Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, исходя из статистических данных и по оценкам специалистов, объем сбережений на руках у населения достаточен для обеспечения инвестиций, необходимых для поддержания экономического роста. Проблема состоит в том, чтобы стимулировать направление этих сбережений на накопление и, соответственно, на инвестирование. В решении данной проблемы рынок ценных бумаг может и должен играть ведущую роль. Обеспечение таковой важнейшей роли фондового рынка достигается путем воздействия на него с помощью различных рычагов, составляющих в целом систему регулирования, основным элементом которой является государственное регулирование.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1.Система регулирования рынка ценных бумаг

1.1.Сущность и функции рынка ценных бумаг……………………………...5

1.2.Понятие, цели и задачи системы управления рынка ценных бумаг…..7

1.3.Государственное регулирование рынка ценных бумаг……………….10

1.4.Саморегулируемые организации……………………………………….12

2.Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом

2.1.Система управления рынком ценных бумаг в России………………...14

2.2. Регулирование рынка ценных бумаг за рубежом…………………….20

2.3. Структура органов регулирования и саморегулирования рынка ценных бумаг в США и Великобритании……………………………………………21

2.4. Эволюция российского регулирования и европейское законодательство……………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………28

Список использованных источников………………………………………..29

Работа содержит 1 файл

Курсовая по РЦБ!.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Опыт  стран с развитым рынком ценных бумаг  показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

A) Разработка концепции развития рынка, осуществление программы ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов;

Б) Концентрация ресурсов (государственных и частных) в первую очередь для развития инфраструктуры рынка;

C) Контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов);

Д) Установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм;

E) Создание системы информации о состоянии РЦБ и обеспечение ее открытости для инвесторов;

Е) Создание системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

Ж) Предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного, налогового);

И) Регулирование рынка государственных ценных бумаг, направленное на ограничение размера инвестиционных ресурсов, отвлекаемых на покрытие непроизводительных расходов государства;

К) Разработка и регистрация общих правил функционирования РЦБ;

Л) Арбитраж в спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг;

М) Налогообложение. 

2.3.Структура органов регулирования и саморегулирования рынка ценных бумаг в США и Великобритании 

С 30-х  гг. ХХ века в США   сложилась  двухуровневая система регулирования  рынка ценных бумаг: первый уровень - органы государственного регулирования, прежде всего Комиссия по ценным бумагам  и биржам (КЦББ), и специальные органы регулирования в штатах; второй уровень - саморегулируемые    организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.

КЦББ  включает пять членов, назначаемых  президентом США, четыре отдела (корпоративных  финансов, регулирования рынка, инвестиционного  менеджмента и правозащитный), 18 управлений (аудиторское, информационных технологий, кадровое, аттестационное и др.), 11 региональных офисов.

В свою очередь, на втором уровне функционируют  два типа саморегулируемых     организаций:

Национальная ассоциация фондовых дилеров - NASD (National Association of Securities Dealers). Членство в ней обязательно для брокеров и дилеров, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг. Без членства в NASD организация не может получить лицензию, дающую право работать на рынке, стать членом фондовой биржи, заниматься клиринговой или депозитарной деятельностью. Инфраструктурные организации на рынке ценных бумаг, членами которых являются его профессиональные участники, например, Нью-Йоркская фондовая биржа - New York Stock Exchange (NYSE), National Association of Securities Dealers Automated Quotation System (NASDAQ), Depository Trust Company (DTC), National Securities Clearing Corporation (NSCC), Option Clearing Corporation (OCC) и другие. В законодательстве и на практике они также именуются саморегулируемыми. Членство в такой организации для профессионального участника добровольное.

В настоящее  время активное развитие на мировых рынках так называемых "Альтернативных Торговых Систем" (ATS), которые, в отличие от СРО, являются коммерческими   организациями  , ведёт к уменьшению значимости СРО второго типа как регулятора фондового рынка и к повышению роли СРО первого типа.  Такая же тенденция наблюдается и на российском рынке, что даёт основания говорить о наличии предпосылок для усиления роли   саморегулируемых    организаций   профессиональных участников рынка ценных бумаг.

    В Великобритании Законом (The Financial Services Act 1986) принята весьма специфическая система делегирования полномочий государственной (публичной) власти на рынке ценных бумаг. На этой основе в UK сложилась громоздкая бюрократизированная система СРО.

В соответствии с законом регулирование рынка ценных бумаг в Великобритании возложено на Кабинет министров (Secretary of State). Этот правительственный орган свои полномочия по регулированию рынка ценных бумаг делегировал специальному органу, известному как Securities and Investments Board (SIB). Он финансируется за счет взносов участников рынка, но сам непосредственно СРО (SRO) не является. SIB, по законодательству UK, вправе самостоятельно выдавать лицензии на право осуществления инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг, но может делегировать его и СРО, что на практике и сделал.

При этом разными сферами инвестиционной деятельности “руководят” разные СРО. The Securities and Futures Authority (SFA) занимается брокерами-дилерами, являющимися членами London Stock Exchange (LSE), London Futures and Options Exchange (LIFFE), London Metal Exchange (LME) и других товарных бирж Великобритании. Другая СРО - The Investment Management Regulatory Organisation (IMRO) - регулирует деятельность управляющих компаний и попечителей, организующих функционирование инвестиционных и пенсионных схем. Третья СРО - Personal Investment Authority (PIA) организует деятельность индивидуальных предпринимателей в сфере управления и консультирования коллективных инвестиционных, пенсионных и страховых схем

Формально в Великобритании членство в СРО не является обязательным. Разрешение на право осуществлять инвестиционную деятельность (direct autorization) компании могут получать в СРО или напрямую в SIB. Однако на практике второй вариант - явление редкое. При этом одна и та же компания может являться членом двух и более СРО.

В отличие от США биржи и клиринговые организации формально не называются в Великобритании СРО. Они осуществляют свою деятельность на рынке ценных бумаг не на основании обычного разрешения (autorization) как другие участники рынка ценных бумаг, а на только при условии получения от SIB статуса “признанной” инвестиционной биржи или “признанной” клиринговой организации. Фактически же функции бирж и клиринговых организаций в отношении их членов в Великобритании аналогичны практике, сложившейся в США.

Заметим, что система СРО в Великобритании весьма громоздка и не всегда функционирует  эффективно. Как, показывает практика, эта система не смогла предотвратить  массовые нарушения прав инвесторов в известных скандалах с пенсионными фондами Максвелла, банкротства “Берингс” и в других ситуациях. Лидеры правящей в Великобритании лейбористской партии неоднократно заявляли о необходимости радикальных изменений этой системы СРО и передаче их функций одной организации типа SIB.

2.4. Эволюция российского регулирования и европейское законодательство

В последние  годы Россия движется по пути международной  экономической и финансовой интеграции: ведутся переговоры по вступлению в  ВТО1, увеличился приток иностранных  инвестиций в российскую экономику, включая портфельные инвестиции с помощью инструментов рынка ценных бумаг2. Вместе с тем иностранные инвесторы все активнее проявляют интерес к инфраструктуре российского финансового рынка: создаются банки, инвестиционные и страховые компании с полным или частичным иностранным капиталом3.

В то же время процесс международной  интеграции невозможен без обеспечения "единых правил игры" и прозрачности функционирования финансовых рынков сторон, а именно без гармонизации и унификации законодательного регулирования. 

На  формирование российского рынка  ценных бумаг в начале 1990-х гг. по различным причинам, в том числе  политического характера, оказало  влияние законодательство США о  рынке финансовых услуг. В частности, была заимствована модель регулирования, контроля и надзора на рынке ценных бумаг — Комиссия по ценным бумагам и биржам США (Securities Exchange Commission, SEC) послужила прообразом созданной в 1994 г. Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ФКЦБ)4, особенностью деятельности которой стало подчинение всего массива правовых норм и, соответственно, всего регулирования рынка ценных бумаг единственной цели — защите прав инвестора (девизом SEC является "We are investor's advocate" — "Мы — защитники инвестора").

Положения главных актов российского законодательства по рынку ценных бумаг (Федеральных законов от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг") во многом основывались на соответствующих положениях законодательства США — Единообразного торгового кодекса США, Закона о ценных бумагах 1933 г., Закона о фондовых биржах 1934 г.5

В этот период российское законодательство и  деловая практика также позаимствовали значительную часть англоязычной (американской) терминологии в области рынка ценных бумаг: деривативы (derivatives), опцион (option), варранты (warrants), инструменты СВОП (SWAP). Даже понятие "фондовый рынок" имело в своей основе слово funds (денежный капитал).

Однако  на сегодняшний день ситуация изменилась. Все чаще российский законодатель обращается к опыту европейской системы правового регулирования рынка ценных бумаг. Примером, в частности, являются принятые в конце 2007 г. изменения в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", вводящие в российское законодательство понятие "квалифицированный инвестор", а также разрабатываемые сегодня законопроекты "О Центральном депозитарии", "О злоупотреблениях на организованном финансовом и товарном рынках", "О компенсациях физическим лицам на рынке ценных бумаг" и др.

Причин  такого изменения "предпочтений" российского законодателя, на наш  взгляд, две. Во-первых, активизируются экономические и финансовые взаимоотношения  между Россией и Европейским  союзом (ЕС). Основными инвестиционными и торговыми партнерами России, в том числе на рынке ценных бумаг, в последние годы становятся страны ЕС. Так, в 2007 г. на их долю приходилось 65% российского экспорта и более 50% импорта, а также более 60% поступающих в Россию иностранных инвестиций6. По оценке аналитиков, около 98% иностранных инвесторов на рынке ценных бумаг составляют представители ЕС.

Во-вторых, нельзя забывать о том, что система  российского гражданского законодательства принадлежит к так называемой континентальной правовой семье, предполагающей жесткую кодификацию основных правовых норм и отводящей минимальную роль прецеденту в качестве источника права. К данной правовой семье принадлежат и правовые системы большинства государств — членов ЕС, в отличие от США и Великобритании, в которых исторически сложилась так называемая система общего права.

Это означает, что принципы построения системы законодательства по финансовому  рынку большинства государств —  членов ЕС (прежде всего Германии, Франции) исторически значительно ближе  России, нежели системы правового регулирования финансового рынка США. Речь идет и о системе законодательных актов, и о принципах судебной защиты интересов инвесторов, и о соотношении развития различных секторов финансового рынка (в России, как и в Германии, банковский сектор исторически доминирует над рынком ценных бумаг), и о роли государства в регулировании финансового сектора (в США преобладает система саморегулирования, а в большинстве государств — членов ЕС — система государственного регулирования финансового рынка). 

Говоря  о европейском регулировании  рынка ценных бумаг необходимо понимать, что большинство крупнейших стран  Европы объединены сегодня в общее  экономико-политическое пространство — Европейский союз. Такая интеграция в том или ином виде существует с 1957 г. и в различных областях достигла значительных высот. На сегодняшний день одной из целей данного интеграционного объединения является постепенный переход к единому финансовому рынку, что отражается в закреплении значительного числа соответствующих норм в законодательстве наднационального характера.

В целом  регулирование рынка ценных бумаг  в ЕС в юридической литературе 7 подразделяется на 3 основных уровня:

- первичного законодательства ЕС, т. е. Учредительных договоров ЕС, нормы которых имеют прямое действие на территории всех государств — членов ЕС;

- вторичного права ЕС — акты, прежде всего директивы и регламенты, принятые институтами ЕС (Советом ЕС, Комиссией ЕС и Судом ЕС) в развитие положений Учредительных договоров ЕС;

- национального законодательства государств — членов ЕС.

Хочется еще раз подчеркнуть, что европейским  законодательством в строгом  смысле слова принято считать  именно интеграционное законодательство, т е. акты первичного и вторичного уровней. Если отдельные вопросы  не урегулированы интеграционным законодательством (актами первичного и вторичного уровня), то они регулируются непосредственно государствами — членами ЕС (например, максимальные размеры компенсаций гражданам по рискам финансовой системы, порядок деятельности национальных регуляторов рынка ценных бумаг). 

                   

                                     

                                    Заключение:

Несмотря  на большие трудности, особенно, законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России. По мнению экспертов, российский рынок ценных должен развиваться в следующих направлениях:

- развитой  рынок ценных бумаг обычно имеет доступ к фондам, формируемым различными типами институциональных инвесторов. Рынок ценных бумаг может расти, если такие институты будут созданы;

Информация о работе Система регулирования рынка ценных бумаг в России и зарубежом