Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, исходя из статистических данных и по оценкам специалистов, объем сбережений на руках у населения достаточен для обеспечения инвестиций, необходимых для поддержания экономического роста. Проблема состоит в том, чтобы стимулировать направление этих сбережений на накопление и, соответственно, на инвестирование. В решении данной проблемы рынок ценных бумаг может и должен играть ведущую роль. Обеспечение таковой важнейшей роли фондового рынка достигается путем воздействия на него с помощью различных рычагов, составляющих в целом систему регулирования, основным элементом которой является государственное регулирование.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1.Система регулирования рынка ценных бумаг

1.1.Сущность и функции рынка ценных бумаг……………………………...5

1.2.Понятие, цели и задачи системы управления рынка ценных бумаг…..7

1.3.Государственное регулирование рынка ценных бумаг……………….10

1.4.Саморегулируемые организации……………………………………….12

2.Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом

2.1.Система управления рынком ценных бумаг в России………………...14

2.2. Регулирование рынка ценных бумаг за рубежом…………………….20

2.3. Структура органов регулирования и саморегулирования рынка ценных бумаг в США и Великобритании……………………………………………21

2.4. Эволюция российского регулирования и европейское законодательство……………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………28

Список использованных источников………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Курсовая по РЦБ!.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

- выделение  из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных -- выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

- максимально  широкое использование процедур  раскрытия информации обо всех  участниках рынка - эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

- обеспечение  конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;

- разделение  полномочий между регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице;

- обеспечение  гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка;

- соблюдение  принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции;

- оптимальное  распределение функций регулирования  рынка ценных бумаг между государственными  и негосударственными органами управления - коммерческими и общественными организациями. 

Как любая система управления, система управления РЦБ строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами и включает 2 подсистемы: управляющую и управляемую, которые обслуживает организационная, функциональная и техническая инфраструктура. Первая подсистема выступает в роли субъекта, а вторая - объекта управления.

Управляющая подсистема включает:

1. Государственные  органы и саморегулируемые организации,  осуществляющие на рынке ценных  бумаг законодательную, регистрационную,  лицензионную и надзорную деятельность.

2. Законодательную  инфраструктуру (нормативно-правовые  документы, действующие на РЦБ, 90% которых - законодательные акты).

3. Этику  фондового рынка (правила ведения  бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми  организациями).

4. Традиции  и обычаи.

Управляемая и управляющая подсистемы выполняют соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся:

- организация движения финансовых ресурсов;

- обеспечение качества ценных бумаг;

- информационное обеспечение рынка.

Субъект управления выполняет такие функции:

- координация;

- регулирование;

- прогнозирование;

- стимулирование;

- организация

- контроль процессов, происходящих на рынке.

Российский  фондовый рынок имеет смешанную  модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают  Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФСФР России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников РЦБ (ПАРТАД, НАУФОР), с другой стороны. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков). В нашей стране пока отсутствуют общественные организации регулирования РЦБ, но на стихийной основе время от времени они возникают, когда имеют место какие-то кризисные ситуации в обществе, как, например, в период прекращения существования “билетов МММ” в первой половине 1990-х гг.

В соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” государственное регулирование данного рынка осуществляется на основе:

А) установления обязательных требований к деятельности на РЦБ:

- эмитентов ценных бумаг;

- профессиональных участников;

- саморегулируемых организаций

Б) установления стандартов эмиссии ценных бумаг

С) государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг

Д). государственной системы контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ценным бумагам

E) лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

Ж) запрещения и пресечения предпринимательской деятельности на РЦБ без соответствующей лицензии

З) создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг

И) установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и местного самоуправления

Государство на российском РЦБ выступает в  качестве:

- эмитента при выпуске государственных ценных бумаг

- инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий

- профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов

- регулятора при написании законодательства и подзаконных актов

- верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов

Структура органов государственного регулирования российского РЦБ:

I. Высшие  органы государственной власти:

1. Государственная  Дума издает законы, регулирующие  рынок ценных бумаг.

2. Президент  издает указы.

3. Правительство  выпускает постановления, обычно  в развитие указов президента.

II. Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:

1. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляет всестороннее регулирование рынка корпоративных ценных бумаг, является федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Она представляет собой совокупность центрального органа и территориальных организаций, охватывающих все основные регионы России.

Основные  функции ФСФР:

- Обеспечение динамичного развития РЦБ в соответствии с национальными интересами России;

- координирует деятельность всех других федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования данного рынка;

- утверждает стандарты эмиссий ценных бумаг и стандарты проспектов ценных бумаг;

- утверждает порядок государственной регистрации проспектов ценных бумаг, выпусков ценных бумаг и отчетов об их итогах;

- разрабатывает и утверждает требования к правилам осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, в том числе операциям размещения, обращения, расчетно-депозитарным операциям, порядку ведения реестра;

- устанавливает порядок, осуществляет лицензирование профессиональной деятельности на РЦБ и ведет реестр этих лицензий;

- устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников РЦБ;

- определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

- обеспечивает создание системы раскрытия информации на РЦБ;

- утверждает квалификационные требования, предъявляемые к персоналу профессиональных участников рынка ценных бумаг, и осуществляет их аттестацию в форме приема квалификационного экзамена и выдачи квалификационного аттестата;

- создание и развитие системы нормативных актов, необходимых для регулирования РЦБ;

- устанавливает порядок допуска российских ценных бумаг к размещению и обращению вне территории РФ.

2. Министерство финансов РФ (Минфин) регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

3. Центральный банк РФ (ЦБ) регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

4. Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Основные  законодательные  акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

- Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 – 1996 гг.) ;

- Закон "О банках и банковской деятельности" (1990 г.) ;

- Закон "О Центральном банке Российской Федерации" (1995 г.) ;

- Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (1991 г.) ;

- Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" (1992 г.)

- Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г.) ;

- Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (1992 г.) ;

 - Закон об акционерных обществах (1996 г.) ;

- Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.) ;

- Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;

- постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях. 

2.2.Регулирование рынка ценных бумаг за рубежом

Система управления РЦБ основана на использовании  государственных и негосударственных (общественных) методов регулирования. В мировой практике различают 2 модели регулирования рынка ценных бумаг:

1) Регулирование  фондового рынка является преимущественной  функцией государственных органов.  Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников РЦБ. Такая система существует во Франции.

2) При  сохранении за государством основных  контрольных позиций максимально  возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.

Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления страной и автономии регионов. В странах с федеративным устройством часть полномочий государства на РЦБ передана территориям. Общей тенденцией является создание самостоятельных ведомств (комиссий) по ценным бумагам, регулирующих фондовые рынки.

Информация о работе Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом