Морально-этические проблемы современного телевидения. На примере программы «Максимум» НТВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного исследования подтверждается современным состоянием морально-этических принципов на телевидении. В век глобализации, экономической борьбы, перелома архаичных ценностей, все чаще возникает вопрос о регуляции моральных принципов на телевидении. Некоторые считают, что с российским телевидением происходит тоже самое, что и со страной – упадок этических ценностей погоня за прибылью и т.д. Но со временем все очевиднее становится другая точка зрения – происходящее со страной во многом зависит от телевидения. На журналистах лежит ответственность перед обществом, перед огромной аудиторией, перед героями передач и фильмов, перед гильдией журналистов, которую они представляют. В последнее время наблюдается тенденция моральной деградации телевидения. Журналисты все чаще забывают о последствиях своих слов и действий, забывают о том, что экранные публикации могут сказаться на жизненных судьбах его героев и зрителей.

Работа содержит 1 файл

Введение 1.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Но для того, чтобы убедительно обосновать ответы на эти важнейшие смысложизненные и нормативные вопросы, этика стремится постичь природу морали и человека, источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей. Для этого этика должна была разрешить и собственно теоретические вопросы происхождения и сущности морали, о природе нравственной идеализации, о закономерностях развития морали, о способности человека быть субъектом морали и другие. А для ответа на эти вопросы необходимо было понять, что такое человек и общество, что представляет собой мир, в котором живет человек, как он устроен, как он развивается и как человек осознает себя в этом мире.

То есть потребность в этических знаниях как бы вызывала к жизни учения о том, что собой представляет мир, какова его природа, какое место занимает в нем человек и как он познает окружающий мир. Этика как «практическая философия» предполагала в качестве основания философию «теоретическую» - учение о бытии, учение о человеке, учение о познании. Сама же этика как бы завершает пирамиду философского знания, рассматривая ценностные и смысложизненные проблемы человеческой жизни и стремясь научить человека достойной и правильной жизни.[12]

Таким образом, в развитом виде этика состоит из:

      теоретической части – учение о морали, ее происхождении, сущности и функциях;

      практической части – нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни.

              Этика рационально осмысливает, развивает и формализует  некоторые интуитивно очевидные для индивидов истины о нравственных ценностях, придавая тем самым подобным интуитивным предположениям статус научно обоснованных положений.

              Таким образом, размежевание понятий этики и морали связано с различением, с одной стороны, доктринально и дисциплинарно оформленных жизнеучений (получивших имя этики), а с другой - совокупности особых регулятивных норм и принципов, составляющих содержание этических учений и  стихийно сложившихся и функционирующих в реальных социумах (мораль).
              Соотношение этики и морали можно интерпретировать двумя прямо противоположными способами, в зависимости от принятой методологической установки: либо этику рассматривать как составной элемент совокупного морального сознания, его высший (рациональный) слой, т.е. как самосознание морали, как моральную ("практическую") философию, - либо мораль рассматривать как "предмет" или "объект" этических изысканий и построений (т.е. трактовать этику как "философию морали", "теорию морали" или "науку о морали"). Оба этих истолкования мирно сосуществуют в современной моральной философии.[13] Мы в своем исследовании будем опираться на вторую концепцию и рассматривать мораль как предмет этики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3           Нормы и принципы как элементы морали, их классификация.

Нравственная норма – это правило действий человека, сформулированное его разумом на основе тех или иных моральных ценностей.[14]  Нормы рассматриваются в этике как один из важнейших элементов нравственности в целом.  И это связано с регулятивной функцией морали как её важнейшей социальной функцией.  Однако нормы играют важную роль не только в морали, но и в праве, в политике, в религии и в других сферах деятельности. Каково соотношение между нравственными и юридическими нормами как основными видами социальных норм? 

Собственно, норма – это определённое требование к поведению субъекта по реализации той или иной ценности.  Уже поэтому количество нравственных норм и принципов не ограничено.

«Нравственное сознание связано с другими формами общественного сознания, оно оказывает на них влияние и, прежде всего такая связь просматривается с правовым, политическим сознанием, эстетическим и религией. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения в обществе. Но если правовые принципы закреплены в законах и выступают как принудительная мера государства, то нормы морали опираются на общественное мнение, традиции и обычаи».[15] В законе выражена форма правовой организации общества, и закон связан с моралью. Но в то же время история знает немало примеров, когда вполне законные поступки и действия имели безнравственный характер, и, наоборот, преступившие закон люди являлись нравственным примером. В идеальном варианте в праве должна быть утверждена общечеловеческая мораль, но процесс выработки законов встречает немало трудностей и объективного, и субъективного характера.

Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна как и их единство.[16] В праве отражено понятие «морального вреда», однако мораль остается сферой высших идей, делом совести, которая служит критерием для исторических правовых реформ. То, что мораль может вступать в противоречие с правом, больше всего проявилось в практике тоталитарных режимов.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному, опираясь на трактат П. Бергера и Т. Лукмана[17],  можно отнести:

        право вырабатывается государством, мораль — обществом;

        право закреплено в государственных актах, мораль — нет;

        за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение и критика.

Мораль отличается от права и по субъекту регуляции.  Право обращено к человеку как к определённому гражданину, а мораль обращена к человеку как к личности.  Личность же есть ценность, которая не признаёт каких-то физических или политических границ.

Таким образом, мы можем заключить, что моральные принципы гораздо шире и всеобъятнее правовых норм, но в тоже время менее регулируемы. Поэтому нормы морали гораздо чаще нарушаются, чем нормы права, в том числе и в журналистике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Профессиональная этика

2.1 Происхождение профессиональной этики

              Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.

              Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.

Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше. [18]

              Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

2.2 Профессиональная этика как раздел этики

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.[19]

Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

      отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

      нравственные качества, личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

      взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

      особенности профессионального воспитания.[20]

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида.

Виды профессиональной этики.

Каждому виду человеческой деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики.

Профессиональные виды этики - это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов.[21]

Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера, журналиста и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность и патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине. Профессиональная этика журналиста требует правдивой и оперативной передачи информации.

Каждому из видов профессиональной этики – врачебной, педагогической, этики ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т. д. – присущи свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научная добросовестность, ответственность, личная честность. Судебная этика требует честности, справедливости, гуманизма (даже к подсудимому), верности закону.

Профессиональная этика является многозначным понятием.  Во-первых, это определённые кодексы поведения людей при выполнении ими своей профессиональной деятельности.  Во-вторых, это теория данных кодексов, способы  их обоснования. Актуальной является проблема соотношения профессиональной этики и общечеловеческой морали.  В целом, данное соотношение предстаёт разновидностью диалектического отношения части и целого.  Нельзя подменять общечеловеческую мораль профессиональной.[22]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Профессиональная этика журналиста

     Профессия предоставляет право журналисту и, более того, вменяет ему в обязанность вершить от имени общества публичный моральный суд над явлениями, привлекающими общественный интерес. Сам процесс журналистского труда, а главное, его результат, так или иначе, затрагивают интересы многих. Выбор темы и поиски адреса, определение цели публикации и отбор фактов, оценка поведения героя или характеристика ситуации, даже настроение материала – в каждой из этих «технологических» операций обязательно проявляется и отношение журналиста к тем, о ком и для кого он пишет. Таким образом, моральные отношения вплетены в содержание его работы, а сама она от начала и до конца предстает как нравственная по своему характеру деятельность. Отсюда и вытекает необходимость существования особой профессиональной морали, регламентирующей поведение собственного морального сознания. Ее основная функция состоит в том, чтобы согласовывать интересы зрителя и редакции, смягчать противоречия между двумя видами деятельности, из которых складывается журналистика, не допускать конфликта между потребностью аудитории в правдивой информации и задачами воздействия на нее диктуемыми издателем. В любом обществе это - трудный компромисс, но в нем всегда есть граница, которую нельзя переходить – правда. Так в чем же все-таки она должна проявляться, этика поведения современного журналиста? По отношению к кому или к чему должен быть этичен журналист? Какие именно кодексы морали и нравственности он должен соблюдать? И во всем ли? Этичны ли журналисты вообще или сама профессия не предусматривает соблюдения, каких – либо норм? Эти вопросы мы и попытаемся рассмотреть в этой главе.

Информация о работе Морально-этические проблемы современного телевидения. На примере программы «Максимум» НТВ