Психологическая культура журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 00:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в том, чтобы определить уровень коммуникативности и выявить психологические составляющие личности студентов факультета журналистики.

Объект исследования: профессиональные способности студентов четвертого курса журналистики.

Предмет исследования: индивидуальные психические и психофизические различия личности журналиста.

Содержание

Введение 3

1 Психологическая культура журналиста 7

1.1 Становление личности журналиста 7

1.2 Вербальные навыки общения 17

1.3 Невербальные навыки общения 23

2 Коммуникативные навыки студентов четвертого курса факультета журналистики 29

2.1 Определение степени коммуникабельности по методике Кетелла 29

2.2 Определение типа личности по системе Сьюзен Деллингер 34

Заключение 41

Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4 курс.doc

— 663.00 Кб (Скачать)
  1. Личностный выбор деятельности.
  2. Центрированный вокруг главного с подчинением ему остальных деятельностей.
  3. Освоение новых ролей и осмысление их значимости.

       Социализация  личности состоит из 3 стадий – адаптации, индивидуализации и интеграции.

       Адаптация (приходится на детство) – овладение знаковыми системами, социальными ролями. Начав изучать журналистику, индивид постигает ее теорию, этику, и т.д.

       Индивидуализация  – обособление индивида, вызванное потребностью в персонификации. Но возникает проблема – как найти собственную индивидуальность? Она решается на 3 стадии, стадии интеграции, – достижением баланса между личностью и обществом.

       Пассивная позиция – человек становится объектом социальных отношений.

       Активная  – воспроизведение социальных опыта человека становится субъектом социальных отношений.

       Лидер – тот, кто способен быть и субъектом, и объектом социальных отношений, способен выполнять и подчинять. Черты лидера не помешают журналисту, но это не главное составляющее его психологической культуры. Основным источником этой информации является общение. Особенностью общения в современном мире является то, что оно связано с ценностями, которые вносят в жизнь каждого социальный контроль, состоящий из3:

  1. Требований окружающих.
  2. Социальных норм – образцов, что люди должны делать, и.т.д.
  3. Этикета – установленного порядка поведения.

       В случае отклонения личности от норм, общество может применить санкции по отношению  к ней.

       В наши дни широкое распространение получило массовое и общение. Люди осознают, что многие их проблемы  связаны с неумением общаться. Общение посредством технических средств (телефона, пейджера, Интернета) не может стать заменителем непосредственного общения.

       Многие  СМИ создают иллюзию общения. По данным И. Дзялошинского, средний городской житель затрачивает до 5 часов в день на просмотр телепрограмм. Увеличение доли квазиобщения – особенность современного общения. Уровень общения подразделяется на4:

  1. Фатический – общение по этикету, просто так.
  2. Информационный уровень.
  3. Личностный уровень – раскрытие сущности другого человека, самого себя и окружающего мира.

       По  данным социологических исследований мобильные сотовые телефоны используются большинством людей для распространения сплетен. Тематика разговоров в Интернет-чатах соответствует фатическому уровню общения.

       Интервьюирование  человека через Интернет не получило распространение. На Западе особо ценят  журналистов-интервьюэров. Виды общения – межличностное, межгрупповое и массовая коммуникация.

       Рассмотрим  третий вид подробнее. Массовая коммуникация – общение больших социальных групп в обществе. Коммуникатор распространяет информацию 2 типов:

  • побудительную (приказ, совет, просьба);
  • активизация - побуждение к действию в заданном направлении.

       Интеракция  – побуждение, не допускающее определенных действий.

       Дистрибуция – распространение некоторых  автономных форм поведения.

       Психологическое развитие общения – происходит в несколько этапов:

  1. первоначальная неразрывность трудовой деятельности и общения;
  2. отделение общения от продуктивной деятельности;
  3. речь приобретает возможность отделиться от общения, направляется на творческие цели.

       Общение в массовой коммуникации специфично. Леонтьев выделил следующие его особенности5:

  1. Социально-ориентированная организация общения – изменение совместной деятельности за счет согласования или рассогласования индивидуальных деятельностей. Если общение направлено на изменение отдельной личности – это личностно-ориентированное общение.
  2. Психологическая динамика общения – психологическое содержание общения. Общаясь с аудиторией, журналист стремится изменить ее. Психологическое воздействие на аудиторию может остаться в сфере знаний, в сфере навыков и умений той или иной деятельности,  сфере собственно деятельности в ее реальном существовании. Возникающая обратная связь – двоякая: первая – спецканалы (письма, звонки на телестудию); вторая – представление коммуникаторы о возможной и ожидаемой реакции слушателя или зрителя.

       Общение – важный процесс, который формирует личность журналиста, его психологическую культуру.

       В состав жизненной программы входят: жизненные идеалы, моделирующие основные направления самопознания, жизненные сценарии. На самом верху – осознание жизненных целей. Жизненные цели сплачивают все уровни и сферы личности. Жизненные программы влияют на действия журналиста посредством долга – осмысленного требования, предъявленного социально ответственным человеком самому себе. Долговые мотивы сопровождаются специфической энергией долженствования (Я должен). Для решения внутренних и внешних противоречий каждый стремится найти такие способы, которые позволяют минимизировать возникающие потери.

       Для журналистов  ценно обретение  социального статуса. Статус заключается  в хороших постах, большой зарплате – все это отличает большую часть жизни.

       Доминирование ориентации на красоту приводит к  формированию эстетически ориентированного журналиста, который при определенных условиях может потерять способность  видеть связь эстетических и этических  сторон жизни. Жизненная программа, ориентированная на добро, ставит во главу угла преемственное содержимое. Особенностью любой индивидуальной картины мира является ощущение ее естественности и единственности6.

       Система мира – высшая степень имеющихся у журналиста знаний о действительности во всех ее проявлениях. Картина мира строится из понятий и образов. В зависимости от преобладающих элементов говорят о понятийном или образном мышлении.

       Существует  несколько источников, из которых  журналист черпает свои представления: обыденное сознание, основная частью которого является социальная мифология, элементарная наука. Говоря об источниках знаний журналиста, выделяют 3 их типа: знание здравого смысла, знания элементарной науки, знания развитой науки. Всякое явление действительности, освоенное   в человеческой деятельности, становится элементом определенной культуры, приобретает значение и смысл для социальной общности и отдельной личности – т.е. становится ценностью.

       Выделяют  три группы ценностей7:

  • явления, имеющие социокультурное содержание;
  • эталоны, в качестве которых выступают определенные социокультурные образования;
  • идеалы, выражающие сущность человека.

       Ценностями  считаются свобода, образование, отдых, культура, и.т. Тот уровень достижений, которые воспринимаются на ранней стадии как успех, через некоторое время становятся обычными, не вызывают волнения и радости. После того, как индивид освоил профессию и почувствовал себя ее хозяином, он может стать на путь преднамеренного усложнения деятельности, чтобы сделать ее эмоционально более привлекательной, особое значение имеет профессиональная среда.

       Деятельность  и общение – те «ворота», через которые внутрь личности проникают общественные отношения. Именно в процессе общения согласовываются те или иные взаимоотношения журналиста с другими людьми.

       Профессиональное  поведение стало предметом внимания журналистского сообщества. В свете знаний об установках, выделяют 4 аспекта взаимоотношений журналиста с высшим миром8:

       1) Минимально сложный внешний мир и такой же внутренний мир. Преобладают ориентировки на удовольствия, пассивность, бездеятельность;

       2)Внешне  трудный и внутренне простой миры – только с помощью фанатичного мировоззрения можно достичь предмета потребностей;

       3) Внутренне сложный и внешне легкий мир – трагическое мировоззрение. внутренний конфликт, неразрешимая задача выбора;

       4) Максимально сложный внешний и внутренний миры – творческое мировоззрение, ориентация на выполнение конкретных замыслов. Программа сохранения и развития вида (человека).

       Регулятивно-смысловую  сферу журналиста можно представить как многослойную систему, обладающую смысловым ядром, на разном расстоянии от которого «вращаются» отдельные смысловые компоненты. Для обозначения смысловых образований, входящих в ядро, используется понятие менталитета. Каждый индивид объясняет себе и другим, как должно быть устроено общество при помощи понятия «идеология». Идеология как понятие сформировалось на грани политологии и психологии, и особенно влияет на формирование психологической культуры журналиста.

       Профессиональные  и социально-политические представления журналиста возникают  в результате рефлексии по поводу процесса своего творчества. Поскольку в ходе этих рефлексий осмысливаются как внешние, так и внутренние личностные формы профповедения, в структуре рефлексий принято различать сознание, самосознание.

       Рефлексия – осознание журналистом законов своей деятельности. Предполагает, что журналист серьезно относится к своей профессии. Самосознание неотделимо от научно-эмоционального отношения к себе. Фундаментальным компонентом является самооценка.  Ее содержание обусловлено оценкой данного журналиста в референтной группе – профтворческой среде и особенностям самого журналиста. Эмоциональная сторона оценки реализуется в понятии «профессиональная честь».

       Профессиональная  идеология входит в систему, обозначаемую как «профессиональная культура». Психологическая культура журналиста формирует духовную сторону профессиональной культуры. Чем богаче человек духовно, тем больше он знает о своих внутренних возможностях, тем больше у него шансов развить свой интеллект. Различают 7 видов интеллекта9:

  1. Вербальный – способный решать проблемы языковыми средствами – свойственен поэтам, писателям, журналистам.
  2. Внутриличностный интеллект – способность понимать свои переживания. Свойственен психиатрам, писателям и журналистам.
  3. Моторный интеллект – владение телом (присущ спортсменам).
  4. Межличностный – способность понимать людей (политики, учителя, журналисты).
  5. Логико-математический.
  6. Музыкальный.
  7. Пространственный.

       Интеллект – не только продукт общественного развития, он  преломляет совокупность общественных отношений и индивида. Свойства интеллекта – (основа интеллектуальной базы личности) и воображение – способность создавать нечто, ранее не наблюдавшееся.

       Нормы и ценности, которым следует журналист, влияют на его профессиональную деятельность. Так об этом сказал Дональд Макдональд: «Та оценка ценностей, которая требуется от журналиста в ходе его расследования или интерпретации фактов, должна отражать те ценности,  в которые верит он сам. Эти ценности приобретались им в ходе всей его жизни, он приобрел их во время учебы, на него повлияло его исповедание, детство, семейная жизнь, происхождение, друзья и круг общения, национальность и связанная с ней культура, изученный опыт и здравый смысл»10.

       В психологической культуре журналиста важное место отводится воле. Воля формируется в ходе осуществления целенаправленных действий по преодолению препятствий, ограничивающих свободу человека в каком-либо отношении.

       Выделяют 3 группы черт волевых людей:

  1. Ограничивающие активность, определяющие организованность – привычки к самоконтролю, дисциплине;
  2. Определяющие стойкость (терпеливость, выносливость);
  3. Определяющие жизнедеятельность – самостоятельность, готовность к работе.

       Журналистика  – очень интересная профессия. Тот, кто выбрал ее, должен быть готов к психологическим изучениям своей личности.

       Многое  было изложено, но еще больше можно  было написать. Психологическая культура журналиста не есть комплекс понятий, каждое понятие входит в сознание и подсознание, заставляет мыслить  и действовать по-журналистски. 
 
 
 
 
 
 

       1.2 ВЕРБАЛЬНЫЕ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ 

       Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую  дикцию. Вы должны ясно осознавать, что  собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы  ваша мысль была верно понята. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Вспомните Мартина Идена, Джека Лондона, который, решив стать писателем, ежедневно стал учить определенное количество новых слов. Это ему помогло. Сейчас обычно если и учат новые слова, так только при изучении иностранного языка. Хотя расширять свой словарный запас надо как тем, у кого он невелик, так и тем, чья профессия этого требует (писатель, оратор, переводчик, политик и т.п.). Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми.

Информация о работе Психологическая культура журналиста