Управление портфелем облигаций: принципы и модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. В настоящее время в экономике нашей страны произошли коренные преобразования. Это связано с выбором курса на проведение радикальных экономических реформ, на создание эффективного механизма саморегулирования экономических процессов, неотъемлемым звеном которого является рынок ценных бумаг и биржевой институт. С 1990 года были заложены основы нормативной базы, регламентирующие рынок ценных бумаг в целом и рынок оборота облигаций в частности, которые в дальнейшем совершенствовались. К настоящему времени актуальной является проблема формирования законодательной базы. Важность этой проблемы трудно переоценить, поскольку сейчас, рынок регулируется не законодательными, а подзаконными актами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….... 3
Теоретическая часть…………………………………………………...... 5
1. Понятие облигаций, портфеля облигаций………………………………...... 5
1.1 Виды облигаций……………………………………………………………… 8
1.2 Доходность портфеля облигаций…………………………………………… 13
2. Основы управления портфелем облигаций………………………………… 17
2.1 Цели и принципы управления портфелем облигаций……………………... 17
2.2 Основные модели управления портфелем облигаций…………………..... 21
3. Эффективность управления портфелем облигаций и её оптимизация…… 26
3.1 Инвестиционные стратегии и управление портфелем………...…..……..... 26
3.2 Особенности практики управления портфелем ценных бумаг в России… 28
Заключение………………………………………………………………………… 33
II. Расчётная часть…………………………………………………………. 36
Задача 1…………………………………………………………………………...... 36
Задача 2…………………………………………………………………………...... 39
Задача 3…………………………………………………………………………...... 41
Задача 4…………………………………………………………………………...... 43
Список литературы……………………………………………………………....... 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая по теории инвестиции.docx

— 86.68 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

     ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

     Кафедра Финансового менеджмента 

     Факультет Финансы и кредит

     Специальность Финансовый менеджмент 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     По  дисциплине «ТЕОРИЯ  ИНВЕСТИЦИЙ»

     Тема  «Управление портфелем  облигаций: принципы и модели» 

     Студентка Лычакова Ольга Александровна

                                        Курс 5 Личное дело № 07ффд40752 

                            Преподаватель д.э.н. доцент

                                  Середа Александр Анатольевич 

     Краснодар 2010

     Содержание 

Введение………………………………………………………………………….... 3
    1. Теоретическая часть…………………………………………………......
5
1.     Понятие облигаций, портфеля облигаций………………………………...... 5
1.1   Виды облигаций……………………………………………………………… 8
1.2   Доходность портфеля облигаций…………………………………………… 13
2.     Основы управления портфелем облигаций………………………………… 17
2.1   Цели и принципы управления портфелем облигаций……………………... 17
2.2   Основные модели управления портфелем облигаций…………………..... 21
3.     Эффективность управления портфелем облигаций и её оптимизация…… 26
3.1   Инвестиционные стратегии и управление портфелем………...…..……..... 26
3.2   Особенности практики управления портфелем ценных бумаг в России… 28
Заключение………………………………………………………………………… 33
        II.     Расчётная часть…………………………………………………………. 36
Задача 1…………………………………………………………………………...... 36
Задача 2…………………………………………………………………………...... 39
Задача 3…………………………………………………………………………...... 41
Задача 4…………………………………………………………………………...... 43
Список  литературы……………………………………………………………....... 45
 
 

                                                                 
 
 
 
 

     Введение

     Актуальность  темы. В настоящее время в экономике  нашей страны произошли коренные преобразования. Это связано с  выбором курса на проведение радикальных  экономических реформ, на создание эффективного механизма саморегулирования  экономических процессов, неотъемлемым звеном которого является рынок ценных бумаг и биржевой институт. С 1990 года были заложены основы нормативной базы, регламентирующие рынок ценных бумаг в целом и рынок оборота облигаций в частности, которые в дальнейшем совершенствовались. К настоящему времени актуальной является проблема формирования законодательной базы. Важность этой проблемы трудно переоценить, поскольку сейчас, рынок регулируется не законодательными, а подзаконными актами.

     Долгое  время зарубежный опыт управления портфелем  был неприменим к российскому  рынку ценных бумаг, ввиду его  недостаточной развитости с точки  зрения набора обращающихся финансовых инструментов, ликвидности, количества участников, информационного покрытия.

     Бурное  развитие российского рынка ценных бумаг в последние несколько  лет привели к целому ряду качественных изменений: он стал более открытым и  в большей степени интегрированным  с международными рынками, существенно  возросли объемы торгов и количество инструментов, обращающихся на нем, обострилась  конкуренция, и все это на фоне снижения процентных ставок, а, следовательно, доходности по финансовым инструментам. Схожесть российского рынка по структуре и основным тенденциям, протекающим на нем, с мировыми рынками, а также стремление участников рынка максимально эффективно и прибыльно размещать имеющиеся у них денежные средства, сделали актуальным вопрос применения и последующей оценки использования зарубежного опыта управления портфелем ценных бумаг в российских условиях.

     В этой связи возникают вопросы  приоритетности одних ценных бумаг  перед другими, - т.е. оценка их инвестиционных свойств и тесно связанных  с ней категорий риска, доходности, ликвидности. Поэтому требуется  изучить инвестиционные качества облигаций  как объектов портфельного инвестирования, их экономическое содержание, правовые основы, уяснить цели и задачи, а  также рассмотреть вопросы, связанные  с выработкой оптимальной стратегии  управления облигациями с целью  извлечения максимального дохода.

     Состояние рынка и возможности инвестора  определяют выбор его инвестиционной стратегии. Портфельное инвестирование обладает рядом особенностей и преимуществ  перед прочими видами вложения капитала. Под инвестиционным портфелем понимается некая совокупность ценных бумаг, принадлежащих  физическому или юридическому лицу, либо юридическим или физическим лицам на правах долевого участия, выступающая  как целостный объект управления. На развитом фондовом рынке портфель ценных бумаг — это самостоятельный  продукт и именно его продажа  целиком или долями удовлетворяет  потребность инвесторов при осуществлении  вложения средств на фондовом рынке. Обычно на рынке продается некое  инвестиционное качество с заданным соотношением Риск/Доход, которое в  процессе управления портфелем может  быть улучшено. 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретическая часть
 
        1. Понятие облигаций, портфеля облигаций
 

     Облигация (от лат. obligatio — обязательство), ценная бумага на предъявителя, предоставляющая её владельцу право на получение дохода в виде фиксированной процентной ставки. Выпустивший облигацию принимает на себя обязательство выкупить её в течение определённого срока путем выплаты владельцу облигации дохода в форме выигрышей, разыгрываемых в специальных тиражах, или оплаты купонов.

     Облигации  могут выпускаться государством, а также частными компаниями с  целью привлечения заемного капитала. Выпускаются они обычно под залог  определенного имущества. Облигации, обеспеченные закладной, дают их держателям дополнительную гарантию по потери своих  средств, поскольку закладная дает право держателю облигаций продавать  заложенное имущество в случае, если предприятие не в состоянии осуществить  надлежащие платежи. Однако существуют и беззакладные облигации, представляющие собой долговые обязательства,  основанные лишь на доверии к кредитоспособности предприятия, но не обеспеченные каким - либо имуществом. Выпускают такие облигации предприятия с устойчивым финансовым положением.

     Предприятие, выпускающее облигации, принимает  на себя обязательства выплатить  проценты на каждую  облигацию,  указать  места,  в которых облигации  и купонные листы будут вручены  их держателям,  определить юридический  титул и закладную  собственность, застраховать  заложенную собственность  против пожара и других возможных  потерь;  заплатить налоги, раскрыть информацию об предприятии и правовых основаниях его деятельности.

     Если  предприятие не выполняет свои обязательства  перед  держателями  облигаций,  то  последние,  наряду  с доверенным представителем,  могут предпринять некоторые  действия  для  того, чтобы восстановить свои потери. Так, в соглашении о выпуске обычно предусматривается возможность досрочного  погашения  облигаций  по требованию их владельцев в случае невыплаты процентов. В указанном случае держатели облигаций также могут получить право  участвовать в выборах лиц, управляющих компанией.

     Предприятие выплачивает проценты по облигациям в определенные  периоды времени.  Поэтому при продаже облигаций в дни, не совпадающие с днями выплаты процентов,  покупатель  и  продавец должны разделить между собой сумму процентов. Большинство облигаций продается с нарастающими процентами. При этом покупатели уплачивают  продавцам  помимо  рыночной  стоимости облигаций проценты, причитающиеся за период, прошедший с момента их последней выплаты. Сами же покупатели при наступлении срока выплаты процентов получают их полностью.  Таким образом,  сумма  процентов  распределяется между различными владельцами.

     Облигация – долговая ценная бумага: купив  облигацию компании-эмитента, инвестор становится ее кредитором. Эмитент  обязуется выплатить держателю  облигации по окончании срока  ее обращения номинальную стоимость  облигации и заранее известный  или легко прогнозируемый стабильный доход в виде процентов от номинальной  стоимости.

     В отличие от акций, стоимость облигаций  не подвержена резким колебаниям. Держатель  облигации рассчитывает на получение  от своих инвестиций фиксированного дохода в форме выплаты процентов. Кроме того, во многих случаях облигации  продаются по цене ниже номинала (с  дисконтом), а погашаются они заемщиком  по номиналу. Разница между ценой  покупки и номинальной стоимостью – также доход инвестора.

     Вложения  в облигации - один из самых консервативных видов инвестиций. Облигации являются долговыми обязательствами эмитента перед их держателем и приносят фиксированный купонный доход с последующей выплатой номинала при погашении. Портфель облигаций, принося прибыли выше обычных депозитных вкладов в твердых валютах, при этом является более надежным. Этот инструмент очень похож на банковский вклад - деньги в него вкладываются на определенный срок под заранее известный процент. Но у облигаций есть два основных преимущества: как правило, более высокая доходность по корпоративным выпускам облигаций и возможность забрать деньги без потери набежавших процентов. Если при досрочном закрытии срочного счета в банке проценты теряются, то инвестиции в облигации полностью ликвидные - их всегда можно продать без потери причитающихся процентов за каждый день владения облигацией. Рынок облигаций - это рынок для консервативных инвесторов (в отличие от рынка акций). Ценовые колебания на этом рынке несопоставимо малы по сравнению с активной динамикой котировок акций. Для инвесторов главное - это проценты (купонные выплаты), хотя изменение рыночной стоимости облигации тоже влияет на доходность. Корпоративные облигации более надежны, чем акции, и более доходны, чем банковские вклады. Доходность корпоративных облигаций колеблется от 8 до 18% в зависимости от надежности эмитента облигаций. На рынке обращается большое разнообразие выпусков облигаций, из которых инвестор может выбрать наилучшее для себя сочетание доходности и риска. Есть облигации надежных, крупных компаний с небольшими купонными выплатами, есть также "бросовые" облигации некрупных предприятий с высокими процентными платежами. Особенно высока доходность по облигациям новых небольших эмитентов, которые впервые выводят на рынок свои ценные бумаги. Включение в инвестиционный портфель хотя бы небольшой доли бумаг облигационных фондов может способствовать снижению его волатильности, почти не оказывая при этом негативного влияния на доходность.

     Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение  от эмитента облигации в предусмотренный  ею срок ее номинальной стоимости  и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать  иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. В отличие  от держателей обыкновенных акций владельцы  облигаций не имеют прав собственности  или доли в капитале фирмы или  институте, выпустившем облигацию. Это обусловлено тем, что облигации  являются кредитными обязательствами, держатели облигаций всего лишь дают в долг свои деньги эмитенту; при  таком характере отношений они  не получают доли в собственности  или каких-либо других прав и привилегий, которые могут сопровождать участие  в собственности.

     Облигации являются постоянным (по величине) требованием  к прибыли эмитента (определяемым размерами периодически выплачиваемых  процентов), а также фиксированным  требованием к активам эмитента (равным величине суммы погашения). Как правило, проценты на облигации  выплачиваются каждые шесть месяцев. Однако из этого правила существуют исключения: в некоторых случаях  интервал выплаты процентов сокращается  до одного месяца, и совсем редко  выплата осуществляется один раз  в год. Величина выплачиваемого процента зависит от купона.

     Купон - это свойство облигации, определяющее величину годового дохода в виде процентов, но существуют также бескупонные  облигации. 

      1. Виды облигаций
 

     Облигации бывают следующих видов:

  1. Купонные облигации или облигации на предъявителя к ним прилагаются специальные купоны, которые должны откалываться два раза в год и представляться платежному агенту для выплаты процентов. Фактически купон - своеобразный простой вексель на предъявителя. Эти облигации обратимы, а купон и сертификат выступают в качестве титула собственности. Поскольку эти облигации оформляются на предъявителя, предприятие не регистрирует, кто является их собственником.
  2. Именные облигации. Большинство облигаций регистрируются на имя их владельца, при этом ему выдается именной сертификат. Эти облигации не имеют купонов, а платежи по процентам осуществляет платежный агент в соответствии с установленным графиком. При продаже или обмене именных облигаций старый сертификат аннулируется и выпускается новый - с указанием нового владельца облигаций.
  3. «Балансовые» облигации. Этот вид облигаций приобретает все большее распространение, поскольку их выпуске не сопряжен с такими формальностями, как выдача сертификатов, просто все необходимые данные о владельцах облигаций вводятся в компьютер.

Информация о работе Управление портфелем облигаций: принципы и модели