Фельетон на страницах региональной прессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Поэтика публицистических текстов изменялась на протяжении всего ее существования. Эти изменения сказывались на системе журналистских жанров и на их использовании в редакционной практике. Эти изменения не обошли стороной и такой жанр, как фельетон.
Актуальность темы «Фельетон на страницах региональной прессы» заключается в том, что фельетон – пожалуй, самый интересный из газетных жанров.
В качестве объекта исследования выступает фельетон на страницах печатных средств массовой информации.
Предметом исследования являются процессы трансформации жанра фельетона с момента возникновения до наших дней.

Работа содержит 1 файл

фельетон-курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

    ВВЕДЕНИЕ 

    Поэтика публицистических текстов изменялась на протяжении всего ее существования. Эти изменения сказывались на системе журналистских жанров и  на их использовании в редакционной практике. Эти изменения не обошли стороной и такой жанр, как фельетон.

    Актуальность  темы «Фельетон на страницах региональной прессы» заключается в том, что фельетон – пожалуй, самый интересный из газетных жанров.

    В качестве объекта исследования выступает фельетон на страницах печатных средств массовой информации.

    Предметом исследования являются процессы трансформации жанра фельетона с момента возникновения до наших дней.

    Цель  исследования заключается в выявлении динамики изменения жанра фельетона на страницах средств массовой информации и определении основных его особенностей.

    Реализация  этих целей обусловила постановку и  решение следующих задач:

    1. Рассмотреть историю возникновения и эволюцию жанра.
    2. Уточнить жанровые особенности фельетона в сравнении с другими газетными материалами.
    3. Выявить публицистические особенности данного жанра.
    4. Провести анализ региональных публикаций.
    5. Сделать выводы на основе проведенного исследования.

Гипотеза: современный фельетон на страницах региональной прессы соответствует основным законам жанра.

Методологические  и теоретические  основы исследования. Основными методологическими принципами являются: принципы объективности, системности и историзма. Исследование опирается на работы таких теоретиков как: Журбина Е.И., Розенталь Д.,Э., Тертычный А.А.

    Теоретическая и практическая значимость исследования. Выявление динамики трансформации жанра фельетон является теоретически значимым для социально – гуманитарного знания. Основные положения, результаты могут стать основой для последующих исследований в таких областях науки как, культурология, социология, журналистика.

    Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава включает в себя три теоретических раздела. Вторая глава содержит практический раздел. В конце курсовой работы представлен список используемой литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Фельетон

    1. Определение и история развития фельетона

Фельетон - малая  художественно-публицистическая форма, характерная для периодической  печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором. 
       Слово фельетон – французское, означает листок, листочек. Термин возник в начале 19 века. В 1800 году во Франции издатель газеты «Journal des Debats» стал выпускать добавочные листы к газете, а затем в 1803 изменил формат своей газеты - удлинил его книзу, и вот эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться фельетон. В дальнейшем термин получил двоякое значение: 1) литературный материал «подвала» газеты, 2) литературное произведение малой формы публицистически-злободневного характера. Именно в последнем значении этот термин закрепляется и получает очень широкое распространение во Франции, затем в Германии и в России.

Истоки жанра  уходят в Западную Европу 18 века. Его  родоначальниками нужно считать Вольтера, Дидро и их политического врага Фрерона.  

В эпоху первой французской революции фельетон приобрел остро политический характер, принимая преимущественно форму  памфлета. Дюмулен в газете «Revolutions de France et de Brabants», Марат в «L’ami du peuple», Гебер в «Pere Duschene» в своих фельетонах зло высмеивали монархию, короля, церковь, призывали народ к революционному действию. Аббат Жоффруа, реакционер, продолжил традиции Фрерона (в частности его вражду к Вольтеру) в фельетоне «Journal des Debats». При Наполеоне и в эпоху Реставрации фельетон, как и вся вообще печать, влачил жалкое существование: «Journal des Debats» и другие ставили своей целью развлекать поверхностным остроумием. 
       В связи с подъемом общественного самосознания перед революцией 30-го года замечается с конца 20-х годов оживление в литературе вообще и, в частности, оживление фельетона, уже более разнообразно оформляющегося. В «Journal des Debats» появился талантливый буржуазный фельетонист Жюль Жанен, ставший особенно известным как автор театральных рецензий. Наряду с фельетоном - театральной рецензией развивается фельетон - музыкальная рецензия. Появился целый ряд других талантливых фельетонистов (Шарль Нодье, Денуайе, Жирарден и др.). В 30—40-х гг. широко культивируется бытовой фельетон в виде путевых записок. Но при известном разнообразии в жанровом оформлении французский буржуазно-дворянский фельетон со стороны содержания имел поверхностный, «развлекательный» характер. 

Фельетон мелкобуржуазной  демократии, наоборот, отличались идейно-политической насыщенностью, сатирической заостренностью. Феликс Пиа, например, выступая против политической беспринципности фельетониста Жюля Жанена, пишет острый фельетон - памфлет «Mari Josef Chenier et le prince des critique».[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4720/Фельетон] 
       В 50-60-х гг., в связи с ростом общественного движения во Франции, фельетон насыщен политической сатирой (Рошфор). После 80-90-х гг. фельетон во Франции мельчает: уголовная хроника, мелкие факты городской жизни - вот содержание фельетона этого времени. 
 
 
 
 
 
 

Развитие фельетона  в Англии шло иными путями. В  английской прессе не было места ни литературному, ни театральному, ни политическому  фельетону — он находил место  лишь на страницах соответственных еженедельников. Самый термин фельетон отсутствует в Англии, заменяемый термином эссе. Но зато искусство эссе, развившееся вне влияний газетных условий работы, достигло в Англии совершенства. В литературной иерархии Англии термин эссеист — стоит, пожалуй, на первом месте, эссе предпочитается роману. Наиболее видными ессеистами Англии являются в настоящий момент: Бернар Шоу, Честертон, Беллок, Зангвилль, Арнольд Беннет, Льюис Хинд, Артур Мильн.

Что же касается газетного фельетона, то он появился лишь в последние годы и носит низкопробный характер. Он составляется обыкновенно несколькими лицами и состоит из ходячих анекдотов, шуток на тему дня и т. д.

Фельетон-роман  получил в Англии, как и во Франции, очень большое развитие.

Фельетон в  Германии и Австрии почти неотделим от серьезных статей: легкий юмор не является отличительной чертой германской прессы. Фельетонистами во франко-английском понимании этого термина являются ныне в Германии М. Гарден и в Австрии Карл Краус. Маленького фельетона германская пресса совершенно не знает. [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4720/Фельетон] 

Развитие  в России.

Термин фельетон в русской литературе впервые упоминается в «Вестнике Европы» в 1820: «Фельетон, - говорит «Вестник Европы», - это еще, очевидно, не укрепившееся в нашем быту понятие означает отдельную часть газеты, где помещаются замечания на новые книги, на играемые в театрах пьесы, на самую игру актеров».

Истоки русского фельетона нужно искать в 18 веке. Развитие сатирической журналистики вызвало к жизни новую литературную форму - фельетон. В фельетоне сатирических журналов 18 века выявляются уже две линии, которые указаны Горьким для развития литературы вообще. Это - «линия критического реализма и линия чисто мещанской литературы». Фельетон «Трутня», «Живописца» зачинают первую линию, фельетон «Всякой всячины», «Ни то, ни сио» — вторую линию.  В произведениях «Трутня», «Живописца» вскрывалось конкретное зло общества того времени, давалась резкая критика «на лицо», велась борьба за культуру в России против консерватизма господствующих групп. Публицистическая заостренность, актуальность, смелое привлечение разнообразного материала (бытовые сцены, судебные постановления и др.) - вот те характерные для писем и обозрений новиковских журналов черты, которые позволяют считать их фельетоном.

Фельетонисты  «Всякой всячины», «Ни то, ни сио» выдвигали лозунг «не целить на особ», давать критику «в улыбательном духе», мешать поучения с увеселениями и  «угрюмость строгих правил умягчать какими-нибудь приятностями или закрывать прелестными цветами». От фельетона «Трутня», «Живописца» идет традиция к фельетону крестьянской революционной демократии, к  «Современнику», «Искре», от фельетона «Всякой всячины», «Поденщины», «Ни то, ни сио» — к охранительным фельетонам булгаринской «Северной пчелы» или «Библиотеки для чтения».

В 30-х гг. в  качестве фельетониста «Библиотеки  для чтения» выступил Сенковский. Особенной известностью пользовался его фельетон «Большой выход сатаны». Сенковский дал огромное количество фельетонов, написанных живо, хлестко, но неглубоких по содержанию. Это - или нападки на своих литературных врагов, или мелкая критика современных нравов. Беседа-диалог, письма, в особенности фантастические сны - форма фельетона Сенковского. Его произведения нередко заканчиваются нравоучениями охранительного характера: «первая обязанность словесности в обществе, - говорит Сенковский, - успокаивать умы», «не помогать политическим бредням» («Брамбеус и юная словесность»).

Общественный подъем, развитие литературы «натуральной школы» вызывают в 40-х гг. в истории русского фельетона значительное оживление:

В рядах фельетонистов  в 40-х гг. мы видим таких писателей, как Григорович, Плещеев, Сологуб, Тургенев, Гончаров, Достоевский. Широкое распространение в 40-х гг. получил фельетон - «физиологический очерк». Публицистические статьи, письма, очерки Герцена подчас получают характер фельетона, замечательного как социально-политической остротой своего революционного содержания, так и блестящим использованием средств художественного порядка. В 50—60-х гг. выдвинулся на первый план фельетон революционной крестьянской демократии. Острое и актуальное содержание, правдивый показ действительности, беспощадная критика эксплуататорского строя, призыв к борьбе - основные черты фельетона революционных разночинцев, наравне с богатством жанровых форм и художественной яркостью образного воплощения.

Фельетоны пишут Некрасов, Добролюбов, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Литературно-критические статьи Чернышевского «Об искренности в критике» и «Русский человек на „rendez-vous“» шли в журналах как фельетоны.

В 60-70-х гг. продолжал существовать и мещанский фельетон. Он носил прежний традиционный характер веселой болтовни (например, фельетоны Масальского в «Сыне отечества», «Весельчака» и др.).

Период реакции 80-х гг. - период упадка социально-сатирического фельетона. Жестокие преследования цензуры не давали возможности передовым органам пользоваться таким оружием, как фельетон. С трудом удавалось Успенскому помещать свои фельетоны-очерки. В 80-е гг. он широко использовался беспринципными юмористическими журналами мещанского типа («Осколки»). Типичным представителем мещанского фельетона являлся Лейкин. [http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4720/Фельетон]

В начале 20 века рост пролетариата, пролетарского движения, организация пролетарских журналов и газет, выступление в печати Ленина, выступление Горького, революция 1905, реакция после революции 1905, новая волна рабочего движения - все эти огромные общественные сдвиги и события сказались в журналах, газетах, литературе. На страницах журналов и газет шли упорные бои. Фельетонам в этих боях принадлежит большое место.

Реакционные газеты и журналы развивали бешеную  кампанию против революции, против рабочего движения. В «Новом времени» выступила целая «плеяда» фельетонистов (Суворин, А. Столыпин, Меньшиков, Розанов и др.). Донос, клевета на все честное, революционное, кровавые наветы, призыв к погромам во имя православия и самодержавия - вот гнусное содержание реакционных фельетонов. Беззастенчивая, доходящая до цинизма подтасовка фактов, мистика, ханжество и лицемерие - особенности «стиля» фельетонов нововременских «Иудушек Головлевых».

Произведения либеральных фельетонистов 900-х гг. отличались мелочностью содержания, малой социальной значимостью и в то же время изощренностью, узорчатостью, часто вычурностью формы (Дорошевич, Амфитеатров, Л. Андреев и др.).

Новые страницы в истории дооктябрьского фельетона открывают произведения Горького. Первые его фельетоны под названием «Между прочим» были напечатаны под псевдонимом Иегудиил Хламида («Самарская газета» за 1895). В своих фельетонах Горький, несмотря на жестокую цензуру, умел остро ставить вопросы о разгуле административного произвола, умел заступиться за попранные права трудящихся.

В 1906 Горький написал серию блестящих фельетонов-памфлетов: «В Америке» («Город Желтого Дьявола» и др.), «Мои интервью» («Прекрасная Франция», «Русский царь» и др.). В этих фельетонах Горький обличал полновластное господство капитала в «демократической» Америке, республиканскую Францию, снабжающую русского царя деньгами для подавления революции, наконец, самого русского самодержца, тупого, кровавого царя, державшегося на троне при помощи штыков. Как в других своих произведениях, так и в фельетонах Горький указал путь развития советской художественной и публицистической литературы - путь социалистического реализма. В качестве фельетонистов в дореволюционных большевистских изданиях выступали В. В. Воровский, М. С. Ольминский, направлявший против меньшевиков острые сатирические фельетоны.

Информация о работе Фельетон на страницах региональной прессы