Проблема «журнал и читатель» в публицистике В. Г. Белинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 14:25, реферат

Описание работы

Значение В.Г. Белинского и его влияние в русской журналистике было громадно и чувствуется до сих пор. Он не только указал тот путь, по которому должна идти журналистика , чтобы стать общественной силой, но явился учителем и руководителем молодого поколения журналистов, — плеяды 40-х годов, все представители которой прежде всего и больше всего обязаны идейной стороной своих произведений именно Белинскому. С восторгом приветствуя всякое вновь появляющееся дарование, Белинский почти всегда безошибочно угадывал будущий

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Биография В.Г. Белинского………………………………………..…………4
2. Творческий путь В. Г. Белинского……………………………..……………9
3.Раскрытие проблемы « журнал и читатель» в публицистике
В.Г. Белинского…………………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………….…21
Список используемой литературы……………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

1...docx

— 43.21 Кб (Скачать)

    Поездка за границу для лечения  не принесли ожидаемых результатов.  К началу 1848 года Белинский уже  с трудом передвигался по комнате,  а последние статьи и письма  ему пришлось диктовать. Когда  Белинского вызвали в III Отделение,  он физически не мог выполнять  это предписание.

    Измученный непосильной работой  и болезнью, в лишениях и нужде, Белинский скончался 7 июня 1848 года на тридцать восьмом году жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               2.Творческий  путь  В. Г. Белинского

  В. Г. Белинский, который положил начало формированию революционно-демократического направления в русской общественной мысли XIX века, во многих отношениях опередил свою эпоху. Он был типичным разночинцем не только по происхождению (внук священника, сын уездного лекаря), но и по убеждению, мировоззрению. Русская литература даже и в 40-е годы XIX века все еще развивалась в русле первого — дворянского — периода освободительного движения. Однако в идейной жизни эпохи начинали ощущаться и явления нового характера. Зачинатель русской критики Белинский стал выразителем взглядов растущей революционной демократии, противостоящей не только реакционерам-крепостникам, но и либералам.  Ленин   специально   подчеркивал,   что   Белинский в   своей деятельности отражал «настроения крепостных крестьян против крепостного права».

  Белинский прошел сложный и драматический  путь идейного развития — от идеализма  к материализму, от просветительских иллюзий к революционному взгляду  на действительность. Это сказалось  и в его эстетике. Первая большая  статья Белинского «Литературные мечтания» (1834) еще отражала идеалистический  и романтический взгляд критика  на литературу. И все же в статье (напечатанной в газете «Молва» —  приложении к журналу «Телескоп», издаваемому Н. И. Надеждиным) были заложены основы его будущей реалистической эстетики, выражены глубокие раздумья молодого критика о русской литературе, даны живые, эмоциональные оценки творчества наиболее известных русских поэтов. Белинский исходил из демократического понимания сущности литературы. Утверждая, что литература должна быть «выражением  — символом внутренней жизни народа», он приходил к выводу, что «в России нет литературы». Только четырех  писателей он соглашался назвать  народными: Державина, Крылова, Грибоедова и Пушкина. К вопросу об исторической закономерности в развитии русской  литературы он вернется в 40-е годы, решительно изменив свою точку зрения.

  В начале своего творческого пути Белинский  рассматривал литературу с идеалистических  позиций как «дыхание великой  и вечной идеи». И в то же время  он приближался к утверждению  реалистических принципов воспроизведения  действительности в художественных произведениях. Это нашло свое отражение  во второй его большой статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835). В ней Белинский раскрыл  величие Гоголя-писателя, его своеобразие  и значение в русской литературе. По мысли критика, главная заслуга Гоголя заключалась прежде всего в том, что он был «поэт жизни действительной». В статье о Гоголе Белинский впервые разделил всю литературу на два противоположных лагеря: идеальную поэзию, пересоздающую жизнь по «собственному идеалу», и реальную, которая «воспроизводит ее во всей ее наготе и истине», оставаясь верной «всем подробностям, краскам и оттенкам ее действительности». Как справедливо замечено Б. Ф. Егоровым , «фактически здесь заложено главное типологическое отличие романтического и реалистического методов». Новый период русской литературы, считает Белинский, ознаменован господством поэзии реальной, именно поэтому велико было для него значение творчества Гоголя, которого он еще в 1835 году провозгласил главой литературы, главой поэтов.

  Имя Белинского становится все более  и более известным. Смелость и  независимость критика, прямота  суждений, не исключающаятонкой иронии, становились заметными с каждой новой его работой. Для современников  особенно памятной оказалась статья «Стихотворения Владимира Бенедиктова» (1835) — о поэте, который пользовался  тогда шумной популярностью и  которого реакционная критика провозгласила  «поэтом мысли». В блестящей статье Белинский разоблачил «фальшивый блеск» поэзии Бенедиктова, противопоставив  ему Кольцова, в стихах которого «выражается поэзия жизни наших  простолюдинов» Пушкин, приступив в 1836 году к изданию «Современника», обратил внимание на статьи молодого критика и намеревался привлечь его к сотрудничеству в своем журнале. Белинский был готов принять это приглашение, тем более, что как раз в   1836 году он оказался без журнальной трибуны: за опубликование «Философического письма» П. Я. Чаадаева «Телескоп» был закрыт. К несчастью, трагическая гибель поэта сделала невозможным совместную деятельность Белинского и Пушкина. В конце 30-х годов Белинский сотрудничает в журнале «Московский наблюдатель». Это был очень трудный период для критика, переживавшего серьезный идейный кризис. Под влиянием идеалистической философии Гегеля (чрезвычайно популярного среди русской интеллигенции тех лет) и в особенности его формулы «все, что действительно, то разумно» Белинский приходит к «примирению с действительностью». Поражение декабристов и революционных движений на Западе вызывало стремление понять объективные законы исторического развития общества. Все это приводило Белинского в статьях «примирительного» периода к полному отрицанию субъективного взгляда на мир. Поэтому в то время он принципиально не принимал сатиру, резко отрицательно отнесся к комедии Грибоедова «Горе от ума».

  Переезд в Петербург (1839) в связи с началом  сотрудничества  в «Отечественных записках» во многом содействовал резкому  перелому в мировоззрении критика. Он писал:   «Петербург был для  меня страшною скалою, о которую  больно стукнулоеь мое прекраснодушие». Белинский призывал к борьбе с самодержавно-крепостнической действительностью. В январе 1841 года в одном из писем он восклицал: «Пора освободиться личности человеческой, и без того несчастной, от гнусных оков неразумной действительности». Так начинался новый, зрелый период в творческой деятельности Белинского, когда он приходил к идеям материализма, утопического социализма, атеизма. Он страстно мечтал о времени, когда «не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди». Однако Белинский, будучи революционером-демократом, понимал, что будущее социалистическое общество может быть осуществлено только революционным путем: «Смешно думать, что это может сделаться само собою, временем, без насильственных переворотов, без крови».

  Был и еще один фактор, способствовавший решительному перелому в мировоззрении  Белинского. Творчество Лермонтова, проникнутое  бунтарским духом отрицания, помогло  критику пересмотреть его ложную теорию «примирения с действительностью». В статьях «Герой нашего времени» (1840) и «Стихотворения Лермонтова» (1841) выражаются новые взгляды Белинского. Он считал, что творчество поэта обязательно должно быть проникнуто личным, субъективным отношением к жизни. Таким образом, субъективность в искусстве оказывается не менее важной, чем объективность. Личностное начало Белинский соотносил с гуманизмом: «Всякий поэт, говоря о себе самом, о своем Я, говорит об общем — о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество». По принципу субъективности Белинский и оценил Лермонтова как поэта русского, народного в «высшем и благороднейшем значении этого слова». Для Белинского Лермонтов — законный наследник и продолжатель Пушкина. Недалеко то время, пророчески предсказывал критик, «когда имя Лермонтова в литературе сделается народным именем…».

  Белинский вошел в историю русской культуры как создатель замечательных  революционно-демократических традиций, которые были подхвачены его непосредственными  преемниками — Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым и оказали благотворное влияние на все последующее развитие русской литературной критики. «Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развивалась она,— писал Добролюбов,— Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшением». И Чернышевский, в свою очередь, указывал на «руководительный пример» деятельности Белинского.. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             3.Раскрытие проблемы « журнал и читатель» в

                             публицистике В.Г. Белинского

  Журнально-публицистическая деятельность Виссариона Григорьевича Белинского была многоплановой и  явилась значительным вкладом в  историю отечественной журналистики. Он был непревзойденным публицистом, умевшим под покровом литературной критики, в условиях жестокой цензуры  поставить на обсуждение самые острые, злободневные проблемы общественного  развития. Его обзоры литературы стали  не только теоретическим исследованием  литературного процесса, они фиксировали  и направляли отечественную общественную мысль, а благодаря глубокому  философскому обоснованию образовали и воспитали целое поколение  русской интеллигенции. В.Г.Белинскому принадлежит также огромная заслуга  в теоретическом осмыслении задач  и роли журналистики в обществе.

    Журналистская деятельность Белинского  пришлась на время действия  едва ли не самых строгих  за всю историю печатного слова  в России цензурных запретов. В соответствии с Цензурными  уставами 1826 и 1828 гг. журналисты были  практически лишены права обсуждения  любых вопросов, связанных с внутренней  и внешней политикой. В этих  условиях единственной сферой  действия для отечественных журналистов  становились вопросы литературы, искусства, науки. Именно в  этих областях и сосредоточилась  публицистическая деятельность  Белинского. Ее содержание можно  разделить на три основных  блока: литературная критика,  театральная критика и полемика. Деление это достаточно условное, так как полемичность была  одним из основных качеств  творческого почерка Белинского.

    Литературно-критические статьи, рецензии  и обзоры литературы составляют  самую большую часть наследия  Белинского. Как литературный критик  Белинский выдвинул и обосновал  теорию реализма, на много лет  вперед определив пути развития  отечественной литературы. Его статьи-монографии  о творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова содержали  ряд новых эстетических принципов  и положений, ставших ключевыми  при оценке литературного произведения, — народность, соответствие действительности, верность характеру героя, современность.  Художественная точка зрения  всегда сочеталась у него с  исторической и социальной.

    Ежегодные обзоры литературы, которые  он ввел в практику журналистской  деятельности, не только зафиксировали  все более или менее значительные явления литературы и журналистики того времени, но и включали в себя ряд важнейших проблем общественной жизни. Содержание литературного произведения Белинский рассматривал «со стороны развития литературных, нравственных и общественных начал». Критика, по его мнению, должна выражать «дух времени» и давать ему новое направление.

    Основой его литературно-критического  метода была идея отрицания,  источником которой является  борьба противоположных начал.  «Истина, — писал Белинский  в статье «Сочинения Державина», — состоит в единстве противоположностей. Все живое тем и отличается  от мертвого, что в самой сущности  своей заключает начало противоречия».  «Все живое есть результат  борьбы: все, что утверждается  без борьбы, все то мертво».  Идея борьбы, отрицания внедрялась  Белинским в сознание читателя  последовательно и целеустремленно,  она звучала порой как призыв, как лозунг и нередко в таких  крайних выражениях, как «борьба  и смерть». 

    Но в пропаганде отрицания  и борьбы Белинского была важная  мысль о ценности предшествующего  исторического опыта. «Отрицание  было пустым, мертвым и бесполезным  актом. — писал Белинский, —  если б оно состояло только  в уничтожении старого. Последующее  поколение, всегда бросаясь в  противоположную крайность, одним  уже этим показывает и заслугу  предшествовавшего поколения, и  свою от него независимость,  и свою с ним кровную связь».

    Полемичный заряд, резкость суждений  молодого критика уже тогда  обратили на себя внимание  читателей. Статья начиналась  с запальчивого суждения: «У нас  нет литературы». По мнению  Белинского, один из ведущих критериев,  на основании которых литературная  критика оценивает произведения, — народность.

    Второй важный критерий — современность,  умение откликнуться на запросы  времени. «В эпоху жизни, в  эпоху борьбы и столкновения  мыслей и мнений» нельзя, по  мнению критика, оставаться равнодушным  и нейтральным. Анализируя практику  ведущих журналов того времени  — «Вестника Европы» и «Московского  вестника», Белинский видит их  главный недостаток в том, что  они были лишены «чувства современности», не умели определить свои позиции,  чуждались полемики. Журнал «Вестник  Европы», писал он, «убило время». Причиной этого послужила позиция  издания: «он всегда оставался  одним и тем же», не обладал  «тактом современности».

Информация о работе Проблема «журнал и читатель» в публицистике В. Г. Белинского