Сущность и основные направления формирования инвестиционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в разработке и обосновании методических приемов и практических рекомендаций по основным направлениям совершенствования инвестиционной политики в Казахстане.

Содержание

В в е д е н и е……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования и реализации инвестиционной политики в современных условиях
Сущность, понятие и классификация инвестиций……………………..10
Экономическое содержание инвестиционной политики……………....15
Основные принципы формирования и реализации инвестиционной политики………………………………………………………………………….23
Зарубежный опыт: особенности реализации инвестиционной политики………………………………………………………………………….32

Глава 2. Современное состояние и тенденции инвестиционной политики Республики Казахстан…………………………………………………………50
2.1. Инвестиционное сотрудничество……………………………………….....50
2.2. Анализ информационного климата РК…………………………………....61
2.3. Правовые и экономические основы стимулирования инвестиций в Республике Казахстан…………………………………………………………..65

Глава 3. Пути совершенствования реализации инвестиционной политики Республики Казахстан………………………………………….…70
3.1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности……….70
3.2. Правовой режим привлечения иностранных инвестиций……………….67
3.3. Обеспечение инвестиционной привлекательности…………………….…79

Заключение……………………………………………………………………...85
Список использованных источников..............................................................89

Работа содержит 1 файл

Дипломная.docx

— 267.64 Кб (Скачать)

Как известно, главной задачей  государственной инвестиционной поли- тики нашей страны является создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения  частных отечественных и иностранных  инвестиций на основе дальнейшего совершенствования  нормативно-законодательной базы и  государственной поддержки эффективных  инвестиционных проектов.

Об этом говорится и  в недавно вышедшей книге Президента Республики Казахстан К.А.Назарбаева "Казахстан - 2030", в которой он, в частности, отмечает: "В центре нашего первостепенного внимания по-прежнему остается соответствующая защита иностранных  инвестиций и возможности репатриации  прибыли. Существует несколько секторов экономики - разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, – которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не толь- ко на экономический рост, но и  на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное со- общество. Это капиталоемкие отрасли, для  развития которых необходим как  иностранный капитал, так и жесткий  стратегический контроль государства.

Наша позиция крупного межрегионального транспортного центра требует установления более либерального режима для иностранных инвестиций. Это позволит нам привлечь необходимый  приток финансов и знаний, развить  наши возможности и регулярные торговые обмены с зарубежными странами, Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективными и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастной администрацией, –  это наиболее мощный стимул к привлечению  иностранных инвестиций. Выработка  такой политики должна стать одной  из наших основных задач, поскольку  труд- но представить себе, как Казахстан  может добиться быстрого экономического роста и модернизации без иностранного капитала, технологии и опыта.

Чтобы наш инвестиционный климат стал более благоприятным, а  Казахстан вышел в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных  инвестиций, нам нужны политическая воля и реальные действия. Необходимо также проявить высочайшее мастерство в использовании инструментов, необходимых  для привлечения как можно  большего количества известных миру инвесторов".

Поэтому иностранные инвестиции рассматриваются как универсальное  средство решения всех проблем, связанных  с преодолением инвестиционного  кризиса, и должны сыграть роль достаточно сильного катализатора в инвестиционном процессе. Тем не менее, обладая определенными  привлекательными чертами – богатыми природными ресурсами, наличием достаточно квалифицированной рабочей силы, высоким научно-техническим потенциалом, Казахстан еще не прошел стадию ресурсосбережения, и прежде всего энергосбережения. По этой причине цены внутреннего  рынка превышают мировые цены. В связи с этим, правительством республики принимаются меры по ориентации инвестиций на решение задач ресурсосбережения. Реализация этой политики предусмотрена  в "Стратегии развития Казахстана до 2030 года", где в пункте "Наиболее важные задачи, стоящие перед местной  властью в 1998 году и до 2030 года" к числу приоритетных целей относится "создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе в энергетическом секторе". Она позволит снизить ресурсоемкость экономики, традиционное преобладание сырьевых и топливно-энергетических отраслей, что даст возможность переключить инвестиции в пользу обрабатывающих и конечных отраслей, освоения высоких и трудосберегающих технологий.

Таким образом, нами была сделана  попытка определить и выявить  основную цель политики привлечения  иностранных инвестиций – это  преодоление экономической отсталости, обеспечение высокого качества жизни  населения страны на основе использования  зарубежных капиталов в модернизации и структурных преобразованиях  национальной экономики. Достижение данной стратегической цели обеспечит решение  следующих задач: развитие экспортного  потенциала;  развитие импортозамещающих  производств; увеличение налоговых  поступлений; создание новых рабочих  мест и т.д.

Для стимулирования притока  иностранных инвестиций и финансового  контроля за их использованием необходимо совершенствовать действенность механизма  государственного регулирования процесса привлечения внешней помощи, включающего  организационную структуру управления иностранными инвестициями и широкий  арсенал правовых и экономических  средств, используемых специалистами  этой структуры; совершенствовать систему  страхования и перестрахования  рисков; налаживать качественное и  своевременное информационное обеспечение  иностранных инвесторов; осуществлять целый ряд других мер, но главное  – инвестиционная политика Республики Казахстан должна быть гибкой, прагматичной и соответствующей происходящим внутренним и внешним экономическим  реалиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экономические реформы в  Казахстане включают в качестве одного из важнейших направлений развитие отечественной  промышленности. В  своем Послании народу Казахстана Президент  Н. А. Назарбаев определил главную  цель социально-экономической политики государства на долгосрочную перспективу. Она состоит в том, чтобы к 2030 году создать здоровую и процветающую экономику, способную решить демографические, экономические и социальные проблемы, поднять качество продукции и  благосостояние каждого человека. В  ходе трансформации социально-экономической  системы, перевода ее на рыночные условия  и принципы функционирования возникает  потребность в изучений теории и  практики инвестиционной деятельности с учетом зарубежного опыта и  специфики казахстанской  экономики. Сложность развития инвестиционной сферы в Республики Казахстан  заключается в неприспособленности  старой системы управления инвестициями к новым условиям хозяйствования.

В заключение следует сказать, что поддержка инвестиционного  предпринимательства является одним  из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.

В развитых западных странах  разработаны пути и формы, с помощью  которых осуществляется поддержка инвестиционного предпринимательства. Особый интерес представляет опыт таких стран, как США, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Израиль, так как при всех особенностях практика решения экономических проблем в этих странах имеет общую основу — активное участие государства в проведении инвестиционной политики.

Привлечение и эффективное  использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного  экономического сотрудничества странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную  производственную структуру экономики  Казахстана, создать новые высокотехнологические  производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить  многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными  товарами отечественного производства с одновременным увеличением  объемов экспорта в зарубежные страны.

  Среди стран Средней  Азии Казахстан считается единственной  страной, планомерно и эффективно  продвигающейся вперед. За последние  пять лет ВВП Казахстана увеличивается  на 9-10% в год, это один из  лучших показателей в мире.

В настоящее время в  Казахстане сложились не совсем благоприятные  условия для иностранных инвестиций. Это обусловлено плохим инвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией, продолжающимся экономическим  спадом, плохо развитой инфраструктурой (финансовой, транспортной, сервисной, в области связи). Высокие налоги, правовая незащищенность и нерешённость многих вопросов собственности не способствуют инвестициям вообще, а иностранным  в особенности.

Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов - не способствующая иностранным инвестициям  политика государства, отсутствие для  них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих развивающихся  странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов отпугивает непоследовательность экономической  политики государства, постоянное изменение  “правил игры”.

В качестве главных условий  привлечения иностранного капитала можно указать следующие:

  • создание стабильной и развитой нормативно-правовой базы для деятельности инвесторов на территории Казахстана;
  • стабильности налоговой системы;
  • укрепление институтов собственности;
  • формирование системы страхования и залоговых форм для иностранных инвестиций;
  • создание информационных и консультативных систем, обеспечивающих принятие инвестиционных решений;
  • развитие инвестиционного сотрудничества с международными банками и финансовыми организациями.
  • Казахстану необходимо создать на первых порах привлечения иностранных инвестиций особо льготные для них условия.

В настоящее время не всякое приобретение собственности иностранцами на территории РК можно считать инвестициями, а скорее наоборот. Продажа (часто  ниже номинальной цены) производственных  объектов  - особенно сырьевых, является для государства дезинвестицией. А “портфельные инвестиции” по большей части формируют спекулятивный  капитал “горячие деньги”, которые  быстро приходят на рынок и в случае неблагоприятной конъюнктуры быстро уходят с него. Поэтому необходимо выработать стратегию заимствований  и разумные критерии отбора проектов инвестирования.

Зачастую на практике фирмы  с сомнительной репутацией паразитирующие на национальных богатствах Казахстана должны быть поставлены в более жесткие  условия и в перспективе вытеснены  отечественными предпринимателями.

Необходимо также изыскивать внутренние (национальные) источники  инвестиций, которые являются самыми надежными – самофинансирование и окупаемость.

Чтобы наш инвестиционный климат стал более благоприятным, а  Казахстан вышел в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных  инвестиций, нам нужны политическая воля и реальные действия. Необходимо также проявить высочайшее мастерство в использовании инструментов, необходимых  для привлечения как можно  большего количества известных миру инвесторов. Требуется эффективное  использование потока инвестиций направленных на создание новых производств и  развитие обрабатывающего сектора  экономики, а также контроль властей  за реализацией принципов по повышению  прозрачности деятельности добывающих отраслей промышленности.

Возможное вступление в ВТО  подтверждает заинтересованность государства  в применении международных правил и практик. Приняты законодательные  нормы, регулирующие и контролирующие работу финансового сектора, появляются новые законы, которые обеспечат  повышение прозрачности в осуществлении  управления акционерными компаниями. Также наблюдается прогресс в  проведении реформ в сфере инфраструктуры.

Иностранные инвестиции рассматриваются  как универсальное средство решения  всех проблем, связанных с преодолением инвестиционного кризиса, и они  должны сыграть роль достаточно сильного катализатора в инвестиционном процессе. 

Таким образом, цель работы – выявление основных теоретических  предпосылок инвестиционной политики государства, анализ инвестиционной политики Республики Казахстан, анализ деятельности инвесторов, инвестиционного климата  страны; оценка совершенствования инвестиционной политики путем применения опыта  зарубежных стран и привлечения  иностранных инвестиций – достигнута.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Маркетинг. - 193с.
  2. Агапова Т., Серегина С. Макроэкономика М. МГУ, 1999
  3. Аджубей Ю.В., Хвойник П.И., Артемьев И.Е. Международное предпринимательство анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1992. - 205с.
  4. Айсагалиева С.С., Анализ инвестиционной деятельности в Республике Казахстан // Экономика и статистика. -1999. - №1-2. - С. 75-79.
  5. Айтказы Д.   Денежно- финансовые  проблемы макроэкономической стабилизации   //Транзитная экономика.-2005.-№1.-С.62-76.
  6. Амринова А. Политика управления государственным долгом// Финансы Казахстана Каржы каражат, 2003, 2, с. 45-53
  7. Амринова А. Проблемы формирования структуры государственного долга в условиях устойчивого развития экономики Казахстана// Транзитная экономика,2003,4,с.115-120
  8. Аханов С.  Финансовый  сектор  Казахстана: основные  тенденции  и ключевые проблемы. Ассоциация  финансистов Казахстана / // Мир финансов.-2005.-№3.- C.2-7.
  9. Ахметов С.С. Финансово-кредитные рычаги для малого бизнеса в развитых странах мира.// Банки Казахстана.-2005.-№1.- C. 22-26.
  10. Ахметов К. Разделение власти: теория и казахстанский опыт //Мысль.-2005.-№3.-С.32-45.
  11. Бертаева К. Валютная политика Казахстана: положительные тенденции и противоречия// Транзитная экономика,2003,3,С. 5
  12. Берстембаева Р. Государственные  внутренние заимствование: проблемы совершенствования // Финансы Казахстана.-2005.-№1.- C.  85-93.
  13. Бискультанов К. Инновационное  обеспечение  реализации промышленной политики // Транзитная экономика.-2005.-№1.- С.112-120.
  14. Бункина М.К., Семенов A.M. Экономическая политика (учебное пособие) М., 1999, с. 336
  15. Галперин В.М. Макроэкономика Экономическая школа, 1996 год
  16. Есентугелов А.  Трансформация экономики Казахстана: рыночная  экономика, реформы, экономическая  политика: Сб. статей. -Алматы: Институт экономических исследований. Ч.1.-2002.-371с.
  17. Есимжанова С.   Бедность  населения в Казахстане и методы ее измерения. // Труд в Казахстане.-2005.-№1.-С. 19-23.
  18. Еспаев С. О резервах монетарной политики РК // Транзитная экономика, 2000, № 3, с. 43-50
  19. Жанбырбаева С. О некоторых механизмах регулирования  экономики (факторно-целевой механизм) //Транзитная экономика.-2005.-№1.- С.76-86.
  20. Зейнельгабдин А. Проблемы финансового обеспечения индустриально-инновационного развития // Финансы Кредиты.-2005.-№1.-С.8
  21. Желдыбаев А. Проблемы продовольственного обеспечения населения РК // Транзитная экономика, 2001, № 3, с.27-33
  22. Инвестиционно-финансовый портфель: книга инвестиционного менеджера, книга финансового менеджера, книга финансового посредника. - М.: Соминтек, 1993.-752 с.
  23. Искаков У. Алматы как один главных «игроков»  финансового  рынка  Казахстана  //Финансы Казахстана.-2005.-№1.- C.  9-13.
  24. Кайгородцев Г.  Государственное регулирование АПК как  фактор  обеспечения продовольственной безопасности //Транзитная экономика.-2006.-№1.- С.30-39.
  25. Кейнс Дж. М.. Общая теория занятости процента и денег М., Петроком, 1993
  26. Конкурентная  среда. Финансовая политика. Предпринимательство. Стратегия  развития. Рынок товаров и услуг. Внешняя политика. Инфраструктура . // Транзитная экономика.-2006.-№1.
  27. Костюнина Г.М., Ливенцев Н. Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. - М.: Анкил. - 2001. - 128 с.
  28. Кубаев К. Экономическая власть и ее реализация // Саясат.-2005.-№3.-С.4-8.
  29. Мамыров Н.К., Саханова А.Н., Ахметова Ш.С., Брузати Л. Государство и бизнес. - А.: Экономика, 1999. - 659 с.
  30. Маршан Л. Расслоение общества как политический риск // Деловая неделя.-2005.-15 апреля.
  31. Масакова С. Формирование внешнеэкономического курса государства: теоретические аспекты.// Транзитная экономика, 2003, 2, с. 53-62
  32. Мировая экономика и МО, 97г., №11, с 118-126 Бередова В. “Экономика стран Восточной Азии и Европы в 1996 г.”
  33. Налоговая система Венгрии // Евразийский вестник аудитора.-  2005.-№2.- C.19-24.
  34. Навой А. Введение  полной конвертируемости национальной валюты: проблемы теории и практики // Вопросы экономики.-2005.-№3.-С. 61-72.
  35. Назарбаев Н.А Пять лет независимости А.: Казахстан, 1996. . 2.
  36. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Послание Президента страны народу Казахстана А.: Бiлiм, 1997. - 170 с.
  37. Назарбаев Н.А. Рынок и социально-экономическое развитие. М.: Экономика, 1994
  38. Назарбаев Н.  Процветание сельского хозяйства - это процветание народа //Мысль.-2005.-№3.-С.22-27.
  39. Назарбаев Н. Казахстан  на пороге нового рывка вперед  в  своем развитии: [Стратегия вхождения  Казахстана в числа пятидесяти  наиболее конкурентоспособных стран мира // Казахстанская правда.-2006.-2 марта.
  40. Нуреев Р. Теории развития: кейнсианские модели становления рыночной экономики // Вопросы экономики, 2000, № 4, с. 137
  41. Нурланова Н.К. Формирование и использование инвестиций в экономике Казахстана: стратегия и механизм. - А. - Гылым. - 1998. - 240 с.
  42. Нурмаханова Л. Основные этапы становления и развития антикризисного управления в Казахстане //Транзитная экономика,2003,- 4, с. 51-56
  43. Оспанов М.Т., Мухамбетов Т.И. Иностранный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования. - А.: Факсинформ, 1997.
  44. Парамонов В., Строков А., Столповский О. Российские нефтегазовые проекты в Казахстане: основные проблемы, прогнозы и риски // утэд.еазШте.ги (17 сентября 2009 г.).
  45. Проблемы теории и практического управления, 97г., №2, с. 40-45, Глинкина С. “Проблема экономического роста в странах Центральной и восточной Азии”
  46. Программа Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы / / Казахстанская правда.-2006.-1 апреля.
  47. Рамазанов Н. Тенге  растет  по  отношению  к основным мировым валютам //Деловая неделя.-2006.-3 марта.
  48. Реформирование экономики Казахстана. - Под редакцией Кенжегузина М.Б. - Алматы.: 1997 11.Рогачёв А.А., Нигматуллин Е.З.. Инвестиции и инвестиционная политика.- А.: Гылым, 1999. - 220 с.
  49. Рогачева Т. М. Социальная политика: А. РИО ВАК РК, 2000
  50. Сабденов О. Экономическая политика переходного периода на рубеже XXI века Алматы - Казахстан, 1997
  51. Салимова Г. Инновационные  факторы  развития промышленности  Казахстана  // Саясат.-2005.-№3.-С.31-34.
  52. Система образования. Инновационная политика. Предпринимательство. Аграрный сектор. Банковская  сфера. Внешняя политика. Рынок труда//Транзитная экономика.-2005.-№5-6.
  53. Смаилова А.А. (под. ред.) Макроэкономическая динамика Казахстан 1991-2002, Агентство РК по статистике, А.,2003
  54. Смирной С. Промышленная политика: проблемы и перспективы // Вопросы экономики, 2000, № 9, с.4
  55. Смирнов С. Кувшин, полный нефти // Эксперт Казахстан. — 2010. — № 12—13 (250). — 5 апреля — 12 апреля.
  56. Ташимова Н. Вопросы  и формирования трудового потенциала страны // Транзитная экономика.-2005.-№1.- С.120-125.
  57. Трофимов Г. Внешний долг и денежно-кредитная политика // Вопросы экономики, 2000
  58. Уровень жизни насиления и бедность в Республике Казахстан. Интегральные показатели // Труд в Казахстане.-2005.-№1.-С. 14-19.
  59. Ускенбаева А.Р. Экономическая политика. Учебно-практическое пособие. - Караганда, 2004. - 278с.
  60. Фирова И. Управления процессами разгосударствления  и приватизации в социальной сфере // Транзитная экономика.-2005.-№1.- С.86-101.
  61. Экономика зарубежных стран, 99г., с. 163-177
  62. ЭКО 1997 г., №11, с. 18-23 А. С. Зелетынь, М., “Государственное стимулирование инвестиционного процесса”

Информация о работе Сущность и основные направления формирования инвестиционной политики