Сущность и основные направления формирования инвестиционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в разработке и обосновании методических приемов и практических рекомендаций по основным направлениям совершенствования инвестиционной политики в Казахстане.

Содержание

В в е д е н и е……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования и реализации инвестиционной политики в современных условиях
Сущность, понятие и классификация инвестиций……………………..10
Экономическое содержание инвестиционной политики……………....15
Основные принципы формирования и реализации инвестиционной политики………………………………………………………………………….23
Зарубежный опыт: особенности реализации инвестиционной политики………………………………………………………………………….32

Глава 2. Современное состояние и тенденции инвестиционной политики Республики Казахстан…………………………………………………………50
2.1. Инвестиционное сотрудничество……………………………………….....50
2.2. Анализ информационного климата РК…………………………………....61
2.3. Правовые и экономические основы стимулирования инвестиций в Республике Казахстан…………………………………………………………..65

Глава 3. Пути совершенствования реализации инвестиционной политики Республики Казахстан………………………………………….…70
3.1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности……….70
3.2. Правовой режим привлечения иностранных инвестиций……………….67
3.3. Обеспечение инвестиционной привлекательности…………………….…79

Заключение……………………………………………………………………...85
Список использованных источников..............................................................89

Работа содержит 1 файл

Дипломная.docx

— 267.64 Кб (Скачать)

Впрочем, налоговые льготы иностранцам особенно и ни к чему — у них и так серьезные  преимущества перед отечественным  инвестором. Западные компании имеют доступ к передовым технологиям, дешевым деньгам и эффективному менеджменту. По большому счету, никакого специального отношения они к себе не требуют и хотят того же, что и местные инвесторы.

Многочисленные опросы иностранцев  с завидной регулярностью каждый год демонстрируют одни и те же проблемы, мешающие инвестированию в  Украину, — повальная коррумпированность чиновников, чрезмерная зарегулированность экономики, отсутствие защиты прав инвесторов. Украинские власти вроде признали, что и украинский и иностранный  инвестор равны в своих правах, и ничего “особенного” иноземцам  уже не предлагают. Впрочем, равенство  иностранного и украинского бизнеса  чиновники понимают довольно оригинально: невозмещене и тем и другим НДС; отказ признавать экспортные операции таковыми; запрет применять налоговые  векселя или просто “пошаливание”  с внеплановыми проверками.

Многие в Украине уже  начали понимать, что правительственными программами инвесторов не заманить — нужно менять принципы управления экономикой. Правда, выясняя причины неудач, чиновники все больше увлекаются опросами инвесторов и делают порой парадоксальные выводы из вполне конкретных результатов.

Существуют и менее  заметные, но не менее важные причины  отсутствия интереса к Украине со стороны иностранного капитала. Последнее  время частенько одним из сдерживающих факторов инвестиционного процесса называют отрицательный имидж страны на международной арене. Составители  рейтингов по коррупции и экономической  свободе упорно не хотят признавать Украину правовым государством, отсюда — отсутствие интереса у крупных  пенсионных и инвестиционных фондов к украинскому рынку.

Недовольны иностранцы и  “закрытостью” некоторых отраслей украинской экономики, искусственно созданной  местными мини-олигархами и региональным руководством. При поддержке региональных украинских ФПГ нередки случаи, когда на уровне губернаторов отдавалась команда: иноземцев в область не “пущать”.

Не секрет, что западные инвесторы не в восторге и от качества украинского менеджмента — приобретая предприятие, они зачастую меняют всех менеджеров-аборигенов на новых, специально обученных.

Основная задача макроэкономической политики в сфере модернизации промышленной структуры страны — создание условий  для динамичного инвестиционного  процесса. Страны, которые за сравнительно короткий срок после второй мировой  войны модернизировали свою промышленную структуру (Япония, Южная Корея, Тайвань, некоторые западноевропейские государства) , отличались очень высоким удельным весом инвестиций в валовом национальном продукте. Стимулирование инвестиций в целях модернизации промышленной структуры проводилось и в  США как в начале 60-х годов, так и в 80-е годы прошлого века.

Страны Юго-Восточной  Азии активно «использовали следующие  инструменты воздействия государства  на динамику инвестиционного процесса: государственные инвестиции, причем не только в инфраструктуру; налоговые  стимуляторы инвестиций; сдерживание  цен на оборудование посредством  льготных таможенных пошлин на его  импорт; воздействие на процентные ставки и поддержание их на уровне ниже рыночного»18.

Важную роль в финансировании инвестиционных программ фирм играл  банковский кредит, причем государство  активно воздействовало и на стоимость  кредита, и на направление его  потоков.

Интересен опыт США, поскольку  сочетание инфляции с падением уровня производства, с которыми они столкнулись  в начале 80-х годов, в какой-то мере сродни ситуации в странах СНГ  в первой половине 90-х годов при  всем различии в масштабах проблем.

Роль банковских кредитов в финансировании компаний существенно  превосходила роль рынков капитала.

При всех страновых различиях  в финансировании деятельности корпораций доминирующую роль играли внутренние источники (нераспределенная прибыль  и амортизационные отчисления) и  банковские кредиты. В то же время  роль акционерного капитала была довольно слабой (за исключением, пожалуй, Тайваня). Как отмечают специалисты Всемирного банка, “лишь по мере созревания экономики  предпринимались усилия по созданию и повышению эффективности рынков акций и облигаций. Хотя значение этих рынков возрастало, они не были ключевым фактором в мобилизации  инвестиционных ресурсов в этих странах  в период их наиболее динамичного  развития”19.

Важную роль в финансировании инвестиционных программ во многих динамично  развивавшихся странах играли государственные  финансовые институты. Например, в кредитно-финансовой сфере Южной Кореи пре обладали государственные институты, тогда  как частные банковско-кредитные  институты появились лишь в первой половине 80-х годов и к началу 90-х годов находились в рудиментарном  состоянии.

Государственные кредитно-финансовые институты сыграли значительную роль в модернизации промышленной структуры  в Японии, особенно на начальной  стадии. «За счет займов государственных  финансовых институтов в 1955 г. финансировалось 32% закупок нового промышленного  оборудования в японских фирмах, в 1965 г. - 16%, в 1980 г. - 17,6% и в 1990 г. - 8,1%»20.

Наиболее сильное влияние  на развитие японской промышленности оказывали три государственных  финансовых института - Банк развития, Экспортно-импортный банк и Корпорация по финансированию малого бизнеса. В  начале 80-х годов доля предоставленных  ими займов японским фирмам составляла: в производстве металлоизделий - 15,7%, черной металлургии - 12,4, производстве строительных материалов - 12,9, общем  машиностроении - 8,4, цветной металлургии - 7,7, химической промышленности - 6,3, электротехническом машиностроении 5,7%.

Важные функции выполняли  займы, предоставляемые государственным  Банком развития. В значительной степени  за счет этих займов финансировались  электроэнергетика, газо- и водоснабжение (более половины займов, полученных компаниями указанных отраслей хозяйства) . К тому же они выполняли роль катализатора займов частных финансовых учреждений в отрасли и сферы деятельности, носящие приоритетный, с точки зрения государства, характер.

Займы Банка развития покрывали  обычно 30-50% стоимости инвестиционного  проекта и предоставлялись насрокот5до 15 лет, причем под меньший процент, чем кредиты частных банков. Фирмам, получающим такие займы, не нужно  было открывать в банке депозит  в размере 10% от их суммы, как требовали  частные банки.

Важное направление стимулирования государством инвестиционного процесса в странах Юго-Восточной Азии - регулирование уровня процентных ставок.

Как утверждает американский экономист А. Амсден, “на протяжении большей части 25-летнего периода  южнокорейского экономического развития долгосрочный кредит распределялся  правительством избранным фирмам по негативным реальным процентным ставкам  в целях стимулирования развития определенных отраслей». Специалисты  Всемирного банка отмечают, что в  указанных странах налоговая, тарифная и валютная политика не только снимала  часть инвестиционного риска  с фирм-инвесторов и в умеренных  масштабах подавляла процентные ставки, но и контролировала импорт капитала, а также поддерживала относительно низкие цены на инвестиционные товары.

Как считает А. Амсден, “опыт  Южной Кореи показывает, что экономическое  развитие зависит от способности  государства создавать ценовые  диспропорции, стимулирующие экономическую  активность в направлении инвестирования” . В 1986 г. в Южной Корее государство  контролировало цены на 110 товаров, включая  газ, сталь, лекарства, автомобили, бумагу, телевизоры. “В связи с этим, —  отмечает А. Амсден, - только фирмы, производящие дифференцированную продукцию, имели  возможность прибегать к ценовой  конкуренции”.

Вместе с тем создаваемые  государственным регулированием возможности  использования ценовых диспропорций в целях стимулирования инвестиционного  процесса и экономического роста  страны значительно сужаются по мере ее вовлечения в мирохозяйственные  связи.

Существует два важнейших  направления налоговой политики государства, влияющих на развитие промышленности.

Во-первых, воздействуя посредством  налогов на уровень сбережений населения, амортизационных фондов фирм и их нераспределенной прибыли, т е. на величину потенциальных источников финансирования инвестиционных программ фирм, государство  влияет на важнейшие макроэкономические пропорции, в частности, на распределение  национального дохода между накоплением  и потреблением.

Во-вторых, используя целенаправленные налоговые льготы, а также законодательство, государство воздействует на соотношение  между инвестициями фирм в активную и пассивную часть основных фондов, на скорость воспроизводства основного  капитала в промышленности страны, стимулирует инвестиции промышленных фирм в приоритетные, с точки зрения государства, направления, влияет на региональное размещение

Важную роль в формировании дополнительных источников финансирования инвестиционных программ сыграли изменения  в амортизационном законодательстве и значительное понижение налога на прибыль компаний. В ходе налоговой  реформы 80-х годов в США были значительно сокращены сроки  службы основных фондов, применяемые  при расчете подлежащей налогообложению  прибыли, и уменьшено количество классов основных фондов с неодинаковыми  сроками службы, что 

На протяжении многих лет  одним из наиболее широко распространенных налоговых стимуляторов инвестиционного  процесса служила скидка с налога на прибыль в размере определенного процента капиталовложений фирм в оборудование и производственное строительство.

В увеличенных размерах инвестиционная налоговая скидка применялась в  США и в других развитых рыночных экономиках в период энергетического  кризиса для поощрения капиталовложений фирм в энергетическое оборудование, использующее альтернативные нефти  и природному газу энергоносители, энергосберегающее оборудование, а  также оборудование, снижающее загрязнение  окружающей среды. Фирмам, инвестирующим  в указанное оборудование, разрешалось  вычитать из налога на прибыль до 20% таких капиталовложений.

Инвестиционная налоговая  скидка применялась и в качестве инструмента региональной политики. Например, в Канаде фирмам разрешалось  вычитать из налога на прибыль 7% их затрат на новое оборудование и производственное строительство. Дли фирм, инвестировавших  в районы со сложными природно-климатическими условиями, размер повышался соответственно до 20-50%, а в районы с низкими  темпами экономического развития - до 10%.

Правомерно рассматривать  как стимул к инвестиционной деятельности и налоговые льготы, направленные на активизацию деятельности фирм в  области НИОКР.

В некоторых странах предоставляется  скидка с налога на прибыль в размере  части прироста соответствующих  расходов фирмы. Например, в США и  Японии из налога на прибыль вычитается 20% прироста таких расходов (в США - по сравнению с их среднегодовым  уровнем за предыдущие три года, а в Японии - с максимальным годовым  уровнем в предыдущий период) .

В США применяются специальные  налоговые стимулы, чтобы усилить  сотрудничество фирм с университетами. Американские фирмы имеют право  вычитать hj налога на прибыль 20% их расходов на финансирование фундаментальных научных исследований в университетах. Кроме того, фирмам разрешается вычитать из валового дохода при расчете облагаемой налогом прибыли стоимость научной аппаратуры и оборудования, безвозмездно передаваемых ими университетам, а также некоммерческим научно-исследовательским организациям. Эти льготы способствовали развитию на базе университетов крупных научно-исследовательских центров, в рамках которых налаживаются тесные связи между университетской наукой и промышленными фирмами.

Указанные соображения, а  также стремление расширить налоговую  базу в целях сокращения дефицита госбюджета объясняют значительное сужение в США и в ряде других развитых стран сферы применения инвестиционного налогового кредита, который, сыграв на определенном этапе  развития свою позитивную роль, в настоящее  время применяется чаще всего  лишь для стимулирования инвестиции в энергосберегающее и экологически ориентированное оборудование.

Как показывает опыт развитых рыночных экономик, практически в  каждой стране существует определенное, только ей свойственное соотношение  между теми функциями государства  по отношению к экономике, которые  определяются рыночным характером последней, и функциями государства, определяемыми  спецификой страны, своеобразием ее исторического  опыта, государственности, национальной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное состояние и тенденции инвестиционной политики Республики Казахстан

2.1. Инвестиционное  сотрудничество

 

Проводя анализ инвестиционной политики Республики Казахстан, следует  отметить, что основной целью государства  является достижение благоприятного инвестиционного  климата в стране и дальнейшее стимулирование  притока прямых иностранных инвестиций в экономику. Казахстан сегодня занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных  инвестиций на душу населения среди  стран СНГ.

О благоприятном инвестиционном климате и имидже нашей страны свидетельствуют объем привлеченных в казахстанскую экономику инвестиций. По данным Национального Банка Республики Казахстан за период с 1993 года по 2008 год в казахстанскую экономику привлечено около        89,7 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ). Рост притока ПИИ в Республику Казахстан за 2008 год составил 7,3 %  (19,8 млрд. долл.) по отношению к предыдущему году. При этом за 2007 год по отношению к 2006 году (10,6 млрд. долл.) рост составил 73% ((18,5 млрд. долл.)21.

Информация о работе Сущность и основные направления формирования инвестиционной политики