Особенности работы спортивного журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Журналист, специализирующийся на спортивной тематике, вступает в конкурентную борьбу со своими коллегами из других редакций. Однако, несмотря на большой спрос, следует отметить, что и предложение тоже достаточно обширно. Поэтому спортивный журналист должен знать всё, касающееся его тематики, уметь ярко и образно рассказать о событиях, явлениях и тенденциях спортивной жизни. Довольно часто известные спортсмены, даже не прерывая выступлений, сотрудничают с газетами, журналами, радио и телевидением. Многие спортсмены становятся профессиональными журналистами. Так, Максим Нестеренко, чемпион Европы по боксу среди любителей, интерконтинентальный чемпион мира и Европы среди профессионалов, Наталья Ларионова, завоевавшая множество звонких титулов в женском боксе, получили образование на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета и активно работают в журналистике. Таких примеров множество. Мария Киселёва, олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, известный в своё время спортсмен Виктор Набутов и многие другие связали свою жизнь с журналистикой.

Содержание

1 Введение

1.1 Немного из истории.

2. Глава первая. Спортивный журналист и его работа.

2.1. Специализация спортивного журналиста.

2.2. Организация труда.

2.3. Методика работы: выбор темы, сбор информации, выбор жанра, работа над словом.

3. Глава вторая. Работа спортивного журналиста в различных типах СМИ.

3.1. Особенности работы в печатных СМИ.

3.2. Особенности труда на радио.

3.3. Особенности работы на телевидении.

3.4. Особенности работы в информационных агентствах.

3.5. Особенности работы в компьютерных сетях и базах данных.

3.6. Универсальная подготовка к работе в системе СМИ.

4. Глава третья. «За кадром работы».

4.1 Фан-клубы.

4.2. Финансовое обеспечение.

4.3. «Забытые» СМИ виды спорта.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

спортивная журналистика.docx

— 76.29 Кб (Скачать)

Спортивная  журналистика

Содержание:

1 Введение

1.1 Немного из истории.

2. Глава первая. Спортивный журналист и его работа.

2.1. Специализация  спортивного журналиста.

2.2. Организация труда.

2.3. Методика работы: выбор темы, сбор информации, выбор  жанра, работа над словом.

3. Глава вторая.  Работа спортивного  журналиста в различных  типах СМИ.

3.1. Особенности работы  в печатных СМИ.

3.2. Особенности труда  на радио. 

3.3. Особенности работы  на телевидении.

3.4. Особенности работы  в информационных агентствах.

3.5. Особенности работы  в компьютерных сетях и базах  данных.

3.6. Универсальная  подготовка к работе в системе  СМИ.

4. Глава третья.  «За кадром работы».

4.1 Фан-клубы.

4.2. Финансовое обеспечение.

4.3. «Забытые»   СМИ виды спорта.

Заключение.

Список использованной литературы. 
 
 
 
 

Введение.

Тема моей курсовой работы «спортивная журналистика» на мой взгляд, является на сегодня интересной и актуальной для любого студента, изучающего курс «основы журналистики». В современной прессе вопросы физической культуры и спорта занимают видное место. Помимо изданий, посвящённых только физкультуре и спорту, в редакциях газет и журналов «общего интереса» существуют спортивные отделы. На комплексных каналах радио и телевидения созданы спортивные редакции. Кроме того, существуют радиостанции и телеканалы, всё своё эфирное время отдающие только спортивному вещанию. Для меня эта тема важна ещё и тем, что знания, полученные при работе над курсовой я могу применить на практике, так как уже несколько месяцев работаю в пресс-службе женского футбольного клуба «Кубаночка».

На 30 страницах  работы я постаралась изложить те основные моменты, которые, по моему  мнению, и мнению авторов прочитанных  мною учебников, должен знать и учитывать  в своей работе любой спортивный журналист. Перед вами три  главы: «Спортивный журналист и его  работа», «Особенности работы спортивного  журналиста в разных типах СМИ» и  «За кадром работы».

В первой главе  перечисляются особенности работы именно спортивного журналиста. Здесь  говорится о специализации, организации  труда. Особое внимание уделено также  методике работы: выбору жанра, работе над словом. Важно помнить, что  в курсовой не поднимаются вопросы, которые касаются журналистики в  целом: я не стала перечислять  те моменты, которые должен знать  каждый журналист, не зависимо от области освещаемых им тем – (что перед интервью необходимо составить список вопросов, заранее обговорить их с интервьируемым… и т.п.) Здесь поднимаются только те вопросы, которые существенны в работе спортивного журналиста и те особенности работы, которые, возможно, являются оригинальными именно для спортивной журналистики. Это, к примеру, аккредитация на спортивные мероприятия, обязательные служебные командировки, которые проходят в конкретных условиях, работа с архивами, таблоидами, календарями спортивных состязаний.

Название второй главы – «Особенности работы спортивного  журналиста в разных типах СМИ» говорит  само за себя. Здесь рассказывается об особенностях работы в разных типах  СМИ. Особенное внимание здесь уделено  работе на радио. Работа комментатора спортивных соревнований глубоко отличается от современных радиопередач и имеет  помимо ряда технических особенностей особую историю развития, наполненную патриотизмом и героизмом советских дикторов, комментировавших матчи в блокадном Ленинграде и футбольные матчи с Англией через год после окончания войны.

Глава, условно  названная «за кадром работы»  посвящена тому, что не так явно влияет на работу спортивного журналиста, как темы, рассмотренные выше. Но такие вопросы, как финансовое обеспечение, деятельность фан-клубов и «забытые виды спорта», не стоит оставлять без внимания. В целом, здесь в большей степени прописаны этические аспекты СМИ: всеми осуждаемо написание заказных статей, умышленные (с целью выгоды) похвалы в адрес того или иного клуба. Журналист, который ведёт себя правильно с точки зрения морали, должен искать иные способы финансирования. Это могут быть спонсоры издания, размещение на полосах издания рекламы, сокращение штата работников. Активное сотрудничество с фан-клубами может принести полезные результаты для редакции, однако популяризирование в СМИ образа «нахального болельщика, то и дело рвущегося в драку», несёт негативный образ спорта в целом в аудиторию. А те или иные виды спорта становятся популярными и более востребованными опять-таки благодаря газетам, журналам, телевидению. СМИ могут показывать преимущества того или иного вида спорта, направив к нему интерес зрителей, или же, отталкиваясь лишь от внешних сторон, допустим, экстремальных видов спорта, отвернуть от них публику и незаслуженно отправить в ранг «невостребованных» и затем «забытых».

Журналист, специализирующийся на спортивной тематике, вступает в  конкурентную борьбу со своими коллегами  из других редакций. Однако, несмотря на большой спрос, следует отметить, что и предложение тоже достаточно обширно. Поэтому спортивный журналист  должен знать всё, касающееся его  тематики, уметь ярко и образно  рассказать о событиях, явлениях и  тенденциях спортивной жизни. Довольно часто известные спортсмены, даже не прерывая выступлений, сотрудничают с газетами, журналами, радио и  телевидением. Многие спортсмены становятся профессиональными журналистами. Так, Максим Нестеренко, чемпион Европы по боксу среди любителей, интерконтинентальный чемпион мира и Европы среди профессионалов, Наталья Ларионова, завоевавшая множество звонких титулов в женском боксе, получили образование на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета и активно работают в журналистике. Таких примеров множество. Мария Киселёва, олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, известный в своё время спортсмен Виктор Набутов и многие другие связали свою жизнь с журналистикой.

Сотрудники редакций периодической печати, радио и  телевидения знакомят читателей, слушателей и зрителей с достижениями физической культуры и спорта, раскрывают их социальную значимость в жизни современного общества, выступают по проблемы олимпийского движения, освещают крупнейшие всероссийские и международные спортивные события, публикуют фотоочерки о ведущих спортсменах.

Внимание читателей  привлекают массовая физкультура и  спорт. Это естественно: всегда интересно  знать, что происходит в твоём  городе или селе, на предприятии, или  в учебном заведении.

В России так  же, как и в других странах, широко развита физкультурно-спортивная печать – газеты, журналы, бюллетени и  другие периодические специализированные издания, основной задачей которых является пропаганда физической культуры и спорта.  Печать является важнейшим средством распространения массовой информации в области физической и смежных с ней отраслей культуры.

1.1 Немного из истории.

Первое отечественное  издание – «Еженедельник для охоников и лошадей» стало выходить в Москве с 1823 года. С 1824 года там же начал выпускаться журнал «Коневодство и спорт», а с 1859 года в Петербурге – «Шахматный листок». В конце XIX века спортивные издания появились и в других городах – Киеве, Одессе, Риге, Саратове, Туле. Нередко по одному виду спорта выходило несколько изданий. Наиболее значительными изданиями были журналы «Самокат» (СПб., с 1894 года), «Русский спорт» (М., с 1909 года), «Геркулес» (СПб., с 1912 года).

Во времена  СССР лидером отечественной спортивной печати по праву считалась газета «Советский спорт». После распада  союза республик, во время перестройки  первым частным спортивным изданием нового типа стал журнал о бокс «Гонг» (1989-1990 гг. – «Ринг», его первый номер  вышел тиражом в 100 тыс. экз. и стал первым частным изданием не только в спортивной журналистике, но и в постсоветской прессе в целом). В это же время появляется ежедневная газета нового типа – «Спорт-Экспресс», которая  в скором времени занимает место лидера спортивной печати, опустив «Советский спорт» на ступень ниже. Располагая профессиональными и опытными журналистами, перешедшими из «Советского спорта», «Спорт-Экспресс» довольно быстро обрёл популярность у самого широкого круга читателей.

В ряде стран (например, в США, Франции, Великобритании, ФРГ, Японии, Италии) выпускается множество  периодических изданий, обычно информационно-рекламного, коммерческого, узкоспециализированного характера. Большинство – незначительными тиражами. Наиболее распространённые издания: в Великобритании – “ Football news” (London, с 1970 года), “The Health education  journal” (L., с 1943 года), “Sportsworld” (L., с 1936 года). В США – “AAU news and amateur athlete” (Indianapolis, с 1929 года), “Chess life and review” (New-York, с 1933 года), “Ring” (New-York, с 1922 года), “World tennis” (New-York, с 1953 года).

ФРГ – “Athletic” (Karlsruhe, с 1967 года), “Box sport” (Koln, с 1917 года), “Sportwissenschaft” (Schorndorf, с 1971 года, на английском и немецком языках), во Франции – “Football magazine” (Paris, с 1960 года), “Ski Francais” (Paris, с 1937 года).

Особую группу составляют бюллетени, журналы и другие издания международных спортивных объединений, издаваемые ими на признанных ими официальных языках. Среди них “Bulletin official de I’UEFA” (Bern, с 1958 года), “FIFA news” (Zurich, с 1963 года, на английском, немецком, испанском, французском языках), “Olympic review” (Lausanne, с 19667 года на английском, французском, испанском языках).

Процесс проникновения  на российский рынок международных  изданий начался ещё в 1990 году. Международные спортивные журналы, как правило, были адаптированы для  русского читателя, хоть и подготовлены зарубежными журналистами и ориентированы  на распространение в странах  СНГ. Наиболее популярные зарубежные журналы  в России – “Golf Digest”, “World Soccer”, “Iron Man”.

Множество специализированных телевизионных каналов и радиостанций также создают необходимые условия для широкого распространения спортивной информации. 
 
 
 
 

Глава 1.

Спортивный  журналист и его  работа.

2.1 Специализация спортивного журналиста. 

Каждый журналист, регулярно, или же от случая к случаю пишущий на темы физкультуры и спорта должен быть в курсе всех основных спортивных событий. Между тем, очень многое зависит от личности самого журналиста, его интересов и привязанностей.

По мнению известных  авторов учебных пособий по спортивной журналистике, Г.С. Мельника и А.Н. Тепляшиной, деятельность человека включает в себя три момента: 1) целесообразность самого труда; 2) предмет труда, т.е. то, на что направлена эта деятельность; 3) инструменты, которыми человек воздействует на этот предмет. Эти же авторы определяют творчество - а повседневная деятельность спортивных журналистов, естественно, является творческой - как исключительное свойство личности, пронизывающее на протяжении всей жизни человека все виды и формы его деятельности.

Спортивный журналист  – не любитель, а профессионал, поэтому  для него характерны черты и качества, права и обязанности, присущие профессионалам. Профессиональные способности определяют успех в выполнении и совершенствовании  профессии.

Работа спортивного  журналиста специфична сама по себе: нужно  знать очень многое из того, на что  обычный журналист зачастую даже не обращает внимания.  Скажем, какая  кличка у боксёра-профессионала? Ведь в комментариях с ринга, на котором  встречаются профессионалы, довольно часто в соответствии со сложившейся  традицией называют не имя и фамилию, а именно кличку. Каковы современные  тенденции в развитии массовых физкультуры и спорта применительно к той или иной стране?  Далеко не всякий эрудированный человек на это сможет ответить. Спортивный же журналист – обязан.

Кроме того, редактор газеты, или даже заведующий отделом  запросто может послать корреспондента сегодня, скажем, на соревнования по бегу среди стайеров, завтра – на теннисный  турнир, послезавтра – и вовсе  разобраться с засорившейся канализацией в общественном бассейне. Может, и  не нужна вовсе специализация спортивному журналисту?

Между тем, всего  на свете, даже в сфере спорта, знать  невозможно.

Спортивный журналист  В. Г. Кудрявцев следующим образом  определяет суть своей профессии. «Итак, спортивная журналистика. Многое, как  и у других представителей нашей  профессии. Тоже – «трое суток  не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете». И тоже –  «дом наш в дороге, а дома в  гостях, чужие пороги бьём в дальних  краях». Но спортивным журналистам, наверное, всё же чаще приходится встречаться  с необыкновенными событиями  и необыкновенными людьми».

Это действительно  так. Вместе с тем спортивный журналист  всё-таки имеет более узкий круг общения, чем тот же репортёр отдела информации. Основной контингент героев его произведений – люди апорта. Поэтому, многие журналисты считают, что  спортивному журналисту «дальше  уже некуда специализироваться». Это  не так. Видов спорта, включая национальные и экзотические, огромное количество. Поэтому, чтобы работать на должном уровне и добиться успеха, спортивный журналист должен глубоко знать один или несколько видов спорта, и, кроме этого, постоянно следить за всеми спортивными новостями.

Поскольку многие люди часто приходят в спортивную журналистику из спорта, то вопрос об узкой  специализации чаще всего решается сам собой. Тот же Максим Нестеренко с большим знанием дела расскажет  о боксе, нежели об игре в шашке. Но он не «зацикливается» на одном только профессионально боксе. Например, в интервью Марии Шушариной, студентки факультета журналистики Санкт-Петербургского университета, он признался, что принимал участие в первых международных соревнованиях по дуй-болу, каждый год, в течение 5 лет подряд, он с семьёй принимает участие в марафоне «Белые ночи». И это далеко не все «спортивные темы», которые боксёр с журналистским образованием может освещать в СМИ. И это – нормальное отношение к спорту и журналистике.

Таких примеров множество. Так, Олег Шустер написал книгу о спортивной журналистике, где основные примеры – из боевых искусств Востока и других единоборств.

Конечно, узнать тонкости того или иного вида спорта гораздо легче «действующему» спортсмену, чем человеку, «никогда в жизни  не поднимавшему ничего тяжелее своей  авторучки». Отсюда простейший вывод: легче адаптироваться тому спортивному  журналисту, который сам занимается каким-либо видом спорта, регулярно  тренируется. Понятно, что у него, как и у всякого другого  человека могут быть свои причины  выбрать тот или иной вид своих  занятий. Вместе с тем, спортивный журналист  обязан регулярно читать спортивную прессу, слушать радиорепортажи, смотреть телепередачи. Иначе он не сможет идти вровень со своими коллегами, заметно отстанет в своём развитии.

Информация о работе Особенности работы спортивного журналиста