятствует структура собственности банков, характеризующаяся государственной монополией. Следствием высокой степени огосударствления банков является высокая конкуренция на рынке банковских услуг и их ограниченность.

 

Для стимулирования банковской ак­тивности при организации финансирова­ния инвестиционных проектов в рамках ПФ в Республике Беларусь целесообразны следующие меры.

1. Создание банками собственных фи­нансовых групп, что предполагает пересмотр в сторону смягчения действующих в насто­ящее время ограничительных нормативов по участию банков в уставных фондах юриди­ческих лиц. Это станет стимулом для бан­ков к расширению в портфеле их активов инвестиционных кредитов организаций бан­ковской группы, которые будут включать высокотехнологические инвестиционные кредиты, подкрепленные оказанием необхо­димых для такого рода инвестиций инфор­мационного обеспечения, услуг в разработ­ке и экспертизе бизнес-планов, международ­ного лизинга, страхования. Объединение организаций различных отраслей в одном финансовом пространстве будет способство­вать более равномерному распределению ин­вестиционных рисков внутри группы, что позволит существенно снизить риски про­ектного финансирования.

2. Придание некоторым банкам («Белинвестбанк», «Белпромстройбанк» и «Белагропромбанк»), обслуживающим государ­ственные инвестиционные программы, ста­туса инвестиционных банков с соответству­ющими полномочиями работы на фондовом рынке и гарантиями и льготами со сторо­ны государства.

3. Развитие системы мониторинга фи­нансового положения организаций на цен­тральном и региональном уровнях, форми­руемой Национальным банком, будет спо­собствовать развитию инвестиционного кредитования. На перспективу необходи­мо предусмотреть возможности информа­ционного обмена с Российской Федераци­ей базой данных мониторинга.

4. Разработка правовых условий реали­зации механизма предоставления консор­циальных (синдицированных) кредитов с разделением рисков между несколькими банками и привлечения на белорусский финансовый рынок иностранных страховых организаций, занимающихся страхованием кредитных рисков.

5. Поддержание действующей льготы по уменьшению начисления фонда обязатель­ных резервов на величину выданных ин­вестиционных кредитов, а также рассмот­рение возможности поддержки в случае необходимости текущей ликвидности бан­ка, выдавшего инвестиционный кредит по льготной процентной ставке [25, с. 119].

Анализируя приведенные данные, можно сделать вывод, что Беларусь находиться на начальной стадии использования схем проектного финансирования. Такая ситуация обусловлена следующими факторами: 

1)     нестабильность национальной экономики;

2)     отсутствием крупных частных инвесторов, готовых рисковать своими средствами; 

3)     отсутствием у коммерческих банков достаточного объема капитала для кредитования в необходимых объемах; 

4)     высокие темпы инфляции;

5)     Несовершенство законодательной базы; 

6)     отсутствие практики финансирования инвестиционных проектов.

 

Для развития проектного финансирования в реальном секторе экономики предстоит в дополнение к уже имеющимся в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь положениям об инвестиционных и концессионных договорах совершенствовать законодательство в соответствии с основным принципом проектного финансирования. Необходимо более широко внедрять механизмы предоставления так называемых функциональных гарантий инвестору со стороны государства в виде меморандумов о взаимопонимании, комфортных писем и т.п.

Подлежат пересмотру положения Гражданского кодекса о введении субсидиарной ответственности акционеров и участники иных хозяйственных обществ по обязательствам данных обществ, поскольку одним из важнейших принципов проектного финансирования является отсутствие права регресса по обязательствам управляющей компании.

Поскольку долг по проекту и капитал, использованный для финансирования проекта, выплачивается непосредственно из денежных потоков, генерируемых самим проектом, предстоит принять ряд нормативных правовых актов по выпуску, обращению в погашению юридическими лицами облигаций без залога имущества (для активизации внутренних ресурсов предприятий).

С целью управления рисками в проектном финансировании и страхования отдельных из этих рисков целесообразно развивать собственный рынок страховых услуг, формирование универсального (высокой степени диверсификации) страхового портфеля [18].

Особое внимание необходимо уделить следующим сферам деятельности:

1. Банковская сфера. Следует отметить, что в Республике Беларусь большинство банков осуществляют вложения в небольшие, но исключительно доходные проекты, или проекты с «сильным» залогом, что делает нецелесообразным применение схемы проектного финансирования, основывающейся на привлечения средств под высокоприбыльные проекты при отсутствии жестких требований к финансовому состоянию компании-заемщика. С целью снижения коммерческого и финансового рисков можно предложить использовать различные банковские гарантии при осуществлении инвестиционных проектов по схеме проектного финансирования. Например, тендерная гарантия на покупку сырья и материалов под строительство проекта; фронтальная гарантия -  гарантия на всю сумму проекта; гарантия обслуживания, выдаваемая в обеспечение исполнения обязательств для строительства по обслуживанию завершенного объекта при подрядном строительстве и др.

2. Фондовый рынок. Проектное финансирование не может эффективно функционировать без наличия развитого первичного и вторичного рынков ценных бумаг, которые существуют в странах с развитым фондовым рынком. Таким образом, требуются дополнения в Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах с целью создания необходимых условий для активного функционирования не только первичных инструментов (акций и облигаций), но и производных ценных бумаг (форварды, опционы, фьючерсы и др.).

3. Страховой рынок. Схема проектного финансирования сможет стать более эффективной при внедрении новых форм страхования, например страхование предпринимательских рисков. Это, естественно потребует новых законодательных актов в данной сфере.

Серьезной проблемой для ряда инвесторов остается вопрос финансировании непредвиденных затрат. Зачастую эти расходы связаны с желание инвестора идти в ногу со временем. Негативным моментом остается то, что в Республике Беларусь подобные новшества вводятся с большой осторожностью, и порой на введение нормы уходит не один год. Ситуацию можно изменить только с привлечением крупных игроков рынка проектного финансирования,  привыкших брать на себя более высокие риски, чем, например, при использовании кредитов, и вместе с тем получать большую отдачу.

Что касается вовлечения национального бизнеса в механизм проектного финансирования, то необходимо будет провести доработку, пересмотр и дополнение ряда законодательных актов. Особое внимание следует уделить Инвестиционному кодексу Республики Беларусь, который нуждается в дополнении положениям Гражданского Кодекс и др [24, с. 90].

 

На сегодняшний день в Республике Беларусь реализуются лишь отдельные элементы проектного финансирования,  однако наблюдается рост заинтересованности к применению данной формы инвестиционной деятельности. Перспективными отраслями применения проектного финансирования в Республике Беларусь могут стать: деревообработка, энергетика, строительство автодорог, развитие инфраструктуры и др. Необходимым условием для этого является совершенствование законодательства и стимулирование банковской активности.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проектное финансирование представляет собой такой способ привлечения долгосрочного капитала для реализации крупных инвестиционных проектов, при котором единственным источником возврата вложенных средств и главным обеспечением кредита служат денежные потоки, генерируемые самим проектом. В роли заёмщика выступает специально созданная проектная компания, кредитором является консорциум банков. ПФ характеризуется многообразием источников финансирования, большим количеством участников, разнообразием сфер применения.  Это эффективный способ мобилизации инвестиционных ресурсов, и  перспективная форма кредитования масштабных капиталоемких проектов.

Проектное финансирование является новым и успешным инструментом кредитования крупных инвестиционных проектов. Ежегодно в процессе реализации схем проектного финансирования привлекается более 300 млрд долл. В посткризисных условия развития экономики, лидерами проектного финансирования стали страны, экономика которых устояла под ударами кризиса: Индия, Бразилия и Китай, что говорит об эффективности использования данного типа финансирования как в развитых, так и в развивающихся странах. Преобладающей тенденцией развития проектного финансирования является использование всей совокупности источников и методов финансирования инвестиционных проектов, среди которых наиболее приоритетными являются проекты в нефтегазовом секторе.

На сегодняшний день в Республике Беларусь реализуются лишь отдельные элементы проектного финансирования,  однако наблюдается рост заинтересованности к применению данной формы инвестиционной деятельности. Перспективными отраслями применения проектного финансирования в Республике Беларусь могут стать: деревообработка, энергетика, строительство автодорог, развитие инфраструктуры и др. Необходимым условием для этого является совершенствование законодательства и стимулирование банковской активности.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектное финансирование является эффективным способом мобилизации инвестиционных ресурсов и организации капиталоёмких проектов как в рамках экономики отдельных государств, так и в мировом масштабе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1.      Алымов, Ю. М. О стратегии развития банковского сектора   экономики Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы / Ю. М. Алымов // Банкаўскі веснік. 2011. №3. с. 5-11.

2.      Белорусское телеграфное агенство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/economics/EBRR-realizoval-v-Belarusi-33-proekta-na-700-mln_i_577568.html Дата доступа: 07.11.11.

3.      Волков, И.М. Грачева М.В. Проектный анализ: Продвинутый курс: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 495 с.

4.      Гончаров, В.И. Инвестиционное проектирование: учеб. Пособие. – Мн.: Современная школа, 2010. – 319 с.

5.      Гончаренко, Л.П. Менеджмент инвестиций и инноваций: учебник / Л.П. Гончаренко. – М.: КНОРУС, 2009. – 160 с.

6.      Зобнев, Ф. Проектное финансирование – вымирающий вид / Ф. Зобнев // Рынок ценных бумаг. – 2009. - №16. – с. 43-45.

7.      Ивасенко, А.Г. Управление проектами: учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2009. 330 с.

Информация о работе Проектное финансирование