Контрапункт. Виды контрапункта (звук и видео, слово и видео, видео и видео)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Данная исследовательская работа может быть использована как структурированное пособие для студентов специальности «журналистика» и применяться на занятиях по дисциплинам специализации, а также может послужить базой для написания других исследовательских работ.

Содержание

Введение..........................................................................…………………....3-4

Глава I. Понятие контрапункт………………………………………….…5-10

§ 1. Что такое контрапункт?...........................................................................5

§ 2. Виды контрапункта……………………………………………….……6

Глава II. Контрапункт, как средство выразительности

в документальных фильмах…………………………………………….…11-18

§ 1. Контрапункт звук и видео в документальном кино………………...11

§ 2. Контрапункт видео и слово в документальном кино…………….…14

§ 3. Контрапункт видео и видео в документальном кино……………….17

Заключение………………………………………………………..………..19

Список литературы………………………………………………..……….21

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Крутиковой В.Е..docx

— 54.81 Кб (Скачать)

    В финальном эпизоде  фильма использован контрапункт - в кадре показан вид из окна квартиры Огородниковых; крупным планом букет, который подарил Андрей своей жене. В закадровом тексте опять новостные криминальные сводки. Несмотря на то, что в мире царят хаос и разруха, в этой жизни есть по-настоящему счастливые люди.  Для них на данном этапе жизни не существует ничего кроме их семьи. Но режиссер оставляет финал открытым, так как это только  одна из ступеней их жизни.

    § 3. Контрапункт видео  и видео в документальном кино 

    Примером  данного контрапункта служит эпизод из первой главы документального фильма М. Ромма «Обыкновенный фашизм, в которой маленькая московская девочка смотрит на немецкого солдата, стреляющего в мать и ребенка, помогает перейти от лирических настроений современности к теме фашизма.

    Одним из самых сильных является контрапункт  – фотографии эсэсовцев в кругу  семьи с друзьями и тут же, те же самые бравые ребята на фоне трупов, они такие же довольные только фон поменялся. Они выполняют  работу, но плоды такого труда повергают  в шок. Насколько циничен, должен быть человек, что бы носить в нагрудном кармане вместе с фотографиями родных фотографии замученных ими же людей. Этим контрапунктом автор показывает нам, что для них ничего не стоит человеческая жизнь.

    Так же яркий пример такого контрапункта мы видим в фильме Виктора Елманова «Меня убили на войне». Автор заостряет наше внимание на моменте, когда идет съемка с движущегося БТР разрушенного бомбежками города; пустынные улицы. Вдруг камера останавливается на торцовой стене одного из домов, и мы видим огромный плакат с надписью: "Мир Кавказу! Мир всем!" (22мин. 52сек.). Он как немой укор войне, этой абсурдной войне.

    Яркие примеры контрапункта видео и  видео мы видим в фильме А.Погребного «Спартанец». Весь фильм выстроен на этом приеме. События, которые нам  показывает автор, происходят зимой. А  герой фильма Борис Степанович Мошонкин – ветеран спорта, одет совсем не по-зимнему: в одних шортах и сандалиях (иногда одевает свою знаменитую нитяную «колчужку», сшитую из картофельной сетки). Он всегда так одевается не зависимо от времени года, но автор не случайно решил показать героя именно в этот период. Тем самым автор показывает нам противопоставление жизненной философии Бориса Степановича, философии других людей. Герой выбрал для себя спартанский образ жизни, который не понимают,  не принимают окружающие. Иллюстрирует это фрагмент фильма, когда герой на автобусной остановке. В кадре мы видим Бориса Степановича в привычной для него одежде, а к нему подходит милиционер, спрашивает у него документы. У представителя органов правопорядка на лице недоумение. Также в этот момент мы видим и реакцию людей, которые наблюдают за происходящим: удивляются, смеются над ним, а кто-то жалеет, но никто не может просто принять это как данность.

    Также это подтверждает эпизод в начале фильма, где Борис Степанович делает зарядку на улице, растирается снегом, а в это время режиссер нам показывает реакцию соседей, их комментарии.

    В документальном фильме «Год високосный»  А.Погребного также есть примеры  этого вида контрапункта. В кадре  на крупном плане плакат с надписью: «Огородникова Андрея коллектив ПЧ-1 от всей души поздравляет с рождением доченьки! Желаем дочери - здоровья, родителям – терпения!». Далее идет проезд камеры, в кадре  рядом с этим плакатом вы видим объявление: «Внимание!!! Уважаемые граждане, в связи с террористическим актом в Москве просим вас проявить бдительность. При обнаружении подозрительных предметов, свертков, автомашин просьба сообщать по контактным телефонам: 02, 23-22-11» . При виде этого контрапункта возникает мысль о том, насколько непостоянна наша жизнь. Автор противопоставляет такие вечные понятия, как горе и радость. Он показывает парадокс мироустройства: если одни счастливы, то другие непременно страдают.  
 
 
 
 
 

    Заключение

    Подводя итоги нашей исследовательской  работы можно сделать следующие выводы:

    Контрапункт – это сочетание  двух самостоятельных  линий (музыка, видео, слово), противопоставленных  друг другу по эмоциональной окраске, тональности или ритму. Использование режиссером этого выразительного  средства обуславливается рядом задач, которые при помощи этого приема он решает:

    -акцентирует  внимание зрителя на конкретном  моменте фильма

    -выражает  свое отношение к происходящему

    -дает  новый поворот событиям

    -заинтриговывает  зрителя

    -наталкивает  зрителя на дальнейшие размышления

    В отличие от других выразительных  средств – контрапунктический прием  очень резкий. Автор и режиссер резко обнажает перед зрителем истину, и уже потом наталкивает его  на верный ход мыслей. Контрапункт  является ресурсом, дающим на своей  основе большой простор для творчества, для собственного осознания и  выражения той или иной проблематики. Контрапункт придает фильму обостренно-трагический  мотив.

    В кинематографе существует несколько  видов контрапункта – это видео  и слово, видео и звук, видео и видео. Но так как контрапункт мало изучен и в теории нет четко сформулированного описания приема, то анализируя фильмы можно выделить своеобразные вариации этого выразительного средства. Каждый режиссер может продумывать и реализовывать различные варианты контрапунктического приема. Ведь если выразительные средства не будут совершенствоваться, то в скором времени даже такой яркий прием как контрапункт может стать штампом. Хуже когда режиссер не использует в фильме яркие выразительные средства.

    В просмотренных фильмах, анализировавшихся в рамках данной курсовой, авторы и режиссеры в полной мере используют контрапунктический прием. «Полярные» темы уже сами наталкивают на противопоставление и столкновение: война и любовь, жизнь и смерть, горе и счастье, мечты и быт. И представить себе эти фильмы без приема контрапункта уже не возможно. Этот прием делает их ярче, выразительнее, эмоциональнее. Помогает во многом понять задумку автора и режиссера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

1.Горюнова  Н.Л. «Художественно-выразительные  средства экрана» в 3 частях. М.: 1998г.

2.Муратов  С.А. «Пристрастная камера» - 2-ое  изд., перераб. и доп. – Москва: 1991г.

3. Панфилов  Н.А. «Школа кинолюбителя» - М.: Аспект пресс 2002

4. Соколов А.Г. «Монтаж: телевидение, кино, видео». – М., 2001

5. Утилова Н.И «Монтаж» - М.: Аспект пресс, 2004

6. Эйзенштейн С.М. «Монтаж». Москва, ВГИК 1998. 193 стр.

7.http://ru.wikipedia.org/wiki/

8. www. Videozona.net

Информация о работе Контрапункт. Виды контрапункта (звук и видео, слово и видео, видео и видео)