Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, исходя из статистических данных и по оценкам специалистов, объем сбережений на руках у населения достаточен для обеспечения инвестиций, необходимых для поддержания экономического роста. Проблема состоит в том, чтобы стимулировать направление этих сбережений на накопление и, соответственно, на инвестирование. В решении данной проблемы рынок ценных бумаг может и должен играть ведущую роль. Обеспечение таковой важнейшей роли фондового рынка достигается путем воздействия на него с помощью различных рычагов, составляющих в целом систему регулирования, основным элементом которой является государственное регулирование.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1.Система регулирования рынка ценных бумаг

1.1.Сущность и функции рынка ценных бумаг……………………………...5

1.2.Понятие, цели и задачи системы управления рынка ценных бумаг…..7

1.3.Государственное регулирование рынка ценных бумаг……………….10

1.4.Саморегулируемые организации……………………………………….12

2.Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом

2.1.Система управления рынком ценных бумаг в России………………...14

2.2. Регулирование рынка ценных бумаг за рубежом…………………….20

2.3. Структура органов регулирования и саморегулирования рынка ценных бумаг в США и Великобритании……………………………………………21

2.4. Эволюция российского регулирования и европейское законодательство……………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………28

Список использованных источников………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Курсовая по РЦБ!.doc

— 131.00 Кб (Скачать)
"justify">В качестве цели регулирования рынка иногда называют защиту интересов инвесторов, но такой подход к постановке цели является односторонним. Инвестор выступает  одним из элементов управляющей подсистемы, выполняя только ему присущую функцию, тесно связан с другими элементами системы управления и обладает способностью взаимодействовать и интегрироваться с ними. Направленное воздействие на один из элементов системы может привести к нарушению устойчивости системы в целом, что противоречит общему правиле менеджмента: стремиться к устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее элементов или подсистем. С этой точки зрения именно обеспечение ликвидности и устойчивости рынка ценных бумаг затрагивает интересы всех участников рынка и государства. Защиту интересов инвесторов можно считать тактической задачей, обусловленной тем, что в настоящее время многие инвесторы находятся в более уязвимом положении по сравнению с эмитентами, регистраторами, посредниками, что связано со специфическими процессами становления рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) охватывает всех его участников:

- эмитентов;

- инвесторов;

- профессиональных фондовых посредников;

- организации инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть:

1. Внешнее  регулирование - это подчиненность  деятельности данной организации  нормативным актам государства,  других организаций, международным  соглашениям.

2. Внутреннее  регулирование - это подчиненность  деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.

Регулирование РЦБ охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем:

- эмиссионные;

- посреднические;

- инвестиционные;

- спекулятивные;

- залоговые;

- трастовые и т.п.

Регулирование РЦБ осуществляется органами или  организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

1) государственное  регулирование рынка, осуществляемое  государственными органами, в компетенцию  которых входит выполнение тех  или иных функций регулирования;

2) регулирование  со стороны профессиональных  участников РЦБ, или саморегулирование  рынка. Этот процесс в данный момент развивается двояко: с одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников РЦБ. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации.

3) общественное  регулирование, или регулирование  через общественное мнение. В  конечном счете, именно реакция  широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

В процесс  регулирования рынка входит выработка  механизма регулирования, который включает рычаги управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Правовое обеспечение - это законодательные акты, указы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение - это инструкции, нормативы, нормы, методические указания и разъяснения, а также правила, утверждаемые организациями и профессиональными участниками рынка. Информационное обеспечение - это разного рода экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация.

Совокупность государственных и негосударственных методов регулирования составляет, в свою очередь, основу системы управления РЦБ. Регулирование рынка ценных бумаг - это объединение в одну систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение фондовых операций, подчинить их определенным требованиям и правилам. Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников РЦБ в рамках действующего законодательства.  

1.3 Государственное регулирование рынка ценных бумаг 

Объектами государственного регулирования на РЦБ могут быть участники рынка, его инструменты и совершаемые с ними разнообразные операции, в частности:

1. Ценная  бумага с позиций:

а) юридического статуса;

б) размещения (выпуска);

с) обращения;

д) использования в качестве основы для производных инструментов;

е) налогообложения и др.

2. Участники  рынка в отношении их:

а) отбора для работы на рынке в том или ином качестве;

б) защиты в качестве инвесторов от мошенничества;

с) налогообложения и т.п.

3. Операции  с ценными бумагами с позиций:

а) разрешенных видов рыночных операций;

б) совмещения разных видов операций с ценными бумагами;

с) разрешения имущественных споров;

д) налогообложения и т.п.

Государственное регулирование РЦБ включает в  себя:

- создание и совершенствование необходимой нормативно-правовой базы;

- создание органов регулирования рынка;

- организация отбора и допуска юридических и физических лиц в качестве участников рынка ценных бумаг;

- контроль за соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы;

- разрешение споров между участниками рынка.

Задачами  государственного регулирования являются:

- реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг;

- обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;

- создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

Формы государственного регулирования рынка (в зависимости от вида инструмента  регулирования):

1. Прямое  или административное - это государственное  регулирование рынка, основанное на юридических нормах. Оно включает:

А) нормативно-законодательную деятельность;

Б) регистрационную деятельность (ведение реестров юридических объектов - юридических и физических лиц, ценных бумаг и др.);

С) разрешительную деятельность (лицензирование, аттестацию);

Д) поддержание правопорядка на рынке;

Е) выставление требований к участникам рынка, например, по обеспечению гласности, информированию и др.

2. Косвенное,  или экономическое - это государственное  регулирование рынка, основанное  на использовании экономических инструментов самого рынка в качестве рычагов регулирования. Такого рода регулирование включает проведение государством:

А) определенной денежной политики;

Б) политики налогообложения;

С) политики формирования государственных доходов и направления использования государственных расходов;

Д) политики управления государственной собственностью, в том числе управление имеющимися у государства пакетами акций приватизированных предприятий и др.

В отличие  от государственного регулирования рынка в целом, или регулирования макроэкономических процессов, регулирование РЦБ по преимуществу является административным, т.е. осуществляется с помощью правовой базы, а не каких-то экономических рычагов, например, управление количеством денег в обращении или установление процентных ставок.

На  практике указанные способы регулирования  обычно дополняют друг друга.  

1.4 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг 

Саморегулируемые  организации (СРО) - это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками РЦБ на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Задачи  саморегулируемой организации:

1) Обеспечение благоприятных условий профессиональной деятельности на рынке.

2) Соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке.

3) Защита интересов профессиональных участников в государственных органах регулирования.

4) Защита интересов клиентов профессиональных участников.

5) Установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их выполнением.

Права саморегулируемой организации:

1) разработка  обязательных правил и стандартов  профессиональной деятельности  и операций на рынке;

2) осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

3) контроль  за соблюдением участниками рынка  установленных правил и нормативов;

4) информационная  деятельность на рынке;

5) обеспечение  связи и представительства (защиты) интересов участников.

Положительные стороны саморегулирования:

1. Разработка  стандартов поведения самими  профессиональными участниками  РЦБ, реально представляющими  его особенности.

2. Экономия  государственных средств, сокращение аппарата управления рынком ценных бумаг.

3. Участники  РЦБ больше заинтересованы в  нормальном регулировании, чем  правительственные чиновники. Контроль  общественных структур более  требовательный, чем со стороны  чиновников.

4. Проще  ввести этические нормы поведения профессиональных участников РЦБ.

   
 
 
 
 

2. Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом

2.1. Система управления рынком ценных бумаг в России 

Принципы  регулирования российского РЦБ  во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Основные  принципы:

- разделение  подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка-с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором - отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

Информация о работе Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом