Анализ текста Р.П.Овсепяна «Отечественная журналистика в демократически ориентированном обществе»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:52, творческая работа

Описание работы

Радикальные перемены в укладе общественной жизни страны привели к соответствующим изменениям многих социальных институтов, включая средства массовой информации. В переходный период от административно-командной системы управления экономикой к рынку, от тоталитарного режима к правовому государству, от приоритетов идеологических ценностей одного класса к «общечеловеческим ценностям» им приходится адаптироваться к новой социально-экономической и политической ситуации.

Работа содержит 1 файл

Анализ текста1.docx

— 24.44 Кб (Скачать)

Анализ  текста Р.П.Овсепяна

«отечественная  журналистика в демократически  ориентированном обществе» 

Радикальные перемены в укладе общественной жизни  страны привели к соответствующим  изменениям многих социальных институтов, включая средства массовой информации. В переходный период от административно-командной  системы управления экономикой к  рынку, от тоталитарного режима к  правовому государству, от приоритетов  идеологических ценностей одного класса к «общечеловеческим ценностям» им приходится адаптироваться к новой социально-экономической и политической ситуации.

Провозглашение  демократизации и гласности открыло  перед средствами массовой информации возможность анализировать события  или явления, поднимать серьезные социальные проблемы и предлагать пути их решения. На первый план в СМИ выступали задачи правдивого отражения действительности, информированность, компетентность, профессионализм.

После 70 лет ограничений средства массовой информации заговорили все вокруг в полный голос. Они стали мощным рычагом начавшихся преобразований, способствовали развитию демократизации масс, их психологической перестройки, активизации сознательных действий по слому административно-командной системы.

Откровения  новой журналистики эпохи демократии и гласности кружили голову, зачастую вызывали не просто удовольствие, а эйфорию средств массовой информации, уводили от раздумий о возможных последствиях неограниченной свободы слова для общества в целом. Вместе с тем журналистика оставалась органической  структурой однопартийной политической системы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В июне 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он отменял цензуру, предоставил широкие права на учреждение печатных изданий и других средств СМИ, ввел их регистрацию как проявление новых принципов строительства журналистики в демократическом обществе. Теперь главные правила - писать «начистоту». Журналы превратились в инструмент борьбы за власть. В условиях складывавшихся рыночных отношений судьба большинства изданий оказалась в руках рекламодателей. Отобрать из них наиважнейшие было не просто. Шла «охота» за рекламой, она явилась следствием экономических трудностей, с которыми столкнулась освобожденная пресса. «Страсти вокруг тех или других журналов (кто кого там обижает, какая там критика) показались мне мелкими перед громадой забот и болей народных»: - писал один из журналистов «Аргументы и факты». «Среди них не осталось места проблемам нашей литературной жизни – втиснуть их за счет отобранного совесть не позволяла».

Заметно выделились несколько направлений.

Первое  – это издания, политические по сути, но не связанные с какой-либо организацией, которым приходилось трудиться  как бы «в одиночку».

Второе  вызвало к жизни издания, тип  которых формировался в результате перестроечных процессов и рыночных отношений, соединивших в себе черты  политической журналистики и других направлений информационной деятельности.

Третье  было связано с возрождением многопартийности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: «отечественная журналистика в демократически  ориентированном обществе» 

Идея: Описать  «движение» средств массовой информации второй половины 80-х – начала 90-х  гг. 

Проблематика  текста:  Развитие  СМИ в условиях демократизации и гласности.  Радикальные перемены в укладе общественной жизни страны. Отечественная печать получает «свободу слова». 

Смысл названия: Название полностью отражает идею текста. Россия принимает демократию, меняется всё, в том числе и такая  важная среда, как средства массовой информации. 
 

План:

  1. Необратимые изменения СМИ
  2. Возможность писать о проблемах и их решениях
  3. Заговорим в полный голос после 70 лет молчания!
  4. СМИ как инструмент борьбы за власть
  5. Реклама своего не упустит
  6. Основные направления изданий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Термины: 

Радикальный –  решительный, коренной, наиболее действенный (придерживающийся крайних, решительных  взглядов).

Уклад – установленный  или установившийся порядок.

Тоталитарный – (франц. Totalitaire) книжн. Характеризующийся полным господством государства над всеми сторонами жизни общества, уничтожением демократических свобод, отсутствием прав человека.

Идеология – (от греч. Idea - понятие и Iogos – учение)  1)полит. Система взглядов, идей, представлений, характеризующих то или иное общество, тот или иной класс или политическую партию.2)спец. Совокупность связанных между собой идей и требований, выступающих как основа конкретных действий, решений и т.п.

Приоритет – (нем. Prioritat) Преобладающее, первоочередное значение чего-либо.

Адаптация – (от лат. Adaptatio-приспособление) Приспособление органов чувств и организма в целом к новым, изменившимся условиям существования.

Ситуация – (франц. Situation) Обстановка, положение, возникшее на основе стечении, совокупности каких – либо условий и обстоятельств.

Анализ –  ( от греч. Analysis – разложение, расчленение)  Детальное изучение, рассмотрение, разбор каких-либо фактов, явлений.

Информация – (лат. Informatio – разъяснение, изложение) Сообщение о положении дел где-либо, о каких-либо  событиях и т.п.

Компетентный  – (от лат. Competentis – соответствующий, способный) Обладающий основательными знаниями в какой-либо области; знающий.

Активизация –  переход от состояния покоя к  движению, развитию; пробуждение.

Система – ( от греч. Systema –целое, составленное из частей, соединение) 1) Определенный порядок, основанный на планомерном расположении и взаимной связи частей чего-либо. 2)разг. Обычный, привычный порядок,  распорядок чего-либо.

Эйфория – ( от греч. Euphoria) книжн.Повышенное, радостное настроение, чувство довольства, благополучия.

Политика – (греч. Politika – общественное дело) Деятельность органов государственной власти и управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других общественных группировок, определяемая их интересами и целями.

Журнал –  ( франц. Journal) Периодическое издание  в виде книжки; отдельная книжка этого издания.

Цензура – система  государственного надзора за произведениями искусства, средствами массовой информации или личной корреспонденцией; учреждение, осуществляющее такой надзор.

Реклама – (франц. Reclame от лат. Reclamo – выкрикиваю) Широкое оповещение о свойствах товаров, произведений искусства и услуг в целях привлечения внимания и опроса потребителей.

Проблема – (греч. Problёma) Сложный вопрос, задача, требующая решения, исследования.

Организация – (франц. Organisation) 1)Общественное объединение лиц или государств. 2) Государственное учреждение или предприятие. 3) Характер строения, устройства, структуры чего-либо.

Процесс – (от лат. Processus – течение, ход) 1) Последовательная смена состояний в развитии чего-либо; ход, развитие какого-либо явления. 2)Совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.

Возрождение –  возобновление прекратившегося существования чего-либо; подъём после периода упадка, разрушения. 
 
 
 
 

В основном, в  тексте употребляется общественно  – политическая лексика (публицистический стиль). (Государство, массы, средства массовой информации, демократия, активный и д.р.) Просторечных, грубо – просторечных, сниженных слов в данном тексте не имеется. Много имеется нейтральных, межстилевых  слов, например: человек, общество, писать,  слова, издания ,проблемы, класс, семьдесят, место и др. 

Синонимы:

Радикальные –  Большие

Удовольствие  – Эйфория

Отобрать –  Выделить

Антонимы:

Многопартийные  – Однопартийные 

Большие – Мелкие  

Многозначные  слова:

Предложение : «Журналы превратились в инструмент борьбы за власть» (инструмент)

«…поднимать серьезные  социальные проблемы и предлагать пути их решения…» (поднимать) 
 
 
 
 
 
 
 

Морфологический разбор:

Имена существительные:

Совесть - начальная форма совесть, нарицательное, неодушевленное (по значению), ж. р.; 3 скл.; в форме ед. ч. (мн. ч. не имеет), им. п.

Наиважнейшие - выступает в качестве существительного, по происхождению является прилагательным, поэтому сохраняет грамматические признаки последнего.

Имена прилагательные :

Мелкими - начальная форма мелкий, качественное, в полной форме, во мн. ч., тв. п.

Местоимения:

Мне - начальная форма я, личное, 1 л., ед. ч., в ф. д. п.

Наречия:

Начистоту - определительное наречие

Там - обстоятельственное наречие

Глаголы:

Шла - неопределенная форма идти , неперех., невозврат., несов. в., 1 спр., в изъяв. накл., прош. вр., ед. ч., ж.р.

Причастия:

Переданных - начальная форма переданный, страдательное, прош. вр., сов. в., полное, во мн. ч., пр. п.

Предлоги:

Вокруг - простой, производный

За счет - составной, производный

Союзы:

Или - сочинительный (разделительный), простой

Частицы:

Не - отрицательная.

Синтаксический  разбор:

1)

Отобрать из них наиважнейшие было не просто.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное.

Отобрать - подлежащее, выражено неопределенной формой глагола; 
было непросто - составное именное сказуемое; 
(отобрать) из них - дополнение, косвенное, выражено местоимением с предлогом; 
(отобрать) наиважнейшие - дополнение, прямое, выражено субстантивированным прилагательным.
 

 

Информация о работе Анализ текста Р.П.Овсепяна «Отечественная журналистика в демократически ориентированном обществе»