Фельетон на страницах региональной прессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Поэтика публицистических текстов изменялась на протяжении всего ее существования. Эти изменения сказывались на системе журналистских жанров и на их использовании в редакционной практике. Эти изменения не обошли стороной и такой жанр, как фельетон.
Актуальность темы «Фельетон на страницах региональной прессы» заключается в том, что фельетон – пожалуй, самый интересный из газетных жанров.
В качестве объекта исследования выступает фельетон на страницах печатных средств массовой информации.
Предметом исследования являются процессы трансформации жанра фельетона с момента возникновения до наших дней.

Работа содержит 1 файл

фельетон-курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Глава 2. Анализ публикаций в региональной прессе 

В данной главе  будет проведен анализ публикаций, каждый материал будет оцениваться по следующим критериям:

  1. актуальность и подвижность предмета сообщения или рассуждения;
  2. художественность или образность – фельетонный образ эмоционален; он представляет собой обобщение жизни; он раскрывает смысл явлений и дает им оценку, утверждая или отрицая их;
  3. двуплановость - в этом существенное отличие фельетона от статьи, фельетонист строит свое произведение, возвышая реальную конкретную ситуацию до масштабной общественной проблемы;
  4. использование изобразительно-выразительных средств языка;
  5. заголовок, который зачастую имеет характер развернутой или более краткой загадки.
  6. лёгкость, непринуждённость композиции.

В наше время  фельетоны почти изжили себя. Поэтому  их очень мало. Мы проанализируем 5 современных  фельетонов. И выясним, соответствуют  ли они основным законам жанра.

1. Все на митинг 24 декабря. Программа митинга. Утренник.

    22 Дек, 2011 at 3:33 PM 
     
    24 декабря в Перми состоится очередной митинг "ЗА ЧЕСТНЫЕ ВЫБОРЫ". 
    Кто не в курсе смотри  -
    Заставь Путина, Едро и Чиркунова считаться с тобой...   
     
    Всё серьёзно, по-взрослому. 
    Список организаторов внушает: 
    "Толмачев Антон, Шатрова Ирина, Бурцева Татьяна, Григоренко Александр, Толкачев Константин, Дворак Сергей; политиков: Окунев Константин, Чебыкин Вадим, Агишев Андрей; представителей гражданских организаций:  Зотин Александр, Касимов Михаил, Ковин Виталий, Юшков Роман, Галицкий Денис, Аверкиев Игорь, Лоскутова Ольга." 
     
    Но хочется внести живую нотку в это мероприятие. Праздник на носу.
     
     
    А посему, предлагаю: 
     
    Программа проведения митинга
     
     
    1. Шествие 
    - от памятника пермскому медведю на санках и лыжах, со стрельбой петардами и хлопушками, собравшиеся в карнавальных костюмах перемещаются к месту непосредственного празднования митингования. В голове колонны Антон Толмачев в белой шляпе несёт на плечах Ирину Шатрову, которая держит вымпел рекламного агенства Леге Артис и Яндекс-кошелёк. Денис Галицкий в костюме Змея Горыныча по пути следования колонны разносит все остановки от Артемия Лебедева. Алексей Бессонов - босой,  в спортивных трусах и тельняшке на голое тело несёт судки с гречневой кашей и мешок булочек. 
    2. Прибытие на место праздника митинга 
    - возле сквера Уральских добровольцев кавалькаду с бубенцами во главе с Антоном Толмачевым встречают озябшие дети сетевые хомячки во главе с Александром Григоренко - экс-поклонником олега чиркунова, а ныне гражданином и активистом Фейсбука и протестного движения. В роли Отрицательных Сказочных Персонажей (ОСП) выступают сотрудники полиции, ОМОНа во главе с злобным дядьком Черномором Константином Строгим, лешие - офицеры полиции, русалки - сотрудники ДПС, Кощей Бессмертный - олегчиркунов в гриме Фирдуса Алиева, баба Яга - Марат Гельман в гриме блогера Иттарма, красные человечки. 
    Среди Положительных Сказочных Персонажей легко различимы правозащитники Игорь Аверкиев - бабка-рассказчица  и Роман Юшков - Иванушка дурачок, представители гражданских организаций Александр Зотин - Заяц,  Михаил Касимов - Волк, Виталий Ковин в костюме охотничьего рожка, Лоскутова Ольга - в горнолыжном комбинезоне с аквалангом и маской. 
    Бурцева Татьяна,  Толкачев Константин, Дворак Сергей - в костюмах Ежика, Бобра и оленёнка Бэмби. 
     
    Хорошо поставленным депутатским голосом Вадим Чебыкин в костюме Оле-Лукойле представляет собравшимся Снегурочку, в которой по белым сапожкам и Айпаду многие узнают популярного среди прокурорских работников экс-депутата Андрея Агишева. 
     
    ОСП в весёлой суматохе пытаются оглушить Алексея Бессонова подушками и отобрать у него кашу и булочки. 
    После небольшой зажигательной потасовки - каша остаётся у Борисыча, а разогревшиеся митингующие, по команде Оле-Лукойле устремляют все взоры на сцену (сцена собрана из бревён разобранной буквы П). 
     
    3. Официальная часть - поздравлялки 
    В коротких, весёлых и добрых поздравлениях с элементами критики оккупационного режима и его представителей проходит час. Детишки митингующие регулярно скандируют поздравлялки с Новым годом, в нестройном хоре голосов можно разобрать "Путин-вор", "Чиркунов-уходи" - олегчиркунов к костюме Кощея Бессмертного обижается и уходит, теряя засаленный Айпад, который тут же подбирает блогер Перфектмиксер. В толпе короткими, скупыми движениями Мушка бъет острым локтем под рёбра Бабу Ягу-Гельмана, с носа которого слетают фигурные очки - их подбирает и прячет запазуху как артефакт блогер Иттарма. Гельман падает, Делая вид, что все происходящее не имеет к нему отношения подходит блогер Ман У Скрипт и встаёт рифленным ботинком Гельману прямо на его хитрое кошачье лицо, фотографирую на мыльницу. Рядом стоит грозный Перфектмиксер и назидательно вещает - "Не жалел бы сука виски, не лежал бы мордой в снег..." 
    В цветастом свитере, с маской олегачиркунова на лице между толпой и полицескими стоит блогер Пайпердемон и снисходительно смотрит на тех и на других. Руки его сложены на груди. 
    Алексей Бессонов, пользуясь тем что все внимание на сцену - аккуратно, руками достаёт из судков кашу и запихивает себе в рот, заедая булочками. 
     
    4. Апофеоз 
    Участники утренника митинга ревниво считают, сколько же их собралось. Фотографы года Типограф и Михей Воскрес фотографируют всех. 
    Ведущий митинга Вадим Чебыкин предлагает всем собравшимся крикнуть "Елочка гори" и подмигивает крупным планом. 
    Городская пластиковая елка, расположенная в полукилометре от митингующих загорается. Рушится здание ЗС края и здание администрации губернатора.  Все хлопают в ладоши, кричат полицейским "Вы такие же люди как и мы" - те и не спорят. Омоновцы перекусывают резиновые палки и бросают их в толпу. Оттолкнув от микрофона Оле-Лукойле Снегурочка-Агишев предлагает веселой толпе позвать Деда Мороза, у которого мол есть подарки! 
    Разрывая голосовые связки сторонники честных выборов, охраняющие их полицейские, покрасневший от внимания блогера Кляксиной Константин Строгий и другие отрицательно-положительные персонажи орут "Дед Мороз выходи".  
     
    5. Резолюция митинга - Раздача подарков. 
    На сцену легко запрыгивает Константин Окунев в костюме Деда Мороза и брезгливо нюхая пахнущие бензином руки 
    произносит краткое и ёмкое поздравление - ключевыми словами звучит "Другая страна"... 
    Помощники Деда Мороза разбрасывают в толпу конфеты, печенье, бутылки пива, петарды. Подключаются Омоновцы, которые тоже начинают бросать в толпу пластиковые щиты, бронежелеты, спецсредства "Заря", балончики "Черёмухи". 
    Бессонов, уже не скрываясь рубает гречневую кашу и обещает всех посадить. С ним вместе опустошают судки Аверкиев и Юшков. Легарт читает рэп про кашу и будущее страны. Змей Галицкий подогревает оставшие булочки. Кляксина подводит к ним Константина Строгого и сама накладывает ему полную миску каши. 
     
    В заключение праздника, побратавшиеся ВСЕ водят хоровод и поют праздничные песни. 
     
    Одна только Мушка_7 грустно рисует веточкой на снегу АНТИЧИРКУНОВ Я ВАС... 
     
    p.s. Античиркунов глотает слюни и смотрит прямую трансляцию с митинга сидя на полихлорвиниловом коврике на вершине горного хребта. 
     
    Если чо упустил - добавьте.
     

1) Актуальность

Тема данного  фельетона актуальна – описывается  ситуация, которая в реальности происходит и затрагивает все сферы жизни.

2) художественность  или образность – фельетонный  образ эмоционален; он представляет  собой обобщение жизни; он раскрывает  смысл явлений и дает им  оценку, утверждая или отрицая  их;

Автор фельетона  описывает митинг с большой иронией. В форме сказки – образы эмоциональны. Он пишет про реальность необычным языком: действующие лица предстают перед нами в виде сказочных отрицательных героев. (Денис Галицкий в костюме Змея Горыныча по пути следования колонны разносит все остановки от Артемия Лебедева. Алексей Бессонов - босой,  в спортивных трусах и тельняшке на голое тело несёт судки с гречневой кашей и мешок булочек.)

3) двуплановость  - в этом существенное отличие  фельетона от статьи, фельетонист  строит свое произведение, возвышая  реальную конкретную ситуацию до масштабной общественной проблемы;

Митинги случаются  в современном мире часто. И это  уже не удивляет особо. А автор  фельетона митинг возвысил до масштабных размеров – а все потому, что  сами участники митинга воспринимают его как грандиозный праздник, который действительно решит все их проблемы.

4) использование  изобразительно-выразительных средств  языка;

Данный фельетон полностью построен на сравнениях. Во-первых, сказочные образы участников митинга, их одежда, их предметы и речи. А также сами подзаголовки – митинг-это утренник, праздник, обсуждение – поздравлялки, митингующие – детишки.

5) заголовок,  который зачастую имеет характер  развернутой или более краткой  загадки.

Заголовок обращает на себя внимание – «Все на митинг» - это призыв, ничего в этом страшного нет. А вот дальше – «Программа митинга. Утренник». Название фельетона загадывает нам загадку. Утренники бывают в детском саду. Причем тут митинг.

6) Автор легко  высказывает свое мнение, с которым,  я уверена, не все согласны. Но он делает это непринужденно, и в этом его заслуга.

Вывод: автор  фельетона с огромной иронией  описывает то, что еще не произошло. Да тут и знать нечего – народ, придя на митинг, действительно будет  играть в игрушки. Автор выбрал очень  удачную и эффективную форму  написания. Фельетон отвечает основным законам жанра.  

2. Субботний фельетон. Газета «Звезда».

Пугало  с «Рюликсом». 

Оно стало сниться жительнице Березников Виктории Михалевой в кошмарных снах после того, как ее обвинили в преступлении, которое она не совершала. Для начала следует объяснить, что такое «рюликс». Вообще-то речь идет о люрексе - тонкой блестящей нити, которая придает особый шик современной ткани. Грамматическая ошибка, невольно допущенная в материалах судебного разбирательства, как нельзя лучше характеризует само это дело. 

Если бы Виктория Михалева надела на себя то, что было сшито для нее в ателье «Натали» из сиреневого трикотажа с «рюликсом», то над ней, наверное, потешался бы весь город. В этом сарафане и блузе она вполне могла исполнять роль пугала на даче, потому что, как следует из решения мирового судьи Н. Пироговой, «талия на сарафане завышена, карманы прорезаны не симметрично...». 
      Сначала Михалева как законопослушный человек потребовала от хозяйки ателье Казариновой вернуть ей деньги за испорченный материал. Ей дали сдачу - тумаками. Попросту поколотили прямо в пошивочной мастерской. Был даже: суд уголовное дело возбудили против мастеров швейного дела. 
      Впрочем, Михалева из гуманизма простодушно простила хулиганок, чтобы не коверкать им судьбы. Поэтому было вынесено постановление: уголовное дело прекратить в связи с примирением потерпевшей с подсудимыми. Ох, не знала потерпевшая, чем обернется ей душевная щедрость! 
      Как и следовало ожидать, по решению судьи договор между В. Михалевой и индивидуальным предпринимателем Н. Казариновой (хозяйкой «Натали») был расторгнут. С Казариновой было взыскано в пользу Михалевой 2294 рубля за возмещение убытков и 100 рублей в качестве морального вреда. 
      И хотя решения швеи не обжаловали, нашли-таки зацепочку для ущемления противницы. Адвокат Казариновой - Елена Чайковская пишет заявление в прокуратуру города о том, что Михалева в качестве доказательства купленного ею материала предъявила мировому судье фальсифицированный товарный чек на сумму в 337 рублей 50 копеек. 
      Оп-па? Обществу грозит угроза: чек может оказаться не только фальсифицированным, но и... заразным. В смысле кому-то, мол, тоже захочется проделать такую же подтасовку и поживиться. На защиту интересов «общества» встал следователь Петр Высоцкий. 
      Почти три месяца его упорного труда привели к появлению на свет обвинительного заключения в отношении Михалевой. Ей инкриминировались преступные действия по статье 303, ч.1 УК РФ «Фальсификация доказательств». 
      Уголовное дело к удивлению многих юристов, в том числе мирового судьи, было направлено в суд. Мать двоих детей Михалеву стали называть подсудимой. И все по закону. Благодаря усердию Высоцкого. Его стиль обвинительного заключения не дотягивает до уровня поэта, но по-своему тоже будоражит душу. Например, «6 мая 2001 года Михалева В. И., реализуя свой преступный умысел на фальсификацию доказательств в гражданском процессе...» 
      Невинное пугало из легкой материи обретало явные перспективы получить уголовное наказание. Между тем даже стажеру-юристу было ясно: никакого состава преступления в действиях Михалевой нет и быть не могло. Ну и что с того, что злополучные два отрезка материи на сумму 337 рублей 50 копеек она купила в «Универсаме-2», а чек взяла в «Универсаме-1»? Обе точки, торгующие этой материей, принадлежат одному хозяину - «ИП Пирожкова». Тем более, что владелица «Натали» Казаринова не оспаривала ни метраж, ни стоимость ткани на блузку. 
      Неужели следователю было трудно разобраться в таких деталях? Зачем надо было городить весь этот огород? Или действовали по народной поговорке: «Шей да пори - не будет пустой поры»? 
      Печально, но в этом деле вполне очевиден факт: посредством судебных разборок сводились счеты с принципиальной заказчицей ателье «Натали». 
      Как и следовало ожидать, с обвинительным заключением городской суд не согласился и вынес оправдательный приговор: «Получение Михалевой товарного чека в «Универсаме-1», который содержит достоверные сведения о наименовании ткани, ее длине, цене и стоимости, не влекут уголовной ответственности». 
      Впрочем, спешу обрадовать работников ателье «Натали»: прокуратура обратилась в областной суд Пермской области с кассационной жалобой на оправдательный приговор Березниковского суда. 
      Уроки, взятые у мастеров кройки и шитья, как видите, для Березниковской прокуратуры оказались полезны. Теперь никто не скажет, что здесь не могут шить дела. Еще как могут!

  1. Тема фельетона неактуальна. Она не затрагивает общественность.
  2. В фельетоне отсутствует художественность. Это просто история несчастной женщины, которая попала в неприятную ситуацию.  
  3. Двуплановость – отсутствует.
  4. Наличие изобразительно-выразительных средств – не богат на тропы: есть 2 сравнения – костюм, сшитый для героини, сравнивается с пугалом. И сама она также сравнивается с невинным пугалом.
  5. Заголовок – Пугало с «рюликсом». Содержит в себе загадку, так как необычен, но текст не подтверждает этого.
  6. Фельетон написан, скорее, в форме репортажа.

    Вывод: фельетон не соответствует основным законам  жанра.  

3. Газета «Пермский обозреватель» 

№45 (544) 12 ноября 2011 года | фельетон

Пермидор  – 19 ноября

К договоренному  времени народу собралось немного, не больше полутора тысяч человек. Были организаторы митинга, бывшие «яблочники»  Александр Зотин и Юрий Бобров, были и те, кого они привели с собой: представители ТСЖ и протестующие против олигарха Вексельберга. Подтягивались депутаты из «Солидарности», поглядывали на часы и говорили, что народ вот-вот подтянется. Появился в трусах и тельняшке Борисыч, решивший совместить митинг и ежедневную пробежку.

Алексей Бессонов сразу же начал ругаться с организаторами, обвиняя их в том, что назначить  время начала митинга на 14.30 –  это как нассать русскому человеку в глаза. Раньше 3-х никто не подойдет, не знаете вы народа, – рубил правду-матку коммунист и пароход Алексей Бессонов…

Подвезли полевую  кухню, от которой вкусно пахло горячим  деревом и гречневой кашей. Борисыч, выудив неведомо откуда огромную ложку, кокетничал с грудастой раздатчицей  в бушлате, строил ей глазки…

Организаторы, проверив аппаратуру, начали говорить о коммунальном беспределе, о незаконном НДС-е, о  подвалах и бездеятельности Чиркунова.

В толпе поднялись  небольшие плакаты с аккуратными  надписями на фоне гитлероподобного лица «ЧИРКУНОВА В ОТСТАВКУ».

Митинг потихоньку, помаленьку начинался…

Чиркунов, трусливо прячась за красным человечком на крыше администрации, обрадовался  столь малочисленному сборищу. Жутко  оскалясь, вытащил из кармана поношенного  пальто рацию… и зашептал в нее, брызгая слюной…

…по команде  губернатора начал работать милицейский  спецназ, вызванный из Москвы (местные  отказались)… 

…толпу рассеяли, разрубили на сектора быстро и  профессионально, выдергивали активистов, организаторов митинга, выступавших  стаскивали с грузовика и хрустко били в лицо, тащили в «воронки».

…с наслаждением покряхтывая, коваными сапогами топтали  известного оппозиционера и владельца  сети магазинов Константина Окунева. Бессонова, пытавшегося пробиться  сквозь милицейские дубинки и  синие бушлаты, сбили с ног, и он ужом, между пахнущих свежей ваксой сапог (о! родной запах), полз к сотоварищу по митингу, морщась, когда наступали на руки…

…Вадима Чебыкина держали за руки и впихивали в  беззубо раззявленный рот гречневую  кашу с тушенкой… 

…Андрею Агишеву  разбили очки, и он сидел на заснеженном асфальте с посеченным осколками лицом, пытаясь вызвать самому себе скорую помощь…

…Ловко, с веселой  яростью отмахивался бутылкой коллекционного виски Перфектмиксер. Рослые омоновцы боялись разбить бутылку, а потому держались осторожно, кружась вокруг бесшабашного и громко выкрикивающего обидные матерные слова известного блогера…

…Тяжелым стаккато ударила поверх голов пулеметная очередь – это Античиркунов со своей старшей ассистенткой Мушкой_7 (Мушка была прекрасна, как воплощение Свободы… в красной косынке и кожаной куртке на голое тело, гибкая и стройная, к тому же незамужняя…) примчался с Алтая, откопав свое любимое оружие. Рядом с Античем лежал громила – легендарный сержант Лядов – аккуратно раскладывал гранаты и метательные ножи, на его звероподобном лице блуждала счастливая улыбка, улыбка из юности, где и было все главное в жизни…

…И тут со всех улиц, одновременно и страшно, выбежали, вышли, выскочили… обманутые  дольщики, многодетные матери и отцы, автомобилисты и представители мелкого бизнеса, коммунисты с флагами, десантники и погранцы, ветераны, скинхеды с битами и Романом Юшковым во главе, анархоэкологи, учителя и просто люди… Было даже несколько правозащитников… Народ все прибывал и прибывал…

Огромные плакаты  с глумливыми картинками и надписями «ЧИРИК ПШЁЛ ВОН», «Партия Жуликов и Воров», «ХВАТИТ ВОРОВАТЬ»…

…Привыкшие  разгонять бабушек и пьяных, московские спецназовцы бежали под улюлюканье мальчишек, бросая плексигласовые щиты, теряя каски и дубинки… Милицейские  машины перевернули… Чиркунова стащили с крыши, сорвали с него одежду и покрасили красной флюоресцирующей краской его синюшное, дряблое тело, изваляли в перьях и погнали по улице Ленина – мимо гнилого яблока, навозного жука, через деревянную букву П, под которой уже разводили костер… Чемодан. Вокзал. Швейцария…

Информация о работе Фельетон на страницах региональной прессы