Сущность и основные направления формирования инвестиционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:35, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в разработке и обосновании методических приемов и практических рекомендаций по основным направлениям совершенствования инвестиционной политики в Казахстане.

Содержание

В в е д е н и е……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования и реализации инвестиционной политики в современных условиях
Сущность, понятие и классификация инвестиций……………………..10
Экономическое содержание инвестиционной политики……………....15
Основные принципы формирования и реализации инвестиционной политики………………………………………………………………………….23
Зарубежный опыт: особенности реализации инвестиционной политики………………………………………………………………………….32

Глава 2. Современное состояние и тенденции инвестиционной политики Республики Казахстан…………………………………………………………50
2.1. Инвестиционное сотрудничество……………………………………….....50
2.2. Анализ информационного климата РК…………………………………....61
2.3. Правовые и экономические основы стимулирования инвестиций в Республике Казахстан…………………………………………………………..65

Глава 3. Пути совершенствования реализации инвестиционной политики Республики Казахстан………………………………………….…70
3.1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности……….70
3.2. Правовой режим привлечения иностранных инвестиций……………….67
3.3. Обеспечение инвестиционной привлекательности…………………….…79

Заключение……………………………………………………………………...85
Список использованных источников..............................................................89

Работа содержит 1 файл

Дипломная.docx

— 267.64 Кб (Скачать)

За период с 2004 года по 2008 год валовый отток прямых инвестиций из Казахстана зарубеж составил 8, 9 млрд. долл. США. За 2008 год валовый  отток ПИИ составил 4,24 млрд. долл. США, что выше уровня 2007 года на 60,9 % (2,64 млрд. долл. США)22.

В структуре валового притока  иностранных прямых инвестиций по странам  в отчетном периоде доминировали Нидерланды (22,0% от валовых поступлений  ПИИ), США (10,4%), Великобритания (9,1%), Франция (6,1%), Каймановы острова (Британские) – 4,9%, и Канада (4,8%). Валовые поступления  ПИИ из стран СНГ увеличились  на 10,6%, составив в сумме 887,3 млн. долл.

В структуре валового притока  ПИИ по видам деятельности основное вложение прямых инвестиций осуществлялось в операции с недвижимым имуществом – 40 % от суммы валовых поступлений ПИИ, в горнодобывающую промышленность – 15 %, в финансовую деятельность – 11 %, а также обрабатывающую деятельность – 9 %23 .

 

          Следует отметить значительное увеличение объема ПИИ, в обрабатывающую промышленность на 65% (2007 год – 1 061,2 млн. долл., 2008 год – 1 756,5 млн. долл.), что составляет 9 % от общего валового притока ПИИ по видам деятельности, и увеличение по отношению к предыдущему году на 2,6 %, в том числе в черную металлургию (в 19 раз) обусловлено признанием реинвестированных доходов инвесторов.

По состоянию на 1 января 2009 года в Казахстане зарегистрировано 19109 предприятий с участием иностранного капитала (137 стран).

За последние годы экономических  отношений Казахстана и Ирана  наблюдается положительная джинамика. Товарооброт области с этой Республикой за январь-ноябрь 2010 года составил 42 007,3 тыс. долларов США, соотвественно экспорта - 31 568,0 тыс. долларов США, а импорта - 10 439,3 тыс долларов США. Удельный вес Ирана в товарообороте РК составляет 1,6 процентов.

В 2009-2010 годах были проведены  ярмарка Иранских компаний и бизнес форум казахстанско-иранских предприятий. В ноябре 2010 года г. Шымкент посетила торговая делегация из Провинции Семнан, Республики Иран.  Кроме того, в 2010 г. в г. Шымкент открыт торговый центр Исламской Республики Иран «Аль-Фараби».

Также сотрудничество Ирана  и Казахстана развивается в сфере  нефти и газа, нефтехимической  промышленности, металлургии, зерна, машинного  оборудования, осуществления различных  инженерных и технических услуг, оказания инвестиций в сфере транспорта и в различных других сферах. На сегодняшний день Казахстан и Иран имеют возможности для осуществления и реализации различных совместных инвестиционных проектов.

Для Ирана Казахстан представляет интерес как страна, обладающая индустриальным, сельскохозяйственным и научным  потенциалом. Из Республики Казахстан Иран импортирует зерно, нефтепродукты и металлургическую продукцию.

В общей системе многостороннего  торгово-экономического сотрудничества России и Казахстана особое место  занимает сотрудничество стран в  нефтегазовом секторе, и это объективно обусловлено, так как для обеих стран поступления от нефтегазовой деятельности являются одной из главных составляющих доходной части государственного бюджета.

Процесс формирования нового механизма сотрудничества начался  с момента распада СССР и продолжается до сих пор. В настоящее время  можно условно выделить три основных этапа развития российско-казахстанского сотрудничества в нефтегазовом секторе.

Первый этап (с конца 1991 по 1997 г.) — это цикл инерционного развития. В его рамках доминирующим вектором являлась координация действий по обеспечению функционирования единой нефтегазотранспортной системы, потому и рыночным пространством оставалась постсоветская территориальная организация переработки углеводородов.  Институционально-экономические границы данного цикла были раздвинуты в конце 1990-х гг.

Второй этап (1997—2004 гг.) —  цикл макрорыночной трансформации — формирует иные доминанты. В частности, увеличение роли иностранного капитала стран дальнего зарубежья в нефтегазовом секторе Казахстана приводит к новым параметрам рынка углеводородов. Следствием этого стала переориентация казахстанского бизнеса на многовекторность партнерства в нефтегазовом секторе. В русле российско-казахстанских отношений она означала относительную рыночную автономность и дискретность развития.

Третий этап (с конца 2004 г. по настоящее время) — цикл транснационального рыночного равновесия — выводит  на первый план экзогенные факторы сотрудничества. Так, современные отношения конкуренции и устойчивости на мировом рынке углеводородов определяют общий алгоритм конъюнктурных колебаний. Следствием этого становятся и общие институционально-технологические рычаги сжатия и расширения углеводородного сегмента мирового рынка. Для России и Казахстана в данном контексте базовой является актуализация странового сотрудничества, генетически связанного кооперацией и специализацией размещения нефтегазового производства.

Таким образом, данная рыночная траектория развития сотрудничества нефтегазовых рынков России и Казахстана детерминирует два ее уровня: уровень институционально-экономической встроенное™ в мировой рынок углеводородов и уровень технологической адаптации страновых рынков нефти и газа к требованиям воспроизводственной конъюнктуры. Степень реализации условий двухуровневого сотрудничества аккумулируется в его прикладном измерении.

Так, несмотря на очевидно высокое  внимание России к нефтегазовой отрасли Казахстана, реальные масштабы российского присутствия здесь пока представляются достаточно скромными, а российские позиции не являются ни доминирующими, ни ведущими. Особенно это касается базовых показателей уровня технологической адаптации, таких, как инвестиции и технологии, добыча нефти и газа, а также глубокая переработка углеводородов. В 2008 г. российско-казахстанский нефтяной товарооборот составил всего лишь порядка 9,9 млн тонн — почти в 3,3 раза меньше, чем в 1990 г. Причем Казахстан поставил в Россию только около 6.4 млн тонн (примерно 9 % объема казахстанской добычи), а Россия в Казахстан — около 3,5 млн тонн нефти (примерно 0.75 % российской добычи)24.

Сегодня уровень влияния  России на нефтегазовый сектор Казахстана определяют следующие факторы:

— во-первых, невысокий объем  российских инвестиционных вложений в общей доле прямых иностранных инвестиций в нефтегазовом секторе Казахстана (4—5 % от общего объема прямых иностранных инвестиций за постсоветский период);

— во-вторых, уровень влияния  напрямую связан с объемом добычи нефти и газа (за 2008 г. компаниями с участием российского капитала добыто 5,9 млн. тонн нефти, что составляет лишь 8,2 % от общего объема добытой нефти, и 2,3 млрд. м3 газа— в-третьих, низкая конкурентоспособность российских компаний в области современных технологий освоения месторождений (ни одна из российских компаний не участвует в проектах повышенной сложности);

— в-четвертых, игнорирование  специфики конкурентного транзитного  положения Казахстана не позволяет  России в полной мере реализовывать транзитный потенциал сотрудничества в нефтегазовом секторе.

В этой связи объективно необходимо проведение анализа российско-казахстанского сотрудничества в нефтегазовой деятельности. На мой взгляд, в основе этого  анализа должен лежать уровень экономического потенциала развития нефтегазовой отрасли и степень ее конкурентоспособности для обеих стран.

Стержнем проблем нефтегазового  сотрудничества, не позволяющим полностью реализовать потенциал возможностей обеих стран в этой сфере, является отсутствие четкого определения приоритетов российско-казахстанского сотрудничества в нефтегазовом секторе.

Сегодня российско-казахстанское  нефтегазовое сотрудничество ведется в следующих направлениях:

— проектно-инвестиционнос сотрудничество — разработка и освоение перспективных месторождений нефти  и газа;

— инфраструктурное сотрудничество — трубопроводные поставки углеводородов  в российском направлении;

— сотрудничество по переработке  углеводородного сырья:

— сотрудничество в области  реализации нефтепродуктов. Разработка и освоение месторождений нефти  и газа сегодня является преимущественной формой сотрудничества, особенно в сфере контроля над основными объемами первичной переработки казахстанского природного газа.

Перспективы развития российско-казахстанского сотрудничества в нефтегазовой отрасли во многом зависят от того, оправдают ли надежды на «большую нефть» на ряде Каспийских шельфовых месторождений с высокими оценочными запасами углеводородов, где сегодня закрепились российские компании. Это, прежде всего, месторождения «Курмангазы», «Хвалынское», «Центральное», «Тюб-Караган» и «Аташское».

Узким звеном развития проектно-инвестициониого  нефтегазового сотрудничества является низкий технико-технологический уровень развития производства, что ведет к падению коэффициента нефтеотдачи. Как показывает практика, российские компании в целом не ориентируются на проекты повышенной сложности, хотя именно таких проектов в Казахстане большинство. Например, только этим можно объяснить неучастие России в разработке месторождения «Кашаган» — одного из крупнейших в мире.

Другим важным направлением сотрудничества является экспорт и  транзит казахстанской нефти  и газа. Основу экспортной «карты маршрутов» Казахстана составляют трубопроводы, доставшиеся после развала СССР. Все последующие изменения на этой карте обусловлены развитием общей ситуации на мировом энергорынке.

Пока львиная доля казахстанских  энергоресурсов (до 80 %) экспортируется через территорию России, остальные  объемы поставляются в соседний Китай  и в трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД). Казахстан экспортирует свыше 65 млн тонн нефти в год. В частности, объем транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов АО «КазТрансОйл» за 2010 г. составил 50,89 млн тонн, превысив аналогичный показатель 2009 г. на 3,42 млн. Экспорт сырой нефти через Россию осуществляется по трубопроводам Атырау — Самара и Каспийского трубопроводного консорциума (нефтепровод Ген-гиз — Новороссийск). Оба нефтепровода работают на пределе: увеличения объемов прокачки добиваются использованием противотурбулентных присадок. ОАО «АК Транснефть» и АО «КазТрансОйл» на протяжении ряда лет ведут переговоры о расширении мощности этой магистрали с 15 до 25 млн. тонн нефти. В настоящее время сторонами обсуждаются варианты финансирования строительства, которое планируется окончить к 2015 г. Для того чтобы принять казахстанскую нефть. ОАО «АК Транснефть» уже увеличила мощность Балтийской трубопроводной системы до 26 млн. тонн вместо предполагавшихся ранее 20 млн. тонн25. Перспективным новым направлением сотрудничества может стать транзит российской нефти по нефтепроводу Западный Казахстан — Китай.

Создание в перспективе  нового экспортного направления  транспортировки нефти из России и Казахстана на мировые рынки  через территорию Европы и морской  порт Омишаль. Предполагается состыковать  участок нефтепровода «Дружба» с  нефтепроводной системой «Адрия».

Следует отметить, что в  России не всегда с пониманием относятся к давно заявленной заинтересованности Казахстана в многовекторности своих экспортных маршрутов энергоносителей. Вместе с тем понятно, что развитие данного трубопроводного проекта повышает и транзитный потенциал России в плане возможностей поставок нефти в страну высокого энергопотребления — Китай. В целом реализация данной схемы нефтепроводов Западный Казахстан — Китай позволит соединить нефтепроводные системы трех стран — Казахстана, России и Китая, что может стать прочной основой для взаимовыгодного партнерства.

Однако трудно прогнозировать возможные масштабы присутствия России на казахстанском рынке нефтепродуктов в будущем, поскольку этот рынок является весьма привлекательным и для многих других компаний, в том числе национальных. Российские структуры, скорее всего, столкнутся с достаточно жесткой конкуренцией, в первую очередь с казахстанскими компаниями. Это тем более вероятно, что Казахстан в отличие, например, от Кыргызстана и Таджикистана располагает и ресурсной базой, и определенными инвестиционными возможностями. В частности, к 2010 г. только АО «КазМунайГаз» планировало увеличить сеть АЗС в Казахстане более чем 2 раза, доведя свою долю на рынке нефтепродуктов до 16 %.

Таким образом, сотрудничество России и Казахстана на нефтегазовом рынке наиболее эффективно в рамках проектно-инвестиционного сотрудничества — разработки и освоения перспективных  месторождений нефти и газа. Оно  является базой для институционально-экономической  встроенное™ в мировой рынок. Меньшие эффекты демонстрирует  сотрудничество в сфере переработки  и реализации углеводородного сырья. Это является констатацией малой  технологической адаптации данных рынков к требованиям воспроизводственного цикла. Глубинной причиной этого  является низкая конкурентоспособность  рынков углеводородов, технологическим  же проявлением ее — неразвитость нефтепереработки. Это влечет за собой неэффективное использование государственных расходов в данном секторе, отставание в номенклатуре и качестве продукции от мирового уровня.

В условиях экономического кризиса и в посткризиспый  период совместное сотрудничество в нефтегазовом секторе позволяет быстрее и адекватнее реагировать на нестабильные изменения на мировом рынке углеводородов, обеспечивая и поддерживая конкурентоспособность экономики каждой из стран.

Информация о работе Сущность и основные направления формирования инвестиционной политики