Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:35, дипломная работа
Цель данной работы заключается в разработке и обосновании методических приемов и практических рекомендаций по основным направлениям совершенствования инвестиционной политики в Казахстане.
В в е д е н и е……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования и реализации инвестиционной политики в современных условиях
Сущность, понятие и классификация инвестиций……………………..10
Экономическое содержание инвестиционной политики……………....15
Основные принципы формирования и реализации инвестиционной политики………………………………………………………………………….23
Зарубежный опыт: особенности реализации инвестиционной политики………………………………………………………………………….32
Глава 2. Современное состояние и тенденции инвестиционной политики Республики Казахстан…………………………………………………………50
2.1. Инвестиционное сотрудничество……………………………………….....50
2.2. Анализ информационного климата РК…………………………………....61
2.3. Правовые и экономические основы стимулирования инвестиций в Республике Казахстан…………………………………………………………..65
Глава 3. Пути совершенствования реализации инвестиционной политики Республики Казахстан………………………………………….…70
3.1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности……….70
3.2. Правовой режим привлечения иностранных инвестиций……………….67
3.3. Обеспечение инвестиционной привлекательности…………………….…79
Заключение……………………………………………………………………...85
Список использованных источников..............................................................89
Кроме того, следует отметить, как одну из мер государственной поддержки инвестиций софинансирование проектов через государственные финансовые институты развития (Национальный инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Банк Развития Казахстана, Инвестиционный фонд Казахстана, Корпорация по развитию и продвижению экспорта "KAZNEX").
Основной целью деятельности данных институтов развития является содействие диверсификации национальной экономики через создание системы развития и поддержки бизнеса на всех уровнях и эффективное управление инвестиционными ресурсами.
Кроме того, значительную роль в ускорении диверсификации экономики страны и обеспечении устойчивого развития регионов играют социально-предпринимательские корпорации (далее - СПК), осуществляющие свою деятельность в 7 макрорегионах Казахстана.
Каждая корпорация представляет
собой региональный институт развития,
управляющий переданными
Участие в проектах социально-предпринимательских
корпорациях будет
С помощью данных корпораций
иностранные компании также имеют
возможность создать с участием
казахстанских партнеров
Новое развитие получили такие инструменты экономического стимулирования, как индустриальные и специальные экономические зоны, технопарки.
На сегодняшний день в
Казахстане создано шесть специальных
экономических зон: «Морпорт Актау»
по транспортно-логистическим
В вышеуказанных специальных
экономических зонах
Существуют три основных фактора, влияющих на инвестиционную привлекательность Казахстана.
Первое - это бизнес-климат
страны, поддерживаемый благоприятным
инвестиционным законодательством, привлекательными
мерами поддержки инвестиций, а
также экономической и
Второе - это наличие богатых
природных и минеральных
По оценкам ученых наша страна занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. Из 110 элементов таблицы химических элементов Д.И.Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99 элементов, разведано - 70, извлекаются и используются - 60.
Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и боррита, второе – по запасам серебра, свинца, урана и хромитов, третье – по меди и флюоритам, четвертое – по молибдену и шестое – по золоту.
Третье – это выгодное географическое положение Казахстана, предоставляющее инвесторам потребительский рынок почти в полмиллиарда человек, то есть рынки центральноазиатского региона, России и Китая.
Помимо вышеизложенного, тормозящий развитие инвестиционной политики Республики Казахстан фактор – это судебно-правовая система, которая является наиболее болезненным и уязвимым местом в стране. Как инвесторам, так и отечественному бизнесу необходимо точно знать правила игры, а самое главное – быть уверенным в том, что все играют по этим правилам, что называется, невзирая на лица. Для инвестиционной привлекательности как сырьевых, так и несырьевых секторов экономики меры по внедрению этих правил являются первоочередными. Помимо этого, необходимо налоговое стимулирование инвесторов, работающих в несырьевых отраслях; поощрительные тарифы закупа сырья для тех, кто заинтересован в развитии производства; меры по дальнейшему развитию финансового рынка. Ну и, конечно же, требуется улучшение инфраструктуры казахстанских городов, для того чтобы инвесторы ощущали себя в нашей стране так же комфортно, как и в своей родной.
Казахстану необходимо развивать такие сферы, как инновационные технологии и туризм, а также укреплять свой агропромышленный сектор. Один из способов увеличения притока инвестиций в эти отрасли – доведение до полного завершения заявленных государственных программ, с тем чтобы получать прозрачные, видимые результаты.
Глава 3. Пути совершенствования реализации инвестиционной политики Республики Казахстан
3.1 Государственное
регулирование инвестиционной
На разных стадиях функции государства и принципы регулирования инвестиционной деятельности будут различаться. Кроме того, функции и принципы будут различаться по формам зарубежного капитала. С этой точки зрения сфера международного кредитования и неакционерных форм предпринимательства подлежит большему объему регулирования со стороны государства, нежели сфера привлечения и использования частного иностранного капитала в форме международного предпринимательства. Именно с этой спецификой связано и то, что законодательство в области зарубежного капитала разделено на законодательство по внешнему заимствованию и законодательство по иностранным инвестициям. На следующей схеме показаны функции регулирования государства при привлечении и использовании зарубежного капитала.
Методы регулирования будут также различаться в зависимости от форм иностранного капитала и инвестиций.
Степень регулирования международного государственного кредитования определяется тем, что государство является промежуточным заемщиком международных кредитов.
Роль государства в данном случае определяется тем, что:
Государство с
сильным бюрократическим
Каждое государство имеет собственный закон о зарубежных инвестициях. Именно из этого закона можно определить, как государство понимает свою роль в привлечении и использовании иностранного капитала и инвестиций.
Важным элементом отношений государства и инвесторов выступает функция контроля государства. Это важно для иностранных инвестиций, связанных со слиянием, поглощением, приобретением или передачей в управление действующих национальных компаний при участии зарубежных физических и юридических лиц.
Функция государственного контроля широко используется в регулировании иностранных инвестиций во всех развитых стран, независимо от того, существует ли в стране специальный закон об иностранных инвестициях, или он отсутствует. Однако контроль государства в данном случае носит не административный характер, а форму антимонопольного регулирования.
Принципиальным моментом в установлении отношений государства и иностранного инвестора выступает, то, что иностранные инвестиции используются только в целях повышения конкурентоспособности экономики. Вообще следует отметить, что принятие в развитых странах законов об иностранных инвестициях первоначально было вызвано не только попытками привлечения, но и необходимостью усиления в результате интенсивного проникновения зарубежного капитала защищать национальный рынок.
Доктрина конкуренции служила своеобразным критерием для государственных мер. Она исходила из того, что основная цель иностранных инвестиций - обеспечение присутствия на национальном рынке максимального числа производителей. Именно в этих целях государство обеспечивает свободный доступ на национальный рынок иностранных товаров и капиталов.
Применение доктрины конкуренции позволяет сочетать меры государственного регулирования разной направленности в зависимости от поведения участников рынка, и сохранять равновесие на национальном рынке. Чтобы введение ограничений в отношении иностранных инвестиций было оправданным и правомерным, важно следовать установленным в таких случаях критериям принятия решений.
Функция поддержания
конкуренции с помощью
Без проходящей
либерализации режимов
Либерализация иностранных инвестиций конечной своей целью имеет повышение темпов экономического роста и уровня благосостояния страны.
На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Для решения этих задач, а
также для обеспечения
В процессе перехода Республики
Казахстан на рыночные отношения
параллельно создавалась и
28 февраля 1997 года №75-
1 ЗРК вышел Закон “О
Кроме того 5 апреля 1997 года № 3444 Указом Президента “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций“, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года. В частности, такие отрасли как: производственная инфраструктура, обрабатывающая промышленность, объекты г. Астана, жилье, объекты социальной сферы и туризма, сельское хозяйство.
Указом Президента РК от
6 марта 2000 года № 349 были утверждены правила
предоставления льгот и преференций
при осуществлении
Но иностранных
Информация о работе Сущность и основные направления формирования инвестиционной политики