Модель личности журналиста: характерные черты и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 16:23, реферат

Описание работы

Цель данного реферата определить качества и особенности личности человека, чей выбор - именно эта интересная и увлекательная профессия.

Содержание

1) Введение 3
2) Характерные черты и особенности личности журналиста
2.1 Направленность
2.2 Способности
2.3 Талант
2.4 Характер
2.5 Самоконтроль
3) Профессиональные требования 5
4) Заключение
5) Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат модель личности журналиста.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

актеру не обязательно быть интеллектуалом. В  журналистике подобное невозможно. Нам  никто не пишет текстов и не ставит мизансцен. Мы сами себе и режиссеры, и драматурги, и исполнители. И потому, собирая материал, все подчиняя этой цели, можем прикинуться кем угодно, оставаясь при этом умными, принципиальными, честными, великодушными, стоящими на четких мировоззренческих позициях, и во всех случаях жизни — порядочными. Именно эти качества, сочетаемые с любой временной маской, должны быть гарантом чистоты наших помыслов, а нам самим они дают возможность не заходить слишком далеко. Добавлю к сказанному, что журналист, действующий прямолинейно, какого бы ума и таланта он ни был, обрекает себя на великие трудности, которые, увы, не всегда преодолимы.» ()

      Я согласна с выводами В. Аграновского, что черту характера как порядочность – необходимо ставить во главу  угла.

      «Средства массовой информации обладают огромной силой, не только зеркально отражая общественное мнение, но и формируя его. И еще им манипулируя! Отсюда напрашивается такой (не дай Бог!) выход из положения: оставшись на чужом информационном поле, журналист переживает соблазн (вчитайтесь!) вчера добыть завтрашнюю новость и опубликовать ее сегодня. Как это сделать, если не купить за бешеные деньги, не придумать, не спровоцировать, не солгать, а в итоге не потерять человеческое и профессиональное лицо? Мало таких примеров в нашей реальности, мало публичных скандалов, мало судебных провалов и штрафов?»()

2.5 Самоконтроль — это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя.

      Самоконтроль  – очень важная профессиональная черта. Если, взять, допустим, специализацию  репортер. Такие специалисты всегда должны находиться в центре событий, важных для общественного освещения,  будь то открытие кино - фестиваля, или взятие террористами заложников. И в любой ситуации – от  самоконтроля журналиста зависит отношение общества к событию. В критических ситуациях журналисту ни в коем случае нельзя впадать в панику, что бы не показывать негативный пример.

      Самоконтроль  – важная черта при взятии интервью – люди разные, бывают и очень  капризные. Журналисты, обладающие высоким  уровнем самоконтроля – хорошие телеведущие, так как в студии очень важно не только сохранять личное спокойствие, но и успокоить оппонентов, если требуется, создавать спокойный климат для конструктивного общения.

 Журналист  должен считаться с критикой  в его адрес, и мнениями коллег о его работе.   
   Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства.

        Среди них основное место принадлежит  экзистенционально-бытийным свойствам  личности. Эти свойства связаны  с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире.     Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной. Личность с выраженными экзистенционально-бытийными свойствами является духовно богатой, цельной и мудрой. 
Таким образом, в рамках деятельностного подхода личность — это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенционально-бытийных целостных свойств личности
.

      Профессионал — это специалист в определенной области трудовой деятельности, достигший требуемого уровня мастерства для эффективного выполнения предписанных задач. С позиций психологических особенностей этого понятия, профессионал — это субъект труда, у которого профессионально важные для конкретной деятельности индивидуально-психологические особенности, во-первых, соответствуют требованиям этой деятельности (с точки зрения возможностей их реализации), во-вторых, представляют относительно устойчивую (для определенных условий) и пластичную структуру и, в-третьих, обеспечивают формирование и реализацию операционной (предметно-ориентированной) сферы личности, которая и определяет необходимый уровень эффективности труда.

      Подробнее профессиональные требования к данной профессии я рассмотрю в следующем разделе. 
 
 
 

      3Профессиональные требования

3.1 Требования профессиональной школы.

      Журналист, как правило  - человек с высшим образованием – специалист, бакалавр или магистр, а так же тот, кто имеет базовое высшее образование, и прошел дополнительную подготовку по журналистике (второе высшее образование, курсы, и т.п.). Часто, журналистами становятся филологи.

      Профессиональная  школа готовит специалистов по журналистике в соответствии с требованиями, как  социума, так и профессионального сообщества.

      Журналист должен обладать определенным набором  знаний, умений и навыков, которые отображаются в государственном образовательном стандарте.

      Далее, отмечу качества, специфичные для  современного журналиста: 
- способность использовать преимущества гипертекстовой структуры представления знания в целях повышения эффективности своих сообщений;  
- умение адаптировать свои материалы к возможностям используемых коммуникативных средств и способностью формулировать технические требования к развитию этих средств;  
- способностью определить рыночные характеристики, социальный статус, культурное значение своего информационно-коммуникативного продукта;  
- умением организовывать коллективные формы работы в Интернете;  
- способностью инициировать и поддерживать процессы освоения незнакомых знаниевых областей;  
- умением определять цели и ценности своих аудиторий и аудиторий изданий;  
- знакомством с правовыми основами своей деятельности;  
- знакомством с философскими проблемами развития коммуникаций, информационного общества, современного цивилизационного и культурного процесса, отечественной историей и культурой;  
- представлением о месте ноосферного сознания в структуре личности и его роли в социальном и профессиональном поведении человека, основах виртуалистики, синергетики, психологии массовых коммуникаций;  
- знакомством с креативными технологиями работы со знанием, основами методологии мыследеятельности и системного анализа;  
- знакомством с основами психологии безопасности информационной безопасности, и экологии информационных пространств;  
- компьютерной и телекоммуникационной грамотностью на уровне пользователя.
 
3.2 Образованность личности.

      Журналистский опыт актуализирует и развивает  широкий спектр компетентностей  и тем самым заставляет журналиста постоянно самообразовываться.  
В частности можно выделить следующие накапливаемые с опытом качества:  
- профессиональная компетентность и ответственность  
- умение работать с информацией с применением телекоммуникационных средств  
- поисковая исследовательская активность  
- самостоятельность и креативность  
- системное мышление  
- умение работать с текстом  
- умение организовывать коллективную деятельность  
- проектирование, прогнозирование, планирование  
- комплекс качеств менеджера  
- эрудиция  
- и др.
 

3.3 Самореализация.  Вероятно другой такой, столь же многогранной, как и многомерной профессии просто не существует
 
 
Возможность самореализации является следствием многокомпонентности и многомерности профессии. Действительно трудно назвать способность, которая не могла бы быть реализована в журналистике. Если человек обладает литературным талантом то он реализует его, готовя тексты, если музыкальными способностями, то это позволит ему стать редактором или ведущим музыкальных передач. Если он занимался спортом, то у него появляется шанс стать спортивным журналистом и т.д., и т.п. Если он имеет математические способности, то это может позволить ему стать хорошим аналитиком или заняться научной журналистикой. Это было сказано про профессиональные задатки, но и личностные человеческие свойства здесь также легко могут быть реализованы. Принципиальность сформирует позицию. Доброта – внимание к больным вопросам бытия. Храбрость – позволит работать с опасной информацией или в горячих точках. И так далее. Так что возможность самореализации в журналистике очевидна. Вместе с тем, нужно сказать, что ярко выраженный талант в какой то одной области до конца не сможет быть раскрыт в журналистике. Журналистика требует комплексности, и вследствие этого слегка поверхностна. И литературные, и музыкальные, и математические способности для нее - всего лишь средство для решения своих информацинно-коммуникативных задач. Так что, если Вы хотите заниматься математикой, а не использовать математику для журналистики, идите в математику, а не в журналистику.  
Впрочем, и то и другое в некоторых случаях можно совмещать.

 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      В реферате я рассмотрела составляющие личности, основные профессиональные качества журналиста и их соответствие. И пришла к выводу, что человек, решивший стать журналистом, независимо от таланта, способностей и характера, прежде всего должен любить свое дело, ревностно к нему относиться. Только при таком подходе, можно действительно найти в журналистике пути самореализации, удовлетворенность профессией, и добиться в ней успеха. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 
 

  1. Свитич  Л. Г. Введение в специальность: Профессия: журналист. Учебное пособие. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2007
  2. Психология. Учебник для гуманитарных вузов Под редакцией В. Н. Дружинина Издательство: Питер. ISBN
  3. Аграновский В. Вторая Древнейшая. Беседы о журналистике
  4. Интернет газета «Ростовская электронная газета» (РЭГ(№12 [114] 15.08.2005) Автор: Александр Калмыков
 
 
 
 
 
 

 
 

Структура профессии журналиста и анализ ее составляющих
 
 
 
 

RELGA – научно-культурологический  журнал широкого профиля, проблемно-тематическое направление которого не ограничивается. Продолжает традиции «Ростовской электронной газеты» (РЭГ) с уклоном в сторону

Информация о работе Модель личности журналиста: характерные черты и особенности