Формы привлечения аудитории к печатным СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Проникновение православия в Киевскую Русь началось с середины X в., но официально оно стало государственной религией в 988 г.
В середине X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем развития ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Упрочению новой общественной системы, а вместе с тем и централизованной великокняжеской власти не мог способствовать родоплеменной политеизм, он утратил способность быть социальным интегратором и регулятором. Все древнеславянские боги скроены по племенным масштабам. Поэтому боги одних племен не имели никакого значения для других племен. Нужна была объединяющая идея единого Бога. Русь нуждалась в религии с единым, лишенным этнических различий Богом, свободным от родоплеменных традиций. Этим требованиям и соответствовал христианский Бог.

Работа содержит 1 файл

вся работа.docx

— 72.70 Кб (Скачать)

     Введение

     Благополучие  изменчиво, за него надо бороться. Газетный рынок, как, впрочем, и иной другой, постоянно  расширяется, меняется, следуя за потребностями  аудитории. Ширится поток электронной  информации: телевидение и Интернет обрушивают на потребителей лавину картинок ярких, подвижных, звучащих. Бумажные средства массовой информации воюют на несколько фронтов.

     Многие  российские СМИ, в том числе исследуемая  газета, уже рассматривают свое издание  с точки зрения товара на информационном рынке с целью "продажи" читателям, сохраняя стабильность круга аудитории, привлекая новую. Четкая маркетинговая  стратегия, проводимая печатным изданием, способна дать возможность не затеряться в огромном потоке печатной продукции.

     Не  раз приходилось слышать мнение, что оформление издания  дело второстепенное и далеко не всегда новации здесь полезны, поскольку могут нарушить устоявшиеся отношения с читателями, учредителями. Опасность эта реальна: аудитория обладает известной консервативностью. И между тем аргументы в пользу постоянного обновления, на мой взгляд, неоспоримы.

     В первую очередь обновляться надо потому, что жизнь не стоит  на месте и, следуя за прогрессом, за теми же электронными СМИ, меняется, а значит содержательное наполнение газет подвержено динамике.

     «Журналистская  деятельность сочетает в себе воссоздание  уже имеющегося коллективного или  индивидуального опыта с решениями, обогащающими творческий арсенал журналистики новыми методами и формами деятельности. Чтобы открывать новое в жизни, чтобы оказывать воздействие  на аудиторию, необходимы и новое  знание о действительности, и новые  способы обработки информации, и  новые приемы изложения материала». [Горохов 1989:19]

     Мы  выбрали тему «Формы привлечения аудитории к печатным СМИ», потому что в мире, столь стремительно развивающихся информационных технологий, печать, увы, уже стоит не на первом месте, и чтобы вызывать по-прежнему читательский интерес, ей необходимо искать новые формы его привлечения.

     Предмет исследования - газета «Комсомольская правда», как одна из старейших и распространенных российских газет.

     Объектом  исследования стали газетные материалы, акции, конкурсы, викторины, проводимые изданием. Анализ отобранного материала проводился по традиционной описательной методике.

     Цель  работы: рассмотреть и проанализировать формы привлечения читательской аудитории к печатным СМИ на примере газеты «Комсомольская правда».

     Для достижения указанной цели необходимо решить ряд теоретических и практических задач:

     - провести типологический сравнительный анализ российских печатных СМИ;

     - описать формы взаимодействия  читателя со СМИ;

     - определить формы привлечения  интереса аудитории к газете  «Комсомольская правда».

     Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью дальнейшего изучения форм привлечения читательской аудитории к печатным СМИ в условиях  жесткой конкуренции.

     Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

     Во  введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, а также ставятся цели и задачи. Первая глава посвящена теоретическому обоснованию сложности привлечения внимания к печатным СМИ. Дана типологическая характеристика современной российской прессы, описана необходимость исследования аудитории, а также определена роль журналистской информации как товара. Вторая глава посвящена главной проблеме данной работы – формам привлечения читательской аудитории к печатным СМИ. Рассматриваются такие каналы обратной связи, как интернет, телефон, описаны находки «Комсомольской правды» в привлечении читательского интереса. В заключении мы приходим к выводу, что исследуемая газета использует уже существующие и изобретает все новые и эффективные формы привлечения читательской аудитории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I. Современные печатные СМИ: проблемы привлечения читательской аудитории.

     I.1. Типологическая характеристика современной российской прессы.

     Печать  приобрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе с помощью типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно – белом или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно – графических форм, которые воспринимаются читателем без помощи каких-либо дополнительных средств. «Печатные издания – самый распространенный вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской Федерации было зарегистрировано 27.425 газет и еженедельников» [http://ru.wikipedia.org/wiki/СМИ]

     В типологической структуре современной  российской прессы особое место принадлежит  общероссийским газетным изданиям. Это  объясняется их значимостью для  сохранения единого информационного  пространства суверенного государства, той ролью, которую они играют в организации широкого информационного  обмена между регионами страны, имеющей  огромную территорию. Как и другие средства массовой информации, общероссийские газетные издания квалифицируются  по всем типологическим признакам, использующимся в типологическом анализе. Но ведущими, типоформирующими признаками для этой группы, обязательно учитывающимися в формуле издания, становятся ареал  распространения и социальный адрес. Статус «общероссийской газеты»  предполагает распространение издания  на всей территории страны с целью  установления широких социальных контактов. [Засурский 2001:163]

     Самый большой класс в группе общероссийских газетных изданий представлен  общественно-политическими или универсально-тематическими газетами. Эти издания можно охарактеризовать как газеты «для всех обо всем». Таким газетам свойственна обращенность ко всем, предназначенность для всех, доступность каждому. Их универсальность проявляется в полифункциональности – реализации всех базовых функций СМИ и информационном охвате всех сфер общественной жизни. Для отечественной журналистики издания с ярко выраженными чертами «газеты для всех» традиционны. Специализированные издания конструируются на основе профилизации тематического ряда («для всех не обо всем» – массовая специализированная газета, к примеру «Спорт-экспресс», «Финансовая Россия», «СПИД-инфо») или на одновременном ограничении аудитории и тематики («не для всех не обо всем» – узкоспециализированное, как правило, профессионально-отраслевое издание или специально-тематическое, предназначенное для отдельных слоев населения: женщин, мужчин, детей и т.п.).

     Наряду  с изданиями, типологические признаки которых позволяют отнести их строго к определенному классу, встречаются  такие, которые совмещают характеристики универсально-тематических и специализированных газет. Но наиболее часто газеты смешанного типа встречаются среди «новичков», недавно вышедших на информационный рынок и уточняющих свои типологические особенности под воздействием конъюнктуры  и спроса.

     Полноценность статуса «общероссийской газеты»  определяется прежде всего по формальным критериям, признанным во многих странах  с развитыми системами СМИ: по относительной равномерности распространения  в географическом пространстве и  по относительной равномерности  распространения в социальном пространстве. По данным критериям можно судить о способности издания втягивать  в информационный обмен все территориальные  и социальные части общества и  отражать их социальное бытие.

     В большинстве случаев этим критериям  отвечают издания универсально-тематические, у которых аудитория всегда больше, чем у специализированных газет. К ним относятся занимающие устойчивые позиции в рейтинге популярности газеты «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Труд», «Известия». Эту группу начинает догонять «Московский комсомолец», с конца 90-х гг. успешно завоевывающий региональные аудитории. У названных изданий много общего, но и достаточно много особенного, подчас единичного, позволяющего им быть конкурентоспособными. Все имеют известную «марку», что чрезвычайно важно для рынка; у них общее историческое прошлое – «советское происхождение»; они универсальны по информационно-тематической структуре; у них нет на организационном уровне связи с государственными институтами (как информационные предприятия они относятся к изданиям с частной формой собственности); их идеологическая платформа базируется на принципе независимости прессы. Различия проступают в стратегиях функционирования. «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» тяготеют к изданиям массовым, ориентированным на разнообразные интересы, вкусы, определенную усредненность интеллектуальных запросов читателя, адаптированность сложных политико-экономических и социальных проблем и повышенное внимание к поп-культуре, достаточно активную эксплуатацию бульварных тем. Эти издания в предметно-содержательном плане выстроены с целью быть доступными каждому. В большей степени это характерно для «АиФ», в течение десятилетия из издания для интеллектуалов и социально активных граждан трансформировавшегося в канонический образец массовой газеты, избегающей политической позиции, перенасыщенной материалами прикладного характера, предпочитающей «сглаженных» героев, отдающей предпочтение широкоизвестным фигурам. С еженедельником «АиФ» на информационном рынке остро соперничают его ближайшие «родственники» по массовой модели – ежедневные «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец». В содержательном отношении последние значительно разнообразнее: здесь существенно меньше информации утилитарного плана (советы, консультации, полезные в быту сведения), заметно шире географические горизонты – хорошо представлена информация о событиях в СНГ и за рубежом, а в наборе тем достойное место занимают политика, экономика, культура, спорт, экология. Оба издания балансируют на грани между «газетой новостей» и «газетой сенсаций».

     Продуктивным  в рамках решения задачи повышения  конкурентоспособности оказался путь модификации выпуска в конце  недели. Так, пятничный выпуск «Комсомольской правды», выходивший в измененном формате и объеме (24 полосы формата А-3), позиционированный редакцией как «газета, которую можно читать всю неделю», обеспечил рост аудитории. Следует подчеркнуть, что этот выпуск имеет собственные типологические особенности и в формальных характеристиках (объем, формат, периодичность), и в качественном измерении (информационно-тематическая структура, композиционно-графическая модель), хотя в целом «толстушка» не выходит из границ массовой универсально-тематической газеты. Она имеет трехуровневую информационную структуру: местные, региональные и общероссийские новости. По сравнению с основным выпуском ставка делается на эксклюзивность информации, тональность подачи — эмоциональную окрашенность материалов, их сдвинутость в плоскость позитивных событий, размышлений, культурного контекста жизни читателя. В таком выпуске, предназначенном для неспешного чтения в выходные дни, активизируется диалог с аудиторией: публикуются письма, обсуждаются проблемы, печатаются советы самих читателей, проводятся конкурсы.

     Коммерческий  успех «толстушки» повлиял на традиционный формат и стиль «Комсомольской правды». Различия между основным и  пятничным выпусками практически  стерлись. Они стали выходить в  одинаковом формате. Унификация выпусков лишила аудиторию возможности выбора между «разностильными» по существу «Комсомолками» и не принесла планируемого роста аудитории.

     Газеты  «Труд» и «Известия», также принадлежащие  к общественно-политическим универсальным  по содержанию изданиям, функционируют  в рамках иной модели, скорее отвечающей характеристикам качественной прессы. Качественное издание предполагает особое отношение к действительности. Оно по-другому, если сравнивать с  массовым изданием, вписывается в  канву социальных отношений. Такое  издание в первую очередь является инструментом информирования и анализа. На первый план выходят аналитическая  функция и функция информирования о событиях. В отношениях качественной газеты с ее читателем исключается  менторство, отсутствует диспозиция «учитель-ученик» или «субъект-объект». За читателем закреплена роль равноправного  социального субъекта, участвующего в политической, экономической, культурной жизни страны. Информационное пространство качественного издания предназначено  для общественного диалога, в  котором допустимо свободное, но обязательно аргументированное  высказывание всех участников. Поэтому  в информационном пространстве качественного  издания четко разделены факт, анализ и комментарий. Для такой  газеты неприемлема ангажированность.

     На  качественную модель ориентированы  и «Известия» – издание с более  чем 80-летним стажем. Ее образ долгое время ассоциировался с «первой  газетой» страны, своеобразной визитной карточкой независимой российской прессы. Аудитория издания в значительной степени репрезентировала характеристики, свойственные читателям качественной газеты, – высокий уровень образования, высокий социальный статус, социальную активность и включенность в политический процесс. Такие параметры целевой  аудитории определяли и формулу  издания: объективная информация и  глубокая аналитика для статусных  слоев населения. Главным капиталом  газеты был профессионализм ее журналистской  команды, формировавшей «повестку  дня», адекватную общезначимым вопросам сложнейшего времени межсистемной трансформации.

     «Известия», судя по увеличению объема, своеобразию  содержания номеров «конца недели», находятся в стадии поиска своего нового стиля и, возможно, перехода из группы качественных изданий в  группу качественно-массовых.

Информация о работе Формы привлечения аудитории к печатным СМИ