Научные работы и статьи периодической печати по проблемам государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:28, монография

Описание работы

Научные работы и статьи периодической печати являются одним из основных источников научной информации. Как правило, такие работы являются рецензируемыми (или реферируемыми). Это означает, что перед публикацией все статьи, присылаемые авторами для публикации в журнале, проходят проверку независимыми экспертами в областях, близких к тематике статей. Такой механизм позволяет публиковать только те научные тексты, которые не содержат методологических ошибок и недостоверной информации.

Работа содержит 1 файл

реферативный обзор.docx

— 41.44 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Т. РЫСКУЛОВА 

 

КАФЕДРА «Государственное регулирование экономики»

 

 

  

 

РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР 

                         по дисциплине: «Государственное регулирование экономики»    

              НА ТЕМУ:

Научные работы и статьи периодической 

печати по проблемам  государственного регулирования 

  

 

студент 121 группа 1-го курса(2) ДО

Елеева Ж.Ш.

ФАКУЛЬТЕТА:  Учёт и аудит

ПРОВЕРИЛА: Смагулова Ш.А.

 

Алматы, 2013 

 

 

Научные работы и статьи периодической печати являющются одним из основных источников научной информации. Как правило, такие работы являются рецензируемыми (или реферируемыми). Это означает, что перед публикацией все статьи, присылаемые авторами для публикации в журнале, проходят проверку независимыми экспертами в областях, близких к тематике статей. Такой механизм позволяет публиковать только те научные тексты, которые не содержат методологических ошибок и недостоверной информации.

Проблемы государственного регулирования  экономики наиболее полно, по моему  мнению, отражены в следующих работах:

 

  1. Ескараев О.К. Теория и практика рынка: учебное пособие. – Алматы, 2006. – 240 с.

В книге расскрываются: институт государственного управления, субъекты и объекты управления. Цели управления  
Кадровые технологии в системе государственной гражданской службы  
Сущность государственного регулирования экономики региона  
Приватизация государственного и муниципального имущества  
О несостоятельности предприятий и физических лиц  
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства  
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

  1. Салахов С.В., основные направления государственного регулирования экономики в     рыночных условиях. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2005г,выпуск №5. В статье раскрываются основные направления государственного регулирования экономики в рыночных условиях. Подчеркивает необходимость определения границ государственного вмешательства в экономику страны. Автор раскрывает основные методы государственного регулирования косвенные и прямое финансовое регулирвание. Косвенные методы, которые включают в себя: налоговую, амортизационную, кредитную и таможенную политику. Прямое финансовое регулирование: распределение бюджетных инвестиций, субсидии санируемым предприятиям, субвенции, дотации, трансферты территориям и т.д. Автор подчеркивает важность комплексности мер для эффективной реализации экономической политики.

  1. Аттапханов К.А. Фискальная система государства: роль и вопросы совершенствования. Международная экономическая академия Евразии, Алматы. Гылым, 1999 г. Автор раскрывает понятие фискальная система как исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель — стабилизация уровня совокупного спроса и, соответственно валового внутреннего продукта. Влияние фискальной политики на:

    • Совокупный спрос - при изменении любого параметра фискальной политики изменяется вся функция совокупного спроса. Влияние данных инструментов также можно выразить с помощью экономических мультипликаторов.

    • На совокупное предложение Предложение всех товаров и услуг обеспечивают фирмы, важные макроэкономические агенты. На совокупное предложение влияют налоги и трансферты; государственные расходы не имеют на предложение особого влияния. Налоги фирмы принимают как очередные затраты на единицу продукции, что заставляет их сократить предложение своего товара. Трансферты же, наоборот, приветствуются предпринимателями, поскольку они могут увеличить предложение предоставляемых ими услуг. Когда большое количество фирм проводят одинаковую политику предложений товаров, изменяется совокупное предложение всей рассматриваемой экономики. Таким образом, государство может влиять на состояние экономики с помощью правильного введения налогов и трансфертов

Стимулирующая политика

Если страна переживает депрессию  или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объёмов выпуска в большинстве случаев[9].

Сдерживающая  политика

Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики». В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать её высоких темпов в случае экономического бума[9].

Автоматическая  и дискреционная

Фискальную политику экономисты также  подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую. Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике. Например, потерявшая свое состояние во времена войны домохозяйка будет платить тот же самый процент, но уже от меньшего дохода, следовательно, размеры налогов для неё автоматически снизились.

недостатки:

    • Эффект «Crowding-out»

Данный эффект, также известный  как эффект вытеснения проявляется при увеличении государственных закупок товаров и услуг с целью стимулирования экономики. Признается как основной недостаток фискальной политики многими экономистами, особенно представителями монетаризма. Когда государство увеличивает свои расходы, ему требуются деньги на финансовом рынке. Таким образом, на рынке заемных средств растет спрос на деньги. Это приводит к тому, что банки повышают цены за свои кредиты, то есть увеличивают свою процентную ставку по таким причинам как мотив максимизации прибыли или просто нехватка денег для выдачи в кредит. Повышение ставки процента не любят инвесторы и предприниматели фирм, особенно начинающих, когда у компании нет собственного «стартового» денежного капитала. В итоге, из-за высоких процентных банковских ставок, инвесторам приходится брать все меньше кредитов, что ведет к снижению инвестиций в экономику страны. Таким образом, стимулирующая фискальная политика не всегда эффективна, особенно если в стране не развивается должным образом бизнес любого рода. Возможен и эффект «Crowding-in», то есть увеличение инвестиций из-за сокращения государственных расходов[10][1].

  • Другие недостатки

Дисбаланс государственного бюджета: постоянные операции государства со своим бюджетом может привести к неэффективности его распределения. Так например, правительство не может регулярно повышать свои расходы, чтобы увеличить свой ВВП, поскольку оно, как и любой макроэкономический агент, может нести убытки, что очевидно не в интересах государства[11].

Неопределенность: состояние экономики невозможно предсказать идеально точно, поскольку не все агенты в экономике действуют рационально или так, как хотелось бы государству. Не всегда удается точно определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний. Ошибочное проведение не той политики может серьёзно сказаться на экономике[12]

  1. Васильев В.П. Государственное регулирование экономики.- Москва, 2010г, 290с.    В учебном пособии дано комплексное изложение теории и практики государственного регулирования экономики. Наряду с механизмами бюджетно-налогового регулирования рассмотрено воздействие государства на финансовую, инвестиционную, инновационную и социальную сферы.  Автор     выделяет сферы за которые отвечает государство, это:                                           

                                                               

    • Фискальную политику (бюджет, налоги)
    • Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)
    • Регулирование внешней торговли
    • Регулирование распределения доходов

            Выделяет следующие механизмы  регулирования:

  • Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.
  • Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.
  • Правовое регулирование - изменение существующего законодательства.

В учебнике рассматриваются  следующие формы регулирования:

  • Государственные целевые программы (социальные)
  • Прогнозирование
  • Моделирование ситуаций

Автор  выделяет  техническое  регулирование. Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

  1. Генри Хэзлитт. Типичные ошибки государственного регулирования экономики. – Уштюн, Коннектикут. 1946г, 340 с.Книга написанная блестящим стилем, является уникальной в том, насколько интересно, доступно и понятно излагает сложнейшие проблемы государственного вмешательства и регулирования экономики. Как показывает практика, проблемы, описанные автором на примере анализа взаимодействия государства и экономики США, широко встречаются и в других странах. Книга выдержала ряд переизданий, настоящий текст является переводом с полностью переработанного издания 1978г. Как показывает практика, книга Г.Хэзлитта актуальна до сих пор. Целью написания этой книги было подчеркнуть роль основных экономических принципов и тот ущерб, который наносится именно их игнорированием, а не нарушением каких-то конкретных законов. Иллюстративный материал книги отражал в основном американский опыт, однако описываемый мною вид государственного вмешательства в экономику стал настолько интернациональным по своему характеру, что многим иностранным читателям казалось, что я описываю экономическую политику именно их стран. 
          Тем не менее, труд тридцатидвухлетней давности теперь требует серьезной переработки. В дополнение к тому, что весь иллюстративный материал и статистические данные были заменены на современные, я переписал главу о контроле над арендой, поскольку даже многие обновленные в 1961 году рассуждения сегодня, в 1978 году, уже устарели. В этой книге представлен анализ экономических ошибок, которые встречаются в последнее время столь часто, что стали чуть ли не повсеместным явлением. Этому помешала лишь противоречивость самих ошибок, разбросавших сторонников одинаковых посылок по сотне разных экономических школ; по той простой причине, что в вопросах, касающихся практической жизни, невозможно постоянно заблуждаться. Но различие между любой новой школой и старой заключается всего-навсего в том, что одна из групп быстрее осознает абсурдность, к которой ее ведут ошибочные посылки, и с этого момента она становится непоследовательной, либо невольно 
          отказываясь от своих ошибочных посылок, либо принимал выводы, вытекающие из них, как менее беспокоящие или нереальные, чем те, которые потребовала бы логика. 
          Однако, в настоящее время в мире нет ни одного правительства крупной страны, на экономическую политику которого не воздействовали бы некоторые из этих ошибок, не говоря уже о почти полной зависимости от их практического преломления. Возможно, наиболее короткий и верный путь к пониманию экономики заключается в анализе подобных ошибок, и в особенности главной из них, от которой проистекают все последующие. В этом и заключается предназначение этой книги с ее несколько амбициозным и воинственным названием. 
          Вследствие сказанного, данная книга является лишь началом в постановке указанной проблемы. При этом она не претендует на оригинальность в отношении изложения любых основных идей. Скорее, в ней делается попытка показать, что многие из идей, которые считаются выдающимися инновациями и передовыми достижениями, фактически являются всего лишь возрождением старых ошибок и лишним подтверждением изречения о том, что те, кто не знает прошлого, обречены на его повторение. Автор поднимает вопрос о том, что общественные работы приводят нацию к налогам. Налоги в свою очередь  являются камнем преткновения для производства.

 

  1. Государственное регулирование рыночной экономики. Под общ.ред. д.э.н.,  проф.   В.И. Кушлина  и  д.э.н.,  проф.  Н.А. Волгина.  Москва «Экономика», 2000 г.

В книге раскрываются цели, задачи и объекты государственного регулирования  рыночной экономики, границы вмешательства  государства в экономику. Контроль над ценообразованием. Современное  состояние государственного регулирования  экономики в России и тенденции  его развития. Ценбразвание орпеделяется как установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами. Цель ценообразования: обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию, таким образом, чтобы получить максимальный объем продаж с минимальной потерей маржинальности.

Задачи:

  • Анализ типовой активности клиента;
  • Определение характерной частоты покупок ;
  • Анализ отклонений в поведении клиента ;
  • Анализ популярности и сезонности товара;
  • Анализ успешности ценового предложения;
  • Принятие решения о расчете новой цены. Расчет новой цены.

Методы ценообразования:

  • затратный метод;
  • рыночный метод потребительской оценки;
  • рыночный метод следования за лидером;
  • аукционный метод;
  • тендерный метод;
  • параметрический метод;
  • метод удельных показателей;
  • метод структурной аналогии;
  • агрегатный метод;
  • балловый метод;
  • метод корреляция-регрессионного анализа;
  • психологическое ценообразование.

значимость контроля и анализ ценообразования:

  • Без анализа, производитель или торгующая компания, не сможет продать (предложить) конкурентоспособную цену на потребительском рынке. Потому что, нужно знать основные факторы влияющие на ценообразование: кто производит данный товар или его аналоги, какого качества, себестоимость товара, логистика и количество торгующих организаций данным товаром в вашем регионе.
  • Торгующая организация не сможет закупить товар по низкой цене, так как данный товар могут продавать тысячи организаций из-за чего разброс цен может быть большим.
  • Контроль и анализ (маркетинговые исследования) ценообразования, очень сложный и трудоемкий бизнес-процесс, который требует от предприятий больших трудозатрат и бюджета.

Информация о работе Научные работы и статьи периодической печати по проблемам государственного регулирования