Элементы воздействия военно-патриотических печатных изданий на аудиторию

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявление элементов воздействия военно-патриотических печатных изданий на аудиторию.

Задачи работы:

Выявить, что представляет собой общественное мнение.
Обозначить основные функции СМИ.
Выявить некоторые методы влияния СМИ на аудиторию.
Обозначить методы воздействия на человеческое сознание через СМИ.
Выявить наиболее популярные печатные СМИ в области военно-патриотических изданий и проанализировать их материалы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СМИ – теоретический аспект 6
1.1 Функции СМИ 6
1.2 Виды СМИ 8
1.3 Воздействие СМИ на аудиторию………………………………..........10
ГЛАВА 2. Принципы формирования общественного мнения 16
2.1 Понятие общественное мнение, его сущность и признаки общественного мнения 16
2.2 Формирование общественного мнения. Средства манипулирования общественным мнением 19
2.3 Понятия «субъект общественного мнения»; «выразитель общественного мнения»; «мнение общества»……………………........24
ГЛАВА 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Общественное мнение.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

     Позднее был создан аппарат суда, но суд  не устранил силы и значения общественного  мнения, играющего огромную роль как  в примитивных обществах, так  и в развитых социальных организациях. При этом общественное мнение является более тонким инструментом в оценке человеческой деятельности, нравственных поступков, помыслов и нравственных чувств человека, которые не могут быть оценены судом вообще. Общественное мнение выносит свою совершенно определенную оценку нравственному поведению.

     С общественным мнением связываются  и такие общественные явления, как  популярность, известность, которые  являются для многих побудителем  к действиям, имеющим общественный характер и общественный интерес.

     К причинам или движущим силам общественного  мнения следует отнести массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей. [8]

     С процессом становления общественного  мнения связаны экономические, духовные и социальные потребности. Потребности людей не только влияют на динамику общественного мнения, но выступают в качестве ее главного фактора, так как заключают в себе испытываемые людьми глубокие побуждения к достижению определенных условий жизни и развития. Стремление к удовлетворению потребностей и выражается через оценки, умонастроения, суждения.

     В результате складывается общественное мнение, в котором отражается содержание и характер той потребности, которая  вызвала его к жизни. Осознанные массовые потребности людей выступают  причиной зарождения и формирования общественного мнения в силу того, что выступают в качестве мотивов различных общественно-психологических процессов внутренне присущих самой природе этого мнения.

     Возникая  на основе потребностей и сохраняя с ними тесную связь, интересы выражают специфическое отношение людей к тем объектам действительности, которые представляют для них большую значимость и эмоциональную привлекательность. По сравнению с потребностями они выступают более сильным побудительным мотивом для возникновения общественного мнения. Те события и явления действительности, которые вызывают к себе интерес не только отдельных людей, но и порождают массовый интерес, становятся центром общественного внимания, оценок и эмоций.

     Помимо  потребностей и интересов на содержание и направленность общественного мнения большое влияние оказывают ценностные ориентации. Ценностные ориентации представляют собой соединение рассудочного и чувственного отношения к предмету общественного мнения. Формирование общественного мнения идет на двух уровнях: эмоциональном и рациональном. Наиболее действенным и устойчивым является то мнение, которое захватывает как сферу чувств людей, так и сферу разума. В нем могут быть выражены не только ненависть или надежда, но и рационально обоснованная позиция его субъекта.

     Таким образом, общественное мнение как публично выраженное и распространенное мнение является выразителем общих интересов людей. Его формирование происходит в процессе борьбы противоположных мнений, поскольку не бывает полного совпадения интересов людей, их желаний и устремлений.

     Общественное  мнение подвержено манипулированию  в силу того, что складывается не только сознательно, но и подсознательно, включая и свое содержание как  суждения здравого смысла, и предрассудки, мифы. Для него могут быть характерны эмоциональная взвинченность, психическая неустойчивость. Манипулирование разрушает основы, на которых держится общественное мнение: определенную систему ценностей, установки, стереотипы. Сегодня средства массовой информации объединяют людей вокруг себя и творят их сознание по своему подобию. Мнение формируемое подобным образом, выступает не мнением большинства, а мнением некой новой массы. С наступлением массового общества телевидение и пресса становятся основным средством формирования общественного мнения, которое создается, или меняется в угоду социального заказчика. При этом зритель не может ни возразить, ни узнать, как много людей разделяют его мнение. [8]

     Общественное  мнение проявляется в действии сознательных и бессознательных (иррациональных) факторов. Бессознательная составляющая общественного мнения включает в себя: проявления интуиции, инстинктов, неосознанных волевых импульсов, мифов, традиций, стереотипов, символов и т.д. Поэтому большое влияние на его формирование оказывают различные феномены массовой психологии, в первую очередь различного рода слухи. Слухи относятся к числу наиболее влиятельных и активно циркулирующих явлений духовной жизни людей и остаются объективно неизбежным атрибутом межличностной коммуникации. Слух – информативное сообщение, основу которого составляют правдивые или ложные сведения о реальных или вымышленных фактах, событиях, явлениях действительности. Процессу формирования общественного мнения под воздействием слухов присущи противоречивость и стихийность. Он протекает довольно быстро, и сложившееся общественное мнение существует относительно недолго. Общественное мнение под воздействием слухов может принимать форму не столько обычного оценочного суждения, сколько прямого жесткого требования. Общественное мнение различается в зависимости от того, под влиянием какого типа слухов оно сформировалось. Так, общественное мнение, сформировавшееся под воздействием стихийных слухов, возникает спонтанно при активизации таких факторов, как жалость, ненависть и т.д. Подобное общественное мнение скоротечно и противоречиво.

     Общественное  мнение, сформировавшееся под влиянием предупреждающего слуха, направлено на предостережение людей о нежелательном явлении или событии. В отличие от мнения, возникшего под воздействием провокационного слуха, в нем практически отсутствует агрессивность.

     Мнение, сложившееся под воздействием правдоподобного слуха, содержит некоторые элементы достоверных фактов, правда, вместе с домыслами и догадками.

     Выделяют  «слухи-желания», «слухи-пугала», агрессивные слухи. Мнение, сформировавшееся под влиянием «слухов-желаний», укрепляет в людях надежду на что-либо или усиливает разочарование. Мнение, сформировавшееся под влиянием «слухов-пугал», является формой массового возбуждения, сопровождаемое деятельностью людей по избавлению от возможной опасности. Наиболее негативным по своим последствиям является мнение, сложившееся под влиянием агрессивного слуха, так как характер функционирования этого мнения определяется ненавистью, подозрительностью, враждебностью.

     Особое место в процессе формирования общественного мнения занимает вера. Познание душевных основ бессознательного открывает возможности для воздействия на содержание общественного мнения, его направленность, тенденции изменения. [8]

     Становление общественного мнения есть процесс очень сложный. Он определяется не только влиянием движущих сил деятельности людей, таких, как потребности, интересы, ценности, установки, стереотипы. На содержание и интенсивность формирования общественного мнения влияют все массовидные духовно-психологические образования, существующие в обществе. Кроме того, на формирование и динамику развития общественного мнения влияют экономические политические, правовые, нравственные и другие условия.

     2.3 Понятия «субъект  общественного мнения»;  «выразитель общественного мнения»; «мнение общества»

 

     Субъект общественного мнения – это большая устойчивая общность людей, которой принадлежит то или иное мнение, с позиций интересов которой оно высказывается.

     Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем, в том числе инициатором его формирования. В качестве его выразителя, инициатора выступает, как правило, общественность, за которой всегда стоят социальные группы, классы с их интересами. [8]

     Сегодня на роль выразителей общественного мнения претендуют различные общественные организации, политические партии. Однако, при современной политической ситуации зачастую такие организации аппелируют понятием «общественное мнение» необоснованно. Исследования общественного мнения такими организациями нередко представляют собой средства манипулирования этим мнением. Такие организации могут по-своему корректировать выражаемое ими мнение в соответствии с собственными интересами.

     В каждый данный момент в обществе существует множество мнений, принадлежащих большим и малым социальным общностям и высказываемым по самым различным вопросам. Для обобщения всей совокупности мнений в социологических исследованиях принято употреблять понятие «мнение общества». Если общественное мнение – это мнение большинства, то мнение общества включает в себя как мнение большинства, так и мнения отдельных групп общества. Такая совокупность мнений представляет особый интерес для исследователей общественного мнения, так как любое из этих мнений в любой момент под воздействием определённых факторов может стать мнением большинства, общественным мнением. 
 

 

      

 

      Список литературы 

  1. Андрющенко Е.Г. Общественное мнение и гласность в системе управления обществом. – М., 1988
  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник. – М., 1998.
  3. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. – СПб, 1995.
  4. Горшков М.К. Общественное мнение. – М., 1988;
  5. Каменская Е.Н. Социология: Конспект лекций. – Ростов-на-Дону, 2005.
  6. Коробейников B.C. Авторитет общественного мнения. – М., 1989.
  7. Короткова Л.Н. Социология общественного мнения. – М., 2000.
  8. Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2004.
  9. 1. Андреев, Э. Средства массовой информации и реформирование России / Э. Андреев // Социально-политический журнал, 1996.  –  №4. – С. 18-19
  10. 2. Андрианов, В. Левашов, В. Хлопьев, А., «Слухи» как социальный феномен / В.Андрианов, В.Левашов, А. Хлопьев // Социологические исследования, 1998. – №1. – С. 82–88.
  11. 3. Борисов, Б. Л. Технологии рекламы и PR / Б.Л. Борисов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 215 с.
  12. 4. Бутенко, И. Юмор как предмет социологии? / И. Бутенко // Социологические исследования, 1997 – №5, С.145.
  13. 5. Бызов, Л. Общественное мнение России текущей экономической политической ситуации / Л. Бызов // Парламентский вестник, 1992. –  №12, С. 10–14.
  14. 6. Винер, Н. Кибернетика и общество / Под общей редакцией Э. Я. Кольмана – М.: ИностранЛит, 1958. – 270 с.
  15. 7. Воронцов, Ю. Телевидение в системе массовой коммуникации Проблемы социальной психологии и пропаганда / Ю. Воронцов. – М.: Мысль, 1971. – 157 с.
  16. 8. Грачев, М. Н. Политическая коммуникация / М.Н. Грачёв // Вестник РУДН. Серия политология, 1999. – № 1.
  17. 9. Грушин, Б. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования / Б. Грушин. – М.: Политиздат, 1987. – 189 с.
  18. 10. Грушин, Б. Мнение о мире и мир мнений / Б. Грушин. – М.: Политиздат, 1991. – 97 с.
  19. 11. Гуревич, П. Буржуазная пропаганда в поисках теоретического обоснования / П. Гуревич. – М.: Политиздат, 1989. – 127 с.
  20. 12. Дмитриев, А. Слухи как объект социологического исследования / А. Дмитриев //  Социологические исследования, 1995. – №1, С.5-11.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Влияние СМИ на формирование общественного  мнения на примере военно-патриотических изданий

Информация о работе Элементы воздействия военно-патриотических печатных изданий на аудиторию