Публицистика Ф.М. Достоевского. "Дневник Писателя"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Достоевский культовая фигура русской журналистики девятнадцатого века. Помимо писательской популярности, как автора блестящих романов, Достоевский достиг серьезных успехов в журналистской деятельности, как автор статей, редактор и издатель. Мысли, донесенные им посредством периодической печати, актуальны и по сей день. Размышления Достоевского - публициста ценны и содержательны, обращаться к его трудам не просто нужно, а необходимо, тем более в наше «кризисное» время.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Журналистика (1860-1880). Основные тенденции и направления….......5

Глава 2. Ф.М. Достоевский. Начало публицистической деятельности…………12

2.1. Жизненный путь Ф.М. Достоевского……………….…………………...….12

2.2. Журналы братьев Достоевских «Время» и «Эпоха»………………………16

Глава 3. «Дневник писателя» - уникальное публицистическое произведение………………………………………………………………………...27

3.1. «Дневник писателя» - исключительное произведение российской словесности…………………....……………………………………………………..27

3.2. Тематика и проблематика «Дневника писателя»…………...…………………………………………………….…………..31

3.2.1. «Дневник писателя» - рубрика в газете-журнале «Гражданин» (1873)…..31

3.2.2. «Дневник писателя» - самостоятельное издание (1876-1877)…………….36

3.2.3. «Дневник писателя» - самостоятельное издание (1880-1881)…………….57

Заключение…………………………………………………………………………..59

Список литературы………………………………………………………………… 60

Работа содержит 1 файл

Курсовая_работа_ПУБЛИЦИСТИКА_Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО._ДНЕВНИК_ПИСАТЕЛЯ.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

     Изменение общей типологической картины российской прессы связано с быстрой капитализацией России в пореформенный период и растущей потребностью читателя в разнообразной оперативной информации. Расширение круга читательской аудитории потребовало дифференциации прессы для людей разных социальных слоев, возраста, пола, интересов. Складывается «средний» массовый читатель: мелкие и средние чиновники, купцы, мещане, приходские священники, офицеры невысоких чинов, учащиеся средних учебных заведений. Официальная печать повсеместно утрачивает ведущие позиции, уступая лидерство частным изданиям. Отчетливо прослеживается зависимость числа новых газет и журналов от темпов реформ и от характера государственной политики в области печати.

     Сложившаяся в 60-70-х годах система печати представляла собой разветвленную сеть столичных, региональных и местных периодических изданий, разных по типологии и общественно-политическим направлениям. Созданная Герценом Вольная русская печать положила начало становлению эмигрантской журналистики, которая наряду с российской прессой примет активное участие в подготовке и проведении реформ в России, обсуждении и решении стоящих перед ней социально-экономических проблем. В конце 70-х годов развитие революционного народничества вызовет к жизни появление нелегальных изданий в России.3

     В соответствии с отношением к реформам и взглядам на перспективы развития страны определились общественно-политические позиции изданий, представившие весь спектр идейных течений в обществе. Журналистика отразила три основных направления: консервативно-монархическое, либеральное и демократическое.

     Консервативную  группу изданий представляла официальная  печать (органы министерств, ведомств, учреждений, губернские и епархиальные «Ведомости»), а также некоторые частные проправительственные издания («Журнал землевладельцев», газеты «Домашняя беседа», «Весть», «Земледельческая газета», «Гражданин» и другие), отстаивавшие сохранение незыблемой самодержавной власти и защиту помещичьих интересов.

     Либеральное направление не было однородным, оно отражало разные общественные течения: либерально-западническое, славянофильское и почвенническое. Выступая в поддержку преобразований, либералы предлагали разные варианты проведения крестьянской реформы, по-разному видели будущее развитие страны. Расхождения во взглядах находили отражение в полемике по общественно-политическим, историческим и литературно-критическим вопросам. Либеральная печать сыграла значительную роль в проведении реформ в России, публикуя и обсуждая законопроекты, формируя общественное мнение, выдвигая альтернативные варианты решения социальных проблем. Либерально-западнической ориентации придерживались журналы «Русский вестник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Вестник Европы» и другие. К ним примыкала значительная часть провинциальных изданий, а также массовые еженедельники развлекательного характера и многочисленные газеты: «Голос», «Санкт-Петербургские ведомости», «Сын Отечества», «Биржевые ведомости» и другие. Многие из них за годы существования претерпели определенную эволюцию.

     Славянофильские издания были представлены журналом «Русская беседа» А. И. Кошелева и группой газет («Молва», «Парус», «День», «Москва») братьев К.С и И.С. Аксаковых. Идеи почвенничества нашли отражение в журналах Ф.М. и М.М. Достоевских «Время» и «Эпоха», а также на страницах «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского.

     Группу  демократической прессы составили  журналы «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки» (с 1868 года), «Дело», сатирическая «Искра», к ним примыкали эмигрантские издания А.И. Герцена «Полярная звезда», «Колокол», журнал и газета П.Л. Лаврова «Вперед!». Радикальное крыло представляли революционная пресса М. А. Бакунина и П. Н. Ткачева, а также нелегальные органы революционных народников, выходившие в России: «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел».

     Данный  период развития отечественной журналистики характеризуется изобилием идей и предложений по улучшению условий  жизни в России со стороны печати, журналы и газеты становится трибуной для высказывания своей точки зрения по острым вопросам современности. Федор Михайлович Достоевский был тем, кто считал своим долгом высказаться. 
 
 
 
 

Глава 2. Ф.М. Достоевский. Начало публицистической деятельности

2.1. Жизненный путь Ф.М. Достоевского 

     Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве, в семье лекаря больницы для бедных, Михаила Андреевича Достоевского. Больница находилась на окраинной тогда улице Божедомке, теперь эта улица называется улица Достоевского, квартира Достоевских располагалась в правом флигеле, вскоре семья перебралась в левый флигель, где в тесных комнатах среди многочисленных братьев и сестер прошло детство будущего писателя.

     Особенно  дружен был Федор со старшим братом Михаилом, с которым они вместе занимались дома под началом отца и приходящих учителей, затем вместе учились в закрытом частном пансионе Л. И. Чермака. Весной 1837 г. от чахотки умирает мать семейства, М. Ф. Достоевская, и вскоре отец отвозит Михаила и Федора в Петербург, где оба брата занимаются в подготовительном пансионе К. Ф. Костомарова, по окончании которого должны были поступить в Главное Инженерное училище.

     Однако старший брат не прошел медицинскую комиссию, а Федор, проучившись почти 6 лет, получил звание подпоручика и начал службу в Инженерном департаменте. Отец к тому времени умер, и уже никто не в силах был помешать будущему писателю принять судьбоносное решение: через год он уходит в отставку и полностью посвящает себя литературе. К тому времени, в 1844 году, уже был опубликован в журнале «Репертуар и Пантеон» его первый творческий опыт — перевод романа Оноре де Бальзака «Евгения Гранде».

     В мае 1845 года Достоевский закончил свой дебютный роман «Бедные люди», который вызвал почти единодушное одобрение, сразу же принес ему славу в литературных кругах, ввел его в круг писателей «натуральной школы», группировавшихся вокруг Виссариона Григорьевича  Белинского. Последующие произведения начинающего автора - «Двойник», «Господин Прохарчин», «Хозяйка» и др. такого шумного успеха уже не имели, наоборот, вызвали шквал острой критики, в том числе и со стороны «неистового Виссариона». Молодой писатель, с первого же шага задавший сам для себя чрезвычайно высокую творческую планку, болезненно воспринимал несправедливые, как ему казалось, нападки и упорно продолжал работать: он надеялся, предчувствовал и знал, что ему предстоит сказать свое, новое, слово в литературе в конце этого, раннего, периода своего творчества Достоевский создает повесть «Белые ночи» и первую часть романа «Неточка Незванова» — произведения, которые до сих пор занимают видное место в творческом наследии писателя.

     Между тем с 1847 году он начал посещать собрания тайного общества М. В. Петрашевского, а чуть позже становится и участником кружка, организованного радикально настроенным петрашевцем И. А. Спешневым, мечтавшим произвести государственный переворот в России. На одном из собраний у Петрашевского Достоевский зачитал распространявшееся нелегально письмо Белинского к Н. В. Гоголю, что послужило впоследствии главным обвинительным пунктом против него в ходе следствия.

     Автора  «Бедных людей» арестовали вместе с  другими петрашевцами 23 апреля 1849 года и заключили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Через несколько месяцев он был приговорен в числе других товарищей по тайному обществу к смертной казни «через расстреляние». 22 декабря 1849 г. приговоренных вывели на эшафот, весь предварительный обряд смертной казни был исполнен до мелочей, но в самую последнюю секунду казнь была остановлена по «милости» царя. Окончательный высочайший вердикт Достоевскому был таков: четыре года каторжных работ и впоследствии — служба в армии рядовым.

     Каторгу писатель отбывал в Омском остроге, а с 1854 года начал солдатскую службу в Семипалатинске. После смерти Николая I Достоевский по ходатайству высокопоставленных поклонников его таланта был произведен в офицеры, появились надежды вернуться к настоящей жизни, литературе.

     В феврале 1857 года прапорщик Достоевский женился на вдове местного чиновника М. Д. Исаевой. Брак оказался не очень долгим и не совсем счастливым. Мария Дмитриевна болела чахоткой, болезнь прогрессировала, отражаясь на и без того не легком характере этой нервной женщины, и свела ее в могилу в 1864-м году. Однако ж на первых порах Достоевский был горячо влюблен, счастлив, жизненные перемены к лучшему, устоявшийся семейно-домашний быт способствовали возвращению, после многолетнего вынужденного перерыва, к творческому труду. В Сибири он создает две комические, водевильные повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». К сожалению, надежды Достоевского с помощью этих произведений сразу же триумфально вернуться в литературу, полностью восстановить свое писательское имя не оправдались: ни тогдашняя критика, ни читательская публика сибирских повестей автора «Бедных людей» практически не заметили.

     В 1859 году Достоевский, полный замыслов, творческих планов и надежд, возвращается в Европейскую Россию. Ему было запрещено жить в столицах, и на первых порах писатель с женой и пасынком поселяются в Твери, но через несколько месяцев ему удается выхлопотать разрешение вернуться в Петербург. И с этого времени, с начала 1860-х годов происходит как бы второе рождение писателя. Впереди оставалась всего треть жизненного срока, за который суждено ему было создать свыше девяноста процентов своего творческого наследия, стать гением русской и всей мировой литературы.

     После возвращения в Петербург начинается журнальная и редакторская деятельность Достоевского. Вместе с братом Михаилом он основывает журнал «Время», ставший за короткое время одним из самых популярных периодических литературных изданий. Именно на страницах «Времени» появляются произведения, которые возвращают и увеличивают славу уже совсем почти забытому автору «Бедных людей», — «Униженные и оскорбленные» и «Записки из Мертвого дома». Но вскоре, весной 1863-го, журнал «Время» был запрещен, а основанный через некоторое время на его пепелище новый журнал братьев Достоевских «Эпоха» по разным причинам уже успеха такого ни читательского, ни, соответственно, финансового не имел, и через год его издание пришлось прекратить.

     И вообще 1864 год стад одним из самых черных в жизни Достоевского: один за другим умирают родные и близкие люди – жена, брат, друг и соратник по литературе поэт Aполон Григорьев, терпит крах журнальная деятельность, он попадает в жесточайшую и многолетнюю кабалу к кредиторам, Достоевский взял все долги умершего брата Михаила, должен был содержать нахального пасынка и заботится о семье брата,  все более мучительными становятся отношения с женщиной, которую он страстно любил — Аполлинарией Сусловой.

     Но  черная полоса, должна рано или поздно смениться белой, вскоре в судьбе Федора Михайловича наступает светлый  период, отмеченный двумя грандиозными событиями: он задумывает и пишет один из лучших своих романов «Преступление и наказание» и встречает на своем жизненном пути Анну Григорьевну Сниткину, которой суждено было стать его женой, матерью его детей и незаменимым помощником в творчестве до конца жизни.

     Сразу после свадьбы, в апреле 1867 года, спасаясь от кредиторов, Достоевский с молодой женой выехал, как он планировал, на несколько месяцев за границу. Добровольная эмиграция продлилась более четырех лет, они жили, в основном, в Дрездене и Женеве. На чужбине писатель создают один из самых своих любимых романов «Идиот », пишет повесть «Вечный муж», начинает работу над романом «Бесы». Летом 1871 года Достоевские возвращаются на родину. За границей у них родились две дочери — Соня (скончавшаяся вскоре после рождения) и Люба, а после возращения домой — сыновья Федор и Алексей (который тоже умер во младенчестве)4.

     После окончания работы над «Бесами» Достоевский вновь обратился к журнальной деятельности: сначала он становится редактором журнала «Гражданин», издаваемого князем В. П. Мещерским, на страницах которого выходят первые выпуски моножурнала Достоевского «Дневника писателя», а затем, в 1876 году, основывает и начинает единолично выпускать отдельное издание по типу ежемесячного журнала под таким названием. «Дневник писателя» имел необыкновенный успех у читателей, тираж его рос, умножая славу Достоевского — писателя и публициста. На страницах Дневника писателя публикуется ряд его новаторских художественных произведений, написанных в жанре «фантастического реализма»: «Бобок», «Кроткая», «Сон смешного человека».5

     В перерыве между уходом из «Гражданина» и основанием «Дневника писателя» Достоевский пишет роман-исповедь «Подросток», а в последние годы жизни из-под его пера выходит самое, может быть, грандиозное творение писателя — «Братья Карамазовы». Он собирался писать продолжение этого романа, но 28 января 1881 года жизнь гения оборвалась. 

2.1.  Издание  журналов «Время» и «Эпоха» 

      Издание братьями Достоевскими журналов «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865) стало заметным явлением общественной и литературной жизни России 1860-х годов. Хлопоты о разрешении издавать периодический орган Михаил Михайлович Достоевский начал в июне 1858 года, еще до возвращения брата Федора Михайловича из ссылки, по его просьбе. Разрешение было получено 3 июля 1860 года, а в сентябре газеты и афиши опубликовали объявление об издании журнала «Время» как журнала литературного и политического с пятью отделами.

      Подписка  в Петербурге и Москве принималась в книжных магазинах А. Ф. и И. В. Базуновых. Кроме того, она велась и через другие книжные магазины, редакцию журнала и департаменты разных министерств и учреждений. Для связей с подписчиками и по другим редакционным делам у Достоевских имелись штатные служащие. В редакции не только велся учет общих денежных сумм, получаемых с подписчиков, но и их географическая статистика — тщательный анализ читателей по губерниям и областям Российской империи.6

      Братья  Достоевские сами осуществляли подбор авторов, вели с ними переговоры. Значительна роль Михаила Михайловича в выработке общей линии и в редактировании журнала.

      Круг  авторов «Времени» можно условно  разделить на три группы. Первая группа — писатели, связанные с братьями Достоевскими еще с молодых лет, участники литературной и журнальной полемики 1830-1840-х годов. Одни из них (Тургенев, Некрасов, Григорович) печатались эпизодически, другие (Ап. Майков, Плещеев, Милюков и Порецкий) сыграли значительную роль в истории нового журнала. Вторую группу составляли сверстники братьев Достоевских, близкие им по социальному положению, но сблизившиеся с ними только в связи с изданием журнала: Полонский, Страхов, Ап. Григорьев и Разин. Все они стали влиятельными сотрудниками издания. Третью, наиболее многочисленную группу сотрудников журнала составила молодежь, сознательная жизнь которой пришлась на период, когда кончился гнет николаевского царствования и начался общественный подъем. В основном это были выходцы из провинции, происходившие из духовного сословия или мелкочиновничьей и мещанской среды. Для некоторых из них участие во «Времени» стало началом их литературной, научной или публицистической деятельности (П. Ткачев, С. Левитов, Н. Благовещенский, М. Владиславлев, В. Острогорский и другие). Со многими провинциальными авторами Достоевские переписывались, другие, переселившись в Петербург, постоянно общались с редакцией. Разность взглядов сотрудников обнаруживалась в редакционных спорах, которые позволяли согласовывать позиции, сглаживать противоречия.7

Информация о работе Публицистика Ф.М. Достоевского. "Дневник Писателя"