СМИ и органы государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 05:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение характера взаимодействия между органами государственной власти и средствами массовой информации с помощью пресс-службы, определение особенности этих отношений.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
определить место и роль средств массовой информации в политической сфере жизни общества;
рассмотреть структуру, функцию и деятельность пресс-службы – органа занимающегося взаимод

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Средства массовой информации: сущность и основные модели их взаимодействия с органами власти.
5
1.1. Сущность и отличительные черты СМИ. 5
1.2 Функции СМИ. 7
1.3 Влияние СМИ на общественное мнение. 9
ГЛАВА 2. Формы взаимодействия средств массовой информации и органов власти
11
2.1 Модели взаимодействия СМИ и власти. 11
2.2 Пресс-служба – как средство сотрудничества
властных структур и СМИ.

12
2.2.1 Пресс-службы органов власти как фактор
формирования и реализации политики.

13
2.2.2 Задачи и роль пресс-секретаря в работе
пресс-службы органов государственной власти.

15
2.2.3 Осуществление процесса коммуникации
между пресс-службой и СМИ.

17
2.2.4 Задачи, функции и структура пресс-службы. 17
2.3. Государственные программы содействия
средствам массовой информации.

25
ГЛАВА 3. Практические рекомендации работникам пресс-служб государственных органов власти для продуктивного взаимодействия со СМИ. Переговоры как форма государственного управления

28
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Приложения (на 8 листах)

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

    Органы  государственной власти – это  средство не только информирования общества, но и воспитания основных слоев населения  «с целью стимулирования к деятельному  и продуктивному участию в решении проблем локального и общественного масштаба»24. В основе взаимодействия общественности и органов власти, безусловно, лежит принцип коллективной ответственности, который требует делового партнерства и сотрудничества между населением, народными избранниками и органами исполнительной власти.

    Пресс-служба, являясь одним из средств массовой коммуникации, упрощает связь политических лидеров и масс, предотвращает  их отчуждение от политического руководства.

    Итак, пресс-служба органов государственной  власти решает следующие задачи:

  • обеспечивает полноту и оперативность информации о деятельности представляемой ею организации;
  • информирует руководителей о происходящих в мире, в стране событиях, анализирует общественное мнение;
  • создает оптимальные условия для работы (и отдыха) аккредитованных журналистов.

    В числе важных функций пресс-службы – разработка стратегии по отношению  к прессе, информационные консультации, подготовка информационных бюллетеней, текстов и документов для опубликования. Важнейшим условием эффективности работы любой организации сегодня является своевременная и достоверная информация. Пресс-службы информируют общество через СМИ, а также сообщают руководству об общественном мнении по какому-либо вопросу, о реакции общества на уже принятые решения, составляют аналитические обзоры. Таким образом, информационный центр – пресс-служба – сегодня становится ядром государственного учреждения, обеспечивая согласованность действий, выработку планов и достижение целей25.

    Не  стоит забывать, что важно не только сообщить нужную информацию, но и сообщить ее вовремя. Поэтому на местах актуальных событий и для более оперативной работы пресс-служба может создавать собственные субпресс-центры. Такую картину можно было наблюдать в Гватемале, когда российская делегация боролась за признание г. Сочи столицей «Зимних Олимпийских игр – 2014». Победа Сочи – во многом результат совместной работы представителей российской делегации, спортсменов, а также грамотно проведенной работы пресс-службы президента РФ.

    Внешнеполитическая деятельность любого государства не может быть осуществлена без доведения до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о его позициях по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах и действиях. Формирование за рубежом позитивного отношения к государству, дружественного отношения к нему не может быть обеспечено без информирования о достижениях страны в области науки, культуры, других проявлений интеллектуального творчества. Неотъемлемым элементом соответствующей работы являются целенаправленные усилия по широкому разъяснению за рубежом сути внутренней политики государства и происходящих в стране процессов.

    Актуальным  становится расширение влияния на общественное мнение за рубежом через глобальную систему интернет, которая уже стала одним из факторов политической деятельности. Поэтому органы власти придают сегодня большое значение интернет-порталам и сайтам, которые создаются при совместном участии сотрудников пресс-службы и технических специалистов интернет-департамента26. Однако аналитики пресс-службы в органах власти пока не включают интернет-издания в свои обзоры. Часто сайты являются лишь электронной версией печатных изданий. Сотрудники пресс-службы в редких случаях используют их информацию, только лишь тогда, когда не имеют возможности найти нужную информацию в печатном варианте.

    Стоит отметить, что одна из наиболее важных функций в пресс-службах –  это информационно-аналитическая. Она  направлена на выработку информационной политики по конкретным направлениям государственной деятельности. Информационно-аналитическая функция включает в себя тщательное исследование внешне- и внутриполитических событий, анализ конкретных ситуаций при осуществлении государственной политики, подробную оценку общественного мнения, настроений, реакций населения, подготовку аналитических данных для принятия наиболее эффективных государственных решений.

    Таким образом, пресс-служба доводит до представителей власти сведения о состоянии общественно  мнения, о существующих настроениях  в стране, является важным звеном в системе взаимодействия власти и общества. Каждое утро сотрудники пресс-службы администрации президента РФ и правительства РФ начинают с изучения печатных (газеты, журналы) и электронных (телевидение) СМИ. На основе анализа формируется «информационная картина дня», создается аналитический обзор материалов. Ежедневно президент РФ и руководители правительства РФ получают полный отчет об обстановке в стране и в мире, а также предполагаемые прогнозы на будущее.

    Коммуникационный  потенциал государственной власти заключается не только в наличии эффективных информационных каналов, с помощью которых власть может объяснять обществу свои решения, но и в установлении обратной связи с обществом, которая позволяет слышать запросы различных социальных групп, анализировать и корректировать государственную информационную политику. Пресс-служба, будучи одним из важнейших факторов взаимодействия государственной власти, средств массовой информации и общества, помогает налаживать корректную работу информационных каналов, способных проводить наиболее действенную информационную политику государства, организовывает связь органов государственной власти со средствами массовой информации и гражданами страны, является одним из ресурсов проведения государственной политики27.

    2.3. Государственные программы содействия

    средствам массовой информации

    В последние десятилетия мир переживает период перехода от «индустриального общества» к «обществу информационному». Происходит кардинальная смена способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений.

    Уровень развития информационного пространства общества решающим образом влияет на экономику, обороноспособность и политику. От этого уровня в значительной степени  зависят поведение людей, формирование общественно-политических движений и социальная стабильность.

    Информационное  пространство представляет собой всю  совокупность отношений между носителями информации и ее получателями. СМИ  являются основными носителями информации.

    Использование массовых источников информации обеспечивает более полный охват населения, особенно это, важно, когда информация носит общемировой или общенациональный характер. Зачастую такая глобальная информация несет в себе опасность недостоверной подачи, что приводит к искажению действительности и простому манипулированию.

    При всей своей значимости СМИ находятся  в сложной ситуации.

    По  настоящему независимые средства массовой информации – это не реальная задача. Как правило, основной источник давления на СМИ – материальное обеспечение. Для обеспечения материальной независимости СМИ они нуждаются в государственных программах содействия их деятельности.

    Действия  государства, направленные на поддержку  СМИ, в значительной мере регулируются нормами Федерального закона от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации». С целью облегчения финансового состояния СМИ государством вводится ряд льгот. Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции.

    Освобождаются от налога на добавленную стоимость  услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических  печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.

    Не  подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

    Не  подлежит налогообложению прибыль, полученная полиграфическими предприятиями  и организациями от оказания услуг по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, продукции средств массовой информации, в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

    Не  подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями и организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции и направленная ими на финансирование капитальных вложений по их основному профилю. Не облагаемая налогом доля прибыли, направляемой на эти цели, не ограничивается.

    Периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и  вывозимые с этой территории редакциями средств массовой информации и издательствами, освобождаются от таможенной пошлины и сборов, связанных с импортом и экспортом.

    Бумага, полиграфические материалы и  полиграфические носители, аудио– и видеоинформация, технологическое и инженерное оборудование, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, полиграфическими предприятиями и организациями и используемые ими для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, освобождаются от таможенной пошлины.

    Редакции  средств массовой информации, издательства, информационные агентства, телерадиовещательные компании пользуются услугами организаций почтовой, телеграфной и телефонной связи по тарифам, предусмотренным для бюджетных организаций28.

 

     ГЛАВА 3. Практические рекомендации работникам пресс-служб государственных  органов власти для  продуктивного взаимодействия со СМИ. Переговоры как форма государственного управления

    В практике информационной работы, как  и во всякой работе, связанной со столкновением различных интересов, возникает бесчисленное множество  конфликтов – больших и малых, острых и вялых, краткосрочных и затяжных. Было бы наивно думать, что все конфликты можно разрешить «мирным путем», то есть за столом переговоров. Однако представитель органа государственной власти или местного самоуправления просто обязан предпринимать попытки поиска компромисса в любой сложной ситуации. Потому что переговорный процесс является важнейшим механизмом совместного функционирования институтов гражданского общества, построение которого провозглашено целью российской государственной политики.

    Говоря  о переговорном процессе, следует подчеркнуть, что это – управленческий процесс, и переговорная работа, проводимая представителями государственной власти, так же как и работа информационная, является одной из форм государственного управления. Далее речь будет идти не о переговорах вообще, а именно о переговорах, которые приходится вести пресс-секретарям, то есть о переговорах представителей пресс-служб с другими участниками информационного процесса.

    Семантические особенности переговоров  с представителями  СМИ

    Первая особенность переговоров с журналистами и редакторами, которую называют семантической особенностью, – явное преобладание словесной оболочки над сутью обсуждаемых проблем. Оно и неудивительно, ведь профессиональные работники слова привыкли ежедневно оттачивать формулировки, выражающие все и вся, выискивать скрытые смыслы и неожиданные сочетания слов и смыслов, – или, как говорят сами журналисты, работать над словом.

    Здесь таится большая опасность, поскольку  есть все шансы «заболтать» реальные проблемы, подменив их остроумными, но оторванными от жизни формулировками и утопив в море каламбуров, афоризмов и уместных цитат. Но эта же особенность открывает перед грамотным сотрудником пресс-службы и новые возможности. Главные среди этих возможностей – эффективность семиотической аргументации, а также допустимость апелляции к эмоциям и даже к творческому воображению партнера по переговорам.

    Например, нужно постараться привлечь внимание партнеров по переговорам из числа журналистов и редакторов СМИ на интересовавшем вас аспекте проблемы или даже убедить их принять то или иное решение, сформулировав суть предложения в форме хлесткого заголовка. Лучше сразу сказать прямо: «Если бы мы с вами захотели написать о наших переговорах, статья называлась бы так: …» Или: «Я так и представляю себе заголовок: …» Разумеется, в качестве «заголовка» пресс-секретарем предлагалось удобное решение, но в красивой, остроумной и одновременно лестной для партнера по переговорам словесной оболочке.

Информация о работе СМИ и органы государственной власти