Особенности работы спортивного журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Журналист, специализирующийся на спортивной тематике, вступает в конкурентную борьбу со своими коллегами из других редакций. Однако, несмотря на большой спрос, следует отметить, что и предложение тоже достаточно обширно. Поэтому спортивный журналист должен знать всё, касающееся его тематики, уметь ярко и образно рассказать о событиях, явлениях и тенденциях спортивной жизни. Довольно часто известные спортсмены, даже не прерывая выступлений, сотрудничают с газетами, журналами, радио и телевидением. Многие спортсмены становятся профессиональными журналистами. Так, Максим Нестеренко, чемпион Европы по боксу среди любителей, интерконтинентальный чемпион мира и Европы среди профессионалов, Наталья Ларионова, завоевавшая множество звонких титулов в женском боксе, получили образование на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета и активно работают в журналистике. Таких примеров множество. Мария Киселёва, олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, известный в своё время спортсмен Виктор Набутов и многие другие связали свою жизнь с журналистикой.

Содержание

1 Введение

1.1 Немного из истории.

2. Глава первая. Спортивный журналист и его работа.

2.1. Специализация спортивного журналиста.

2.2. Организация труда.

2.3. Методика работы: выбор темы, сбор информации, выбор жанра, работа над словом.

3. Глава вторая. Работа спортивного журналиста в различных типах СМИ.

3.1. Особенности работы в печатных СМИ.

3.2. Особенности труда на радио.

3.3. Особенности работы на телевидении.

3.4. Особенности работы в информационных агентствах.

3.5. Особенности работы в компьютерных сетях и базах данных.

3.6. Универсальная подготовка к работе в системе СМИ.

4. Глава третья. «За кадром работы».

4.1 Фан-клубы.

4.2. Финансовое обеспечение.

4.3. «Забытые» СМИ виды спорта.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

спортивная журналистика.docx

— 76.29 Кб (Скачать)

Безусловно, на специализации спортивного журналиста и тех текстах, которые он сдаёт  в редакцию, жёстко сказываются типоформирующие характеристики издания. «Когда мы говорим о характере информации, - отмечают Г.С. Мельник и А. Н. Тепляшина, - то имеем в виду информационные потребности и интересы уже известной нам аудитории. Разумеется, любая газета и журнал имеет свою аудиторию, которая по каким-либо признакам отличается от другой. Каждая из этих аудиторий обладает своим более или менее специфичным кругом информационных потребностей и интересов. Этим определяется важность знания своей аудитории и поддержание имиджа издания. Не менее важно знать заранее при организации нового издания, какими основными признаками оно должно обладать и какую аудиторию сможет привлечь».

Конечно, если журналист  готов связать свою жизнь, или  отдать свой труд какому-либо определённому  изданию (радио- или телередакции), то он должен учитывать их направленность, а, следовательно, и углублять свои знания, приобретать необходимые навыки по вполне определённой области. Глубокое знание, например, особенностей школы рукопашного боя совершенно не обязательно сотруднику газеты «Футбол», и, наоборот – от журналиста, работающего в издании, посвящённом боевым искусствам, сложно требовать, чтобы он знал имена всех футболистов команды «Локомотив». Это, собственно говоря, и можно считать узкой специализацией журналиста. 

2.2 Организация  труда спортивного журналиста.

Организации труда  журналиста посвящено много работ  различных авторов. Се они могут  быть полезны и спортивному журналисту. Вместе с тем, имеет смысл остановиться на некоторых моментах, которые имеют  особо важное значение. Спортивный журналист может работать постоянно в той стране, спортивные события которой ему поручено освещать, а может быть отправлен туда в качестве специального корреспондента. И в том, и в другом случае к работе по освещению крупного турнира журналист допускается оргкомитетом лишь после получения им аккредитации.

Аккредитация необходима по ряду причин. Прежде всего, это помогает оперативно и без особо формальных сложностей получать необходимую информацию. Кроме того, если соревновании я организованны государственным органом, а полученная информация содержится в ответе на запрос информации либо в материале пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, органов общественных объединений, то редакция освобождается от ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Средства массовой информации, как правило, заранее  представляют в пресс-центр оргкомитета  заявку на своих сотрудников.

Заявка оформляется  на бланке редакции (СМИ), заверенном подписью редактора (руководителя) и печатью. На бланке должно быть полностью указаны  название СМИ, наименование его учредителей  или издателей, адрес редакции, номера рабочих телефонов и факсов. Для  вновь учреждённых СМИ необходимы копии свидетельств о регистрации. В заявке полностью указываются  фамилии, имена отчества и должности  аккредитуемых журналистов (фотокорреспондентов), номера их рабочих телефонов.

Для технического персонала (аудиовизуальные СМИ) требуется  отдельная заявка на аккредитацию с  перечислением всей необходимой  для работы аппаратуры.

Наиболее совершенной  и автоматизированной программой аккредитации информации в Российской Федерации  владеет общество «Торнадо» (состязания по таэквондо). «Кто владеет информацией – владеет миром», - эта аксиома воплощена в жизнь информационной системой «Торнадо», аккредитовавшей в ходе XIII международных турниров на Кубок Петра Великого 775 человек всего лишь за 5 часов.

Конечно, спортивный журналист довольно часто ездит  в служебные командировки.

К сожалению, газетные материалы о состязании подчас напоминают канцелярские отчёты , украшенные шедеврами типа «великолепные прицельные удары не поразили ворота», «один мяч отразил вратарь, а другой – штанга», «если бы нападающий внезапно не поскользнулся, то гол был неминуем».

Простой незаинтересованный пересказ увиденного с трибуны да краткий комментарий специалистов на пресс-конференции по поводу итогов матча не может сегодня удовлетворить  искушённого болельщика, тем более, спортивный отдел редакции, борющейся  за высокий тираж. Объяснения корреспондента, что матч был скучный и писать «не о чем» не может приниматься  во внимание. Вывод один – качество материала во многом зависит от тог, как журналист подготовился к поездке в командировку. Единого рецепта в этом вопросе нет, многое зависит от индивидуальных способностей.

Для более эффективной  работы большую помощь журналисту оказывают  сведения, которые он черпает из различных источников. Домашний архив  занимает в профессиональном развитии журналиста особое место.

Архив – это совокупность документов, образовавшихся в результате длительной деятельности учреждений и отдельных лиц. Так что собирайте всё, имеющее отношение к выбранной вами теме и спорту вообще – не пожалеете. Однако при этом не мешает пролистать свод законов РФ, а конкретно – «Об информации, информатизации и защите информации» (нельзя хранить, использовать и распространять информацию, нарушающую личную тайну, тайну переписки и т.д.) Так что архивы нужно собирать умеючи.

Все другие аспекты  организации труда журналиста можно  найти в учебниках по журналистике. Спортивный журналист обязан знать  всё, что касается своей профессиональной деятельности. Чтобы быть профессионалом, нужно не только знать любимый вид спорта, а уметь всё то же, что и любой сотрудник обычной редакции. 

2.3. Методика  работы: выбор темы, сбор информации, выбор жанра, работа над словом.

Выбор темы для будущей  публикации – первая и весьма важная ступень в процессе освещения журналистом окружающей нас действительности.

Начнём с редакционного  плана, который прямо влияет на выбор  темы. Как иногда выражаются, «экспромт  удачен тогда, когда он хорошо подготовлен». Вот почему при составлении редакционного  плана необходимо учесть многое: календарь  игр, матчей и других состязаний, знаменательные даты, возможные и предугадываемые  события. Традиционно, редакционные планы  бывают следующих видов:

  • Перспективные комплексные – это такие планы, где работа журналистов редакции охватывает некоторый значительный отрезок времени (пятилетку, год и др.). Необходимость перспективных комплексных планов вызвана стремлением не забывать за повседневной суетой главного, охватить основные направления и темы, освещаемые редакцией;
  • Перспективные тематические планы вбирают в себя всё, касающееся одного из многочисленных направлений работы редакции, и рассчитаны на определённый отрезок времени. Например, перспективный план освещения вопросов спортивной медицины;
  • Месячные планы являются наиболее детально разработанными из перспективных;
  • Недельный план, хотя и может по классификации относиться к перспективным, однако на практике это оперативный план, поскольку сотрудники редакции уже вплотную заняты разработкой тем ближайших номеров и передач;
  • План номера (сценарный план передачи) – наиболее приближённый к реальному выпуску.

    Конечно, план не догма, а руководство к действию. Довольно часто повседневная жизнь, текущие события заставляют журналиста разрабатывать ту или иную тему.  Весьма значимы для определения темы личные наблюдения журналиста. Ввиду глубокого знания предмета, настоящий профессионал чувствует надвигающиеся события заранее.

    Кроме того, одним  из основополагающих факторов при выборе выступают концепция (направление) данного СМИ и его специализация. Именно они и отсеивают возможно  интересные, но не являющиеся важными для данного средства массовой информации материалы, факты. Ещё одним из факторов являются потребности аудитории. Конечно закон рыночных отношений «спрос рождает потребление» применим и к спортивной журналистике, но не стоит забывать и о воспитательной роли СМИ, иначе мы можем скатиться в откровенную «желтизну», забыв о благородной роли спорта в человеческом обществе. Журналист не должен идти на поводу у низменных потребностей читателей в «клубничке». Его дело – нести людям свет.

    Выбрав тему, журналист приступает к сбору  необходимой информации.

    Методика  сбора информации также разработана достаточно полно.

    Среди способов получения информации можно выделить следующие:

  • Интервью как метод работы журналиста;
  • Наблюдение;
  • Изучение документов;
  • Социологические способы получения информации;
  • Провокация события.

 Эти способы  широко используются жрналистами-практиками. Помимо этого, существуют национальные особенности функционирования СМИ, которые играют весьма важную роль в работе спортивного журналиста.

Наиболее распространённый способ получения информации – это  интервью с источником. Прежде всего, журналист должен определить компетентность источника: даже занятые в той  или иной сфере лица могут не знать, или недостаточно точно знать  нужную журналисту информацию. Затем  нужно выяснить, можно ли указывать  источник информации в СМИ, какие условия к работе журналиста может поставить интервьюируемый. К примеру, Марадоне, чтобы к нему не приставали журналисты с «ненужными» вопросами, установил «таксу» - 250 тыс. долларов за интервью. Конечно, нужным СМИ он давал интервью бесплатно, но эта такса отпугивала тех, кто мог обойтись и без его услуг. А в ФРГ журналист должен взять визу у того, о ком он собирается писать.

Достаточно эффективным  способом получения информации является запрос редакции. Дело это обычно хлопотное, но, как правило, редакция получает весьма достоверную информацию. Документы  могут многое подсказать пытливому  человеку.

Подробнее остановимся  на двух способах получения информации, поскольку они не такие бесспорные, как приведённые выше. Это использование  слухов и провокация событий. Как  говорится, «дыма без огня не бывает»  и слухи берутся не на пустом месте. Либо это намеренная «утечка информации», либо кто-то стоит за их возникновением и циркуляцией. Поэтому нельзя начисто  отбрасывать слухи как источник, но и нельзя полностью доверяться на их достоверность. Здесь нужна  тонкая и деликатная работа журналиста, чтобы отделить факты от вымысла.

В некоторых  редакциях даже завели специальную  рубрику «Слухи» и публикуют  под ней непроверенные, а иной раз и не достоверные факты. По существу, это недопустимо.

Провокация событий  практически всегда осуждается журналистами и обществом. Дело журналиста не искать что-то необычное, и, тем более, не подталкивать к этому общество. Он обязан добросовестно  отображать происходящее вокруг.  Случается, однако, когда какое-либо событие  уже назрело, и требуется лишь небольшое усилие, чтобы нарушить «статус-кво». Таким толчком может  стать само появление журналиста (особенно тележурналиста) в нужное время в нужном месте. Но сам журналист  не имеет права советовать что-то предпринять в той или иной стороне, тому или иному человеку. Исключение можно сделать только военному журналисту, поскольку в условиях российской действительности, он в первую очередь офицер, а уж потом – журналист.

Любая добытая  информация должна проверяться и  перепроверяться. Методика проверки обширна  и зависит от конкретных условий. Но обратить особое внимание нужно  на сверку имён, дат, цифр и названий. Если нет возможности проверить по документам, то, как минимум, нужно разборчиво записать эти сведения и сверить их у источника, а также у упоминаемых в материале лиц. Перепроверка осуществляется по завершении работы над материалом, проверкой текста у экспертов в редакции.

    Собрав необходимую  информацию, журналист приступает к  более чёткому определению конкретного  предмета изучения,  а затем направленному изучению предмета. Иногда на основе выработанных гипотез необходимо уточнить и обсудить с компетентными людьми возможные варианты проблемы.

    Индивидуальный  стиль и творческий метод работы спортивного журналиста воплощаются в тексте. В период времени, когда журналист проходит путь от замысла произведения к его воплощению, важнейшее значение имеет выбор жанра.

    Жанр- это тип художественной формы литературного произведения, характеризующийся общностью структурно-композиционных и стилистических признаков, специфичных именно для него. Каждый жанр может делиться на виды, а те, в свою очередь, на подвиды.

    На практике, жанры «в чистом виде» встречаются  редко; они постоянно изменяются, «переливаются» друг в друга. Кроме  того, национальное своеобразие накладывает  весомый отпечаток. В целом, существуют различия в европейской континентальной  журналистике и европейской «островной», российской, ближневосточной, и т.д. Поскольку спортивный журналист  может освещать события не только для своей редакции, но и для  коллег за рубежом, ему целесообразно  познакомиться с этими национальными  различиями.

    В последние  годы вышло множество учебных  пособий, в которых анализируется  состояние современной журналистики в России, в том числе и используемые жанры, рассматриваются различные представления об их классификациях. По мнению Санкт-петербургских авторов учебных пособий по спортивной журналистике, А.С. Михайлова и А.Г. Мостового, сейчас всё богатство наработок русских авторов в области формы произведения сворачивается до трёх блоков: «новость», «не новость» и «другие»…

    В последнее  время, всё реже публикуются прямые отчёты, где журналист придерживается хронологических рамок. Чаще выходят  тематические отчёты, отчёты с комментариями.

    Очень любим  спортивными журналистами такой  жанр как интервью. Но у этого  жанра существует множество видов  и подвидов. Наиболее распространён интервью-диалог, где на задаваемые журналистом вопросы следуют ответы интервьюируемого лица.

Информация о работе Особенности работы спортивного журналиста