Этические нормы, выработанные самими журналистами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:29, лекция

Описание работы

За последние пятнадцать лет, иными словами, со времени появления независимой журналистики у нас в стране, этические вопросы её существования становятся всё острее. В нашем обществе успел уже сформироваться негативный образ «жёлтой прессы», «продажных журналистов» и просто «журналюг». Складывается во многом противоречивая ситуация. С одной стороны, журналистика считается престижной профессией. С другой стороны, сохраняется откровенно настороженное отношение к журналистам со стороны не только персон, которые могут объектами журналистского профессионального интереса, но и просто обывателей.

Работа содержит 1 файл

вопрос 22.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

  При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации, Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы – за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом.    

  Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к раскрытию этого источника, Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.   

  Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания».     

«Хартия телерадиовещателей» провозглашает следующие принципы:  

  «Отказ от распространения полученных от третьих лиц материалов с использованием скрытой видео-, аудиозаписи, фотосъемки, прослушивания телефонных переговоров, если предоставившее такие материалы лицо не обеспечит доказательства законности получения подобной информации, в частности специальное судебное решение.    

  Недопустимо получение информации обманным путем, а также путем запугивания или подкупа.    

  Недопустимо злоупотребление доверием собеседника, а также его особо эмоциональным состоянием, не позволяющим адекватно оценивать последствия высказываний».   

  Без сомнения, именно способы получения информации (а также искажение полученной информации) вызывают больше всего нареканий в адрес журналистики в целом. Получение информации «обманным путём» стало уже притчей во языцех. Справедливости надо заметить, что не только одни журналисты маскируются под «нежурналистов»; наиболее вопиющим прецедентом может служить ликвидация израильскими спецслужбами одного из руководителей исламских террористов, когда «ликвидаторы» проникли в его дом под видом «итервьюеров». После этого своеобразного «интервью» международная журналистская общественность возмутилась: этот эпизод мог подорвать доверие к журналистам. В каждом репортёре могли теперь видеть потенциального агента спецсужб.  

  Основной принцип журналистской этики по этому вопросу может быть сформулирован так: журналист не имеет права выдавать себя за другое лицо. Но как тогда поступать в ситуации, когда журналисту просто невозможно подготовить материал, не выдавая себя за лицо иной профессии? Иначе говоря, если «журналистам вход воспрещён», но «очень хочется»? И как быть с теми журналистами, которые под видом новобранцев проникают в ряды моджахедов или расследуют крупные аферы? Вряд ли кто-нибудь из «фигурантов» захочет открыто пообщаться с прессой. В этом случае журналисту приходится выбирать: чуть-чуть переступить через кодекс и подготовить сногсшибательнй материал, или блюсти этику и довольствоваться официальными пресс-релизами, зачастую призванные скрывать «лишнюю» информацию от посторонних. 
Другой пример, менее «криминальный». При подготовке «географических» передач или репортажей неполитичекого характера необходимы поездки в ту или иную страну. И тут возникают неожиданные препятствия: есть страны, которые с откровенным подозрениям относятся к визитам журналистов, пишущих или снимающих – без разницы. Тому есть две причины.   

  Во-первых, некоторые страны опасаются невыгодного освещения некоторых аспектов их жизни. К примеру, Индия очень болезненно относится к показу нищих, коих на улицах индийских городов более чем достаточно. Поэтому все тележкрналисты обязаны предоставлять отснятые материалы чиновникам из Министерства информации ещё до выезда из страны, что, естественно, никого не устраивает. Поэтому всё чаще тележурналисты приезжают в страну по туристским визам, снимают всё, что считают нужным и озвучивают материал так, как требует формат передачи. То же самое относится к некоторым мусульманским странам, опасающихся «неверных трактовок» со стороны журналистов. Те же сомнения характерны для ряда африканских стран, которые не хотят, очевидно, чтобы их высмеивали эти белые...  

  Во-вторых, не последнюю роль играет меркантильный интерес. К примеру, Сирия и Ливия установили непомерную плату за съёмки памятников истории – 1500 USD за каждый объект. Иногда плата требуется просто за разрешение на съёмку в стране (Эфиопия – 12000 USD), но такие расходы могут выходить далеко за рамки бюджета телекомпаний, выделяемого на командировки. Учитывая, что зачастую речь идет о настоящем туристском «промоушене» страны, эти финансовые требования кажутся просто обидными. Естественно, телекомпании стараются по мере сил их обходить. Но в результате в выигрыше остаются не только телекомпании, сэкономившие средства, не только зрители, которые увидят интересный материал, но и сами страны, получающую бесплатную рекламу своего туристского потенциала. Но конечно, всё это касается «неполитической» журналистики. Ибо в противном случае получается скорее антиреклама...    

Журналист и действующие лица публикаций.  

  Не меньше обид на журналистов таят и «действющие лица» публикаций и телерепортажей. Вернее было бы сказать – «жертвы публикаций». Неточность в написании имени и фамилии – это самый маленький из журналистских грешков. Но наиболее тяжкое нарушение этики – обнародование порочащих «персонажа» сведений, которые, даже будучи достоверными, могут существенно испортить жизнь не только ему самому, но и его близким. Поэтому в большинстве случаев герои «криминальных» репортажей и очерков фигурируют под вымышленными фамилиями. Особенно осторожным следует быть в освещении эпизодов, по которым не вынесено решение судов и комиссий. И дело уже не только в репутации «героя», но в формировании определённого общественного мнения, которое может в свою очередь оказать влияние на решение суда, особенно в маленьких городах, где силён «корпоративный дух». Известны случаи, когда «жертвы публикаций» не только лишались работы, но и кончали жизнь самоубийством. Поэтому в журналистике должен главенствовать тот же принцип, что и в медицине – «не навреди!».  

  Кодекс профессиональной этики российского журналиста по этому поводу гласит:  

  «Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, Он воздерживается от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении физического недостатка или болезни человека. Он воздерживается от публикации таких сведений, за исключением случаев, когда эти обстоятельства напрямую связаны c содержанием публикующегося сообщения. Журналист обязан безусловно избегать употребления оскорбительных выражений, могущих нанести вред моральному и физическому здоровью людей.   

  Журналист придерживается принципа, что любой человек является невиновным до тех пор, пока судом не будет доказано обратное, В своих сообщениях он воздерживается называть по именам родственников и друзей тех людей, которые были обвинены или осуждены за совершенные ими преступления – за исключением тех случаев, когда это необходимо для объективного изложения вопроса. Он также воздерживается называть по имени жертву преступления и публиковать материалы, ведущие к установлению личности этой жертвы. С особой строгостью данные нормы исполняются, когда журналистское сообщение может затронуть интересы несовершеннолетних.    

  Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека. Такие ограничения вмешательства неукоснительно выполняются, если речь идет о людях, помещенных в медицинские и подобные учреждения».    

  Хартия Телерадиовещателей имеет раздел «Защита прав и законных интересов граждан и организаций, общественного здоровья и нравственности», озвучивающий следующие принципы:   

  Уважение и соблюдение неприкосновенности частной жизни. Сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица, включая аудиозапись, фото- и видеосъемку на частной территории, без его согласия не допускаются.    

  Под частной жизнью для целей настоящей Хартии понимается:  
личная и семейная тайна, в том числе брачные и интимные отношения, сексуальная ориентация, религиозные мировоззрения, дружеские отношения, способы времяпрепровождения, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, компьютерных и иных сообщений.   

  Под частной территорией для целей настоящей Хартии понимается:  
любое жилое помещение, домостроение, включая приусадебную территорию; номера в гостиницах, пансионатах, санаториях и т.п.; больничные палаты».  

  Аналогичные принципы «Уважения чести и достоинства личности» содержит и Кодекс 1991 года:  
«Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними. Он избегает вторжения в личную жизнь и допускает обнародование сведений такого рода исключительно в тех случаях, когда это необходимо для защиты интересов общества, прав и законных интересов граждан. Журналист не должен распространять непроверенные сведения и слухи, а также допускать выражения, способные подорвать репутацию человека или запятнать его честь».   

  Единственным действенным средством предотвращения нарушений этих норм может служить мараторий на использование в прессе и в эфире материалов, противоречащих журналистской этике. Нарушать или не нарушать – решает для себя сам журналист. Это вопрос его совести, не только профессиональной, но и человеческой. Но всю полноту ответсвенности должны нести «передатчики информации» - газеты, журналы, радиостанции, телеканалы. Их не право, но долг не обнародовать такого рода материалы. В этом случае для журналиста нарушение этических норм станет просто немыслимым делом, ибо никто не хочет работать «в стол».  

  Отношения с коллегами.

Перейдём  теперь к тем нормам, которые определяют так называемую «корпоративную этику», то есть отношения с коллегами и конкурентами по цеху. Надо признаться, что в любом творческом сообществе неизбежно присутствует дух конкуренции. Призыв «возьмёмся за руки, друзья!» прозвучит несколько лицемерно. Конечно, каждый журналист стремится к самопродвижению, к узнаваемости и востребованности. С самого начала своего творческого пути он видит конкурентов и тех, на кого стоит ровняться. Нельзя сказать, что творческий коллектив – клубок змей, но всё же столкновения амбиций избежать трудно. Для того, чтобы не дать столкновениям перерасти в бойню, и возникла необходимость определения принципов корпоративной культуры в журналистике.    

  «Общественная роль требует от журналиста высокой профессиональной честности, которая предполагает его право воздерживаться от работы, противоречащей его убеждениям, отказ раскрыть источники информации, и принятии решений в тех органах массовой информации, где он работает. Профессиональная честность не позволяет журналисту принимать частные интересы, противоречащие всеобщему благу. В этические принципы журналиста входит уважение интеллектуальной собственности, в частности недопустимость плагиата». (Международные принципы профессиональной этики журналиста)   

  Кодекс профессиональной этики журналиста 1991 года гласит:  

  «Если указание издателя или руководства редакции вступает в противоречие с требованиями общественной нравственности или положениями настоящего Кодекса, то журналист должен отказаться от его выполнения. Журналист вправе отказаться от выполнения задания редакции, если оно противоречит его нравственным убеждениям.   

  Журналист заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ушерб авторитету журналистики. В творческом соревновании журналист не позволяет себе в какой бы то ни было форме злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо иной ущерб. Он содействует коллегам в развитии их творческих способностей, повышении знаний и мастерства, приходит на помощь коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием посягательств на правду и справедливость».   

  Как попрание устоев корпоративной культуры характеризуются следующие эпизоды:  

  «Если журналист из корыстных или иных низменных побуждений препятствует или отказывается от публикации определенного материала или отдельных его частей, либо публикует его, либо склоняет своих коллег к его опубликованию;  

  - если журналист в какой-либо форме раскрывает псевдоним, принадлежащий другому лицу, без его согласия, за исключением случаев, когда псевдоним был публично раскрыт ранее;   

  - если журналист, используя чужое произведение, представляет его полностью или частично как свое, не указывает его действительного автора и источник заимствования;   

  - если журналист, не предупреждая об этом соответствующие редакции, передает один и тот же материал в две или более редакции либо предлагает для обнародования ранее опубликованный материал, за исключением случаев, предусмотренных законом;   

  - если журналист использует свой профессиональный статус для сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.    

  Как нарушения служебной этики и профессиональной солидарности журналистов могут быть квалифицированы следующие случаи:   

  - если журналист, используя свое должностное положение в редакции, путем редактирования искажает содержание материала, подготовленного его коллегой, и без его согласия обнародует в таком виде;   

Информация о работе Этические нормы, выработанные самими журналистами