Контрапункт. Виды контрапункта (звук и видео, слово и видео, видео и видео)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Данная исследовательская работа может быть использована как структурированное пособие для студентов специальности «журналистика» и применяться на занятиях по дисциплинам специализации, а также может послужить базой для написания других исследовательских работ.

Содержание

Введение..........................................................................…………………....3-4

Глава I. Понятие контрапункт………………………………………….…5-10

§ 1. Что такое контрапункт?...........................................................................5

§ 2. Виды контрапункта……………………………………………….……6

Глава II. Контрапункт, как средство выразительности

в документальных фильмах…………………………………………….…11-18

§ 1. Контрапункт звук и видео в документальном кино………………...11

§ 2. Контрапункт видео и слово в документальном кино…………….…14

§ 3. Контрапункт видео и видео в документальном кино……………….17

Заключение………………………………………………………..………..19

Список литературы………………………………………………..……….21

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Крутиковой В.Е..docx

— 54.81 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Костромской  государственный университет имени  Н.А. Некрасова» 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплинам специализации

КОНТРАПУНКТ. ВИДЫ КОНТРАПУНКТА

(звук  и видео, слово и видео, видео и видео) 

по  специальности 030601.65 «журналистика» 
 
 

              Выполнила:

              студентка 4 курса дневного отделения

              филологического факультета

              специальности «журналистика»

              Крутикова Валентина Евгеньевна 

              Научный руководитель:

              Елманов Виктор Сергеевич 
               
               
               

Кострома

2011

 

Оглавление

Введение..........................................................................…………………....3-4

Глава I.  Понятие контрапункт………………………………………….…5-10

§ 1. Что такое контрапункт?...........................................................................5

§ 2. Виды контрапункта……………………………………………….……6

Глава II. Контрапункт, как средство выразительности

в документальных фильмах…………………………………………….…11-18

§ 1. Контрапункт звук и видео в документальном кино………………...11

§ 2. Контрапункт видео и слово в документальном кино…………….…14

§ 3. Контрапункт видео и видео в документальном кино……………….17

Заключение………………………………………………………..………..19

Список  литературы………………………………………………..……….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Язык  экрана, как и любой другой имеет  свою систему выразительных средств, фиксируемых камерой и включающих в себя смысловую и эмоциональную  нагрузку.[1, стр. 3] Одно из таких средств – контрапункт. Контрапункт является, наверное, самым «ударным» приемом психологического воздействия в кино. И одним из самых сложных, но в тоже время он поражает зрителя своей выразительностью. Понятие, характерные черты и виды контрапункта мы рассмотрим в данной курсовой работе. Кроме того, на примере документальных фильмов определим, какие задачи режиссер решает посредством контрапунктического приема.

    Актуальность  данной курсовой работы обусловлена тем, что авторы неохотно используют контрапункт в своих фильмах. Одна из причин этого – размытое представление о сути данного приема и способах его создания. Многие авторы учебников кратко рассказывают об этом приеме, обходятся буквально двумя предложениями, не раскрывая сути.

    Проблема  данного исследования - место и роль контрапункта в документальных фильмах.

    Объект исследования: выразительное средство – контрапункт в документальном кино.

    Предмет исследования: эффективность и особенности употребления выразительного приема контрапункта.

    Цель  данной курсовой работы - выявить особенности использования контрапункта в документальном кино

    Для достижения намеченной цели ставились  задачи:

    1.Дать определение понятию – «контрапункт»; 

    2.Проанализировать и выявить особенности использования приема контрапункта в рассматриваемых документальных фильмах

    Данная  работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении - заявлены цель и задачи работы, определена актуальность исследования. В первой главе, состоящей из двух параграфов, мы обратимся к истории такого выразительного средства, как контрапункт, дадим определение данному понятию, а также рассмотрим, какие существуют виды контрапункта. Во второй главе на примере документальных фильмов: «Обыкновенный фашизм» М.Ромма; «Год високосный», «Коля Модный», «Спартанец» А.Погребного, «Меня убили на войне» В.Елманова, проведем анализ контрапунктов, особенности его использования и создания. В заключении работы дано определение понятию «контрапункт» и выделены его особенности.

    Данная  исследовательская работа может  быть использована как структурированное  пособие для студентов специальности «журналистика» и применяться на занятиях по дисциплинам специализации, а также может послужить базой для написания других исследовательских работ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Понятие контрапункт

§ 1. Что такое контрапункт? 

    «Прародителем»  документального контрапункта является контрапункт музыкальный. Контрапункт (лат. punctum contra punctum, punctus contra punctum — нота против ноты, буквально — точка против точки) — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов, отличающееся полным благозвучием. «Контрапунктом» также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических композиций (теперь полифония) [7.]

    Определение контрапункта, как приема документалистики, очень близко к определению музыкального контрапункта.

    Контрапункт в документальном фильме — осмысленное противопоставление или сочетание нескольких самостоятельных линий (звук, видео, текст), нередко противопоставленных друг другу по эмоциональной окраске, тональности или ритму. Прием контрапункта используется режиссерами, как смысловое ударение на те или иные значимые и кульминационные части фильма. Именно с помощью этого приема выделяемая часть становится более рельефной, заостряет на себе внимание телезрителя. Контрапункт всегда несет в себе большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Это – мысли автора и его отношение к происходящему, выраженные в художественном приеме.

    Контрапункт – это мысли, не сказанные напрямую, но при удачном использовании  этого приема – наталкивающие  зрителя на дальнейшие размышления. Прием контрапункта очень резкий, иногда рубящий все стандартные представления людей об этике и эстетике.

    Прием контрапункта может быть ведущим, на нем строятся целые фильмы. Так, по словам Ю.Шиллера, кино без контрапункта не существует. «Кино может быть в классическом понимании драматизировано, но оно и должно быть контрапунктическим. Так одна часть картины может быть противопоставлена другой, как противопоставлены в ней и основные идеи добро и зло, создание и разрушение, жизнь и смерть. Но это не противопоставление как таковое, это соединение несоединимого. Например, кадр, где мать кормит младенца рядом с могильным крестом или где над этой могилой произносят светлые, оптимистические стихи о красоте жизни. Через противопоставление автор как бы говорит – «Вот она жизнь. Жизнь, которая рождается на смерти и ее продолжает». [3, стр.92] 

    § 2. Виды контрапункта

    Контрапункт обычно создается самой жизнью, либо при помощи контрастного монтажа. В  повседневной жизни контрапункт  часто несет в себе комический смысл. Например, когда над кучей  мусора висит табличка с надписью «Распродажа!». Совсем другую эмоциональную  нагрузку несет контрапункт, созданный с помощью контрастного монтажа. Контрапункт могут создавать:

    Звук и видео. Особенно ярким является контрапункт, в котором один смысловой пласт (видео) контрастирует с другим (звук). Пример видеоизображение военного парада, сопровождаемое цирковым маршем.

    Контрастируя  с видео музыка «рождает» контрапунктический прием. Музыку принято делить на два вида:

    1.музыка в кадре – в любых вариантах, когда мы видим источник, причину звучания музыки на экране. Это может быть оркестр, который играет в данный момент в кадре, радиоприемник и даже наушники плеера. Например, когда в кадре мы видим духовой оркестр, а слышим пение церковного хора.

    2.Закадровая музыка всегда обусловлена авторским решением и может выполнять различные функции. Она может выражать отношение автора к происходящему действию. Может быть выражением чувств героя. Может создавать у зрителя определенное настроение и выполнять еще множество режиссерских задач. [4, стр. 102] В любом случае это будет преднамеренное заострение внимания на том, что происходит в кадре.  Например, во время бракосочетания включается «Марш Славянки». 

    Сергей  Эйзенштейн пишет, что контрапункт  может быть использован и внутри самой музыки, и в этом качестве музыка способна привнести на экран  дополнительный смысл. [4, стр. 121] Еще на заре звукового кино С. Эйзенштейн мечтал о звукозрительном контрапункте, при котором звуковой образ не был бы избыточным дополнением зрительного. Он даже сформулировал основной эстетический принцип звукового кино. По этому принципу «изображение сапога должно быть отделено от скрипа сапога, а скрип нужно «приставить» к изображению лица, прислушивающемуся к скрипу». [6, стр. 34]

    Итак, режиссер имеет возможность учитывать  и выявлять эмоционально-смысловой  потенциал драматизма фильма через  звукоряд. Зримое изображение само по себе не может дать необходимую  полноту художественной информации о происходящем в кадре. Оно нуждается  в смысловом углублении, для того что бы вполне выразить идеи. И видимая реальность уже по-новому представляется многоголосием звучаний, иногда не музыкальным, а шумовым.

    Шум тоже может выступать контрапунктом  с видео. От правильного использования  шумов зависит ощущение достоверности  происходящего на экране, его эмоциональное  воздействие на зрителя. Шумы подразделяются на две простые категории: синхронные и фоновые. [5 стр. 103]

    Синхронные  шумы. Само название этого вида шумов уже говорит об их главной особенности. Но их можно характеризовать и совсем иначе. Чаще всего к ним относят все шумы, имеющие единичное или повторяющееся, но отрывочное звучание. Стук дверцы автомобиля, шаги человека, удары волн о набережную, стук молотка и т.д. Но при этом зритель обязательно видит источник звука. Например, металлический лязг медицинских инструментов. Так же синхронные шумы могут контрапунктировать с видео. Когда под изображение того, как шагает человек, подкладывается звук скачущей лошади.

    Фоновые шумы. Этим термином обычно именуют  звуки, имеющие непрерывное или  продолжительное звучание без отчетливо  выраженных всплесков. Если даже при  наличии источника в кадре, оказывается, невозможно связать звук с конкретным действием этого источника, то такие шумы тоже относят к разряду фоновых. Такие шумы обычно выполняют функцию создания атмосферы, в которой происходит основное действие.[5, стр. 104]  Так, например, если под изображение города подложить несоответствующий интершум, например звуки леса – возникает прием контрапункта. 

    Слово и видео. Снять фильм, развить тему или раскрыть смысл проделанной режиссером работы, пользуясь лишь одними выразительными средствами камеры, зачастую бывает невозможно. Поэтому важнейшим компонентом документальных жанров телевидения становится слово.

    Экранное  слово, произнесенное в кадре  или за кадром, оживает, обретая богатство  красок человеческой речи. Нет сомнений в важности для языка экрана могучего средства выразительности – слова. Слово активизирует восприятие, углубляет  его, расширяет границы кадра, дает зрителю материал для раздумий.

    Диалектическая  связь слова и видео на экране сложна. Еще в начале 30-х годов С. Эйзенштейн указывал на то, что принцип контрапунктического сочетания звукового и изобразительного рядов – не единственный; возможно и прямое их сочетание, намеренное повторение словом того, что видно на экране (для усиления, например). Но все же основным принципом сочетания звука и видео остается то, что слово не должно повторять изображение. [4, стр.119]

    Примером  контрапункта видео-слово будет, когда  в кадре  мы видим свадебную  процессию, а в закадровом тексте говорится про похороны.

Информация о работе Контрапункт. Виды контрапункта (звук и видео, слово и видео, видео и видео)