Особенности работы спортивного журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Журналист, специализирующийся на спортивной тематике, вступает в конкурентную борьбу со своими коллегами из других редакций. Однако, несмотря на большой спрос, следует отметить, что и предложение тоже достаточно обширно. Поэтому спортивный журналист должен знать всё, касающееся его тематики, уметь ярко и образно рассказать о событиях, явлениях и тенденциях спортивной жизни. Довольно часто известные спортсмены, даже не прерывая выступлений, сотрудничают с газетами, журналами, радио и телевидением. Многие спортсмены становятся профессиональными журналистами. Так, Максим Нестеренко, чемпион Европы по боксу среди любителей, интерконтинентальный чемпион мира и Европы среди профессионалов, Наталья Ларионова, завоевавшая множество звонких титулов в женском боксе, получили образование на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета и активно работают в журналистике. Таких примеров множество. Мария Киселёва, олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, известный в своё время спортсмен Виктор Набутов и многие другие связали свою жизнь с журналистикой.

Содержание

1 Введение

1.1 Немного из истории.

2. Глава первая. Спортивный журналист и его работа.

2.1. Специализация спортивного журналиста.

2.2. Организация труда.

2.3. Методика работы: выбор темы, сбор информации, выбор жанра, работа над словом.

3. Глава вторая. Работа спортивного журналиста в различных типах СМИ.

3.1. Особенности работы в печатных СМИ.

3.2. Особенности труда на радио.

3.3. Особенности работы на телевидении.

3.4. Особенности работы в информационных агентствах.

3.5. Особенности работы в компьютерных сетях и базах данных.

3.6. Универсальная подготовка к работе в системе СМИ.

4. Глава третья. «За кадром работы».

4.1 Фан-клубы.

4.2. Финансовое обеспечение.

4.3. «Забытые» СМИ виды спорта.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

спортивная журналистика.docx

— 76.29 Кб (Скачать)

    То же самое  зачастую происходит и со спортивными  новостями. 

3.4. Особенности  работы в информационных агентствах.

    Любое информационное агентство будет дееспособным и уважаемым лишь в случае оперативной и бесперебойной работы всех его сотрудников, каким большим ни был бы коллектив. Масштабы производства здесь и в самом деле велики. Для примера возьмём одно из крупнейших информационных агентств – ИТАР-ТАСС. Его более чем вековая история позволила сотрудникам агентства накопить уникальный творческий и профессиональный опыт. Сегодня ИТАР-ТАСС передаёт непрерывный поток новостей на 6 языках. Суммарный ежесуточный объём передаваемой информации около 200 полноформатных газетных полос. Более 200 корреспондентов в регионах России и за рубежом. Единая лента новостей – основной и наиболее полный информационный продукт агентства. Это 400 сообщений в сутки. Богатейшими возможностями обладает банк данных ИНФО-ТАСС, уникальный фотоархив  включает в себя более 1 млн негативов снимков. Передаётся более 160 000 оцифрованных изображений. Агентство также выпускает авторитетные аналитические и справочные издания. Приведённые данные говорят об исключительно напряжённой и масштабной работе сотрудников ИТАР-ТАСС.

    Большое внимание уделяется спортивной информации. Свыше 40 сообщений в сутки передаёт агентство о спортивной жизни  России и мира.  Здесь есть всё: соревнования, рекорды, чемпионы, «молнии» с результатами, обзоры, комментарии.  Большое внимание уделяется информации национального Олимпийского комитета России, Госкомспорта Российской Федерации и союзов. Многие материалы посвящены специалистам и спортсменам, тренерам и жизни «звёзд». На лентах ИТАР-ТАСС вы найдёте все новости игровых видов спорта: футбола, хоккея, тенниса и т. д. Есть статистика: технические результаты соревнований в России и за рубежом, спортивные рейтинги.  Каждый вечер выпускается спорт-обозрение – обзор важнейших спортивных событий минувшей недели с комментариями специалистов. Подборка занимательной и курьёзной спортивной и околоспортивной информации передаётся в ленте «Спорт-мозаика» каждую пятницу.

    Существует  несколько важных особенностей работы журналиста в информационном агентстве. Прежде всего, это постоянная готовность к срочному выполнению оперативного задания. Любая информация агентства  всегда имеет точное время сообщения  и чаще всего включает в себя дать текущего дня. Оперативный повод  – основа любой передаваемой информации. Другую особенность назовём «чутьё на новость». В связи с этим имеет  смысл напомнить старую истину: новости  надо планировать. Значит, нужно иметь  тесные связи с источниками информации и заблаговременно знать планы  объектов, деятельность которых поручено освещать репортёру. Третья важная особенность  – высокая ответственность за каждое передаваемое слово. Это вполне понятно: если информационное агентство  передаст недостоверное, ошибочное  сообщение, то его распространят  многие СМИ. Поэтому отделы справок  подвергают  тщательной проверке все  факты, имена и названия, ссылки на документы, упоминаемые в информации. Существуют и особенности построения материалов для информационных агентств. Практически любое сообщение готовится по принципу «перевёрнутой пирамиды», обязателен лидер-абзац. Высокие требования предъявляются к надёжности информации.

    Поскольку агентства  адресуют свою продукцию всем средствам  массовой информации, каждое сообщение  должно быть интересно как газетам  и журналам, так и радио и  телевидению. Значит, корреспонденту нужно  учитывать особенности различных  СМИ.

    Как уже отмечалось, работа в информационных агентствах побуждает журналистов к высокой  оперативности. При подготовке материала  для радио или телевидения  время в тексте должно обозначаться словами «только что» или «час назад».

    Ежедневной  газете подойдёт «сегодня», еженедельнику  или журналу достаточно «на днях». Особые требования предъявляются при подготовке эксклюзивных материалов. Федеральные (общероссийские) газеты заинтересуются сообщением, где есть слова «впервые в мире», «впервые в России». Областным и региональным изданиям интересны новости из их региона. Городские и районные газеты с большим удовольствием возьмут информацию, в которой упоминаются местные знаменитости, известные спортивные клубы или личности.

    Поскольку информационные агентства продают свою продукцию, журналисту приходится её рекламировать. Конечно, для этого должны создаваться  специальные службы, но на практике случается заниматься рекламой и  репортёрам. У них есть сильные  доводы: хотя почти всю необходимую  информацию сейчас можно получить в  Интернете с бесплатных серверов, там её труднее проверить. Попутно  заметим, что информационные продукты агентств являются объектами авторского права и охраняются законом. Внесение каких-либо изменений в материалы  недопустимо.

    Об этом часто  забывают как газетчики, так и  журналисты аудиовизуальных СМИ. Есть и другие правовые особенности. Если российское агентство работает со сведениями, полученными из зарубежных источников, то в соответствии с законом РФ «Об участии в международном  информационном обмене» оно несёт  ответственность за распространяемую информацию. Значит, при подготовке материала к распространению в России журналист обязан проверить достоверность полученных сообщений. 

3.5. Особенности  работы в компьютерных сетях  и базах данных.

    Тенденции развития средств массовой коммуникации заставляют редакции и журналистов идти в  ногу со временем и активно участвовать  в таком перспективном деле, как  использование современной вычислительной техники. В первую очередь, это касается возможностей Интернета. Любая компьютерная сеть или любой компьютер может  получить так называемый Интернет-протокол и соединиться со всей системой Интернет. Формально Интернет – это самоуправляемая  община, представляющая собой огромную и быстро растущую компьютерную сеть, состоящую из миллиона сотен более  мелких сетей. Каждые 30 секунд включается новая сеть. Более двух миллионов  файлов, а также другие данные и  программы открыты для пользователей.  Наиболее распространёнными способами  использования сети являются:

    C связь с помощью электронной почты;

    C участие в электронных конференциях и дискуссиях;

    C поиск информации и данных, хранящихся на удалённых компьютерах;

    C копирование файлов с удалённого компьютера на местный компьютер;

    Cвыполнение программ на удалённых компьютерах;

    Cвыполнение программ на местном компьютере при помощи отдалённого компьютера.

    Появление всемирной  сети Интернет внесло качественно новый  элемент во всю мировую и экранную цивилизацию. Прежде всего, деловые  новости из газет, радио и телевидения  перекочевали в компьютерную сеть. Затем Интернет стал использоваться как почта и как универсальная  рекламная система. Появились серверы, где можно посмотреть любой новый  фильм или ознакомиться с содержанием  свежих выпусков газет и журналов. И наконец, эта сеть стала основой  для создания так называемой сетевой  экономики. В мире Интернет и электронной  коммерции пока что не существует каких-либо ограничений или налогов: важно, чтобы каждый компьютер мог  стать окном в любое предприятие. Экономика США, например, во многом зависит от информационных технологий, которые обеспечивают одну треть  прироста валового национального продукта. Развитие сетевой экономики тесно  связано с правительственными организациями  и их политикой. Сейчас многие правительства  стремятся взять под контроль «всемирную паутину». Выгоды от этого  очевидны.

    Интернет стал одним из средств массовой коммуникации и включает в себя средства массовой информации. Это подтверждается тем, что в России нужно зарегистрировать любое издание, выходящее в «электронном формате». В США на Интернет распространяется действие Первой поправки к Конституции, декларирующей, в частности, свободу слова и свободу печати.

    Спортивная  информация в Сети поистине безгранична: множество сайтов и баз данных обслуживают информационные потребности  любителей спорта; Интернет-радио  и Интернет-телевидение позволяют  быть свидетелями важнейших спортивных событий в реальном режиме времени.

    Спортивный  журналист, работающий в сети, должен знать и уметь значительно  больше, чем сотрудник газеты, журнала, радио или телевидения. С одной  стороны, необходимо мастерски владеть  письменным словом – ведь при помощи Сети можно даже выпустить книгу. С другой – хороший компьютер  не только не уступает телевизору, но и  в некоторых своих качествах  значительно превосходит его. Это  значит, что нужно уметь всё, что  умеют на телевидении плюс специфические  знания компьютера. Резко возрастает возможность получения в Сети недостоверной информации или вообще откровенной дезинформации, вот  почему перепроверка фактов, цифр, имён и других данных здесь обязательна.

    Но этим не ограничиваются особенности работы журналиста в Сети. Он может сам  направить произведение в известный  ему адрес или воспользоваться  услугами «электронной конференции», а то и завести собственный  сайт. То есть появляется избирательность  адресата. Можно полученную из другого  источника информацию переработать и распространить в изменённом виде; каждый пользователь в той или иной степени становится «сам себе журналист». Всё диктуется теми задачами, которые он решает.

    В последние  годы многие печатные издания стремятся  обзавестись своей электронной  версией. Возможных вариантов её создания несколько. Во-первых – распространение  содержания газеты или журнала на компакт-дисках. Рентабельнее всего  это делать с годовыми подшивками издания, поскольку выбранный носитель вмещает в себя очень много  информации. Такой вид распространения  удобен для отправки в библиотеки. Именно так поступают многие ведущие  газеты Росси и зарубежья. Во-вторых – распространение по компьютерным сетям (в частности по Интернету) в реальном режиме времени. Это очень  удобно, поскольку выпуск подобного  периодического издания не требует  бумаги и типографских расходов.

    Любая электронная  версия имеет ряд особенностей в  подготовке. Прежде всего, она, как правило, отличается от той, которая выпускается  на бумаге. Кроме того, существует возможность  каталогизировать информацию, снабдить её научным аппаратом, перекрестными  ссылками. И ещё одна особенность: электронную версию любого издания можно обогатить цветом, звуком, движущимся изображением и т.п. Естественно, журналист должен не только теоретически знать это, но и иметь квалификацию программиста.

    В последнее  время появилось множество мультимедийных изданий как на компакт-дисках, так и в сети. Вот, например, как анонсировался первый номер развлекательного журнала для семьи «Магазин желаний»: У тебя в руках – весёлая интерактивная пристройка к твоему жилищу, виртуальное пространство для тебя и твоей семьи. Здесь есть спальня для личной жизни, комната для детей, бар для гостей, шкаф для скелета и склад для подарков… Смотри, слушай, пользуйся!

    Для выпуска  подобного журнала необходим  большой коллектив специалистов: журналистов, художников, фотографов, программистов, инженеров... Среди особенностей мультимедийных изданий – интерактивность  и многовариантность выбора. Это  предопределяет и специфику творческого  труда журналиста: нужно предвидеть возможные действия пользователя и  создавать на эти случаи варианты текста, звука, изображения. 

3.6. Универсальная  подготовка к работе в системе  СМИ.

    Существует  настоятельная потребность в  универсальной подготовке в системе  средств массовой информации.

    Есть немало примеров, когда газетчик уходил работать на радио или телевидение, сотрудник  телевидения – в журнал или  газету и т.д. Более того, быстрое  развитие технических средств ведёт  к тому, что навыки работы, допустим, телевизионного режиссера могут понадобиться в газете или в журнале при подготовке электронной версии издания или его рекламы.

    Появление новых  средств массовых коммуникаций неизбежно  выдвигает перед практической журналистикой  новые задачи, требующие универсальной  подготовки. При работе с мультимедиа  нужны знания и умения, приобретаемые  как в печатных, так и в аудиовизуальных  СМИ. Сотрудник газеты сейчас зачастую пользуется компьютерными сетями, ведёт  мониторинг радио- и  телепередач. Довольно часто мы можем увидеть в газете иллюстрацию, которая взята с телеэкрана. Появились печатные приложения к теле- и радиопередачам и программам, которые на «твёрдом» носителе дополняют и разъясняют то, что было или будет передано в эфир. Факсимильные газеты по своему характеру напоминают традиционные издания, но передаются и принимаются с помощью радио. За всеми этими новшествами стоит человек, журналист, который и делает возможным любое нововведение.

    Конечно, разные средства массовой информации по-прежнему требуют разной организации труда, разных качеств журналиста. Если вы работаете исключительно в Интернете, то личное общение с коллегами  вам не так обязательно. Телевидение, наоборот, требует слаженных действий многочисленного коллектива. Газета или журнал как целостный организм также немыслимы без коллективной работы редакции, но подготовка конкретного  произведения может вестись индивидуально. Радиожурналист может вести в  одиночку, скажем, эфирный репортаж, но он теснейшим образом зависит  от людей, обслуживающих технику.

    Современная практическая журналистика предоставляет  широчайший простор для творческого  самовыражения личности, но она выдвигает  и высочайшие критерии профессионализма каждого, кто решил связать с  ней свои жизнь и судьбу 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава третья.

«За кадром работы».

4.1 Фан-клубы.

    Спорт немыслим без зрителей, без болельщиков. Спортсмены зовут зрителей к гармоническому развитию личности и занятиям физической культурой; болельщики стимулируют  спортсменов на новые спортивные подвиги.

Информация о работе Особенности работы спортивного журналиста