Сущность и основные направления формирования инвестиционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в разработке и обосновании методических приемов и практических рекомендаций по основным направлениям совершенствования инвестиционной политики в Казахстане.

Содержание

В в е д е н и е……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования и реализации инвестиционной политики в современных условиях
Сущность, понятие и классификация инвестиций……………………..10
Экономическое содержание инвестиционной политики……………....15
Основные принципы формирования и реализации инвестиционной политики………………………………………………………………………….23
Зарубежный опыт: особенности реализации инвестиционной политики………………………………………………………………………….32

Глава 2. Современное состояние и тенденции инвестиционной политики Республики Казахстан…………………………………………………………50
2.1. Инвестиционное сотрудничество……………………………………….....50
2.2. Анализ информационного климата РК…………………………………....61
2.3. Правовые и экономические основы стимулирования инвестиций в Республике Казахстан…………………………………………………………..65

Глава 3. Пути совершенствования реализации инвестиционной политики Республики Казахстан………………………………………….…70
3.1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности……….70
3.2. Правовой режим привлечения иностранных инвестиций……………….67
3.3. Обеспечение инвестиционной привлекательности…………………….…79

Заключение……………………………………………………………………...85
Список использованных источников..............................................................89

Работа содержит 1 файл

Дипломная.docx

— 267.64 Кб (Скачать)

Кроме того, следует отметить, как одну из мер государственной  поддержки инвестиций софинансирование проектов через государственные  финансовые институты развития (Национальный инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Банк Развития Казахстана, Инвестиционный фонд Казахстана, Корпорация по развитию и продвижению экспорта "KAZNEX").

Основной целью деятельности данных институтов развития является содействие диверсификации национальной экономики через создание системы  развития и поддержки бизнеса  на всех уровнях и эффективное  управление инвестиционными ресурсами.

Кроме того, значительную роль в ускорении диверсификации экономики страны и обеспечении устойчивого развития регионов играют социально-предпринимательские корпорации (далее - СПК), осуществляющие свою деятельность в 7 макрорегионах Казахстана.

Каждая корпорация представляет собой региональный институт развития, управляющий переданными государственными активами в соответствующем регионе  страны, включая участки неосвоенных  земель и месторождения. СПК создана  в статусе национальной компании и исполняют роль генератора проектов, привлекающего инвестиции на их реализацию.

Участие в проектах социально-предпринимательских  корпорациях будет привлекательно для бизнеса доступом к финансовым, земельным, технологическим ресурсам и внешним рынкам.

С помощью данных корпораций  иностранные компании также имеют  возможность создать с участием казахстанских партнеров совместные предприятия в Казахстане, где  использование зарубежных технологий и отечественного сырья позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой  продукции.

  Новое развитие получили такие инструменты экономического стимулирования, как индустриальные и специальные экономические зоны, технопарки.

На сегодняшний день в  Казахстане создано шесть специальных  экономических зон: «Морпорт Актау» по транспортно-логистическим услугам, «Астана – Новый город» по строительству  и производству строительных материалов, Парк информационных технологий под  городом Алматы, «Онтустик» в Южно-Казахстанской  области - по развитию текстильной промышленности, Национальный индустриальный нефтехимический  технопарк в Атырауской области  и СЭЗ «Бурабай» - по развитию туристического кластера в 200 км. от г.Астаны.

В вышеуказанных специальных  экономических зонах инвесторам  предоставляются земельные участки, обеспеченные необходимой инфраструктурой  для эффективной организации  новых производств. На территории зон  действует режим свободной таможенной зоны, а также предусмотрены значительные налоговые льготы (по КПН, земельному налогу, имущество), что позволяет  не только стимулировать инвестиции в обрабатывающий сектор, но и определять месторасположение точек промышленного роста в соответствии с государственной экономической и региональной политикой.

Существуют три основных фактора, влияющих на инвестиционную привлекательность  Казахстана.

Первое - это бизнес-климат страны, поддерживаемый благоприятным  инвестиционным законодательством, привлекательными мерами  поддержки инвестиций, а  также экономической и политической стабильностью.

Второе - это наличие богатых  природных и минеральных ресурсов.

По оценкам ученых наша страна занимает шестое место в мире по запасам природных ресурсов. Из 110 элементов таблицы химических элементов Д.И.Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99 элементов, разведано - 70, извлекаются и используются - 60.

Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам  цинка, вольфрама и боррита, второе – по запасам серебра, свинца, урана  и хромитов, третье – по меди и  флюоритам, четвертое – по молибдену  и шестое – по золоту.

Третье – это выгодное географическое положение Казахстана, предоставляющее инвесторам потребительский  рынок  почти в полмиллиарда человек, то есть рынки центральноазиатского региона, России и Китая.

Помимо вышеизложенного, тормозящий развитие инвестиционной политики Республики Казахстан фактор – это  судебно-правовая система, которая  является наиболее болезненным и  уязвимым местом в стране. Как инвесторам, так и отечественному бизнесу  необходимо точно знать правила  игры, а самое главное – быть уверенным в том, что все играют по этим правилам, что называется, невзирая на лица. Для инвестиционной привлекательности  как сырьевых, так и несырьевых секторов экономики меры по внедрению  этих правил являются первоочередными. Помимо этого, необходимо налоговое  стимулирование инвесторов, работающих в несырьевых отраслях; поощрительные тарифы закупа сырья для тех, кто заинтересован в развитии производства; меры по дальнейшему развитию финансового рынка. Ну и, конечно же, требуется улучшение инфраструктуры казахстанских городов, для того чтобы инвесторы ощущали себя в нашей стране так же комфортно, как и в своей родной.

Казахстану необходимо развивать  такие сферы, как инновационные  технологии и туризм, а также укреплять  свой агропромышленный сектор. Один из способов увеличения притока инвестиций в эти отрасли – доведение  до полного завершения заявленных государственных  программ, с тем чтобы получать прозрачные, видимые результаты.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути совершенствования реализации инвестиционной политики Республики Казахстан

3.1 Государственное  регулирование инвестиционной деятельности

 

На разных стадиях  функции государства и принципы регулирования инвестиционной деятельности будут различаться. Кроме того, функции  и принципы будут различаться  по формам зарубежного капитала. С  этой точки зрения сфера международного кредитования и неакционерных форм предпринимательства подлежит большему объему регулирования со стороны государства, нежели сфера привлечения и использования частного иностранного капитала в форме международного предпринимательства. Именно с этой спецификой связано и то, что законодательство в области зарубежного капитала разделено на законодательство по внешнему заимствованию и законодательство по иностранным инвестициям. На следующей схеме показаны функции регулирования государства при привлечении и использовании зарубежного капитала.

Методы регулирования  будут также различаться в  зависимости от форм иностранного капитала и инвестиций.

Степень регулирования  международного государственного кредитования определяется тем, что государство является промежуточным заемщиком международных кредитов.

Роль государства  в данном случае определяется тем, что:

  • оно является наиболее активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, гаранта и заемщика;
  • государственное кредитование осуществляется путем аккумулирования бюджетных средств;
  • государство поощряет внешнеэкономическую деятельность с помощью субсидий, кредитов, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок. Государственные гарантии по экспортным кредитам являются самыми употребляемыми;
  • в большинстве стран за счет госбюджета фирмам и банкам выдаются экспертные кредиты;
  • для поощрения прорыва на мировые рынки создаются государственные или полугосударственные экспортно-импортные банки, осуществляющие кредитование и страхование внешнеторговых операций, гарантирующие экспортные кредиты частных банков. 
    Например, ЭКСИМ БАНК США - обеспечивает 40% всех кредитов США иностранным государствам, ЭКСИМ БАНК Японии - 80%.

Государство с  сильным бюрократическим аппаратом  иногда не может мириться с положением независимости от них инвесторов и начинает вмешиваться в скрытых формах в процесс прямых иностранных инвестиций. Чаще всего это выражается в отношениях между государством и инвесторами.

Каждое государство  имеет собственный закон о  зарубежных инвестициях. Именно из этого закона можно определить, как государство понимает свою роль в привлечении и использовании иностранного капитала и инвестиций.

Важным элементом отношений  государства и инвесторов выступает  функция контроля государства. Это важно для иностранных инвестиций, связанных со слиянием, поглощением, приобретением или передачей в управление действующих национальных компаний при участии зарубежных физических и юридических лиц.

Функция государственного контроля широко используется в регулировании  иностранных инвестиций во всех развитых стран, независимо от того, существует ли в стране специальный закон об иностранных инвестициях, или он отсутствует. Однако контроль государства в данном случае носит не административный характер, а форму антимонопольного регулирования.

Принципиальным моментом в установлении отношений государства  и иностранного инвестора выступает, то, что иностранные инвестиции используются только в целях повышения конкурентоспособности экономики. Вообще следует отметить, что принятие в развитых странах законов об иностранных инвестициях первоначально было вызвано не только попытками привлечения, но и необходимостью усиления в результате интенсивного проникновения зарубежного капитала защищать национальный рынок.

Доктрина конкуренции  служила своеобразным критерием  для государственных мер. Она исходила из того, что основная цель иностранных инвестиций - обеспечение присутствия на национальном рынке максимального числа производителей. Именно в этих целях государство обеспечивает свободный доступ на национальный рынок иностранных товаров и капиталов.

Применение доктрины конкуренции  позволяет сочетать меры государственного регулирования разной направленности в зависимости от поведения участников рынка, и сохранять равновесие на национальном рынке. Чтобы введение ограничений в отношении иностранных инвестиций было оправданным и правомерным, важно следовать установленным в таких случаях критериям принятия решений.

Функция поддержания  конкуренции с помощью зарубежных инвестиций столь очевидна на западе, что в тех странах, которые не имеют законов о них, государство осуществляет регулирование импорта капитала с помощью национального антимонопольного законодательства. Предметом специальной административной процедуры, предусматриваемой по антимонопольному законодательству, являются действия, направленные на осуществление инвестиций, независимо от их организационно-правовой формы: соглашение о приобретении акций национального предприятия или о передаче национальному предприятию имущества в какой-либо его форме в качестве вклада в совместное производство или создание усилиями самого инвестора нового юридического лица.

Без проходящей либерализации режимов иностранных  инвестиций расширение международного производства было бы невозможно.

Либерализация иностранных  инвестиций конечной своей целью  имеет повышение темпов экономического роста и уровня благосостояния страны.

На современном этапе  развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических  реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких  темпов экономического роста и повышение  эффективности экономики.

Для решения этих задач, а  также для обеспечения структурных  преобразований экономики на основе программы действий правительства  по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами. 

В процессе перехода  Республики Казахстан на рыночные отношения  параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области  инвестиций.

28 февраля 1997 года №75- 1  ЗРК вышел Закон “О государственной  поддержке прямых инвестиций”,  в котором регулировались отношения,  возникающие в процессе поддержке  прямых инвестиций в РК, и в  котором определялся единственный  государственный орган, уполномоченный  осуществлять государственную поддержку  и представлять РК – “Агентство  РК по инвестициям”, председатель  которого назначается и освобождается  от должности только Правительством  РК.

Кроме того 5 апреля 1997 года  № 3444 Указом Президента  “Об утверждении  перечня приоритетных секторов экономики  для привлечения прямых отечественных  и иностранных инвестиций“, был  определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения  инвестиций до 2000 года. В частности, такие отрасли как: производственная инфраструктура, обрабатывающая промышленность, объекты г. Астана, жилье, объекты  социальной сферы и туризма, сельское хозяйство.

Указом Президента РК от 6 марта 2000 года № 349 были утверждены правила  предоставления льгот и преференций  при осуществлении инвестиционной деятельности.

Но иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной  деятельности, действовавшая система  бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы  в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль.

Информация о работе Сущность и основные направления формирования инвестиционной политики