Психологическая культура журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в том, чтобы определить уровень коммуникативности и выявить психологические составляющие личности студентов факультета журналистики.

Объект исследования: профессиональные способности студентов четвертого курса журналистики.

Предмет исследования: индивидуальные психические и психофизические различия личности журналиста.

Содержание

Введение 3

1 Психологическая культура журналиста 7

1.1 Становление личности журналиста 7

1.2 Вербальные навыки общения 17

1.3 Невербальные навыки общения 23

2 Коммуникативные навыки студентов четвертого курса факультета журналистики 29

2.1 Определение степени коммуникабельности по методике Кетелла 29

2.2 Определение типа личности по системе Сьюзен Деллингер 34

Заключение 41

Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4 курс.doc

— 663.00 Кб (Скачать)
 
Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Южно-Уральский  государственный университет

Факультет журналистики

Кафедра средств массовой информации

 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

ЮУрГУ–030601. 2010.446.ПЗ КР 
 
 
 
 
 
 

              Руководитель  работы:

              ____________________Н.  А. Шабалина

              «__23__»_____мая______2010 г. 

              Автор работы:

              студент  группы ФЖ-403

              ____________________К. А. Бибикова

              «__23__»_____мая______2010 г. 
               
               
               
               
               
               

     Челябинск 2010 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

1 Психологическая культура журналиста 7

 1.1 Становление личности журналиста 7

 1.2 Вербальные навыки общения 17

 1.3 Невербальные навыки общения 23

2 Коммуникативные навыки студентов четвертого курса факультета журналистики 29

 2.1 Определение степени коммуникабельности по методике Кетелла 29

 2.2 Определение типа личности по системе Сьюзен Деллингер 34

Заключение 41

Список использованной литературы 43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

       Тема  этой работы – психологическая культура журналиста. Автор обратился к данной теме, желая понять:

       а) каким должен быть журналист с  точки зрения психологов;

       б) пытались разобраться в том, какие  черты должны быть присущи настоящему журналисту.

       Мотив выбора данной темы – полученные знания должны способствовать формированию гармоничной психологической культуры автора.

       Не  секрет, что само понятие «психологическая культура журналиста» достаточно непривычно. Однако образует его психологический опыт, основанный на категориях здравого смысла, профессиональной интуиции и таланте – понятных всем явлениям.

       Будут рассмотрены связь таких понятий, как: менталитет, жизненные силы, мировоззрение, ценности, установки, идеология, воля и  т.д. В силу ограниченного объема работы, не все эти понятия будут проанализированы, так как каждое из них достойно отдельной работы, но это уже не область журналистики, а психологии. Термин «Психология» был введен немецким психологом Голлениусом и Пассианом в 1590 г. и переводится, как «Наука о душе». С тех пор это понятие укоренилось в научной литературе всего мира.

Что изучает  психология?

       В «Словаре иностранных слов» дано определение: «Психология – 1) Наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности. Важнейший предмет психологии – изучение психики человека и ее высшей формы – сознания. 2) Совокупность психических процессов, обуславливающий какой-либо род деятельности. 3) Психика, особенности характера, душевный склад».

       Второе слово, соответствующее понятие «психологическая культура журналиста» – Термин «Культура» – имеет десятки определений, из которых в данном случае подходит такое: «Культура – уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знаний или деятельности».

       Психологическая культура журналиста – культура, основанная на психологии как науке, на ее сознательном внутреннем освоении и превращении психологических знаний с профессиональной, правовой, нравственной культурой, с социологическими методами познания и отражения действительности.

       Журналистика, при всей ее самобытности и индивидуальности, предъявляет высокие требования к журналистам – они не могут уподобляться специалистам в узкой области знаний, так как в отличие от других профессий, журналистика – особо сложный вид общественной деятельности, одной из сторон которого является человековедение.

       В этом журналист похож на психолога, хотя цели и задачи разные. Журналистика – не только и не столько научная дисциплина, это: 

  1. Социальный институт общества.
  2. Система видов  деятельности по сбору, обработки информации.
  3. Совокупность профессий для обеспечения всех сторон журналистики.
  4. Система произведений, для постановки которых нудны специалисты разных профессий.
  5. Комплекс каналов передачи массовой информации.

       Журналистика – это социальное явление, играющее важную роль в жизни общества, информирующее регулярно о том, что происходит в стране и мире.

       Каждый  может стать героем журналистского материала. Но чтоб стать журналистом, надо обладать не только широким кругозором, хорошими филологическими знаниями, но также иметь талант писать и общаться с людьми.

       Высокий уровень психологической культуры дает журналисту возможность нормально  осуществлять свою деятельность, не метаться, сталкиваясь с препятствиями, возможность  реализовать все свои способности с максимальной пользой для себя как журналиста.

       Цель  данного исследования заключается в том, чтобы определить уровень коммуникативности и выявить психологические составляющие личности студентов факультета журналистики.

       Объект  исследования: профессиональные способности студентов четвертого курса журналистики.

       Предмет исследования: индивидуальные психические и психофизические различия личности журналиста.

       Гипотезы  исследования:

  1. Журналист обладает хорошими коммуникативными способностями, такими как: умение эффективно формировать коммуникативную стратегию; умение эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации; умение эффективно представлять себя как участника коммуникативного процесса.
  2. Умение убеждать и доказывать свою точку зрения – важный навык работы журналиста.
  3. Для журналиста важно умение владеть вербальными и невербальными навыками общение и знание всех нюансов, касающихся этих понятий.

       В процессе исследования психологической  культуры журналиста были поставлены следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ становления и развития личности журналиста.
  2. Определить специфику вербальных и невербальных навыков общения.
  3. Исследовать степень коммуникативности студентов факультета журналистики по методике Кетелла.
  4. Определить типы личности студентов факультета журналистики по системе Сьюзен Деллингер.
  5. Проанализировать полученные данные.

       Методологическую  основу исследования составили: тест-опросник Кетелла, психогеометрический тест Сьюзен Деллингер. Выбранные методические средства отличаются разными подходами в выявлении психологических черт личности журналиста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА

       1.1 СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТА 

       Мы  живем в переломную эпоху –  одиннадцать лет назад в политической карты мира исчезла огромная держава – СССР. Возникшая позднее Российская Федерация не может называться достойной преемницей Советского Союза, так как ее экономическая мощь намного меньше.

       За  минувшее десятилетие выросло новое  понятие людей, которые уже начали мыслить по-иному. То, что происходит в России все эти десять лет, называют по-разному – посткоммунизм, развитие рыночных отношений, т.д. деятельность СМИ в значительной системе определяется социально-политической, духовно-культурной ситуацией, в которой пребывает российское общество. Видный теоретик журналистики И.Дзялошинский отвергает название «посткоммунизм», утверждая, что никакого коммунизма в СССР не было, а был авторитетный бюрократический режим, (функционеры этого режима продолжают влиять на жизнь общества, из позиции укрепились после избрания президентом В. Путина).

       Сейчас  победила точка зрения, согласно которой  СМИ выполняют функцию контроля за деятельностью властных структур для защиты демократии в обществе. СМИ должны являться информатором, беспристрастно освещающим общественные события.

       Надо  отметить, что материальный продукт  журналистской деятельности заключает  в себе и объективное содержание (т. е объективную реальность) и  внутренний мир данной творческой индивидуальности.

       Социально-психологические свойства личности (по Андреевой)1:

  1. Обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальная перцепция, воображение, интеллект и т.д.).
  2. Формирующиеся во взаимодействии членов группы в результате ее социального влияния.
  3. Более общие, связанные с социальным поведением личности (активность, ответственность, склонность к сотрудничеству.)

       4) Социальные свойства, связанные с общепсихологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу мышления, к догматическому или открытому отношению к проблеме).

       Личностная  зрелость наступает, когда соблюдается  следующие условия:

  1. Развитое чувство ответственности у личности.
  2. Потребность в заботе о других людях.
  3. Способность к полноценному участию в жизни общества.
  4. Высокий уровень общей жизнедеятельности.
  5. Толерантное отношение к трудностям  и способность их преодолевать.
  6. Способность к эффективному использованию своих знаний и возможностей, решению различных жизненных проблем и пути к полной самореализации.

       Все вышеизложенное о развитии личности – не отклонение от темы, а почва, на которой будет базироваться рассмотрение особенностей психологической культуры журналиста.

       Анализ  психологических качеств журналиста невозможен без предварительного рассмотрения особенностей его деятельности. Основной постулат новой журналистики – в утверждении, что исходный путь бытия – реальный человек.

       Профессиональная  деятельность заключается в единстве различных компонентов, в дальнейшем эти компоненты развиваются неравномерно.

       Становление «Я» происходит не сразу, а на протяжении всей жизни в самосознании входят 3 компонента2:

  1. Познавательный – знания о себе.
  2. Эмоциональный – оценка себя.
  3. Поведенческий – отношение к себе.

       Индивид усваивает опыт и начинает  воспроизводить систему социальных связей в процессе социализации, при этом происходит три важных процесса:

Информация о работе Психологическая культура журналиста