Особенности освещения реформы образования российскими печатными СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление особенностей освещения реформы образования российскими печатными СМИ.
Цель определила следующие задачи работы:
дефиницию понятия «реформа образования»;
описание образовательных реформ в Российской Империи, РСФСР, СССР и России в XIX- XX вв.;
рассмотрение термина «кризис образования»;
определение средств и способов подачи информации о реформе;
провести сопоставительный анализ освещения реформы образования российскими печатными СМИ;
выявить разницу в подаче материалов при освещении реформы образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
§ 1.1. История образовательных реформ в Российской Империи,
РСФСР, СССР и России……………………...…..….…………..6
§ 1.2. Кризис системы образования на рубеже XX-XXI веков……… 12
§ 1.3. Особенности композиционно-графического компонента в материалах о реформе образования: заголовки и фотографии………………
Глава 2. РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ В СМИ
§ 2.1. Особенности восприятия реформы в прессе…………………..18
§ 2.2. Общая специфика дискурса о реформе образования в прессе
§ 2.2.1. «Российская газета»………………………………………24
§ 2.2.2. «Русский репортер»……………………………………..27
§ 2.2.3. Популярные массовые издания («Аргументы и Факты», «Комсомольская правда»)…...…………………………………...29
§ 2.2.4. Прочие ресурсы…………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..34
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Освещение реформы образования российскими печатными СМИ.docx

— 97.00 Кб (Скачать)

«На самом деле никто в новый стандарт  ничего радикального не закладывал. Как объяснил «КП» руководитель группы разработчиков  стандарта – управляющий директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, в старших классах предлагается ввести шесть предметных групп: русский язык и литература, иностранный язык, общественные науки, математика и информатика, естественные науки, а также искусство или предметы по выбору. Смысл такого разделения: к старшим классам 70 процентов школьников уже более-менее определились, кем быть: гуманитариями или технарями. […] То есть привычное профильное образование, только теперь оно законодательно закреплено в стандарте образования. Другое дело, что проект стандарта написан сложно, научно и далеко не все смогли разобраться, в чем смысл предлагаемых изменений»42.

 

 

 

 

2.2.4. Прочие ресурсы.

Невозможным представляется обойти вниманием то множество ресурсов, которое выражает открытый и довольно агрессивный протест по отношению к реформе образования.

В первую очередь это касается уже упомянутого нами ресурса http://netreforme.org/. Главная страница данного сайта содержит довольно сдержанное позиционирование:

«Гражданская  инициатива за бесплатное среднее образование – это добровольный союз граждан, которых не устраивает реформа образования в России. В рамках школьной реформы часть общеобразовательных предметов может стать платной. Задача нашей Инициативы – остановить реформирование системы образования и не дать школьному образованию стать платным43.

  Однако, в остальных  материалах планка «свободы слова»  находится на гораздо более  высоком уровне – авторы позволяют  себе жаргонизмы, окказионализмы, ругательства и прочую экспрессивную лексику, служащую для наиболее красочного и резкого выражения протеста масс оппозиционеров, а порой и открытого оскорбления правительства:

«Не помогло отмахивание руками от очевидных фактов. Не помогло заботливое и аккуратное упрятывание головы в песок. Правы оказались городские сумасшедшие из числа оппозиционеров, которых здравомыслящие сетевые тролли упрекали в кликушестве. Вот он, новый стандарт образования. А в нем то самое урезание школьных предметов. Ночной кошмар? Нет, горькая реальность.

Еще есть среди  нас простачки, верящие в непроходимую глупость чиновников. Дескать, лишь по недомыслию такую гадкую реформу могли выдумать. Нет, уважаемые, пора бы уже избавиться от политической инфантильности и понять, что умственные способности министров и их советников тут ни при чем»44.

Сходным является и содержание сайта http://www.obraza-net.ru/. На ресурсе содержится множество критических отзывов о проводимой реформе и подготовке законопроекта. Тексты статей отличаются завидной сатиричностью, переходящей порой в откровенную издевку и сарказм, богатой лексикой и множеством отсылов к русским культурным ценностям:

«С 1 декабря 2010 года по 1 февраля 2011 года в Интернете  на общественное обсуждение был выставлен  доработанный проект закона. Первое, что  потрясло, это – объём, 240 страниц, роман средней величины. Ну, не «Война и мир», а «Отцы и дети», не от Тургенева, конечно. Да что там роман, проект закона исхитрился переплюнуть  даже Уголовный кодекс РФ. В УК РФ на 48 000 печатных знаков меньше (компьютер  без(с)страстен в подсчёте знаков)! Представьте себе: перечень всех преступлений, совершаемых россиянами, с их определениями, с наказаниями и т. п. меньше, чем проект закона об образовании! А по сути, значительную часть его текста можно было бы изложить в двух статьях:

 Статья 1. Министерство  образования и науки может  всё, если захочет.

 Статья 2. Кто  не понял, см. статью 1»45.

Масштабы народного протеста достигают таких размеров, что  создаются даже толковые словари  по образовательной реформе:

«РЕФОРМАТОРИЙ. Толковый словарь по образовательным реформам.

Введение

Если Вы решили посвятить себя реформам образования, то для начала Вам следует усвоить, что реформы образования и  просто образование, доставшееся нам  в наследство от тоталитарного прошлого - это совершенно разные виды деятельности», – гласит ресурс, содержащий далее по тексту, толкование множества актуальных для противника реформы терминов.

«Гуманизация – не путать с реальной помощью нуждающимся детям, которая только отвлекает от реформ. Настоящая Г. с начала 90-х годов проявляется в массовой беспризорности (невиданной в мирное время), росте заболеваемости детей практически всеми известными болезнями, включая венерические и т. п. Принципиальная позиция реформаторов по данному вопросу разъяснена в специальной телепередаче министра культуры М. Е. Швыдкого, посвященной бездомным детям»46.

Таким образом, можно сделать  вывод, что агрессивных и решительно настроенных противников реформы  на бескрайних просторах интернета  великое множество, которое явно превосходит ряды сторонников, робко  ссылающихся на необходимость и  результаты в светлом будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Осуществленное исследование позволяет сделать ряд выводов  общего и частного характера.

На рубеже XX-XXI веков наметился явный кризис мирового и, в частности, российского образования. Обветшалые советские стандарты утратили актуальность, новые не были разработаны, обнаружилось несоответствие фактического состояния системы образования реальным запросам современного российского государства.

Эти и многие другие факторы  обусловили необходимость реформирования образования, которая выразилась в  подготовке и попытках принятия Закона 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Основными тезисами законопроекта  явилось утверждение ЕГЭ как  формы экзаменации обучающихся, снижение объема информации в учебных курсах, а также сокращение учебных часов и подразделение школ по форме финансирования.

С момента своей первой публикации и по сей день закон  является одним из самых обсуждаемых  и резко критикуемых в истории  Российской Федерации. Уже более двух лет он подвергается доработке и корректированию, однако, до сих пор его правовая составляющая не удовлетворяет многих рядовых граждан и политиков.

Закон №83-ФЗ хотя бы единожды освещался практически во всех крупных  СМИ России и был представлен  с абсолютно различных ракурсов и точек зрения. Проведенный нами обзор интернет-версий именитых печатных СМИ («Российская газета», «Русский репортер», «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда»), а также множества интернет-ресурсов, специализирующихся на публикациях в тематике реформы образования, выявил наметившийся в обществе раскол мнений по данному вопросу, зафиксировав, однако, перевес мировоззренческих позиций граждан в пользу непринятия реформы.

Описание реформы образования  в проанализированной нами прессе можно  охарактеризовать, по большей части, как ярко выраженный и красочно мотивированный гражданский протест. Тексты статей изобилуют сарказмом, иронией, метафорами, отсылами к авторитетным источникам и культурным ценностям. По вопросам реформы образования проводятся социологические опросы, составляются словари и создаются целые журналистские сообщества.

Таким образом, на данный момент проблема реформирования образования  в России остается спорной и весьма актуальной, а также создается необходимость в анализе динамики развития общественного мнения по данному вопросу и сопоставительном анализе самих законопроектов реформы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. 17.07.2011 - Реформа образования в России: реальность и перспективы URL: http://www.obraza-net.ru/podrobn/Reforma_obrazovaniya_v_Rossii. (дата обращения 12.09.2012).
  2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-175663.html (дата обращения 26.08.2012).
  3. Ахмедова М. Школа. Игра // Русский репортер от 5 апреля 2011. URL: http://rusrep.ru/article/2011/04/05/igra/. (дата обращения 9.09.2012).
  4. Бим-Бад Б. Кому выгодно, чтобы мы получали плохое образование // Аргументы и Факты от 16 ноября  2011. URL: http://www.aif.ru/society/article/47367. (дата обращения 9.09.2012).
  5. Богуславский М.В. Реформы российского образования XIX-XX века как глобальный проект. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268034291/02bog.pdf (дата обращения 25.08.2012).
  6. Бодрова Е.В., Никитина С.Б. Кризис системы образования. Поиск новой парадигмы образования на рубеже XX-XXI веков. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2009/professor.ru/Bodrova&Nikitina.pdf (дата обращения 27.08.2012).
  7. В Саратове прошел круглый стол на тему образования. URL: http://mger2020.ru/mg_regions/2011/05/18/30283. (дата обращения 7.09.2012).
  8. В чем суть реформы образования и как с ней бороться. URL: http://netreforme.org/news/v-chem-smyisl-reformyi-obrazovaniya-i-kak-s-ney-borotsya/ (дата образения 11.09.2012).
  9. Ваньков В. Российских «туземцев» научат грамоте. URL:  http://rusplt.ru/articles/social/social_358.html?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_content=kontekst-reforma-obrazovaniya-rus&utm_campaign=AUGUST. (дата обращения 5.09.2012).
  10. Вербина О.В. Кризис современного образования и российский постструктурализм. URL: http://www.sgu.ru/files/nodes/77385/Verbina.pdf (дата обращения 27.08.2012).
  11. Днепров Э.Д.  Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования. Том 1. М., 2006.
  12. Дуэль А. Будут ли старшеклассники сами выбирать, какие предметы им изучать? // Комсомольская правда от 1 февраля 2011. URL:  http://kp.ru/daily/25630/795840/. (дата обращения 9.09.2012).
  13. Запесоцкий А. ЕГЭ – симптом болезни// Российская газета от 20 сентября 2011 http://www.rg.ru/2011/09/20/obrazovanie.html. (дата обращения 8.09.2012).
  14. Ивойлова И. Школа по стандарту // Российская газета от 5 июля 2012. URL: http://www.rg.ru/2012/07/05/shkola-site.html. (дата обращения 8.09.2012).
  15. Ильинский И. М. Образовательная революция. М., 2003.
  16. Инициативе за бесплатное образование — 2 года. 14.05.2012 URL: http://netreforme.org/news/initsiative-za-besplatnoe-obrazovanie-2-goda/ (дата обращения 6.09.2012).
  17. Истинные цели реформы образования. URL: http://www.contrtv.ru/vremena/1098/. (дата обращения 25.08.2012).
  18. ИТАР-ТАСС > Алексей Цыпин > Госдума начинает обсуждать новый закон об образовании. URL: http://минобрнауки.рф/пресс-центр/2592. (дата обращения 2.09.2012).
  19. Карманова  Д.А. Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации. URL: http://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2012/03/journal/Karmanova.pdf. (дата обращения 28.08.2012).
  20. Колезев Д. В Екатеринбурге презентуют новое федеральное СМИ. Москва увидит его только через 4 месяца от 11.05.2007 URL: http://www.ura.ru/content/svrd/11-05-2007/news/21135.html (дата обращения 9.09.2012).
  21. Кузьмин В. Образование зарплаты // Российская газета от 26 июля 2012. URL: http://www.rg.ru/2012/07/25/obrazovanie-site.html. (дата обращения 8.09.2012).
  22. Лейбин В. Школа в истерике // Русский репортер от 9 февраля 2011. URL: http://rusrep.ru/article/2011/02/09/school/. (дата обращения 9.09.2012).
  23. Луков В.А. Реформа образования // Энциклопедия гуманитарных наук, 2005, №3. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/2005_3/Lukov_Vl2/35.pdf (дата обращения 22.08.2012).
  24. Мазур Ю. Ю. Проблема образования в условиях антропологического кризиса // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. Вып. 6: Гуманитарные науки. — С. 68—73.
  25. Мельник Д.В. Система высшего образования России на пороге реформ: основные тенденции развития. URL: http://www.socprob.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=76:2012-01-20-00-49-00&catid=37:-q-q-2008-3. (дата обращения 3.09.2012).
  26. Нет реформе образования! Мы против Закона 83-ФЗ.  URL: http://netreforme.org/. (дата обращения 10.09.2012).
  27. Носов А. Высшее образование – реформа или уничтожение? URL:  http://zvezda.ru/politics/2008/05/28/reforma_obrazovaniya.htm. (дата обращения 5.09.2012).
  28. Образование: сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within) , ЮНЕСКО, 1996. URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения 23.08.2012).
  29. Официальный сайт института регионов. Брошюра о Законе №83-ФЗ. URL: http://www.insreg.ru/userfiles/ir_broshura.pdf. дата обращения 2.09.2012).
  30. Председатель Правительства РФ В.В.Путин в своем выступлении на совместном заседании коллегий Минфина и Минэкономразвития России (14 мая 2010 г.) цитируется по «Причины принятия Федерального закона № 83-ФЗ» URL: http://vsmsomsk.ru/index/proekt_83/0-87 (дата обращения 31.08.2012).
  31. Принятие закона об образовании потребует изменений ряда нормативных актов, отмечают в ГД. URL: http://er.ru/news/2012/9/4/prinyatie-zakona-ob-obrazovanii-potrebuet-izmenenij-ryada-normativnyh-aktov-otmechayut-v-gd/ (дата обращения 6.09.2012).
  32. РЕФОРМАТОРИЙ. Толковый словарь по образовательным реформам. URL: http://scepsis.ru/library/id_11.html. (дата обращения 20.08.2012).
  33. Реформа образования в России. URL: http://www.gosgra.ru/articles/258/. (дата обращения 12.09.2012).
  34. Тарасевич Г. Реформа показывает язык // Русский Репортер от 21 июня 2011. URL: http://rusrep.ru/article/2011/06/21/reform/. (дата обращения 9.09.2012).
  35. Троицкий В.Ю. Светочи нации взывают. «Реформы» образования сегодня. URL: www.voskres.ru/school/troizkiy.htm. (дата обращения 3.09.2012).
  36. Турченко В., Колесников Л. Стратегия образования в России: кризис и перспективы. URL: http://www.rau.su/observer/N09_97/012.htm. (дата обращения 28.08.2012).
  37. Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции? // Аргументы и Факты от 6 июля 2011. URL: http://www.aif.ru/society/article/44279. (дата обращения 9.09.2012).

1 Луков В.А. Реформа образования // Энциклопедия гуманитарных наук, 2005, №3. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/2005_3/Lukov_Vl2/35.pdf (дата обращения 22.08.2012).

2 Инициативе за бесплатное образование — 2 года. 14.05.2012 URL: http://netreforme.org/news/initsiative-za-besplatnoe-obrazovanie-2-goda/ (дата обращения 23.08.2012).

3 Образование: сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within) , ЮНЕСКО, 1996. URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения 23.08.2012)

4 Луков В.А. Реформа образования // Энциклопедия гуманитарных наук, 2005, №3. URL: http://www.zpu-journal.ru/zpu/2005_3/Lukov_Vl2/35.pdf (дата обращения 24.08.2012)

5 Богуславский М.В. Реформы российского образования XIX-XX века как глобальный проект. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268034291/02bog.pdf (дата обращения 25.08.2012).

6 Богуславский М.В. Реформы российского образования XIX-XX века как глобальный проект. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268034291/02bog.pdf (дата обращения 26.08.2012).

7 Там же.

8 Асмолов А.Г. стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-175663.html (дата обращения 26.08.2012).

9 Богуславский М.В. Реформы российского образования XIX-XX века как глобальный проект. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268034291/02bog.pdf (дата обращения 26.08.2012).

10 Богуславский М.В. Реформы российского образования XIX-XX века как глобальный проект. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268034291/02bog.pdf (дата обращения 27.08.2012).

11 Там же.

12 Вербина О.В. Кризис современного образования и российский постструктурализм. URL: http://www.sgu.ru/files/nodes/77385/Verbina.pdf (дата обращения 27.08.2012).

13 Бодрова Е.В., Никитина С.Б. Кризис системы образования. Поиск новой парадигмы образования на рубеже XX-XXI веков. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2009/professor.ru/Bodrova&Nikitina.pdf (дата обращения 27.08.2012).

14 Карманова Д.А. Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации. URL: http://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2012/03/journal/Karmanova.pdf. (дата обращения 28.08.2012).

15 Мазур Ю. Ю. Проблема образования в условиях антропологического кризиса // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. Вып. 6: Гуманитарные науки. — С. 68—73.

16 Карманова Д.А. Кризис российского высшего образования: к проблеме аспектизации. URL: http://journal-labirint.com/wp-content/uploads/2012/03/journal/Karmanova.pdf. (дата обращения 28.08.2012).

17 Турченко В., Колесников Л. Стратегия образования в России: кризис и перспективы. URL: http://www.rau.su/observer/N09_97/012.htm. (дата обращения 28.08.2012).

Информация о работе Особенности освещения реформы образования российскими печатными СМИ