Особенности освещения реформы образования российскими печатными СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей освещения реформы образования российскими печатными СМИ.
Цель определила следующие задачи работы:
дефиницию понятия «реформа образования»;
описание образовательных реформ в Российской Империи, РСФСР, СССР и России в XIX- XX вв.;
рассмотрение термина «кризис образования»;
определение средств и способов подачи информации о реформе;
провести сопоставительный анализ освещения реформы образования российскими печатными СМИ;
выявить разницу в подаче материалов при освещении реформы образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
§ 1.1. История образовательных реформ в Российской Империи,
РСФСР, СССР и России……………………...…..….…………..6
§ 1.2. Кризис системы образования на рубеже XX-XXI веков……… 12
§ 1.3. Особенности композиционно-графического компонента в материалах о реформе образования: заголовки и фотографии………………
Глава 2. РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ В СМИ
§ 2.1. Особенности восприятия реформы в прессе…………………..18
§ 2.2. Общая специфика дискурса о реформе образования в прессе
§ 2.2.1. «Российская газета»………………………………………24
§ 2.2.2. «Русский репортер»……………………………………..27
§ 2.2.3. Популярные массовые издания («Аргументы и Факты», «Комсомольская правда»)…...…………………………………...29
§ 2.2.4. Прочие ресурсы…………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Освещение реформы образования российскими печатными СМИ.docx

— 97.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

ИММАНУИЛА КАНТА (БФУ им. И. Канта)

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И  ЖУРНАЛИСТИКИ

 

Кафедра речевой коммуникации и журналистики

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИМИ ПЕЧАТНЫМИ СМИ

 

 

 

 

Выполнил:

студент 3 курса

очной формы обучения

специальность «журналистика»

Датченко Дмитрий  Валерьевич

 

 

 

Научный руководитель:

Кукса Ирина Юрьевна

 

 

 

Калининград

2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

  § 1.1. История образовательных реформ в Российской Империи, 

            РСФСР, СССР и России……………………...…..….…………..6

  § 1.2. Кризис системы образования на рубеже XX-XXI веков……… 12

  § 1.3. Особенности композиционно-графического компонента в материалах о реформе образования: заголовки и фотографии………………

 

Глава 2. РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ В СМИ

   § 2.1. Особенности восприятия реформы в прессе…………………..18

   § 2.2. Общая специфика дискурса о реформе образования в прессе

§ 2.2.1. «Российская газета»………………………………………24

§ 2.2.2. «Русский репортер»……………………………………..27

§ 2.2.3. Популярные массовые издания («Аргументы и Факты», «Комсомольская правда»)…...…………………………………...29

§ 2.2.4. Прочие ресурсы…………………………………………..31

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….36

 

 

ВВЕДЕНИЕ

По утверждению В.А.Лукова: «реформы образования — масштабная деятельность в форме социального проекта по изменению содержания, структуры, методов, форм образования; обычно эта деятельность носит государственный, в последнее время межгосударственный характер»1. Таким образом, сложно переоценить значение той или иной реформы в жизни общества, в особенности, если реструктурированию подвергаются такие всеобщие и основополагающие категории как образование.

Многие исследователи  на протяжении долгих лет отмечали застой в российской системе образования, которая в значительной степени отошла от советских стандартов, однако, не приобрела еще свои собственные характерные черты. Как следствие, 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон №83 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) органов».

Реформа тут же получила множество откликов, как среди  чиновников, так и на уровне рядовых граждан страны. Мнения разделились на два лагеря: ярых противников реформы и тех, кто узрел рациональное зерно в данном законопроекте. «Дума оперативно приняла Закон 83-ФЗ. 08.05.2010 он был подписан Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. Вслед за этим по различным городам России прокатились волны протеста, направленные на отмену закона, а также сохранение существующей системы образования и повышения уровня жизни педагогов»2, – заявляет специально созданный против законопроекта интернет-ресурс http://netreforme.org..

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью обзорного исследования феномена «реформа образования» в режиме «реального времени», сопоставления точек зрения на проблему и выявления  динамики развития и смены общественных настроений по вопросу преобразования школы и университета. В настоящий момент отсутствуют какие-либо обобщенные труды по данному вопросу – весь материал представлен в виде разрозненных статей, цитат и набросок. Таким образом, данное исследование будет являться одной из первых попыток объединения материалов, выражающих общественное мнение по вопросу Закона 83-ФЗ.

Целью курсовой работы является выявление особенностей освещения реформы образования российскими печатными СМИ.

Цель определила следующие задачи работы:

  • дефиницию понятия «реформа образования»;
  • описание образовательных реформ в Российской Империи, РСФСР, СССР и России в XIX- XX вв.;
  • рассмотрение термина «кризис образования»;
  • определение средств и способов подачи информации о реформе;
  • провести сопоставительный анализ освещения реформы образования российскими печатными СМИ;
  • выявить разницу в подаче материалов при освещении реформы образования.

Объектом данного исследования, таким образом, стала репрезентация реформы образования в средствах массовой информации, а предметом – средства и способы репрезентации в материалах правительственной газеты «Российская газета», федерального социально-аналитического издания «Аргументы и Факты», а также областного издания «Новый Караван» за период с ноября 2010 по июнь 2012 года.

Практическая  значимость курсовой работы заключается в создании злободневного обзорного исследования, посвященного реакции общества на новый законопроект, зафиксированный в статьях различных газет, что позволит актуализировать мировоззрения определенных групп людей и вычленить, как именно оно преподносится.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава содержит теоретические сведения относительно самой сути понятия «реформа образования», истории реформирования образования в Российской Империи, РСФСР, СССР и России, особенности композиционно-графического компонента в печатных изданиях, а также касается вопросов кризиса образования, опираясь на теоретическую базу М.В. Богуславского «Реформы российского образования XIX-XX века как глобальный проект», Бодровой Е.В., Никитиной С.Б. «Кризис системы образования. Поиск новой парадигмы образования на рубеже XX-XXI веков», Д.А. Кармановой «Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации» и др.

Вторая глава представляет собой практический анализ статей из печатных изданий: «Российская газета», «Аргументы и Факты» и «Новый Караван», посвященных проблеме образовательной реформы в России, дающий наглядное представление о направленности освещения реформы, характерных чертах и художественных приемах его вербализации.

При анализе особенностей композиционно-графического компонента мы опираемся на учебные пособия А.А. Тертычного «Заголовок – слово главное», «Жанры периодической печати», С.М. Гуревича «Газета вчера, сегодня, завтра: учебное пособие для вузов», М.И. Шостак «Репортёр: профессионализм и этика: учебное пособие» и на классификацию, представленную ими. 

В заключении представлены основные выводы по итогам проведенного исследования, обобщено положение образовательной сферы, и выявлены особенности освещения реформы образования в российских печатных СМИ.

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

§ 1.1. История образовательных реформ в Российской Империи, РСФСР, СССР и России

«Образование призвано играть важнейшую роль в развитии личности и общества. Это не волшебное лекарство и не магическое заклинание, открывающее дверь в идеальный во всех отношениях мир. Образование – одно из основных средств утверждения более глубокой и гармоничной формы развития человечества, которая позволит бороться с нищетой, отчуждением, неграмотностью, угнетением и войной», – гласит вступление к сборнику основных положений доклада Международной комиссии по образованию для XXI века3. В связи с такой важной миссией реформирование образования на государственном уровне, безусловно, должно являться основательно подготовленным и осмысленным шагом.

Природа реформ образования, также как и их характер, по утверждению  исследователей, может быть абсолютно  различной: «Реформы образования вызываются социальными потребностями, могут носить как эволюционный, так и революционный характер, могут инициироваться учеными (реформа Я. А. Коменского, XVII в., педагогические идеи Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, XVIII в., и др.), правителями (реформа Петра I, реформа Наполеона), правительством отдельных стран (реформы образования в СССР, России), совместным решением правительств (Болонский процесс — крупнейшая из реформ образования современности). Реформы образования могут осуществляться в рамках отдельного учебного заведения (Царскосельский лицей), подсистемы таких заведений (центральные школы во Франции, 1795–1802 гг., с упором на изучение точных наук в противовес традиционному классическому образованию), в масштабах всей страны (реформы образования в СССР), континента (Болонский процесс с участием 40 стран Европы). Они свидетельствуют об усилении значения образования как социальной ценности»4.

Такое сложное и многоплановое  явление, как реформа образования, нельзя рассматривать в отрыве от общего исторического процесса и  вне диахронии самого реформирования. Обратимся поэтому к истории становления образовательной системы в России.

«Представляется, что реорганизации в сфере образования в ХVIII – первой четверти XIX в. нельзя трактовать как реформы», – пишет исследователь Богуславский: «Речь тогда шла о создании основ системы российского образования. Однако несомненно, что радикальные реформы, начатые Петром I, привели к кардинальной трансформации педагогических традиций. Именно в ХVIII столетии возникла светская школа, была предпринята попытка создать государственную систему образования, разработаны основы светского обучения и воспитания. Развитие образования и просвещения в России становится важной государственной задачей»5.

Далее внимания заслуживает  попытка создания системы воспитательно-образовательных учреждений, главной целью которых являлось воспитание «новой породы людей» — образованных и добродетельных, предпринятая в 60–70-е годы ХVIII.

  Первая фундаментальная система мер в сфере просвещения была подготовлена и осуществлена в начале XIX в. ближайшими соратниками Александра I, М.М. Сперанским и В.Н. Каразиным, как составная часть общих преобразований в стране. «Министерство народного просвещения выработало полный и стройный план организации единой системы образования (включающей 4 ступени), утвержденный в 1803 г. Открылись пять новых университетов: Дерптский (1802 г.), Виленский (1803 г.), Казанский и Харьковский (1805 г.), Петербургский (1819 г.). В основе их деятельности, согласно Уставу университетов Российской империи 1804 г., были идеи университетской автономии, свободы преподавания и демократизма: выборность тайным голосованием ректоров и кандидатов на другие административные должности; право университета утверждать ученые степени, открывать кафедры»6.

В ходе вышеуказанных преобразований система просвещения в России стала походить на европейскую. Однако, радикально новая ситуация в образовательной сфере сложилась уже ко второй половине XIX в. «Подготовка к отмене и отмена крепостного права, эпоха великих реформ 1860-х годов создали уникальную социокультурную ситуацию, которая открывала благоприятные перспективы для реформирования российского образования. Вся политика самодержавия в области народного образования во второй половине XIX в. была направлена на поиск его оптимального варианта, т.е. гарантирующего возможность модернизации страны при сохранении стабильности государства. Основная задача виделась в сохранении традиционной культуры духовного воспитания и ее возможной интеграции с современными образовательными потребностями и задачами. Все это вместе и придавало образовательному процессу второй половины XIX в. характер устойчивого развития»7.

В XIX — начале XX века стала наиболее  остро ощущаться потребность в грамотной рабочей силе и квалифицированных инженерно-технических кадрах8. Усугубились конфликты и противоречия между социальными запросами в области народного образования и уровнем его фактического развития. Обеспечение образования, состояние массовой школы, методики и техники обучения в школе были далеки от реальных требований общества. Все это явилось предпосылкой к масштабному реформированию системы образования.

«Наиболее значимым по своему идейному потенциалу в дореволюционной России – да, пожалуй, и в последующий период (на протяжении всего ХХ в.) – явился Проект реформы средней школы, подготовленный в 1915–1916 годах большим коллективом ученых, педагогов, учителей, общественных деятелей под руководством министра народного просвещения России П.Н. Игнатьева. Принятые после Октябрьской революции 1917 года Государственные акты в области народного образования — «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г.), «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР» (16 октября 1918 г.), ряд других правительственных декретов привели к кардинальному преобразованию системы просвещения, утверждению в качестве доминирующей парадигмы трудовой школы»9.

Сходные с выставленными  в 1920-х контрапункты, нашли отражение в хрущевской реформе конца 50-х – начала 60-х годов (ее содержание отражено в законе «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» 1958 г.), среди них: соединение обучения с производительным трудом, активное участие школы в окружающей общественной жизни, наличие производственной практики школьников, существенное усиление, даже доминирование, политехнического содержания образования, средняя школа стала включать в себя 11 классов.

Дальнейшей стабилизации системы образования способствовала контрреформа середины 60-х — 70-х годов. Многие явления, получившие развитие в период «хрущевской реформы», нашли продолжение в 60–80-е годы. К примеру, сохранялось трудовое обучение школьников, учебные заведения стали намного активнее и действеннее контактировать с окружающей социальной средой.

Преобразовательные действия конца 1960-1980 годов, носившие ярко выраженный стабилизационно-модернизационный характер, были завершены реформой образования 1984 года. «В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» вновь вводилась одиннадцатилетняя школа, устанавливалось обучение детей с 6-летнего возраста, серьезно пересматривались программы в плане повышения их научного уровня.

Во всем этом проявилась характерная тенденция развития самого процесса реформ – постепенное ограничение радикальности реформаторского накала, ослабление потенциала преобразований в сочетании с усилением частичных модификаций, присущих стабилизационным мероприятиям10.

Информация о работе Особенности освещения реформы образования российскими печатными СМИ