Особенности и отличительные черты радио от других средств СМК

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной курсовой работы является радиовещание.
Предметом курсовой работы является особенности и отличительные черты радио.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности и отличительные черты радио как средствоа массовой информации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть эстетические основы радиовещания;
2. Рассмотреть особенности и отличительные черты радио.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….....2
2.Глава 1. Основа радиовещания ……………………………………………....4
3.Глава 2. Особенности и отличительные черты……………………………...9
4.Приложение…………………………………………………………………...19
5.Библиографический список…………………………………………….........22

Работа содержит 1 файл

курсов.docx

— 45.30 Кб (Скачать)

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….....2

2.Глава  1. Основа радиовещания ……………………………………………....4

3.Глава  2. Особенности и отличительные черты……………………………...9

4.Приложение…………………………………………………………………...19

5.Библиографический  список…………………………………………….........22 

 

Введение.

У истории  XX века практически нет иного столь яркого примера взаимодействия и взаимовлияния, как радио и другие каналы массовой информации. Всего три десятилетия относительно спокойной жизни технический прогресс дал радиовещанию для упрочения своих позиций. Уже в середине 50-х годов о нем высказывались как о «факире на час». Если принимать во внимание время существования нашей цивилизации, то три десятилетия – это даже не час, а мгновение.

Из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым», «комфортным») для  восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой  квартиры, хозяйственными делами и  т.п.). Колоссальную часть аудитории  радио во всех направлениях вещания - от музыкальных программ, новостных  выпусков до передач литературно-драматических  композиций и «радиокниг» - составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. Более того, разнообразие интересов  именно этой части аудитории стимулировало  значительное расширение жанрово-тематических параметров вещания (что в свою очередь  способствовало увеличению числа современных  форматов радиостанций, а также увеличению количества самих станций). 
Тема актуальна, так как в структуре современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Ни телевидение, ни кинематограф даже на рубеже XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий.

Объектом  данной курсовой работы является радиовещание. 
Предметом курсовой работы является особенности и отличительные черты радио. 
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности и отличительные черты радио как средствоа массовой информации. 
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 
1. рассмотреть эстетические основы радиовещания; 
2. Рассмотреть особенности и отличительные черты радио.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Основа радиовещания

Радиовещание  осуществляется в звуке и только в звуке. Акус-тичность радио наряду со способом доставки его сообщений составляет сердцевину специфики этого средства массовой коммуникации. Здесь заложены и большие возможности, и некоторые ограничения радиовещания.

Говоря  о содержании термина «радио язык», неверно отождествлять его с одной из составляющих – только со словом. Значение этого термина значительно шире, оно охватывает сложную структуру звуковых элементов, формирующих содержание и структуру любого радиосообщения, т.е. включает в себя как равноправные речь, музыку и шумы.1

Человек живет в мире звуков и зрительных образов, и на первых порах своего существования массовая коммуникация востребовала лишь малую долю возможностей его аппарата восприятия.

Известно, что самую большую часть информации люди получают при помощи зрения, путем  прямого наблюдения окружающей действительности; почти две трети времени своего бодрствования они проводят в  речевом общении, причем в три  раза больше говорят и слушают, чем  читают и пишут.

Поэтому возникновение аудиовизуальных  массовых средств – радиовещания, а позже и телевидения –  распахнуло аудитории дверь в  полифонию и многоцветие звучащего  и видимого мира, прорвавшегося сквозь абстракцию письменного и печатного  описания, открыло человеку возможность  более естественных способов получения  информации.

Звук, звуковое общение обладают богатейшими возможностями  воздействия на рациональную и эмоциональную  сферы человеческого сознания. Ораторы, поэты, музыканты, педагоги, психологи  с давних времен и до наших дней анализировали механизмы звукового  воздействия на слушателей, пытаясь  разобраться в них.

Голос – тончайший инструмент межличностного общения. Вот почему в звучащей речи слово несет в себе неизменно  больше эмоциональной и семантической  информации (впрочем, эти две стороны  сообщения испытывают непрерывное  взаимовлияние), чем в речи письменной: ведь звучание позволяет словесным  образам воплощать и передавать чувства, переживания и настроения непосредственно, интонационно, подобно  тому, как это делает музыка.

Звуковые  сообщения способны производить  в человеческой психике, подсознании  и сознании потаенные, скрытые, внутренние эффекты, механизм которых еще не до конца познан наукой. Они активизируют сферу воображения.

Основной  принцип вещателя, как и коммуникатора  любого другого массового канала, – минимизация усилий аудитории  на доступ к информации. С точки  зрения технического обеспечения доставки сообщений для радиовещания это  означает, что в любом месте  расчетной «покрываемой» зоны сигнал станции должен быть мощным и устойчивым, чтобы мог без помех приниматься  на любой бытовой приемник и обеспечивать аудитории комфортное прослушивание  передач.

Затраты на техническое функционирование канала и производство программ составляют основные статьи расходов и оплачиваются вещателем.

Особенность доставки радиосообщения состоит в  том, что оно не может быть «продано»  конечному потребителю-слушателю  как специфический товар, например, как номер газеты или журнала, за исключением случаев с «подписными» кабельными радиоканалами. Затраты  станции на доставку передач (профессиональный термин «распространение сигнала») и их производство в современных условиях очень велики. Вероятно, эти затраты невозможно покрывать взиманием абонентной платы с аудитории.

Основными источниками средств для государственных  каналов радио являются бюджетные  ассигнования, доходы от рекламы и  некоторых форм деятельности – таких, к примеру, как коммерческое использование своих звуковых программных фондов, подготовка заказных передач и т.д. Коммерческие радиостанции существуют на доходы от продажи вещательного времени, рекламы – одной из разновидностей такой продажи, на спонсорские субсидии и за счет попутного маркетинга (печатные, звуковые издания и др.)

Восприятие  радиопередачи – динамичный процесс, находящийся под влиянием многих психологических факторов. Слушание радио для аудитории, как правило, не только не единственное, но чаще всего  второстепенное занятие (это природное  ограничение радио – одновременно и его достоинство), и «слушать»  не обязательно означает «слышать».

Обычно  выделяют следующие типы слушания радио.2

Поисковое когда слушатель, вращая ручку или нажимая кнопки настройки приемника, проводит ориентацию в эфире, ищет, на чем остановить свой выбор. Это этап подготовки к слушанию. Дальнейшее развитие событий зависит от того, предложит ли ему радио нечто отвечающее в данный момент его духовной потребности и эмоциональному состоянию. Слушатель не останется на волне данной станции, если передача раздражает его или не соответствует настроению.

В зависимости  от полноты удовлетворения интереса активизируются различные механизмы  внимания человека, возникают другие типы слушания.

Фоновое когда радиопередача является элементом окружающей обстановки, находится на периферии восприятия и затрагивает лишь частично или не затрагивает вовсе сферу сознания слушателя. Его внимание находится в «дремлющем режиме» и одновременно в готовности активизироваться под действием нового, сильного речевого или музыкального стимула, изменения темы или формы материала. Исследователями психологии массовых информационных процессов подмечено, в частности, что внимание радиоаудитории автоматически обостряется на несколько секунд после окончания предыдущего сообщения и в начале следующего, т.е. на время, необходимое для решения: принимать или отбраковать его.

Выборочное, или селективное, когда воспринимаются лишь части, фрагменты программы или сообщения, которые сознание слушателя выделяет и фиксирует как центры интереса. Промежутки между ними превращаются в пустотные с точки зрения нового восприятия временные интервалы, используемые сознанием для осмысления значения информации, выхваченной из непрерывно передаваемого потока.

Сосредоточенное когда с установкой на полное понимание и запоминание слушается все сообщение или группа сообщений. Даже при наличии серьезных мотивов, специального интереса сосредоточенное слушание требует определенных затрат психической энергии и, что существенно, отстранения от других дел и потому является, скорее, исключением, чем правилом, в общении аудитории с радио.

Названные типы слушания не всегда можно вычленить  в чистом виде. Чаще всего люди слушают  радио в фоновом и выборочном режимах. Однако все перечисленные  способы контакта аудитории с  радиостанцией непрерывно взаимно  переплетаются, переходя один в другой. Под влиянием обстоятельств одну и ту же передачу различные люди слушают по-разному.

В приведенных  характеристиках типов общения  радио и аудитории постоянно  используется слово «внимание». Без  этого понятия невозможно обойтись, когда речь заходит о последнем  звене коммуникационной цепи, которое  обозначается как «получатель сообщения».

Эффективность радиопередачи, мера ее воздействия  на аудиторию находятся в прямой зависимости от точности и мастерства в выборе комплекса выразительных  средств, накопленных в арсенале радиожурналистики. Успех человека у микрофона зависит не только от того, как логично, умно и аналитично он рассказывает о событии или  об окружающем мире, но в равной степени и от того, насколько эмоциональным будет его эфирное повествование, в какой степени затронет он и разум, и чувства слушателя.

В практике вещания прослеживаются разные тенденции  в отношении к звуковому образу, в том числе и к его упрощению, к «скупости красок», доходящей  порой до полного отказа от всех выразительных средств, кроме слова. Появлялись даже попытки подвести теоретическую  базу под это явление, когда любое  проявление индивидуальности журналиста или диктора у микрофона, любое  его стремление придать радиосообщению эмоциональную окраску расценивалось  как подрыв авторитета официального органа пропаганды: «Радио ведь не ваше, а государственное».3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Особенности и отличительные черты

Любая передача для журналиста начинается с определения той цели, которую  он ставит перед собой, готовясь к  ней. Любое жизненное событие, социальное или культурное явление многогранны  и потому уже при выборе темы требуют  от журналиста формирования своеобразной рамки, осознания границ проблемы. Все  это помогает сосредоточению внимания на главном сначала самого журналиста, а потом и аудитории.

В некоторой  степени выбор темы уже предопределен  специализацией редакции, радиоканала  или радиокомпании, ее основными  тематическими направлениями, форматом. У каждой радиостанции – своя проблематика, в которой журналист должен разбираться достаточно глубоко и основательно.

Таким образом, выбор редакции – первый и важнейший этап в определении главной темы журналистского творчества. Самое важное в русле этой главной проблемы – процесс накопления знаний, умение оценить новое явление или факт.

Часто возникает ситуация, когда молодой  и бесспорно талантливый журналист  быстро «выдыхается», и тогда к  его передачам, репортажам или комментариям теряют интерес и слушатели, и  коллеги. Причина проста: ему не хватило  знаний, эрудиции. «Культурный слой», на котором он пытался возвести «свое  здание» в эфире, оказался слишком  тонок... (Отсюда столь заметное в 90-е  годы стремление журналистов к «сильнодействующим»  средствам в лексике, но об этом речь впереди.) И он начинает повторять  азбучные истины, давно ставшие общеизвестными факты, вызывая у слушателей ощущение пустоты и досады.

Часто в таких случаях говорят, что  исчерпана тема. Но это не так, исчерпана  не тема – исчерпано знание журналиста об этой теме. Например, если корреспондент работает на радиостанции, обращенной к женской аудитории, он обязан тонко разбираться во всем, что именуется «женским вопросом», знать его многовековую историю, развитие, сегодняшнее состояние как у нас в стране, так и за рубежом. В противном случае (как произошло, например, в освещении «дела» Моники Левински – этот роман президента США с практиканткой в Белом доме занял огромное место в журналистике конца XX века) легко сбиться на одно лишь радостное пустословие, оставляя в полном неведении свою аудиторию относительно тех глубинных процессов феминистской революции, которые происходят сегодня в мире, и в частности в Америке, со всеми ее плюсами и минусами.4

Информация о работе Особенности и отличительные черты радио от других средств СМК