Особенности и отличительные черты радио от других средств СМК

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной курсовой работы является радиовещание.
Предметом курсовой работы является особенности и отличительные черты радио.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности и отличительные черты радио как средствоа массовой информации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть эстетические основы радиовещания;
2. Рассмотреть особенности и отличительные черты радио.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….....2
2.Глава 1. Основа радиовещания ……………………………………………....4
3.Глава 2. Особенности и отличительные черты……………………………...9
4.Приложение…………………………………………………………………...19
5.Библиографический список…………………………………………….........22

Работа содержит 1 файл

курсов.docx

— 45.30 Кб (Скачать)

Второй  этап освоения темы – специализация радиожурналиста.

Заметим, что, не найдя своей оригинальной темы, корреспондент вряд ли сможет стать сколько-нибудь заметной творческой личностью даже при наличии несомненного таланта. Хорошо, если человек, вступивший на журналистскую стезю, сразу находит  ту тропку, по которой ему интересно  идти. Радио знает десятки имен журналистов, которые добились признания  именно благодаря тому, что мы понимаем под суховатым словом «специализация».

Это вовсе  не означает, что на радио нет  профессиональных областей, требующих  широты охвата, нет своеобразного  многоготемья, характеризующего, например, деятельность собственного корреспондента в том или ином регионе или  работу ведущего информационно-публицистической программы. Но такая широта охвата также  является своеобразной специализацией журналиста, и она необходима, как  и обязательное знание тех или  иных особенностей региона, его истории, языка и культуры.

Специализация, безусловно сужая круг затрагиваемых  вопросов, позволяет в то же время  глубже проникать в их суть, раскрывать их, что называется, с уже готовыми доказательствами и фактами в  руках. Она предусматривает не только знакомство журналиста с литературой и подбор информации по избранной тематике, но и организацию, и постоянное ведение им специального справочного аппарата, т.е. наличие своеобразного досье.

Досье журналиста – это прежде всего жизненный опыт и, конечно же, знания, накопленные им в период общей предварительной подготовки, о которой говорилось выше (такие знания, естественно, должны быть активно использованы на всех этапах работы); это понятия об основных и наиболее актуальных сторонах избранной тематики и «подходах» к ней, представление об этических рамках данной проблематики; и, наконец, это знание истории, географии, культуры региона, на который работает эфирный канал.

Кроме справок в Интернете хороший  журналист пользуется газетными  вырезками, сообщениями информационных агентств, справочниками по избранной  специализации. Эти материалы могут  быть заложены в личный или редакционный компьютер, куда могут также заноситься лучшие написанные на данную тему материалы  – как собственные, так и коллег. В это же досье вносятся запомнившиеся  фразы, цитаты, по тем или иным причинам не использованные в предыдущих передачах  удачные приемы, «задумки», заголовки  и т.д.

Журналист всегда должен быть готов при необходимости  использовать этот материал. Хотя порой  на то, чтобы накопленный и бережно  хранимый материал пригодился (или, как  говорят журналисты, заряд «выстрелил»), могут уйти годы. Подобные наработки  должны всегда находиться под рукой, но чтобы и их легко можно было найти, необходима строгая система  их подбора и хранения.

Среди всех каналов массовой коммуникации радиовещание обладает самой высокой  проникающей способностью. По масштабу охвата населения и значимости в жизни людей с ним трудно конкурировать не только газетам, но и родственному электронному средству – телевидению. Радиовещание остается надежным спутником человека, естественной средой его повседневного существования даже в условиях, затрудняющих или исключающих контакт с миром с помощью других способов общения.

Способность радиовещания включать в сферу своего действия огромные массы людей, возникшее  с его появлением качественно  новое освоение пространственных, аудиторных возможностей связаны с рядом  факторов физического и психологического характера, присущих природе радио:

– во-первых, это свойство электромагнитных колебаний (волн), несущих сообщение, проникать  в любую покрываемую передатчиком точку пространства, т.е. то, что можно  назвать вездесущностью радиовещания;

– во-вторых, компактность и мобильность на современном  уровне электроники приемных устройств, которые, обеспечивая стабильное и  достаточно высокое качество приема, могут сопровождать человека в любых  условиях его жизнедеятельности  практически круглосуточно.

Изменение характера обращенности к аудитории повлекло изменение стилистики вещания и уточнение содержания радиопередач: с одним собеседником, разумеется, нельзя общаться так, как с людьми на многотысячном собрании.5

Радиовещание  сегодня адресует свои передачи многочисленной аудитории, которую можно разделить  на две категории. Первая – это  потенциальная аудитория. Она включает всех слушателей, которые находятся в зоне «охвата» станции и имеют возможность принимать ее программы. Вторая – реальная аудитория. Это та часть слушателей, которые ориентированы на данную станцию, постоянно настраивают свои приемники на ее волну и считают станцию «своей».

Рассмотрим  особенности взаимодействия между  выступающим по радио и аудиторией  средств массовой информации.

Анализируя  особенности общения по радио, можно  выделить два ключевых момента: 1) влияние  характера радио аудитории на поведение выступающих; 2) факторы, определяющие привлекательность или непривлекательность  образа выступающего в глазах аудитории.

Рассматривая  характерные особенности радио  аудитории, отечественный психолог А.А. Леонтьев обратил внимание на ряд  психологических трудностей, с которыми не встречается выступающий в  «живой» аудитории, но которые возникают  у человека во время выступления  по радио или телевидению.6

Во-первых, коммуникатор не видит своей аудитории, следовательно, он лишен возможности  непосредственно регулировать средства воздействия на слушателей, сообразуясь  с их реакцией. Чтобы  выйти из затруднения, вызванного отсутствием обратной связи, необходимо прогнозировать, представить, как эта невидимая аудитория может реагировать на то, что было сказано. Оптимальный путь  такого прогнозирования, по-видимому, предполагает как бы мысленное сужение этой аудитории до «своей», до той, которую коммуникатор хорошо знает.

Во-вторых, радио публика не просто рассредоточена в пространстве — она рассредоточена «психологически.» Люди становятся радио аудиторией случайно, без объединяющего  их мотива, интереса, цели. Если обычный  оратор имеет дело с людьми, уже  заведомо представляющими собой  некоторое психологическое единство, то в условиях радио публичное  выступление требует с самого начала усилий по привлечению внимания слушателей, включая специфическое  построение самого выступления, особую манеру поведения выступающего, т.е. все, что могло бы их заинтересовать. И хотя иногда интерес может вызвать  сама тема выступления или популярность передачи, в которую приглашен  выступающий, все-таки чаще всего коммуникатор сталкивается с необходимостью самому «подготовить почву» в умах или слушателей для восприятия своего выступления.

В-третьих, аудитория радиовыступления практически  не поддается «заражению», поэтому  манера обращения, сам способ говорить с нею должен отличаться от обычной  публичной речи. Интерес к передаче и мнение об ее достоинствах и недостатках  складываются обычно как единое мнение семьи или другой группы людей, воспринимающей совместно. Поэтому выступление  должно не только привлекал» внимание (интерес), но и постоянно поддерживать его.

В-четвертых, человек слушает радио, так сказать, в «мягких туфлях», в домашней обстановке, что не может не влиять на требования как к форме, так  и к содержанию выступления. От публичного выступления по радио ожидается, с одной стороны, сохранение некоторой  отстранённости, а с другой —  доверительность, неофициальность.7

В-пятых, аудитория радио гораздо более  разнообразна, чем аудитория «живого» публичного выступления. Поэтому выступающий  должен ориентироваться на очень  разный уровень слушателей.

Аудитория, с которой, имеет дело выступающий  по радио, определяет особые требования к его речевому поведению.

Каковы  же основные особенности контакта радиожурналиста  и аудитории, обеспечивающие успех  станции?

1. Аудитория  радио рассредоточена в пространстве. Адресованная множеству людей,  сотням тысяч, а иногда и  миллионам, радиопередача воспринимается  слушателем индивидуально или  в малой группе из двух-трех  человек. Поэтому журналистский разговор со всеми становится одновременно разговором с каждым в отдельности. Преодоление этого объективного противоречия между массовой направленностью и индивидуальностью приема радиопередачи является одним из важных критериев профессионализма радиожурналиста и требует, с одной стороны, умения говорить на языке потребностей и мотивов поведения всей аудитории, выбирать темы и содержание, актуальные для нее, а с другой – особого стиля общения: не пафосно-декламационного, не официально-делового, не панибратски-амикошонского, как это иногда бывает, а доверительно-межличностного, уважительного по отношению к собеседнику – слушателю.

2. Аудитория  радио не просто рассредоточена  в пространстве, она рассредоточена  психологически. Настраивающие приемник  оказываются в поле действия  передачи чаще всего без сложившейся  предварительной установки на  восприятие в той степени, какая  бывает у телезрителей, начинающих  смотреть выбранную передачу  после ознакомления с программой. Если публично выступающий оратор  имеет дело с аудиторией, представляющей  собой некое психологическое  единство в связи с причиной, побудившей ее собраться вместе, то положение «входящего в  дом» радиожурналиста сложнее:  в своем сообщении ему предстоит  каждый раз создавать и вызывать  мотив заинтересованности у своих  слушателей, чтобы привлечь и  удержать их внимание.8

3. В  радиоаудитории слабо или не  всегда работает фактор обратной  связи, как это имеет место,  например, в театре, на концерте  или во время публичного выступления,  где иногда с помощью умелого  воздействия на часть слушателей  можно активизировать и «захватить»  сразу всю аудиторию. Слово  радиожурналиста должно дойти  до каждого в отдельности, кто  находится у радиоприемника, и эффективность его работы будет измеряться суммой индивидуальных впечатлений слушателей.

Так же важно учитывать, что при формировании образа коммуникатора в равной степени  имеют значение два ряда факторов, определяющих отношение, во-первых, между  коммуникатором и сообщением, во-вторых, между коммуникатором и аудиторией.

Каждый  ряд содержит свою систему характеристик.

Наиболее  значимы для первого ряда отношений  следующие характеристики коммуникатора:

• знание того, о чем он говорит;

• его  искренность, правдивость, убежденность в том, что он говорит;

• умение донести свои знания, мысли до аудитории.

Среди характеристик, наиболее значимых для второго ряда отношений, можно назвать следующие качества коммуникатора;

• знание своей аудитории;

искреннее уважение к аудитории;

• умение общаться с ней на равных, не поучая, не заискивая, не занимаясь самолюбованием.

Аудитория тонко чувствует отношение к  себе. Степень ее доверия и симпатии к выступающему зависит от таких  его важных качеств, как авторитетность и компетентность, внешняя привлекательность  и тактичность.

На разных этапах общения эти качества могут  играть разную роль. Например, на начальной  стадии эффект привлекательности может  возникнуть лишь благодаря внешности  выступающего и его манере держаться, а представления о компетентности и авторитетности формируются на основе информации о его образовательной  подготовке и социальном положении. Однако, чем длительнее общение, тем  большее воздействие будут оказывать  перечисленные выше характеристики коммуникатора в отношении как  к аудитории, так и к тому, о  чем он говорит. 
 
 

 

Заключение.

На данный момент, радио является самым доступным  и дешевым средством массовой информации из всех существующих в  современном мире. Также стоит  заметить, что радио ненавязчиво. Его можно слушать и не терять контакта с внешним миром, управлять  автомобилем, например. То есть радио  можно слушать в фоновом режиме, оно не столь требовательно к  людям, чтобы те в свою очередь  предельно концентрировали свое внимание, даже радионовости практически  лишены аналитических материалов, а  основные радийные вопросы «Что? Где? Когда?» ориентированы на безусловное, не критическое восприятие. Также  и от радиослушателя требуется не окончательное, точно аргументированное  мнение, а всего лишь осведомленность  о существовании предмета передачи.

Информация о работе Особенности и отличительные черты радио от других средств СМК